Понятие культуры и основные подходы к его определению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие культуры и основные подходы к его определению.



Виды культуры

В настоящее время каждая из наук, изучающая феномен культуры, выработала свой подход к ее определению. Так можно сказать об историческом, философском, социологическом, антропологическом, искусствоведческом и др. подходах к данному явлению. Кроме того, слово «культура» употребляется в разных контекстах, и может означать:

1. набор правил поведения в обществе («культура» как «этикет»);

2. искусство (музыкальное, художественное, народное и др.);

3. качество, присущее человеку и отличающее его от животных;

4. выработанная на той или иной территории совокупность духовных достижений (европейская культура, русская культура, итальянская культура и др.);

5. признак развитости общества (ее наличие означает отличие примитивного общества от цивилизованного).

Данный ряд можно продолжить, потому что существуют еще такие понятия, как «культура речи», «корпоративная культура», «массовая культура», «молодежная культура» и многие-многие другие, в которых понятие «культура» рассматривается в тех или иных смыслах и контекстах.

Анализ множества определений культуры, проведенный разными исследователями, позволил им выделить следующие основные характеристики культуры как социального феномена:

- культура – это то, что отличает человека от животных и свойственно только человеческому обществу;

- культура не передается на генетическом уровне, а предполагает передачу от поколения к поколению посредством воспитания и обучения;

- культура создана человеком, но не как биологическим, а как социальным существом, с этой точки зрения культура противопоставляется природе, поскольку является рукотворным и духовным результатом существования человечества;

- культура передается от человека к человеку с помощью знаков и символических форм (языка, произведений искусства, изделий);

- на основе культуры формируются общности людей, разделяющих некие общие нормы, ценности, обычаи, традиции.

Основные подходы к изучению культуры:

1. аксиологический, в рамках которого культура рассматривается как набор ценностей, определяющих отношение человека к миру и другим людям;

2. феноменологический, в рамках которого признана способность человека (в отличие от животного) придавать смысл различным явлениям окружающего мира, объяснять их, при этом направленность человеческого сознания на предмет создает особые явления – феномены, объясняющие суть происходящих вокруг событий;

3. семиотический, который рассматривает культуру как особое знаковое образование – любой элемент культуры несет в себе определенное значение, понятное для носителя данной культуры;

4. игровой, который объясняет культуру как совокупность правил, в соответствии с которыми люди действуют в обществе (культура как своеобразная игра).

Данные подходы не противопоставляются, а дополняют друг друга.

Существует также многообразие видов культуры.      

1. Материальная и духовная культура.

Материальная культура представляет собой предметы производства, техники, сооружений, ремесел, т.е. всего того, что создано руками человека. Предметы материальной культуры получили название артефакты. Артефакт характеризуется не только тем, что создан руками человека, но еще и несет на себе определенную смысловую нагрузку, может иметь смысловое значение, понятное всем носителям данной культуры (например, итальянская пицца, русский самовар).

Духовная (нематериальная) культура не имеет непосредственного материального воплощения, она находит свое выражение в таких понятиях, как идеология, язык, знания, обычаи, традиции и т.д.

Материальная и духовная культура не противопоставляются друг другу, а взаимодополняют, составляя две стороны одного явления. Наглядным примером этого являются картины или произведения архитектуры.

2. Доминирующая культура, субкультура и контркультура.

Доминирующую культуру разделяют большинство людей в определенном обществе.

Субкультура характерна для членов определенной группы или общности (например, молодежная субкультура).

Контркультура существует в противовес общепринятым культурным нормам и ценностям, ее обязательной характерной чертой является оппозиционность. В ряде случаев в ее качестве выступают отдельные субкультуры.

3. Народная, элитарная и массовая культура.

Народная культура представлена произведениями искусства, созданными непрофессиональными авторами, проживающими на определенной территории. К народной культуре относят песни, танцы, сказки и др. 

Элитарная культура включает в себя произведения «высокого» искусства (живопись, музыка, литература), которые создаются профессиональными авторами и требуют для своего восприятия специальной подготовки и высокого уровня образования. Иногда элитарной называют культуру, которая не воспринимается большинством людей.    

Массовая культура – основой дляее формирования стала широкая деятельность современных средств массовой информации, которые доносят создаваемые культурные образцы до широкой аудитории. Массовая культура доступна для представителей всех социальных слоев и групп и понятна им, однако, данное словосочетание приобрело уничижительный оттенок (для ее характеристики употребляют такие слова, как «ширпотреб», «попса»).             

 

Элементы и функции культуры

Культуру можно рассматривать как систему взаимосвязанных норм, ценностей, традиций, обычаев, разделяемых членами определенного общества. Перечисленные нами в этом определении понятия и являются основополагающими нематериальными элементами любой культуры.

Нормативно-ценностный элемент играет в культуре основополагающую роль.

Ценности – это наиболее распространенные в конкретном обществе представления о тех целях, которые являются социально одобряемыми и к которым должен стремиться каждый. Например, христианские заповеди.  

Нормы представляют собой стандарты и правила поведения человека, который разделяет ценности данной культуры.       

С точки зрения общественной значимости выделяют следующие виды норм: обычаи, нравственные нормы, институциональные нормы.

Обычаи представляют собой установившиеся образцы поведения или культурные привычки (правила приема пищи, приветствия и т.д.).

Нравственные нормы – это укоренившиеся в обществе идеи о правильном или неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещения других (например, запрет на использование ненормативной лексики).

Институциональные нормы носят формальный характер (в отличие от обычаев и нравственных норм). Они сознательно разрабатываются обществом и закрепляются не только в сознании людей, но и в формальном виде, например, в виде законов.

Нормы не изобретаются специально, они формируются постепенно, на основе жизненных практик (особенно это относится к обычаям и нравственным нормам), а затем закрепляются в виде либо неформальных, либо формальных правил. История показывает, что даже принятые официально законы и кодексы эффективны лишь тогда, когда они опираются на выработанные обществом нравственные нормы.

Особое место среди элементов культуры занимает язык. Язык – это система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.

Язык и культура – понятия неразделимые и взаимодополняемые. Передача культурных ценностей и норм от человека к человеку, от поколения к поколению может осуществляться только с помощью языка. Каждое изменение в системе культуры приводит к изменениям в языке. 

Язык также поддерживает единство общности людей, на нем говорящих, поскольку с помощью языка определяется содержание культурных образцов, понимаемое людьми, принадлежащими к определенной культуре. Вот почему, например, многонациональные государства уделяют столь значительное внимание развитию единого государственного языка как средства межнационального общения и понимания людей.

Функции культуры.   

Коммуникативная – связана с передачей информации и культурного опыта от человека к человеку, от поколения к поколению.

Кумулятивная – направлена на накопление и сохранение социального культурного опыта, как выработанного самой определенной культурой, так и во взаимодействии с другими культурами.

Регулятивная – культура создает ориентиры (нормы) для социально одобряемых и социально осуждаемых человеческих действий и систему контроля (санкций) за выполнением этих действий.

Интегрирующая – объединительная функция, которая обеспечивает целостность культуры и на этой основе объединяет людей, принадлежащих к определенной культуре.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.007 с.)