Конспект занятия « Как наши предки Р усь от врагов защищали » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект занятия « Как наши предки Р усь от врагов защищали »



Задачи:

o дать представление об укладе жизни древних славян;

o объяснить детям этимологию слов «защитники Отечества», «славяне»,

«предки»;

o закрепить и расширить знания детей о силе и славе богатырской Руси,

о ее народных героях-богатырях - Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче;

o воспитывать интерес к истории Родины, уважение к предкам.

Материал: иллюстрации (внешний вид и древние поселения славян, занятия предков – охота, земледелие, рыболовство, оружие богатырей – щит, меч, булава, палица); репродукция картины «Богатыри» В.М. Васнецова;

Ход занятия:

Воспитатель: Кто такие предки? Кого вы можете так назвать? (Для нас предки – это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и прапрадедушки.)

Воспитатель рассказывает, что давным-давно на месте городов и деревень находились непроходимые леса, полные зверей и птиц, равнины, реки, горы. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне (показывает иллюстрации).

Воспитатель: На что по звучанию похоже слово «славяне»? (Это слово напоминает слова «слава», «славный».)

- Да, славяне – это славный, хороший, добрый народ. Им нужно было где-то жить, и поэтому места для проживания они выбирали рядом с лесами и реками.

Воспитатель предлагает ребятам подумать, почему славяне в древности селились в лесах и вблизи рек. Затем обобщает ответы детей и объясняет, что в лесу можно было охотиться, собирать грибы и ягоды, в реках – ловить рыбу. Они разводили домашних животных, а, расчистив участок леса, выращивали хлеб.

Рассматривают иллюстрацию древнего поселения.

- Каждая семья выбирала себе место для строительства жилья, желательно на пригорке, чтобы вода не затопила жилище. Рядом должны были быть леса. Есть такая пословица «У леса жить – голодным не быть». Рядом с жилищем обязательно должна быть река или озеро или река.

- В семьях было много детей, дети создавали свои семьи, людей становилось все больше. Стали появляться деревни и села, всем вместе было легче вести хозяйство и помогать друг другу, ведь родные люди, родственники всегда помогают друг другу. Каждое поселение огораживали забором. А за забором был ров, наполненный водой.

Воспитатель:  Что означает слово «крепость»?

- Как вы думаете, от кого крепость защищала своих жителей?

- Наши предки – славяне – были дружелюбные, но на них часто нападали враги, опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен, а жители крепости оборонялись. Когда нужно было защищать свои земли, родных, славяне становились отважными воинами и не жалели жизни. Многие из славян отличались необыкновенной физической силой. Затем жителей становилось все больше и больше, и люди стали строить свои дома за стенами крепости. Русь росла, но враги становились опаснее и сильнее, и тогда, чтобы дать отпор врагам, славяне решили объединиться. Так и образовалась Русь. Родную землю и свой народ нужно было защищать. Назывались защитники земли русской богатырями.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри,(Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

- А каких вы знаете богатырей?

- В былинах воспеты богатыри. А вот, как они выглядели.

Воспитатель показывает детям картину В.М. Васнецова «Богатыри»:

- Кто изображен на картине?

- Какой богатырь самый могучий?

- Какой самый мечтательный?

- Кто держит меч?

- Куда смотрит каждый из богатырей?

- Чем вооружены богатыри? (Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации с изображением оружия: щит, меч, булава, палица.)

- Что надето на богатырях?

- Для чего нужна кольчуга?

- Для чего нужен шлем на голове?

- Что охраняют богатыри?

- Для чего нужен был верный конь?

- Как можно назвать эту картину?

- Да, дети, эта картина называется «Богатыри», и написал ее художник В.М. Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев.

Дидактическая игра «Собери богатыря в путь – дорогу…»

Воспитатель раздает детям карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат и т. д. И детям предлагается выбрать правильный вариант.

Воспитатель предлагает детям послушать песню А. Пахмутовой «Богатырская наша сила» и  обсудить, какие чувства она вызывает.

Воспитатель: Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской? (Им помогали храбрость, сила, умение.) Да, именно за силу, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине, самоотверженность и любит народ своих богатырей, славит и чествует, складывает песни об их подвигах. Называются песни былинами.

Воспитатель: Как вы думаете, от какого слова произошло слово «былина»? Откуда еще мы узнали о богатырях? В каких русских народных сказках рассказывается о богатырях?

Воспитатель предлагает послушать пословицу: «Родина – мать, умей за нее постоять».

- Почему Родина названа матерью?

- Что значит уметь за нее постоять?

- Да, родная земля может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только за щитить себя не может. Защита Отечества – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.

    Можно предложить продуктивную деятельность (лепку, аппликацию, рисование).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.009 с.)