Как способ получения социальной информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как способ получения социальной информации



Социологическая информация приобретается разными способами, но уровня научного познания социолог может достичь только с помощью обоснованной методологии и методики исследования. О методологии можно говорить в широком и узком смысле, имея в виду либо общие закономерности научного познания и требования, предъявляемые к нему, либо конкретные приемы проведения исследования в определенной области (в данном случае — в социологии). Метод — это основной способ сбора, обработки и анализа данных. Процедурой называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования. Понятием «методика» обозначают совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Исследованием называют систему методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели — собрать достоверную информацию о социальном явлении, объекте или процессе с целью дальнейшего ее использования в практике социального управления. Исследование включает ряд последовательных, содержательно взаимосвязанных этапов:

1. подготовительный (разработка программы и рабочего плана исследования, подготовка исследовательской группы, подготовка исследовательского поля, подготовка материально-технической базы исследования);

2. этап непосредственного сбора информации;

3. логический анализ и обработка первичной информации;

4. подготовка и написание итогового отчета, формулирование выводов и рекомендаций;

5. публикация результатов исследования (этот этап может не присутствовать в исследовании).

В зависимости от характера изучаемой проблемы, целей и задач, поставленных исследователем, реальных возможностей проведения исследования выделяют различные типы исследований:

- в зависимости от целей и задач исследования: теоретические, теоретико-прикладные, прикладные (эмпирические);

- в зависимости от стратегии исследования: поисковые (разведывательные), описательные, аналитические (экспериментальные); а также: сравнительные, монографические, панельные, когортные, трендовые;

- по условиям проведения исследований: полевые и лабораторные;

- по частоте проведения: разовые и повторные;

- по масштабам исследования: локальные, региональные, отраслевые, общегосударственные, международные

- по характеру анализа собранной информации: качественные и количественные.

 

2. Программа и рабочий план исследования

Программа исследования представляет общую его концепцию в соответствии с основными целями и гипотезами исследования.

Программа — это документ, в котором излагаются и обосновываются теоретико-методологические основы предстоящего исследования с указанием процедурных правил и логической последовательности операций.

Программа исследования имеет следующую структуру:

I. Методологический раздел. В нем отражается:

1. Формулировка темы, проблемы, объекта, предмета исследования.

Выбор темы определяется потребностями исследователя в изучении сложившейся ситуации с учетом разнообразных факторов (рекомендациями специалистов, конъюнктурой экономической, политической, социальной и культурной ситуации).

Исходным пунктом любого исследования выступает проблема — поставленная самой жизнью противоречивая ситуация, затрагивающая чьи-либо интересы и требующая разрешения. Формулировка проблемы должна быть четкой и ясной, отражать и проблемную ситуацию, и определяющее ее реальное противоречие. Следует избегать «многопроблемности» в одном исследовании

Носитель проблемной ситуации — некая общность людей, их деятельность, ее условия, с которыми проблема непрерывно связана, — представляет собой объект исследования. Объект порождает проблему, на объект направлен процесс познания.

Предметом исследования являются те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. Как правило, предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы и отражает взаимосвязь социальной проблем и объекта исследования.

2. Определение цели и постановку задач исследования;

Цель исследования отражает собой представления исследователя о желаемых его конечных результатах. Задачи исследования формулирую вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели. Задачи формулируются в соответствии с целями и гипотезами исследования логически упорядочивают научный поиск.

Цель в исследовании выдвигается одна, а соответствующих ей задач — несколько.

3. Интерпретация основных понятий исследования;

Данный этап предусматривает ряд методологических процедур, позволяющих воплотить в инструментарии концепцию исследования. В ходе интерпретации логически структурируются основные понятия, определяющие предмет исследования, точно определяется их содержание и структура. Интерпретация основных понятий позволяет поддержать научный уровень проводимого исследования и единство смыслового содержания элементов и процедур исследования. Процесс интерпретации осуществляется в несколько этапов:

а) теоретическая интерпретация или описание проблемы в терминах исследования. В данном случае отражаются априорные (до начала исследования) представления социолога о предмете исследования, которые образуют его гипотетическую модель и служат основой для формирования рабочих гипотез. Теоретическая интерпретация включает три типа процедур:

- дескриптивная интерпретация — четкое, ясное и однозначное описание основных понятий исследования;

- структурная интерпретация — расчленение основных понятий на составляющие элементы и их упорядочение;

- факторная интерпретация — установление связей между основными понятиями, выявление факторов, влияющих на содержание основных понятий.

б) эмпирическая интерпретация или поиск эмпирических индикаторов, пригодных для измерения понятий. Таким образом, значение основных теоретических понятий сводится к эмпирически признакам или индикаторам данных понятий. Индикаторами называют такие факты и показатели, которые используются, чтобы указать на наличие и (или) степень выраженности интересующего нас явления, описанного теоретическими понятиями.

в) операциональная интерпретация или «перевод» индикаторов на язык социологического инструментария (т.е., например, формулирование вопросов анкеты, конструирование опросников, листов наблюдения)

4. Развертывание рабочих гипотез.

Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Научно-обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое необходимо подтвердить или опровергнуть в ходе исследования, называют гипотезой. С этой точки зрения гипотеза выступает главным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования и подчиняющим его определенной внутренней логике.

