Условия совершенной конкуренции. Особенности рынка совершенной конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия совершенной конкуренции. Особенности рынка совершенной конкуренции.



Условия совершенной конкуренции. Особенности рынка совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция предполагает выполнение сле­дующих условий:

1. Однородность продукции.

2. Малые размеры.

3. Отсутствие барьеров.

4. Совершенная информация.

Особенности рынка совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени соответствует основным принципам организации рыночной экономики, «чистому», модифицированному рынку. Основные черты рынка совершенной конкуренции:

-значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;

-объемы производства и предложения отдельного производителя составляют столь незначительную долю в общем объеме предложения, что отдельная фирма не может повлиять на цену;

-всеми продавцами предлагается однородная, стандартная, унифицированная продукция;

-все участники рынка (продавцы и покупатели) обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке;

-мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее: любая фирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

-Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.

-Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (поштучно).

-Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса..

-Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции.

Поведение фирмы совершенного конкурента в краткосрочный период в условиях максимизации прибыли.

Производство ради максимизации прибыли

Нацеленное на максимизацию прибыли производство возможно в тех ситуациях, когда цена превышает величину средних совокуп­ных издержек (Р > АТС min).

При такой цене фирма более чем покрывает свои расходы (рис. 5.4). цена (Р) превышает минимальную величину средних сово­купных издержек (АТС min), поэтому принципиально возможно полу­чение прибыли.

Точнее, фирма получает прибыль в зоне между точками 1 и 2 (их принято называть критическими точками), где кривая цен лежит выше уровня издержек, или, что то же самое, при объеме производ­ства от Q1, до Q2. По размерам же прибыль равна разнице цены и средних общих издержек (Р-АТС), умноженной на избранный объем производства Оп, т.е. П=(P-ATC) * Qn

Графически прибыль представлена на рис. 5.4 площадью зашт­рихованного прямоугольника.

В такой форме особенно четко видны два принципиальных пути повышения прибыли. Этого можно достигнуть:

■ повышая среднюю прибыль An, т.е. заключенную в каждом проданном товаре Величину прибыли,
■ увеличивая размер реализации, т.е. число проданных товаров

Если вновь посмотреть на заштрихованный прямоугольник, отражающий величину прибыли на рис. 5.4, то первый путь графиче­ски выразится в увеличении его высоты, а второй — длины.

 3. Поведение фирмы совершенного конкурента в краткосрочный период в условиях минимизации убытков.

Разница между количеством товара, соответствующим LAТCmin, и количеством, выпускаемым фирмой, называется избыточной мощностью.

Основные черты:

· Продукция на таком рынке может быть однородной (например, алюминий), а может быть дифференцированной (автомобилестроение). Тогда различают чистую и дифференцированную олигополии.

· На долю олигополии приходится большая доля рынка. Например, в Америке действует всего лишь восемь компаний, производящих оборудование для фотосъемок. На их долю приходится 85% рынка.

· Предложение на рынке сосредоточено в руках нескольких крупных предприятий, определяющих объемы продаж и цены.

· Очень высокие барьеры для входа на рынок. Связанно это с тем, что олигополии в основном возникают в высокозатратных сферах деятельности, где участники рационально используют ресурсы. Кроме того, для вхождения на рынок могут потребоваться государственные разрешения, лицензии, патенты, что также требует определенного количества времени и денежных затрат.

· Крепкая взаимосвязь игроков олигополии приводит к ограниченному контролю цен. Изменять цены могут только наиболее крупные игроки при определенных условиях.

ЗАМЕЧАНИЕ Олигополия является одной из самых распространенных форм рыночных структур. Обычно она формируется в ходе естественной саморегуляции рынка, когда слабые предприятия постепенно теряют своих покупателей и объявляют себя банкротами. Иногда, участники рынка могут договориться и разорить конкурента, а затем купить его полностью, либо выкупить контрольный пакет акций. Постепенное поглощение более слабых предприятий приводит в итоге к формированию крупных корпораций, которые делят между собой рынок. Помимо конкуренции, олигополии формируются под влиянием масштабирования бизнеса. Так как вышеперечисленные отрасли являются высокозатратными, то только за счет увеличения масштабов производства предприятиям удается окупать своих расходы и получать прибыль. Крупные масштабы предприятий позволяют им сохранять высокие барьеры входа на рынок для новичков, так как для них практически нет свободной доли рынка.

