Общество: понятие, сущностные признаки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество: понятие, сущностные признаки



«Общество» является очень широким понятием, которое можно определить как систему или совокупность социальных явлений. Четкое определение этому понятия дать весьма трудно, и его употребление очень разнообразно.

По Р. Кенигу под обществом можно понимать:

1) различный тип образа жизни;

2) образованные народами единства;

3) основанные на договорах экономические и идейные объединения;

4) целостное общество, т.е. широкое социальное образование, совокупность различных социальных единиц;

5) при описании определенной исторической формы социальной жизни, например, «буржуазное общество»;

6) как синоним «социальный», «социум», когда речь идет о взаимоотношениях индивидов и основанных на этих отношениях структурах и социальных процессах.

Робертсон определяет общество как группу индивидов, которые живут на одной территории, находятся в отношениях взаимовлияния и имеют общую культуру. Это определение содержит некоторые существенные черты понятия «общество» («культура» и «территория»), которые следует, однако, понимать в широком смысле.

Р. Столлберг считает основной задачей социологии изучение общества. Предметы социологии — социальные явления и процессы. При этом общество понимается как совокупность социальных отношений и как все проявления человеческой жизни вплоть до досуга и жилищных условий, а также как социальные группы и взаимоотношения индивидов.

Т. Парсонс определяет общество как такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы. Самодостаточность в отношении среды означает стабильность отношений взаимообмена и способность контролировать взаимообмен в интересах своего функционирования. Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности людей (социальная группа, социальная организация и т.д.), а ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными индивидуальными качествами. В число элементов социальной системы могут входить различные идеальные (верования, представления и т.д.) и случайные элементы.

В каких бы концепциях не рассматривалось понятие общества, оно характеризировалось как совокупность, соединение, сообщество людей, как отношения, которые складываются между людьми, объединенными в различные социальные и другие группы, и отношения между ними.

К сущностным признакам общества относятся автономность, саморегулятивность, способность к поддержанию своего существования посредством воспроизводства разнонаправленных связей, системность, структурность, интегрированность, целостность, целеполагание и функциональность.

Автономность и саморегулятивность следует понимать как определенную степень независимости общества от природы, а при более конкретном понимании его – независимое существование и развитие каждого конкретного общества; регулирование процессов в обществе его же силами, созданными им социальными институтами и организациями.

Способность к поддержанию своего существования посредством воспроизводства разнонаправленных связей означает, что общество может нормально функционировать, когда в нем воспроизводится весь комплекс связей, представленных отношениями между индивидами, группами, общностями, при этом главными выступают отношения по воспроизводству материальных и духовных процессов общественного |производства.

Интегрированность и целостность общества означает органическое объединение всех частей (элементов, компонентов) общества в единый социальный организм, его внутреннее единство, |относительную автономность, независимость от окружающей среды.

Целеполагание как сущностный признак общества предполагает выбор и реальное определение целей как обществом в целом, так и отдельными его субъектами, цели как образа настоящего и будущего результата деятельности.

Функциональность означает определение и реализацию ролей, которые выполняют определенные социальные институты или процессы по отношению целому — обществу, например, функции, роли государства, семьи. Интеграция и выполнение различных ролей в конечном счете предопределяет целостность и существование общества как единого социального организма.

Таким образом, эти признаки говорят о том, что общество – это система отношений и процессов или социетальная система (суперсистема), а  различные общества, организации, общности, социальные и другие группы -  особый класс социальных систем, элементный состав которых представлен людьми, а также возникающими между ними отношениями.

 

Теории об обществе

Анализ социальных общностей провел в ХIХ в. немецкий исследователь Ф. Теннис. В своем произведении «Общность и общество» он обозначил два условных полюса «община» и «общество», между которыми располагаются все интересующие социологию явления. В общине отношения характеризуются доверительностью, взаимной привязанностью, регуляторами отношений выступают обычаи, традиции, религии. В обществе отношения характеризуются расчетливостью, выгодой, регуляторами отношений являются государственные учреждения, правовые нормы и общественное мнение. Принцип дихотомического противостояния получил дальнейшее развитие. Теннис одним из первых представил развернутую систему социологии, где все стоилось вокруг понятия «общность» против понятия «общество».

Одним из наиболее фундаментальных теорий об обществе является теория структурного функционализма Т. Парсонса. Основные идеи Т. Парсонса, вошедшие в теорию социологии, можно сформулировать следующим образом:

1. В любой социальной системе доминирует инструментальная, функциональная рациональность – организационная цель.

