Предпосылки возникновения социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки возникновения социологии.



 Европейская социология в XIX – начале XX вв.

Различают две группы предпосылок возникновения социологии:

· социально-исторические: формирование нового капиталистического способа производства, урбанизация, возникновение множества новых социальных проблем (безработица, обнищание населения, рост преступности и т.д.);

· естественнонаучные: формирование новых научных направлений в естествознании, развитие социальных наук, накопление эмпирических фактов.

Необходимость осмысления новых общественных явлений приводит к появлению новой науки — социологии.

«Предвестник» появления этой науки – французский философ Шарль Луи Монтескье. Предпринял первую попытку осмыслить и систематизировать все разнообразие социальных явлений.

Огюст Конт (французский философ) – автор термина «социология», основоположник научного направления «позитивизм». Впервые термин «социология» появился в 30-х гг. XIX в. В его работе «Курс позитивной философии». Конт обосновывает необходимость появления новой науки об обществе, описывает логику ее возникновения (закон трех состояний), ее структуру и место в классификации наук, методы познания общества.

Одним из основоположников социологии также является Натур Герберт Спенсер, английский естествоиспытатель и ученый. Основатель натуралистической школы. Понимает общество как организм (подобно живому биологическому организму) и выдвигает идею социальной эволюции, схожую с теорией биологической эволюции Ч. Дарвина.

Карл Маркс (немецкий обществовед) разработал свою концепцию развития общества – исторический материализм. Согласно этой концепции развитие общества представляет закономерный прогрессивный процесс, в основе которого – развитие производительных сил, а замена одних общественных формаций другими происходит на основе противоречия между представителями прогрессивных и устаревших производственных отношений. Способ разрешения противоречия – революция. 

Необходимо рассмотреть роль марксизма как важнейшего идеологического направления в истории человечества.

Наиболее значимый вклад в развитие европейской социологии на рубеже XIX–XX вв. внесли Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер.

Эмиль Дюркгейм (французский социолог) заложил основу структурно-функционального подхода к пониманию общества как социального организма. Наиболее важным положением теории Дюркгейма можно считать его определение предмета и метода социологии (работа «Правила социологического метода»), согласно которым предметом социологии являются социальные факты, которые необходимо рассматривать как объективную реальность, и изучать посредством анализа причин их возникновения в обществе, сопоставлением одних социальных фактов с другими (методом сравнительного анализа).

Макс Вебер (немецкий социолог) ввел иное понятие предмета социологии. В соответствии с его концепцией социология – это наука о социальном поведении отдельных индивидов. Понять мотивы их поведения – значит понять суть происходящих в обществе процессов. Поэтому социологию Вебера называют «понимающей».

 

Зарубежная социология XX в.

В начале XX века центр социологической мысли перемещается из Европы в США. Причины этого:

· быстрое распространение социологии в США, формирование научных школ, профессионализация социологии;

· развитие эмпирической (практической) социологии, формирование и совершенствование методов прикладных социологических исследований.

Социология начинает играть важную роль в изучении социально-экономических процессов. Значительное развитие получают исследования в области труда и управления.

В 20-30-х гг. формируется индустриальная социология. У истоков ее находился Фредерик Тейлор, создавший систему научного управления трудом (НОТ) на основе комплексных социальных исследований.

Однако непосредственно появление индустриальной социологии связано с именем Элтона Мейо, психолога и социолога. В конце 20-х гг. под его руководством был проведен так называемый хоторнский эксперимент, имевший целью поиск дополнительных факторов роста производительности труда. Результатом стало появление нового научного направления – «школы человеческих отношений», определившего значимость межличностных отношений в процессе труда.

30-50-е гг. – развитие теорий трудовой мотивации (Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг и др.). Мотивация работника рассматривается в качестве важнейшего фактора повышения его трудовой отдачи.

Середина XX века характеризуется появлением новых течений в теоретической социологии, зародившихся в США. К этому подтолкнуло бурное развитие эмпирической социологии, накопление обширного массива социологической информации.

К наиболее значимым направлениям американской теоретической социологии можно отнести структурный функционализм, представители – Толкотт Парсонс и Роберт Мертон.

Т. Парсонс является автором теорий социальной системы и социального действия. Он рассматривал общество как социальную систему во взаимосвязи всех ее элементов и функций. В центре исследовательской концепции Парсонса находятся индивиды и их действия. Созданная им концепция объясняет законы функционирования любого общества, но отличается высоким уровнем научной абстракции.

В противоположность Парсонсу Р. Мертон является основоположником концепции, получившей название «теории среднего уровня». Созданные им теории отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов, бюрократической структуры и др. основаны на результатах эмпирических исследований, в то же время их отличает высокий уровень теоретических обобщений. Таким образом, концепция Мертона позволила объединить теоретический и эмпирический уровни социологического знания. 