 

Особенностью олигополии является взаимное влияние участников рыночной структуры друг на друга. Компании могут договариваться между собой о ценах, а могут действовать самостоятельно.

Основные разновидности олигополий:

1. Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия. В этом случае возникает ломаная кривая спроса, то есть резкое изменение условий ведения бизнеса, вызванное ответными действиями конкурентов. Для избегания подобной ситуации фирмы, как правило, резко не меняют цены, что позволяет избежать конкурентных войн, но снижает эффективность фирмы.

2. Картель (сговор) фирм, ориентирующихся не на достижение равновесия Курно, а на долгосрочное монополистическое равновесие. Соответственно цены и объем производства устанавливаются на том уровне, который избрала бы монополия. После достижения цели участники картеля делят между собой полученную монополистическую прибыль (более высокую, чем прибыли олигополистические). Картели в большинстве стран мира, включая Россию, запрещены.

3. Картелеподобная структура рынка (или «игра по правилам»), при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение в отрасли равновесия Курно или близкого к нему состояния. Фирмы получают при этом олигополистическую прибыль.

Курно исследовал состояние «стабильного» равновесия рынка, когда каждая фирма максимизирует собственную прибыль, предполагая, что объем выпуска конкурентов «фиксирован», и другим фирмам не выгодно отклониться от равновесия для получения «мгновенной прибыли», т. е., в современных терминах – статичное равновесие при полной информации.

 

Модель Курно

Модель Курно анализирует поведение фирмы-дуополиста исходя из допущения, что ей известен объем выпуска продукции, который ее единственный конкурент уже выбрал для себя. Задача фирмы состоит в том, чтобы определить собственный размер производства, сообразуясь с решением конкурента как с данностью.

Лидерство в ценах.

Состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма, затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли, но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных.

Ценообразование по схеме «издержки плюс».

Предполагает, что фирмы, отрасли ориентируются на примерно одинаковый, «нормативный» процент прибыли по отношению к издержкам. Поскольку за долгие годы противоборства на рынке каждый олигополист успевает хорошо узнать уровень издержек конкурентов, ему становится легко предсказывать и их цены. Появляется и чёткий критерий оценки степени агрессивности ценообразования. Как только процент прибыли какой-то компании резко снижается по сравнению с принятым в отрасли, фирмы-конкуренты воспринимают это как «объявление войны» и начинают ответные действия.

 

Естественная монополия

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как ценовое маневрирование, хозяйственный бойкот, демпинг цен, промышленный шпионаж, спекуляция ценными бумагами.

Рента и арендная плата.

Арендной платой называется вознаграждение за пользование землей, выплачиваемое арендатором землевладельцу. Или, ины-мим словами, плата за уступку землевладельцем арендатору час­ти из пучка прав собственности на землю. Экономической основой арендной платы является рента. Вместе с тем количественно рента и арендная плата различаются. С одной стороны, не все виды ренты входят в арендную плату (скажем, дифференциальную ренту II арен­датор не передает землевладельцу). С другой стороны, арендная плата, являясь суммарной, совокупной величиной выплат за пере­дачу в аренду конкретного земельного участка, часто включает пла­тежи нерентного происхождения. Так, участок обычно сдается вме­сте с находящимися на нем постройками, оборудованием и даже с инвентарем. Плата за эти компоненты с точки зрения теории долж­на рассматриваться как процент: ведь здесь передается в пользова­ние фактор капитал, а не земля.

+Арендная плата выступает как рыночная цена передачи права пользования землей и оказывает решающее воздействие на объе­мы спроса и предложения на землю.

47. Равновесие на рынке земли. Чему равна цена земли?

Рынок земли - это рынок, на котором объектом купли-продажи является пользование земли, предоставляемой в аренду.

Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. Факторами, влияющими на предложение земли, являются плодородие и положение. Поэтому когда мы говорим об ограниченности земли, мы имеем в виду землю определенного качества, расположенную в определенном месте.

Равновесие на рынке земли устанавливается в точке пересечения спроса и предложения земли.

Фиксированный характер предложения земли означает, что кривая предложения абсолютно неэластична. Если на оси абсцисс отложить количество акров земли, а на оси ординат — цену акра земли, то кривая предложения земли будет представлять линию, параллельную оси ординат. Это означает, что предложение земли не может быть увеличено даже в условиях значительного роста цен на землю, т.к. объем земли ограничен.

Для того чтобы определить, какая цена реально установится, необходимо проанализировать спрос, который в данном случае играет активную роль, ведь только от него будет зависеть уровень цен на землю.

Спрос на землю неоднороден. Он включает два основных элемента — сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос.

Сельскохозяйственный спрос на землю является в условиях развитого рыночного хозяйства производным от спроса на продовольствие. Он складывается из спроса на продукцию растениеводства, животноводства и т. д.

Если на оси абсцисс мы отложим количество акров земли, а на оси ординат — цену за акр земли, то кривая сельскохозяйственного спроса на землю и будет иметь отрицательный наклон. Это связано с тем, что по мере вовлечения земли в хозяйственный оборот (при данном уровне развития техники и технологии) мы должны будем переходить от лучших по плодородию земель к средним и даже худшим (Закон уменьшающегося плодородия).

Кривая несельскохозяйственного спроса также имеет отрицательный наклон, так как связана главным образом с местоположением, и здесь также есть свои ограничения, так как приходится использовать не только земли в центре города, но и на окраинах.

Земельная рента — это плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено.

Предложение земли абсолютно неэластично. Поэтому, если мы на оси абсцисс отложим земельную площадь (определенное количество акров земли), а на вертикальной оси — ренту (сумму денег, которую арендаторы ежемесячно выплачивают за каждый акр), то
кривая предложения S будет параллельна оси ординат. Кривая спроса D0 будет иметь отрицательный наклон вследствие действия закона уменьшающегося плодородия.

Пересечение кривой спроса D0 с кривой предложения S определяет равновесие на рынке земли. R0 означает уровень ежемесячной ренты за один акр земли. Площадь OQ*E0R0 представляет собой совокупную ренту за всю используемую в данном обществе землю. Изменение спроса на основной продукт питания (пшеницу) повысит ежемесячную ренту за один акр земли с Ro до R1 Это приведет и к увеличению чистой экономической (абсолютной) ренты до площади 0Q*E1R1. В случае падения спроса на пшеницу ежемесячная земельная рента за акр земли уменьшится до R2 и абсолютная рента сократится до 0Q*E2R2.

Чему равна цена земли

Цена земли - это ценность бессрочного вложения капитала. Поэтому, используя формулу геометрической прогрессии со множителем, который меньше единицы, но больше нуля, а именно 1 / (1 + i), имеем:

PL = R / i

где R - годовая рента;

i - рыночная ставка процента. (Для простоты расчета будем считать их неизменными во времени.)

Если рента равняется 400 руб., а ставка процента - 5, то цена земли следующая: 400 / 5% = 400 х 100/5 = 8000 руб.

Цена земли = (Величина земельной ренты / Норма процента) х 100%

Цена земли рассчитывается как отношение величины земельной ренты к норме процента (ссудного процента). Из формулы вид­но, что цена земли прямо пропорциональна величине земельный ренты и обратно пропорциональна норме процента. Эти два пока­зателя определяют средний уровень цены земли. Однако измене­ние величины земельной ренты при прочих равных условия ведет к росту цены на землю, при этом нельзя упускать из вида влияние на цену спроса и предложения на рынке

Таблица организационно-правовых форм предприятий

 

Условия совершенной конкуренции. Особенности рынка совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция предполагает выполнение сле­дующих условий:

1. Однородность продукции.

2. Малые размеры.

3. Отсутствие барьеров.

4. Совершенная информация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.03 с.)