2. Общество имеет технико-экономическую структуру – профессиональную и стратификационную. При этом технология и экономика являются источниками социальной динамики, а культура – это консервативная сила, стабилизирующая общество.

3. Глубина и степень влияния в обществе определяются положением в иерархии отношений на ролевой основе.

Т. Парсонс отталкивается от идеи, что общество является доминирующим в трихотомии «общество-группа-индивид» и выступает главным объектом социологии. Оно есть мотивированная совместная деятельность людей и состоит из индивидов как физических организмов, которые действуют в определенной среде. Следовательно, чтобы исследовать общество, надо свести его к действиям участвующих отдельных индивидов, т.е. к понятному человеческому поведению.

Исходным пунктом структурного функционализма стало понятие «социальная система действия», выражающее спонтанный устойчивый результат возникающих между людьми социальных действий, который далее не редуцируется. Согласно Парсонсу, социальная система представляет собой универсальный способ организации социальной жизни, который возникает в результате взаимодействий (связи) социальных действий на базе диктуемых социальных ролей. Она организуется в упорядоченное и самосохраняющееся целое образцами норм и ценностей, обеспечивающих и взаимозависимость частей системы, и последующую интеграцию целого.

Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные общности в условиях действия совокупности факторов, влияющих на формирование и поведение личности. В процессе этого взаимодействия люди, социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает обратное воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность людей становится социальной системой, целостностью, обладающей системными качествами, т.е. качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности.

Центральными понятиями в данной теории являются «структура» и «функция». Структура – это совокупность устойчивых, стандартизированных отношений индивидов-деятелей. Отличительной чертой социальных структур является то, что действующие лица выполняют определенные функции и роли. В социальной системе функционируют социальные связи — взаимодействия как деятельная реализация ориентации на другого. Именно функция выражает рассмотрение структурной единицы с точки зрения ее отношения к чему-либо, выражения в определенном отношении. Функциональная дифференциация разделяет общество на автономные подсистемы. Им присуща своя динамика, ими управляют свои силы, что ставит перед обществом вопрос интеграции – иначе система может потерять самоконтроль и начать разрушаться.

Р. Мертон указывает на то, что институты и другие части общества могут не только способствовать поддержанию социальной системы, но и вызывать негативные последствия. Эти наблюдаемые последствия, уменьшающие адаптацию или приспособление системы, называют дисфункции. Мертон проводит также различие между явными и скрытыми функциями. Явные функции – это те последствия, которые планируются и осознаются участниками системы, т.е. сознательные субъективные намерения и объективные последствия совпадают; скрытые функции – это последствия, которые и не планируются, и не осознаются. Например, обряды индейцев, предназначенные для вызова дождя. Наука говори нам о том, что явная функция ритуалов недостижима – обряды не могут управлять природными явлениями. Однако понятие скрытых функций позволяет изучать последствия ритуалов не для богов, а для самих индейцев. Ритуалы объединяют отдельных членов общества для совместной деятельности, отличающейся сильным эмоциональным порывом, так как представляют собой средство коллективного самовыражения, благодаря которому индейцы достигают социальной солидарности.

Большинство членов общества имеют единое мнение относительно того, что им представляется желательным, целесообразным и моральным, а что нежелательным, нецелесообразным и неэтичным. Другими словами, у них существует консенсус в отношении основных ценностей и убеждений.

С точки зрения марксистской социологии общество предстает как система общественных отношений: экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и др. В данном случае в основу классификации общественных отношений положено их социальное содержание. 

Все общественные отношения делятся согласно марксизму на материальные и идеологические. Материальные отношения складываются и проявляются независимо от сознания и воли людей. Это, прежде всего их экономические, производственно-технологические отношения, а также их материальные отношения к природе. Идеологические отношения складываются людьми сознательно на основе политических программ, правовых норм и нравственных норм, религиозных идей и т.д.(политические, правовые, религиозные и т.д.).

Экономический базис характеризуется как совокупность экономических отношений – реальная экономическая структура общества. Надстройка – это политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и другие взгляды социальных субъектов, а также соответствующие этим взглядам и реализующие их на практике общественные отношения, организации и учреждения. Все эти элементы надстройки взаимодействуют между собой и влияют, часто весьма активно, на развитие экономического базиса и всего общества.

Учение марксизма об обществе нашло свое отражение в понятии общественно-экономической формации. Это понятие выступает как конкретно-исторический тип общества с присущими ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. В основании формации лежит способ производства материальных благ, который имеет две стороны: производственные силы общества и производственные отношения. Обе стороны способа производства находятся в состоянии и взаимодействия, при этом ведущую роль играют производственные силы.

