Социологические концепции личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологические концепции личности



Социологические концепции личности объединяют целый ряд весьма различных теорий. Все они признают личность специфическим образованием, сформированным под воздействием тех или иных социальных факторов. Социологические концепции личности начали развиваться во второй половине XIX – начале  XX вв.

Наиболее полной востребованной в настоящее время можно назвать концепцию социальных ролей. Она разрабатывалась в парадигме структурного функционализма. Наибольший вклад в данную теорию внес американский социолог Р. Мертон. Функционалисты считали, что единицей социального анализа в социологии является не действующий индивид, а роль. Р. Мертон определяет личность как совокупность социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе. Каждый человек в различных группах занимает определенное положение, с которым связаны образцы поведения, в соответствии с этими образцами окружение ожидает от индивида определенного поведения.

Интеракционистский подход исходит из того, что только во взаимодействии между личностными факторами и внешним окружением возможно рассматривать личность.

В данном подходе выделяются следующие концепции:

Концепия К. Леви (немецко-американский психолог). Рассматривается взаимодействие личности со средой, при этом выделяется среда физическая и среда психологическая. Поведение человека определяется его настоящим. Психологическая реальность при этом является наиболее значимой и для каждого человека она своя.

Концепция социолога Г. Меррея рассматривает взаимодействие человека со средой через возможности удовлетворения потребностей, которые есть у человека.

Бихевиористская концепция Э. Толмена исходит из того, что любая личность не просто механически реагирует на стимулы, исходящие из среды, а сопоставляет их со сложившимися в сознании стереотипами, таким образом во взаимодействие со средой человек вносит собственный элемент активности и поведения.

Психоаналитическая концепция (З. Фрейд) рассматривает взаимодействие индивида и общества как социопсихологический конфликт, а саму личность как совокупность иррациональных, бессознательных влечений. З. Фрейд выделял в структуре личности три компонента: Я (сознание), оно (бессознательное, инстинкты, влечения комплексы) и сверх я (сверх сознание, нормы общества, усвоенные человеком). При этом человек представляет собой систему нужд, потребностей, а общество — систему запретов и табу.

Концепция И.С. Кона и М. Кона. Данные ученые утверждают, что современный человек становится «актером», который способен к постоянным социальным перевоплощениям и играет множество ролей, но не принимает их всерьез. Отсюда понятие «актор» (от англ. actor – актер). И человек не должен замыкаться только в одной роли, необходимо уметь быстро менять роли в соответствии с ситуацией (на работе быть директором, дома — отцом, с родителями – сыном и т.д.).

Концепция В.А. Ядова – социальной идентификации. Человек может потеряться в обилии ролей, поэтому важно четко разграничить такие понятия, как личностная идентификация и социальная.

Личностная идентификация – это установление и сохранение в себе постоянного и неизменного ядра личности.

Социальная идентификация – это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной социальной группой. По мнению В.А. Ядова социальная идентификация обусловлена глубинной потребностью личности в признании со стороны других, в групповой защите, самореализации, ожидании позитивной оценки со стороны «своих».

Концепция «социального зеркала» (Ч. Кули). Каждый человек строит свое Я, опираясь на то, как его воспринимают другие, какие реакции они проявляют (положительная оценка или отрицательная). Именно через отношения с другими людьми человек понимает,какой он (плохой, хороший, умны, глупы и т.д.). однако окружение человека в течение жизни меняется, соответственно меняются и оценки. В данной концепции не учитывается роль самой личности, ее вклад в собственное становление.

Концепция «Обобщенный другой» (Дж. Г. Мид). Обобщенный другой – это всеобщие ценности и стандарты поведения членов некоторой группы, под влиянием которых формируется личность каждого члена группы. При этом индивид в процессе общения оценивает свои действия в соответствии с оценками его «обобщенным другим».

