Имея дело с решительным вызовом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имея дело с решительным вызовом



 

Феноменом нашей культуры является ребенок, который не научился как-либо ограничивать себя. Он никогда не переживал взаимозависимого и постоянного отношения, которое помогло бы ему ответственно относиться к другим.

Такой ребенок хочет во всем диктовать свои собственные условия. Он не в состоянии различить здоровые социальные запросы и жестокие требования, которые лишают его права жить собственной жизнью.

Все требования воспринимаются как угроза его автономии и вторжение в его свободу. Поэтому он продолжает делать мелкие поддерживающие усиление борьбы гадости, чтобы показать, что он не нуждается в согласии с другими. Он решил*сделать, как ему нравится, и никто не может остановить его. Вместо того, чтобы играть с другими, он продолжает испытывать и дразнить, доказывая, что он сильнее взрослых. Его действия ясно требуют оставить его в покое.

Джо — четырехлетний мальчик, который не начал говорить ко времени прихода в детский сад. Никакой физической причины для его молчания нет. Он решил сделать, как ему хочется, у него в запасе целый арсенал средств для вызывания фрустрации у любого взрослого, который стоит на его пути. После того, как он первый раз рисовал у мольберта, он начинает складывать кисточки не в те баночки. Я говорю ему то, что я обычно говорю другим детям с положительным результатом.

 

Мис-с С: «Джо, если ты положишь красную кисточку в красную баночку, то красный цвет останется ярким и чистым.»

 

Джо бросает красную кисточку через всю комнату. Затем очень быстро он бросает желтую, зеленую и голубую кисти.

 

Мис-с С: «Джо, это не очень хорошо. Мы должны собрать их.»

 

Он берет баночку с красной краской и швыряет ее. Потом он смеется. Я быстро кладу руку поверх оставшихся баночек.

 

Мис-с С: «Ну, Джо, остановись. Нам нужно все убрать.»

 

Сначала я убираю все одна. Но когда Джо начинает чувствовать, что я за него, я могу дать ему губку, и он помогает мне убирать — особенно, когда видит, что другие дети помогают мне, и слышит, как они говорят: «Он — глупый.» Я объясняю им, что «Джо еще не научился играть и получать удовольствие. Он научится.» Постепенно, после серии подобных опытов, я могу сказать ему: «Вот губка, Джо. Вытри грязь.» Затем он перестает пачкать.

Обычно я стараюсь не вступать в идущее до конца сражение воли. Но если поведение ребенка вынуждает вас к такой борьбе, то вы должны пройти ее и выиграть, чтобы ребенок понял: такое поведение приводит его к проигрышу в том, чего он действительно хочет. Разрешая ребенку осуществлять контроль через отклоняющееся поведение, мы затрудняем его изменение. Это мешает ему научиться другим способам бытия в мире.

Если чувства подходящие, пусть он выразит их. Но когда ребенок действует против кого-то и пытается контролировать других, ему необходимо встретиться с целостностью, которая может положить конец его игре.

Крайне вызывающее поведение — такое как бросание банок с краской, плевание, ломание игрушек, драка с другими детьми — является частью игры в контроль. Это поведение саморазрушительно, и его не следует позволять. Только тот взрослый, которого ребенок чувствует как поддерживающего и предлагающего привлекательный путь жизни, может сделать что-нибудь для такого ребенка.

 

Что такое целостность

 

Дети, описанные в ситуациях этой главы, не очень хорошо чувствовали себя. Они страдали. Ребенок, который полон враждебности, ребенок, которому нужно разрушить, ребенок, проявляющий открытое неповиновение, ребенок, ищущий особых привилегий — все они нуждаются в лечении. Иногда необходимое лечение начинается со столкновения со взрослым, к которому они не могут безнаказанно применить насилие, который отказывается сдаться под напором их контролирующих уловок, которого они не могут победить хныканьем, нападением или непереносимой надоедливостью. Они нуждаются во встрече с человеческим достоинством, которое откажется быть сведенным к ничтожеству или к их собственному агрессивному уровню существования, с личностью, которая не позволяет им нападать на других или разрушать Культуру Справедливости.

Быть целостностью, с которой можно встретиться, не означает быть невосприимчивым упрямым человеком, который склонен всегда и во всем навязывать свою волю. Это значит быть человеком, настроенным на человеческое в себе и во всем человечестве, который не способен расстаться с таким отношением. Целостность — это личность, которая утверждает стиль жизни и не только выражает его, но и настраивает и перестраивает свое поведение в соответствии с этим стилем. Такие люди живут на основе не единственной ценности или умозаключения, но системы ценностей, которые обогащают и придают смысл их жизни.

