Характеристика монополии как рыночной среды. Рыночное равновесие в условиях монополии в краткосрочный период. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика монополии как рыночной среды. Рыночное равновесие в условиях монополии в краткосрочный период.



Монополия– это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции, т.е. монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности. При монополии на рынке нет конкуренции, и функционирует только одна фирма-монополист, которая производит уникальную, не имеющую аналогов продукцию и защищена от выхода на рынок других компаний.

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

· установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;

· значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;

· укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;

· политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Характерные черты монополии заключаются в следующем: 

· вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;

· компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;

· производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;

· производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;

· покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

Равновесие монополиста в краткосрочном периоде достигается путем максимизации прибыли или минимизации убытков. Для установления оптимальной комбинации «цена – количество продукта» можно использовать методы сопостав­ления предельного дохода и предельных издержек.

Монополист максимизирует прибыль или минимизирует убытки, производя такое количество продукта, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Причем, цена определяется спросом, а не предельным доходом.

Поскольку фирма-монополист представляет отрасль, то равновесие монополии в краткосрочном периоде одновременно является и равновесием в долгосрочном периоде.

Отличительные черты административной, искусственной и естественной монополии.

Выделяют следующие виды монополий:

· естественная монополия;

· искусственная монополия;

· административная (государственная) монополия.

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как ценовое маневрирование, хозяйственный бойкот, демпинг цен, промышленный шпионаж, спекуляция ценными бумагами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.006 с.)