60-70-е гг. – начало современного этапа развития зарубежной социологии. Основные теоретические направления этого периода:

- теории конфликта, наиболее видные представители – американские социологи Райт Миллс, Льюис Козер, немецкий социолог Ральф Дарендорф, функционирование общества рассматривается через призму конфликтов, которые считаются неотъемлемой чертой общественного развития;

- теория социального обмена, основоположники – американские социологи Джордж Хоуманс, Ричард Эмерсон, обмен понимается как взаимодействие людей и рассматривается как основа структурных преобразований в обществе;

- символический интеракционизм, его основоположник – американский социолог Герберт Мид, рассматривает межличностные взаимодействия и динамику развития личности;

- этнометодология, основатель направления – американец Гарольд Гарфинкель, центральная идея – использование особой методологии исследования, позволяющей осознать социальную реальность через призму взглядов и опыта самого индивида.

Все эти и другие направления развиваются до настоящего времени.

 

История русской социологии

В возникновении и развитии социологии в России прослеживаются некоторые особенности:

· тесная связь социологии с идеологией;

· неприятие социологии официальными властями;

· отставание в развитии социологической мысли, связанное с насильственным прерыванием социологической традиции в 30–50-е гг. XX в.

В развитии социологии в России выделяют несколько этапов:

· дореволюционный период (80–90-е гг. XIX в. – 1917 г.),

· 1917 г. – конец 20-х гг. XX в.,

· 60–80-е гг. XX в.,

· современный этап (конец 80-х гг. – до настоящего времени).

Теоретическая социология в России на первом этапе развивалась в рамках двух основных течений: западническом и славянофильском.

Западническое течение было представлено множеством направлений, из которых в наибольшей степени получили развитие позитивизм и марксизм.

Представители позитивизма – Н. Кареев, П. Лавров, М. Ковалевский и др.

Марксистские взгляды развивали П. Струве, Н. Бердяев, Г. Плеханов, В. Ленин, Н. Бухарин и др. Впоследствии марксизм становится официальной идеологией в России.

В рамках славянофильства наиболее значимым являлось религиозно-консервативное течение, представители – В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков и др. Обосновывали особый путь исторического развития России, связывая его с особыми условиями жизни и национальными чертами русского народа.

После революции 1917 г. развитие социологии в России характеризовалось следующими процессами:

· формирование системы социологического образования, создание кафедр и отделений социологии в ряде российских университетов, издание учебников;

· широкое распространение получили эмпирические социологические исследования, особенно в области социальных проблем труда.

Один из видных социологов-теоретиков этого периода – Питирим Сорокин, основатель кафедры социологии в Петроградском университете. В 20-х гг. XX в. П. Сорокин эмигрировал, работал в США, где приобрел мировую известность. П. Сорокин является создателем ряда основополагающих социологических концепций: социокультурной динамики (рассматривает исторический процесс как смену типов культур), интегральной теории человеческой личности и общества, теории социальной стратификации и социальной мобильности.

В 30–50-х гг. развитие социологии в Советском Союзе было прервано. В годы массовых репрессий был нанесен огромный ущерб сообществу российских социологов.

Возрождение социологии начинается на рубеже 50–60-х гг. в условиях политической «оттепели». Характерной чертой этого периода является жесткая зависимость социологии от официальной идеологии – возрождение социологии происходило в условиях идеологического контроля. В этот период возобновляются эмпирические исследования, особенно в сфере труда. Происходит дальнейшая институционализация социологии: создана Советская социологическая ассоциация (1962 г.), кафедра социологических исследований в МГУ (1964 г.), Институт социологических исследований (1969 г.), журнал «Социологические исследования» (1974 г.). Создаются социологические службы на предприятиях.

Современный этап начался в период перестройки и экономических реформ (конец 80-х гг.). Его характерные черты:

· развитие социологического образования, подготовка профессиональных социологов;

· расширение контактов с зарубежными социологами, знакомство с зарубежной социологической литературой;

· резкий рост количества эмпирических исследований, в том числе в новых для российской социологии сферах (маркетинговые, политические исследования и т.п.), совершенствование методики социологических исследований.

 

Контрольные вопросы

1. Для чего нужно знать историю развития науки вообще, социологии, в частности?

2. Каковы основные причины возникновения социологии как науки?

3. Какие современные парадигмы, по вашему мнению, наиболее перспективны?

4. Что, по вашему мнению, означает кризис современной социологической теории? В чем он проявляется?

5. Каковы особенности современного этапа развития отечественной социологии?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.016 с.)