Встреча с целостностью — это не то, что обычно понимают как дисциплинирование. Традиционное дис-циплинирование больше связано с контролем и наказанием. Воспитатель или родитель, не являющиеся целостностью, озабочены тем, чтобы научить ребенка обращаться с его негативными чувствами для управления собой. Поэтому ребенок должен чувствовать, что он встречается со значимым взрослым, который существует для него и не позволит ему изменять самому себе, с тем, кто может понять его и вступить с ним с отношения. Встреча с таким человеком и понимание с его стороны открывают новую главу в жизни ребенка.

Встреча с целостностью не просто на время останавливает нежелательное поведение ребенка, она побуждает его работать над своей проблемой. Старые приемы ребенка больше не работают, и теперь он обладает другим миром, с помощью которого может строить себя.

Я не имею в виду, что этот вид встречи — единственный, когда ребенок встречается с воспитателем как с целостностью. Когда воспитатель — человек, понимающий, создающий для ребенка возможность быть творческим, наслаждающимся отношениями, помогающий ребенку встретить лицом к лицу агрессивное поведение и изменить его — он также является целостностью.


Глава 10. Присутствие

 

Человек — относительно новая форма жизни в долгой истории Земли. Мы более чувствительны, чем любые иные формы жизни, можем жить общей жизнью с другими людьми и получать от них удовольствие, способны творить новое будущее. Человеческие существа заботятся о своей собственой судьбе и о том, что может случиться с теми, кого они любят. В них есть глубина тайны, которая никогда не может быть полностью выражена или понята в словах.

Когда воспитатель в этом образе присутствует в детском саду, он и дети становятся «присутствием» друг для друга.

В качестве присутствия воспитатель видит ребенка как богатую жизнь чувств, восприятий и намерений. Всем своим существом он подтверждает, что это хорошо, даже если такое богатство порождает проблемы и конфликты. Восприятие, чувство, намерение — это основные процессы жизни, а воспитатель отстаивает жизнь.

Воспитатель является Присутствием, когда он предвидит, что каждый ребенок может стать полноценно функционирующей личностью и заботиться о других. Такой воспитатель говорит себе: «Вот способ достичь этого ребенка. Его маленькое Я борется, чтобы быть свободным, оно хочет жить в отношениях и получать удовольствие». Он выбрасывает из головы ярлыки типа «проблемный ребенок», «отклоняющееся развитие», «мозговое поражение» и другие патологические категории и в то же время работает, чтобы освободить ребенка от существующих ограничений.

Присутствие — это восприимчивость к возможности попытки выразить самое себя в ребенке в каждый конкретный момент. Воспитатель с таким присутствием достаточно спонтанен, чтобы избавляться от образов прежнего поведения ребенка, как только появляются первые проблески нового. Присутствие влечет за собой ответы на вопросы, которые ребенок задает совершаемыми им сейчас действиями, а не обращение с ним на основе вчерашнего поведения. Рост постоянно пробивается в ребенке, хотя значимые изменения иногда проявляются очень понемногу. Ребенок нуждается в том, чтобы чувствовать воспитателя как отвечающую ему наличествующую свободу, как свободу, улавливающую то, что рождается, и пребывающую с этим.

Присутствие включает в себя удовольствие от участия в радостях и удовольствиях ребенка, но оно также и целостность, которая не позволит ребенку быть фальшивым по отношению к себе или Культуре Справедливости. Присутствие включает в себя возможность отвечать на нужды отдельного ребенка, одновременно поддерживая сложную жизнь детского сада.

 

Мокрая постель

 

Однажды утром дети просят меня быть врачом для их кукол. Когда они приносят больных кукол, я сижу на выступе окна, беру кукол и придумываю различные болезни для них.

 

Мис-с С: «У Сьюзан, должно быть, корь. Посмотрите, она вся разбита. Держите ее в постели и давайте много апельсинового сока.»

Джилл: (со смеющимися глазами) «Это не корь, миссис Снайдер. Это на ней джем от завтрака.»

¶Мис-с С: «Боже мой, врач должен различать корьи джем. Может быть, ей поможет ванна?»

Джилл: «Мне кажется, у Сьюзан и корь, и джем.»

 

Другой кукле я назначаю глоток спиртного от простуды. Детям всегда нравится притворяться пьяными.

В середине этой игры Хьюберт приносит большую куклу и сажает ее мне на колени.

 

Хьюберт: «Миссис Снайдер, вам надо что-то сделать с этой малышкой. Она мочится в постель каждую ночь, и я не могу заставить ее перестать. Вы должны сделать что-то, чтобы она перестала мочиться в постель.»

