Предмет и объект познания социологии. Методы социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и объект познания социологии. Методы социологии



Предмет, объект и методы являются основными характеристиками науки, позволяющими провести «водораздел» между различными областями знаний.

Соотношение объекта и предмета изучения любой науки может быть двояким:

1. Объект — то, на что направлено изучение в рамках данной науки. Предмет — наиболее значимое в данном объекте, отражающее его сущность и особенности данной науки. Предмет может быть определен как концептуальная схема объекта, выраженная через ключевые категории данной науки.

2. Объект — реальность, существующая и развивающаяся по своим собственным законам, независимо от наших представлений, понимания. Предмет — результат абстрагирования, логических действий, основанных на опыте, знаниях исследователя, принадлежности к той или иной научной школе.

Объект изучения социологии — общество. Содержание понятия общества имеет социологическую специфику и в рамках социологии наполняется различным содержанием сторонниками различных социологических парадигм.

Предмет изучения отражает специфику социологического знания и описывается в основных научных категориях социологии. Таких, например, как:

- социальная общность — устойчивая совокупность людей, обладающих общими целями, признаками и взаимодействующих между собой. Именно в процессе взаимодействия возникает понятие «социальное»;

- социальный институт — устойчивая форма деятельности по удовлетворению базовых человеческих потребностей. Основные социальные институты — религия, семья, образование, политика, экономика;

- социальное действие — такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» (Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения — М., 1990. —С.602-603);

- социальная стратификация — структурированное неравенство;

- социальный факт — феномены, внешние по отношению к индивиду, воздействующие на него «принудительным» образом и являющиеся результатом социального взаимодействия.

В широком смысле, метод — это понятие, характеризующее основные онтологические и методологические установки исследователя, реализуемые в процессе исследования. Все типы социологических стратегий делятся на две группы: количественные и качественные. Критерием такого разделения являются различные теоретические предпосылки. Применение количественных методов базируется на таких теоретических концепциях как, например, структурализм, структурный функционализм, теория систем и др. Качественные методы используются в рамках так называемой «понимающей социологии», включающей такие теории как феноменология, бихевиоризм, символический интеракционизм и др.

Качественное исследование — это любой вид исследования, предполагающий сбор ограниченного объема глубинной информации, позволяющей получить качественно новые выводы, но не предполагающие статистической обработки данных. Качественные методы позволяют исследовать преимущественно индивидуальные, особенные, а не типичные проявления поведения людей. Они предполагают сбор информации о характеристиках сознания респондентов. Такие исследования не могут быть массовыми, их результаты не подвергаются статистической обработке, а анализируются на основе таких технологий как герменевтика, семантический анализ, дискурс-анализ и др. Репрезентативность подобных исследований в обычном смысле не может быть обоснована. Достоверность качественной информации определяется как соблюдением требований к процедуре исследования, его методике и технологии, так и особыми способами, например, триангуляцией (сопоставление информации, полученной разными методами, из разных источников, в течение определенного времени). Методы сбора информации: традиционный (классический) анализ документов; неструктурированное (свободное) наблюдение; фокусированное интервью; биографическое интервью; нарративное интервью; глубинное интервью; фокус-группа; экспертный опрос в нестандартизованной (свободной) форме; кейс-стади.

Количественное исследование — это исследование, предполагающие сбор большого объема эмпирической информации и анализ этой информации с помощью статистических (в том числе и математических) методов. Такие исследования обычно проводятся с использованием выборочного метода и должны отвечать требованиям репрезентативности. Количественные методы позволяют выявить объективные результаты взаимодействия людей, такие как: социальные институты, социальные структуры, нормы и правила поведения. Именно возможность обоснования репрезентативности и статистической значимости результатов массовых опросов является основным достоинством количественных методов. Методы сбора информации: контент-анализ; анкетирование; стандартизованное интервью; социометрический опрос; экспертный опрос в стандартизованной форме структурированное наблюдение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.004 с.)