 

Социализация личности

Понятие «социализация» в социологии занимает неоднозначное место. Э. Дюркгейм связывает понятие «социализация» с проблемами функционирования коллективного сознания, прежде всего с передачей от поколения к поколению социальных норм и традиций. М. Вебер выделяет в рамках этого понятия социализацию ассоциативную, преимущественно добровольную, и социализацию институциональную, осуществляющуюся через внедрение в личность принятых обществом норм с помощью социального поощрения и принуждения. Т. Парсонс понимает социализацию как процесс функциональной адаптации индивида. Большинство современных социологов понимают социализацию как процесс вхождения индивида в социальное пространство путем усвоения норма и правил, существующих в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь – с детства до глубокой старости. Принято различать два типа социализации:

Первичную (происходящую в детском возрасте, когда индивид становится членом общества)

Вторичную (любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.

Принято также выделять ресоциализацию – усвоение новых ценностей, норм, ролей вместо прежних, которые или были недостаточно усвоены или, главным образом, в силу жизненных обстоятельств оказались устаревшими, ненужными, отброшенными.  

Этапы социализации (существует несколько подходов, большинство из которых связаны с возрастом) обобщенно:

1. Социальная адаптация – приспособление к социально-экономическим условиям, социальным ролям, социальным нормам и т.д.

2. Интериоризация – включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, их принятие и становление привычными для человека.

Процесс социализации личности по Н. Смелзеру проходит по трем стадиям:

1. Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых

2. Игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли

3. Стадия групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет группа.

Механизм социализации по З. Фрейду:

 - Имитация – осознанная попытка ребенка копировать модель поведения взрослого (игра в куклы, машинки и т.д.)

 - Идентификация – способ осознания себя принадлежащим к той или иной общности

 - Стыд и вина – подавление и запрещение некоторого поведения (например, наказание родителей, плохая оценка в школе и т.д.)

Способы социализации:

1. Научение через закрепление (возведение в привычку каких-либо действий и поведения, например, мыть руки перед едой)

2. Научение через наблюдение (наблюдение за окружением, подражание им, начинается с подражания взрослым)

3. Научение через взаимодействие (ролевые игры, например, в детстве «дочки-матери»)

Социологи Р. Клутье и Ж. Рено определили следующие структуры, участвующие в процессе социализации:

1. Микросистема, в функционировании которой индивид принимает непосредственное участие: семья, детский сад, школа, друзья.

2. Мезосистема, отношения между элементами микросистемы, например между семьей и школой

3. Экосистема, состоящая из институтов, которые не касаются данного индивида непосредственно, но тем не менее участвуют в его социализации, иногда оказывая на него очень сильное влияние. Это, например, деловое окружение родителей, их начальники и подчиненные, взаимоотношения которых с самими родителями часто играют важную роль в формировании у ребенка представлений о мире взрослых.

4. Макросистема – культурное окружение, т.е. социальные ценности и идеологии, не только прямо внушаемые ребенку, но и косвенно влияющие на функционирование первых трех структур.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, средства массовой информации и т.д.  — это и есть агенты социализации. 

 

Социальные статусы и роли

Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в различных совместных действиях, является членом одновременно разных социальных групп. В каждой из этих групп индивид занимает различное положении, выполняет различные функции. С понятием личность неразрывно связаны такие понятия, как «социальная роль» и «социальный статус».

Социальный статус — это положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями.

Социальная роль — это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Индивид выполняет одновременно не одну, а несколько социальных ролей, иногда даже много: в семье он и сын, и брат, и муж, и внук, и отец, в других социальных группах он начальник для подчиненных и подчиненный для своего начальника и т.д.

Положение человека, выполняющего только одну роль всегда патологично и предполагает, что он живет в условиях полной изоляции от общества (является пациентом психиатрической клиники или заключенным в тюрьме).

Если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то социальная роль — это действия в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Как и ролей социальных статусов у человека может быть много. В целом любой социальный статус предполагает соответствующую роль и наоборот.

Классификация социальных статусов.

Выделяют: предписываемый и приобретенный (достигаемый)

Предписываемый статус — это статус, полученный индивидом от рождения или в силу независящих от его носителя факторов (возраста, пола, расовой принадлежности, социально-экономического положения родителей).

Достигаемый статус — это статус, приобретенный в обществе благодаря усилиям и заслугам индивида. Уровень образования, профессиональные достижения, карьера, удачный в социальном отношении брак – все это сказывается на статусе человека в обществе.

В примитивных обществах статусы чаще предписанные, приобретенные появляются только в развитых обществах.

Статус также может быть групповой и личный.