Мис-с С: «Твоя куколка чувствует себя плохо из-за того, что мочит постель. Она хочет не делать этого. Сначала все дети мочат постели, но потом перестают. Ты должен быть очень добр к ней. Я думаю, твоей куколке поможет, если ты ее немного покачаешь.»

 

Когда Хьюберт нежно берет куклу, весь тон его чувств меняется. Ему почти пять лет, он самый старший мальчик в детском саду, и его проблема — мокрая постель.

 

Когда ребенок боится

 

Присутствие — это чувствительность к страхам детей и стремление помощь им в работе над страхами.

Однажды, когда мы пьем сок, Джилл говорит мне.

 

Джилл: «Вы знаете, я сплю всю ночь с открытыми глазами.»

Мис-с С: «Ты спишь с открытыми глазами, Джилл?»

 

Все дети начинают говорить, что они спят с открытыми глазами.

 

Джилл: «Я сплю с открытыми глазами, потому что боюсь.»

Мис-с С: «Боишься темноты?»

 

Это запускает другую волну разговора. Как воспитатель, я знаю, что лучший способ помочь ребенку избавиться от страхов — дать возможность говорить о них.

 

Джейн: «Я оставляю дверь на ночь открытой.»

Кэрол: «Я не гашу на ночь свет.»

Дик: «У меня ночник на полу.»

Рон: «У меня ночник с барашком.»

Мис-с С: «Когда ночью мы не можем видеть, то все по-другому?»

Аби: «Я боюсь грома и молнии.»

(Кровать Аби находится на третьем этаже под наклонной крышей).

Мис-с С: «Шумно и страшно, Аби?»

Аби: «Да, и нельзя не слышать это.»

 

Мы продолжаем говорить, пока они не заканчивают.

После каждого сильного шторма дети снова говорят об этом. Я говорю им, что шторм невозможно контролировать, но можно научиться быть в безопасности. Страшные события, объявленные по радио или телевидению, тоже необходимо обговаривать. У боязливого ребенка все странное вызывает страх. Таким детям нужна дополнительная помощь в построении силы Эго и нахождении того, кому они могут доверять.

Однажды утром Кэрол вприпрыжку входит в комнату. Приятно видеть ее прыгающей, так как она долго шла к возможности вести себя свободно. Но, увидев в комнате незнакомого мужчину, она застывает. Ее лицо становится пустым.

Когда приходит мама, то Кэрол буквально прилипает к ней. Ее мама пытается предложить ей игру, говоря Кэрол, что она выйдет, а Кэрол откроет ей дверь и впустит ее. Но это не срабатывает, поэтому мама ведет ее в гардеробную. Когда я прихожу туда, Кэрол сидит в своем шкафчике, съежившись и закрыв руками лицо. Я подсаживаюсь, чтобы поговорить с ней.

 

Мис-с С: «Кэрол, тебе не нравится, когда посторонний человек находится в детском саду?»

Кэрол: «Да, скажите,чтобы он ушел.»

Мис-с С: «Тебе что-то в нем не нравится?»

Кэрол: «Да.»

Мис-с С: «Он напоминает тебе кого-то, кто тебе не нравится?»

Кэрол: «Да. Скажите пусть уйдет.»

Мис-с С: «Он уже ушел, Кэрол. Обычно у нас нет посторонних в детском саду, но он воспитатель и хотел поговорить со мной о его мальчиках и девочках.»

Кэрол: «О!»

 

Кэрол медленно входит в детский сад. Несколько позже она рисует картину у мольберта. Она по-настоящему трудится над ней, используя большие мазки и много краски.

 

В отчаянии

 

Присутствовать — значит видеть всю глубину отчаяния, приходящего к ребенку, чей мир разрушился, и для которого все незнакомые люди — источник дезинтегрирующих переживаний. Присутствие означает вербализацию чувств ребенка таким образом, чтобы он мог как-то структурировать хаос своего внутреннего опыта.

 

¶Мис-с С: «Ты нарисовала интересную картину, Кэрол»

Кэрол: «Видите — это джунгли. Видите, джунгли окружают, окружают и никак не выбраться.»

(Она кладет следующие мазки прямо рукой).

Мис-с С: «Кажется, что нет выхода?»

Кэрол: «Да.»

 

Кэрол продолжает работать над своими страхами. Она приходит в детский сад и на следующий год, и к концу его она становится полноценно функционирующим ребенком, готовым пойти в старшую группу.

 

Мис-с С: «Я верю этому. Салли. Я верю, что ты будешь в порядке.»

 

Я отпускаю ее, и она бежит играть в комнату. Еще раньше до этого она вызывала меня по игрушечному телефону.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.038 с.)