Учение об общественно-экономических формациях и объективных законах развития общества позволило марксисткой социологии представить развитие человечества как объективный и закономерный естественно-исторический процесс, а в котором одна общественно-экономическая формация сменяется другой, более прогрессивной. В связи с этим Маркс и Энгельс в ряде своих работ указывали на такие общественно-экономические формации, как первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Каждая их них отличается присущим ей способом производства и системой производственно-экономических отношений. Этим определяются особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни в каждой формации.

Истоками теории социально-исторического детерминизма являются работы классиков марксизма. Детерминизм означает, что все события, совершающиеся в мире, происходят при определенных условиях, что вне этих условий они произойти не могут. Человек - не только объект, но и субъект социального действия. Экономические, социальные, политические и идеологические отношения людей в каждом исторически определенном обществе существуют объективно, независимо от воли и сознания человека. Социальная детерминированность деятельности и поведения людей может быть двоякого рода. Во-первых, это строгая детерминация одного социального явления другим, например, детерминация экономических отношений производительными силами, структуры гражданского общества – экономическими отношениями и т.д. Во-вторых, понятие детерминизма относится к характеристике некоторых свойств или качеств, присущих не отдельному объекту, а классу объектов в целом. Причем содержание и характер поведения данного класса объектов рассматриваются не как случайные, а как детерминированные определенной системой условий, свойств и качеств, включенных в эту систему объектов. Социальные законы – это законы практической деятельности людей, образующих общество, законы их собственных социальных действий.

Человек в теории социальных систем Н. Лумана – не система и не часть системы, а окружающая среда системы. Система, по мнению Лумана, является производимым произведением, точнее, формой различением системы и окружающей среды. Это обозначается понятием аутопойэсиса. Общество является всеобъемлющей системой всех коммуникаций, воспроизводящих себя аутопойэтически в совокупности всех коммуникаций.

По мнению Лумана, не существует никакой нормативной интеграции людей в обществе, а имеется лишь соответствующая схема наблюдения (например, суд, средства массовой информации как системы коммуникации), определяющая, согласуется ли поведение с нормами или нет. Реальная основа норм и консенсуса открывается при наблюдении наблюдателя, и если отказаться считать бога наблюдателем мира, то остается множество других возможностей определения наблюдателя. Таким образом, понятие структурного соединения поясняет, что несмотря на оперативную закрытость, в мире не происходит все, что угодно. Структурные соединения производят селекцию возбуждений и обеспечивают соответствующие тенденции в развитии самодетерминации структур, которые зависят от вида релевантных возбуждений. Например, биологические организмы настроены на силу тяготения Земли, часто очень специфически. Человек находится в особых шумах, которые и составляют язык, и учится говорить.

Типология обществ

Учет типа общества имеет важнейшее значение, как в общесоциологических исследованиях, так и в конкретно-эмпирическом изучении общественных явлений и процессов. Социологи создали множество классификаций общества. Популярен, в частности, подход, базирующийся на основном способе, с помощью которого члены общества добывают средства к существованию.

 

Типология обществ

 

Критерии Типы обществ
Наличие или отсутствие письменности 1. дописьменные 2.  письменные
Главные орудия и средства добывания пищи 1. общества охотников и собирателей 2. огороднические общества 3. аграрные общества 4. индустриальные общества
Степень развития индустриального производства 1. традиционное 2. современное 2.1. индустриальное 2.2. постиндустриальное (информационное)

 

Общества охотников и собирателей – самая ранняя форма организованной социальной жизни. Люди выживают благодаря охоте и сбору съедобной пищи. Поскольку используемые способы добывания пищи быстро сокращают запасы животных и растений в данной местности, постоянно находятся в движении. Численность общества невелика и не превышает 50 человек. Основой для большинства взаимоотношений являются родственные связи по крови или браку. В таких обществах еще нет частной собственности, постоянной армии и политической системы.

Примерно 10 тыс. лет назад люди научились выращивать растения, которые служили им пищей. Они стали менее зависимы от капризов природы, Палка для рытья, а позднее мотыга стали основой для возникновения огороднических обществ. Люди расчищали участки земли по подсечно-огневой технологии, выращивают урожаи в течение двух-трех лет, а затем, когда почва истощается, переходят на другие участки. Более эффективные хозяйства позволяют получать излишки – товары и услуги сверх тех, что необходимы для выживания. Эти излишки становятся фундаментом для социальной стратификации.

