Как измеряется степень степень концентрации производства?Какие показатели применяются? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как измеряется степень степень концентрации производства?Какие показатели применяются?



Как измеряется степень концентрации

Концентрация – сосредоточение доли рынка в руках одной фирмы или группы фирм.

При определении степени концентрации в отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности компаний: размеры оборота, число за­нятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зре­ния антимонопольной политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма. Для измерения рыночной доли ведущих фирм экономистами предложен ряд индексов. Самым распространенным из них является индекс Херфиндаля-Хиршмана (Ihh): Ihh = (X1)2+(X2)2 +...+(Хn)2, где X. — доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах. Чем выше степень концентрации в отрасли, тем больше будет и значение индекса. Так, при чистой монополии, когда все сто процентов рынка контролируются одной фирмой, он достигнет своего максимума 10 000 ((100)2= 10000). Если же в отрасли действует, скажем, более десяти тысяч фирм равного раз­мера (то есть фактически сложились условия совершенной конку­ренции), индекс упадет ниже единицы. Обычно рынок считается безопасным с точки зрения монопо­лизации, когда Ihh < 1000. По формуле видно, это условие выполняется, если доля круп­нейшей из фирм меньше 31%, двух крупнейших - 44%, трех - 54%.

Уровень концентрации – показатель, отражающий суммарную долю определенного числа крупнейших фирм.

Степень концентрации и её измерение (индекс Херфиндаля-Хиршмана).

+Хотя степень концентрации производства является не единственным фактором, определяющим тип рыночной структуры, чаще всего именно она выступает основным фактором. Поэтому измерение концентрации рынка является начальным шагом в его характеристике. Простейшим показателем в этом отношении может служить индекс концентрации, показывающий процентное соотношение рыночных долей одной фирмы или групп фирм. Для оценки монопольной власти также используют показатель, определяющий степень концентрации рынка на основе индекса Херфиндаля — Хиршмана (I). При его расчете используют данные об удельном весе продукции предприятия в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции предприятия в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. При расчете индекса все предприятия ранжируются по удельному весу от наибольшего до наименьшего:

IHH - индекс Херфиндаля — Хиршмана;

S1 — удельный вес самого крупного предприятия;

S2 — удельный вес следующего по величине предприятия;

Sn - удельный вес наименьшего предприятия.

 

31. Дайте характеристику политике ценовой дискриминации. Приведите графическую интерпретацию и практические примеры.

Формы несовершенной конкуренции многообразны. Наихудшим для потребителя случаем

является монополия, практикующая ценовуюдискриминацию. Ценовая дискриминация состоит в том, чтоодинаковые товары фирма продает различным покупателям поразнымценам, в зависимости от их платежеспособности. Этопроисходит при следующих предпосылках:

1) если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной

власти, обеспечивающей ему контроль над производством

и ценами;

2) если можно сегментировать рынок — разбить покупателей

на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса

по цене;

3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать

его дороже.

Цены могут различаться в зависимости от:

— качества товара или услуги;

— объема потребления (скидки оптовым покупателям);

— дохода покупателя, если он известен продавцу;

— времени покупки (дневное или ночное время, будни или

выходные, разгар или конец сезона и т. д.).

Таким образом, на один и тот же товар существует множествоцен, причем различия цен никак не связаны с различием издержек. На первый взгляд, фирма, практикующая ценовую дискриминацию, кажется нетипичной. Однако в реальной жизни элементы такогоповедения встречаются на каждом шагу. Это — билеты в кинотеатрна дневные и вечерние сеансы, плата за электричество дляфирм и домохозяйств, билеты в музей для взрослых, детей, студентов, военнослужащих и пенсионеров, индивидуальные и групповыеавиабилеты и т. д. Во всех этихслучаях фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают часть потребительского излишка.

Допустим, что всех посетителей музея делят на две большиегруппы — российских граждан и иностранцев; российские гражданеделятся еще на три группы — дети, студенты и взрослые. Такимобразом, выделяется четыре категории потребителей — дети, студенты, взрослые, иностранцы. Для каждой категорииназначаетсясвоя особая цена. Допустим (рис. 8—10), дети платятРE, студенты—P1, взрослые — Р2, а иностранцы — Р3. Таким образом, фирма, используяценовую дискриминацию, присваивает значительную частьпотребительского излишка (заштрихованные секторы), устанавливаяцены выше равновесного уровня РЕ. В предельном случае дискриминирующаяфирма стремится полностью "проглотить" потребительскийизлишек. При этом заштрихованный сектор стремится заполнить всепространство фигуры РЕ АЕ. Этот крайний случай представлен в моделисовершенной ценовой дискриминации (рис. 8—11).

Так как цена ипредельный доход равны для любой единицыпродукции, то кривая предельного дохода совпадет с кривой спроса. Поэтому монополист, практикующий дискриминацию, получит нетолькоприбыль, обычную длямонополиста (АВСРмон), но и дополнительнуюприбыль Рмон АРmax. Это наблюдается в деятельности хорошознающих своих клиентов частнопрактикующих юристов и врачей, чем в значительной степени и объясняются их высокие гонорары.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.008 с.)