Показатели использования автомобильного транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели использования автомобильного транспорта



Для планирования, учета и анализа работы ПС установлена система технико-экономических показателей, позволяющих оценить эффективность использования АТС и результаты их работы.

Списочным парком АТО называется весь ПС, числящийся на балансе организации:

АСПТР


где Ат – число АТС, готовых к эксплуатации; Ар – число АТС, требующих ремонта либо находящихся в ремонте или техническом обслуживании.

Число АТС, готовых к эксплуатации:

АТЭПР

где АЭ-число АТС, находящихся в эксплуатации (на линии); Апр – число АТС, находящихся в простое из-за отсутствия работы, топлива, водителей и по другим организационным причинам.

Для учета использования парка за определенный период времени используют показатель автомобиледень – АД, представляющий собой сумму всех дней нахождения ПС в данном состоянии. Например, для определения автомобиле-дней простоя в ремонте и ожидании ремонта за определенный период времени:

АДрр1р2+…+Дрn

где Др1р2рn – количество дней простоя в ремонте и ожидании ремонта первого автомобиля, второго и т.д.

Эффективность работы парка ПС удобно оценивать коэффициентами.

Коэффициент технической готовности определяет долю исправного (готового к эксплуатации) ПС в парке и характеризует техническое состояние парка АТС:

a ТТСП=АДТ/АДСПТК

где АДт – продолжительность в автомобиледнях готовности АТС к эксплуатации; АДСП – списочные автомобиледни; Дт – дни пребывания АТС в готовом для эксплуатации состоянии; Дк – число календарных дней.

Продолжительность готовности АТС к эксплуатации

АДт=АДСП-АДРЕМ-АДТО,

где АДРЕМ, АДТО – продолжительность простоя ПС в автомобиледнях в связи с ремонтом и техническим обслуживанием соответсвенно.

Коэффициент выпуска характеризует долю парка ПС, находящегося в

эксплуатации (на линии) относительно календарного времени:


a ВэСП=АДЭ/АДСПЭК,

где Дэ – число дней в эксплуатации АТС.

Коэффициент использования характеризует долю парка ПС, находящегося в эксплуатации (на линии) относительно рабочего времени:

a И =АДЭ/АДРЭР

где ДР – число рабочих дней за рассматриваемый календарный период.

В отличие от коэффициента выпуска коэффициент использования более объективно оценивает эффективность использования ПС, так как учитывает режим работы АТО.

Пробегом называют расстояние, проходимое ПС за определенный период времени.

Общий пробег подразделяется на: производительный (груженый) и непроизводительный, который может быть порожний (холостой) и нулевой.

Нулевой пробег – это пробег, который необходимо совершить ПС для прибытия из АТО на первый пункт маршрута и возвращения после завершения работы на линии в АТО. К нулевому пробегу относятся также все заезды автомобиля, несвязанные с выполнением транспортного процесса,

- на заправку, ТО, на ТР и т.д.

Доля производительного пробега в общем пробеге ПС оценивается коэффициентом использования пробега

b =LП/LОБ,

Где Lп, Lоб – производительный и общий пробег АТС соответственно.

Производительным пробегом для грузовых АТС является пробег с грузом (груженый), для пассажирских маршрутных перевозок – пробег на маршруте.

При расчетах различают коэффициент использования пробега: за ездку

b еl Е. Г. /(l Е. Г. +  l х)

 


Где l Е. Г.


- пробег с грузом за ездку;


l х   - пробег без груза за ездку:


за рабочий день


 

b р . д. = L П /(L П + L Х + L Н)


 

где Lх – пробег без груза за рабочий день; Lн – нулевой пробег за рабочий день.

Время пребывания АТС в наряде

Тнм+tн

где Тм – время работы на маршруте; tн – время на выполнение нулевого пробега.

Средняя продолжительность пребывания АТС в наряде за сутки характеризует эффективность использования автомобильного парка по времени и считается как отношение общего количества автомобилечасов пребывания в наряде за отчетный период к общему количеству автомобиледней эксплуатации.

Время работы на маршруте определяется из соотношений: для грузовых перевозок

е
Т м   = å t д в    + å t пр   = (L Г   + L Х   )/ v Т   + å t пр   = (L Г   + L Х   )/ v Э   =


е
= n [(l


 

Е. Г.


+ l Х


)/ v Т


+ t п - р


]= n [ l


 

Е. Г.


/(b


Е v Т


)+ t


п - р ]


 

для пассажирских перевозок


Т М   = å t д в   + å t П. П. К


L м  v Т  t П. П. К


= L м    / v Э   = n е   (l м    / v Т   + t П. П. К   )


где L Г


- пробег с грузом за рабочий день; v Э


- эксплуатационная


 

скорость движения; n е   - число ездок (рейсов), выполняемых ПС за смену;

 


t П. П. К


- время простоя автобуса на промежуточных и конечных остановочных


 


пунктах; L м


- пробег по маршруту за смену; l м


- длина маршрута.


При организации и планировании работы ПС различают техническую и эксплуатационную скорости движения.

Средняя техническая скорость измеряется количеством километров, которое проходит автомобиль в среднем за час, и определяется отношением общего пробега за данный период ко времени движения, затраченного на этот пробег, по формуле


 

 

Где


 

L общ - общий пробег;


v Т  L общ / T дв,


 

T дв - время движения.

При ее расчете во время движения включаются все кратковременные остановки, связанные с регулированием движения (остановки у светофоров, переездов и т.д.).

Средняя техническая скорость движения зависит от совокупности различных технико-эксплуатационных факторов (тяговые и тормозные качества, управляемость и устойчивость, маневренность, надежность и т.д.) условий, в которых работает ПС (тип дорожного покрытия, ширина проезжей части дороги, время суток и период года, метеорологические и климатические условия, квалификация водителей).

Средняя эксплуатационная скорость движения – это условная скорость движения ПС за время его нахождения на линии, определяемая отношением общего пробега ко времени работы автомобиля на линии, т.е. ко времени движения и времени простоев в пунктах погрузки и разгрузки, и определяется по формуле

v э   = L общ   / T н   = L общ   /(T дв   + T пр  )

При одной и той же величине средней технической скорости и времени простоя под погрузкой и разгрузкой уровень эксплуатационной скорости изменяется в зависимости от расстояния перевозки груза. Это вызывается тем, что чем меньше расстояние перевозки, тем больше ездок делает автомобиль и, следовательно, тем большую часть времени в наряде составляет время простоя под погрузкой и разгрузкой, и, наоборот, с увеличением расстояния перевозки удельный вес простоев в общем времени в наряде снижается. На уровень эксплуатационной скорости влияет также коэффициент использования пробега.

Зависимость между эксплуатационной и технической скоростью движения выражается по следующей формуле


v э =


 

l е. г.


v Т ×  l е. г.

+ b × v Т


 

×  t п - р


Для пассажирских перевозок важное значение имеет такой показатель, как скорость сообщения, который характеризует среднюю скорость доставки пассажиров и определяется из соотношения

v c   = l м    /(t д в + t п. п.  )


где t п. п.


- время простоя на промежуточных остановках на маршруте.


На практике чаще приходится на основании заданного времени работы ПС на маршруте определять возможное число ездок.

n e   = I N T { T M    /[ l Е. Г  .   /(b Е v Т   )+ t П. - Р.  ]}

где INT – функция, возвращающая ближайшее меньшее целое значение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.018 с.)