Изобретение плуга 5–6 тыс. лет назад в плодородных долинах рек Ближнего Востока стало началом революции в сельском хозяйстве и возникновения аграрных обществ. Нововведения в обработке почвы обеспечили обильные урожаи, большее количество пищи, увеличение населения и усложнение форм социальной организации. Со временем появились усовершенствованные политические институты, в которых власть концентрировалась в руках наследных монархов. Постоянный прогресс в производственной и военной сферах способствовали значительному усилению государственной власти, подконтрольной ей территории и возникновению крупных городов.

В целом, общества подразделяются на два больших типа – традиционные и современные. Второй тип, в свою очередь, может подразделяться на индустриальное и постиндустриальное. Традиционное общество — это общество аграрное, в котором профессия, как правило, переходит от отца к сыну и в котором поведением управляют традиции. То или иное решение может удовлетворять или не удовлетворять индивида, но он практически не имеет выбора: он должен поступать так, как предписано традицией.

Индустриальное (промышленное) – это приходящий на смену традиционному обществу способ организации социальной жизни, новая, более развитая форма социальности, основанная на крупном машинном производстве, коллективной организации труда фабрично-заводского типа, национальной системе хозяйства со свободной торговлей и общим рынком. В индустриальном обществе жесткие сословные, кастовые и т.п. структуры, упорядочивающие общество по традиционному принципу, разрушаются, развивается социальная мобильность, растет доступность образования. В результате формируются предпосылки для уравнивания возможностей индивидов из различных социальных страт и резкого роста предпринимательской активности. Важная тенденция развития современного общества – это постепенная замена определяющих всю дальнейшую социальную динамику индивида «внешних» социальных неравенств («по происхождению, крови, роду») на («внутренние неравенства» (по таланту, способностям и т.п.).

Американский социолог Д.Белл (1974) ввел в употребление понятие «постиндустриальное общество», которое обозначает, что производственную основу общества составляют использование достижений научно-технического прогресса, информатизация социальной жизни. Теория постиндустриального общества сформулирована такими учеными как Д. Белл, Д. Гэлбрейт, З. Бжезинский, Г. Кан, А. Тоффлер, А. Турен, Ж. Фурастье.

Данный переход определяется рядом факторов:

· трансформацией экономики от товаропроизводителей к обслуживающей, что означает доминирование сферы услуг над сферой производства;

· изменением в социальной структуре общества (классовое деление уступает место делению на основании профессии, квалификации, объема и качества знаний, объема контролируемых информационных потоков);

· центральным местом теоретического и технологического знаний в определении политики в обществе;

· внедрением и распространением информационных и коммуникационных технологий с выходом последних на глобальный уровень;

· формированием нового типа элиты – интеллектуальной (технократической), а затем коммуникативной (адхократической).

По причине использования принципиально новой технологии постиндустриальное общество стали называть также и «информационным обществом», в котором «умственная технология», информация, и обработка знаний занимают все большее и большее место (И. Масуда, 1983).Повышение роли знаний повысило и престиж образования в обществе. Уже до постиндустриальной стадии говорилось об «обществе образования», позже этот термин приобрел новый оттенок — «образование взрослых, переквалификация и дополнительное образование», которые из-за быстро меняющейся профессиональной и промысловой структуры и постоянно обновляющейся технологии вышли на передний план в адаптации человека в современном обществе.

Эксплуатацию вычислительной техники можно считать центральной движущей силой и «силой перемен» в современном обществе. Признано, что появление информационной вычислительной техники, основанной на микропроцессорах, по сути дела, обозначает вторую индустриальную революцию, так как никогда раньше машина не решала «умственных задач».

Сектор информации будет расширяться как за счет развития оборудования и инструментов, так и за счет усовершенствования материалов для передачи информации. Это различные средства телекоммуникации, компьютеры и другие устройства и механизмы, основанные на электронике, телевизионные, радио- и звуковые приборы, измерительные установки, печатные и множительные машины, а также кабели, интегральные схемы, бумага и другие материалы для печати и т.д.

 

Контрольные вопросы

1. Как определяется понятие «общество» представителями различных социологических школ?

2. Как различаются понятия «социальная система» и «социетальная система»?

3. Раскройте учение марксизма о роли деятельности и общественных отношений людей в развитии общества как социальной системы.

4. В чем сущность постиндустриального общества?

 

 

Тема 5. Культура как фактор социальных изменений

 

План

1. Понятие культуры и основные подходы к его определению. Виды культуры

2. Элементы и функции культуры

3. Проблема культурного сходства и различий

4. Культурные изменения.Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.034 с.)