Личный статус определяется личными качествами и чертами характера индивида, проявляемыми на уровне малой группы, в которой индивид функционирует непосредственно — семья, трудовой коллектив, круг близких друзей.

Групповой статус характеризует индивида как члена большой социальной группы – как представителя класса, нации, профессии, носителя гендерных и возрастных признаков.

Социальную роль следует рассматривать с точки зрения ролевого исполнения и ролевого ожидания. Наши роли определяются прежде всего тем, что ожидают от нас другие (например, мать должна заботиться о детях, дети уважать родителей и т.д.) ролевое исполнение – это то, как индивид фактически себя ведет в данной роли.

С этими же понятиями связано понятие «ролевое напряжение».

Ролевое напряжение – трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли.

Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой или ролевым конфликтом.

Неадекватная ролевая подготовка: обучение социальным ролям в процессе социализации должно быть непрерывным, и последовательным: опыт каждого жизненного этапа служит подготовкой к следующему. В настоящее время обучение социальным ролям основан на прерывности, поэтому зачастую студент не готов к работе, пожилой работник к пенсии, молодая мама к воспитанию ребенка и т.д.

Ролевое обучение имеет, по крайней мере, два аспекта:

1. Необходимо научиться исполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью

2. Не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.

Ролевые конфликты могут быть:

1. Между ролями (роль матери и роль руководителя)

2. В пределах одной роли (человек публично провозглашает одну точку зрения, а в узком кругу – совершенно противоположную)

Существует несколько способов снижения ролевого напряжения:

1. Рационализация ролей – один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны (например, заповедь «не убий» для католиков средневековья была справедлива только в отношении людей истинной веры, неверные же не могли считаться людьми и могли быть убиты)

2. Разделение ролей – временное изъятие из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требования, присущих данной роли (например, врач на работе, дома отец и муж, военный на работе, дома брат и сын и т.д.)

3. Регулирование ролей – формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполняемой им роли (например, муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа).

 

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»?

2. Охарактеризуйте коротко факторы формирования личности

3. Какие типологии личности существуют?

4. Социологические концепции личности

5. Сущность ролевой теории личности

6. Процесс социализации: понятие, этапы, агенты

7. Понятие и виды социальных статусов и ролей

8. Социальная идентичность

9. Ролевое напряжение и способы его преодоления.

 

 

Тема 7. Социальные связи и взаимодействия.

Социальное поведение

 

План

1. Социальные контакты

2. Теория социального действия и «концепция идеальных типов»

3. Социальное взаимодействие и поведение

4. Нормы и ценности социального взаимодействия

 

Социальные контакты

Под социальными контактами понимают процесс установления социальной связи; начальный этап взаимодействия между индивидами или социальными группами. Выделяют несколько типов контактов:

· пространственные, через визуальное восприятие находящихся в окружающем пространстве людей. Выделяютнепосредственный или опосредованный контакт между индивидами, позволяющий наблюдать и выяснять черты другого индивида. Для того чтобы взаимодействовать с другими индивидами, каждый член общества или социальной группы прежде всего должен определить, где эти индивиды и сколько их. Пространственный контакт важен, так как является, во-первых, необходимым звеном формирования социальных взаимосвязей, а во-вторых, первоначальным моментом, от которого зависит выбор человеком его дальнейшего поведения.

· заинтересованности, сущность которых состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. Вступая в пространственный контакт, каждый индивид может обратить внимание на других индивидов или социальные группы, выделяя их из всех пространственно воспринимаемых социальных объектов. В контактах заинтересованности проявляются уникальные индивидуальные черты личности, а также особенности социальных групп, организаций, институтов, к которым она принадлежит.

· обмена, продолжая развивать и углублять социальные связи, индивиды начинают вступать в кратковременные соприкосновения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями (материальными предметами, информацией, образцами поведения и т.д.).

Социальные контакты имеют большое значение в изучении места каждого индивида в системе социальных связей, его группового статуса, особенностей исполнения им своей социальной роли в группе. Измерение числа и направленности социальных контактов позволяет определять структуру социальных взаимодействий и характер социальных отношений. Именно социальные контакты являются основой группообразующих процессов, первым шагом в образовании социальных групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.04 с.)