Гипотеза должна формулироваться предельно четко и ясно, в ней не должно содержаться неясных (т.е. не прошедших интерпретации) понятий и терминов. Проверка гипотезы не должна вызывать трудностей методического и организационного характера в рамках данного исследования.

Как правило, в ходе подготовки исследования формулируется основная, центральная гипотеза, ориентирующая всю работу, и вытекающие из нее гипотезы-следствия. Кроме того, по мере подготовки исследования могут возникать дополнительные гипотезы.

II. Методический или процедурный раздел. В нем отражается:

5. Принципиальный (стратегический) план исследования отражает желаемую исследователем глубину и широту научного поиска и, как следствие, характер предстоящего исследования. Выделяют три основных типа исследовательских стратегий:

- поисковую — направленность на предварительное изучение объекта исследования, когда нет четкого представления о проблеме или объекте, нет вообще или не хватает соответствующей научной литературы. Работа завершается ясной и четкой формулировкой проблемы и выдвижением гипотез;

- описательную — применятся для проверки выдвинутых гипотез и получения более точных качественно-количественных характеристик изучаемого объекта. Такое исследование дает относительно полное описание объекта;

- аналитическую или экспериментальную — используется не просто для описания структуры изучаемого объекта, а для установления его причинно-следственных связей, характеристик. Такое исследование более сложное и носит комплексный характер.

Кроме того, выделяют дополнительные типы исследований в зависимости от исследовательской стратегии: монографическое (изучение социального явления на одном объекте, который рассматривается, как представитель целого класса подобных объектов или как уникальный объект), сравнительное (выявление особенностей социальных процессов и проблем на разных объектах), трендовое (изучение тенденций изменения объекта исследования во времени), панельное (изучение одних и тех же объектов в разное время), когортное (изучение специфических совокупностей (когорт) в течение определенного времени.

6. Обоснование системы отбора единиц, подлежащих непосредственному изучению.

7. Описание и обоснование основных процедур сбора, обработки и анализа исходных данных.

Программа исследования дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работ, сроки их осуществления, а также оцениваются необходимые ресурсы.

Если программа исследования не разработана или она неудовлетворительна, то высок риск получения некачественных данных, следовательно, теоретической и практической пользы от такого исследования будет мало.

Основы выборочного метода

Каждое исследование имеет свой объект — множество социальных объектов, очерченное программой исследования и территориально временными границами. Объект исследования представляет так называемую генеральную совокупность, на которую распространяются результаты проведенного исследования.

Если в ходе исследования исследователь намерен охватить все единицы генеральной совокупности, такое исследование называют сплошным. В противном случае говорят о несплошном исследовании. К таковым относятся: монографическое исследование (детальное изучение отдельной части или единицы объекта исследования), метод основного массива (изучение большей части генеральной совокупности или ее важнейшие элементы) и выборочное исследование.

Теория выборочного метода основана на правомерности выводов о целом на основании изучения его части, а также на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов. Выборочное исследование позволяет экономить деньги, время и силы исследователя, в то же время позволяя распространить информацию, полученную при изучении части объекта, на всю генеральную совокупность.

Для проведения выборочного исследования формируется выборочная совокупность — отобранная по специальным правилам и процедурам часть единиц генеральной совокупности, подлежащая непосредственному изучению в ходе исследования.

Выборка, представляющая генеральную совокупность с приемлемой степенью точности, называется репрезентативной. Репрезентативность – свойство выборки отражать, моделировать характеристики генеральной совокупности. Мера подобия выборочной модели структуре генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки. Ее пределы зависят от цели исследования и определяют степень надежности получаемых результатов. Так для поисковых исследований надежность может быть приближенной и даже ориентировочной (т.е. в пределах 10-40 % ошибки репрезентативности), для описательных и аналитических исследований должна быть обеспечена нормальная надежность результатов исследования (в пределах 3-10 % ошибки репрезентативности, обычно — 5%). Ошибки репрезентативности могут быть случайными (возникают непреднамеренно, например, вследствие описок, неточности сообщаемых респондентами данных; в целом по массиву данных такие ошибки имеют тенденцию к взаимному погашению и не влияют на результаты исследования) и систематическими (возникают вследствие существенных недочетов, например, при формировании выборки, разработке инструментария; они могут существенным образом исказить результаты исследования, вызывая систематические смещения).

Репрезентативность выборки обеспечивается за счет определения необходимого объема выборочной совокупности и метода ее формирования.

Объем выборки зависит от степени однородности генеральной совокупности и допустимой ошибки репрезентативности. Общепринятым способом определения величины выборочной совокупности является расчет В.Паниотто для репрезентативной выборки с допущением 5 % ошибки:

 

Объем генеральной совокупности 500 1000 2000 3000 4000 5000 10000 100000 Свыше 100000
Объем выборочной совокупности 222 286 333 350 360 370 385 390 400

 

В зависимости от характера генеральной совокупности применяют различные методы формирования выборки.

При небольшой численности генеральной совокупности, если имеется полный ее список, применяют случайные методы отбора, позволяющие с одинаковой вероятностью всем единицам генеральной совокупности попасть в выборку. Простой случайный отбор по своей сути напоминает лотерею, и из случайно отобранных единиц будет сформирована выборка. При систематическом случайном отборе в выборку попадет каждая N-ая единица из списка единиц генеральной совокупности, где N — это шаг отбора, рассчитанный делением численности генеральной совокупности на величину выборки. В серийной выборке в качестве единиц отбора используют совокупности статистически значимых единиц (статистические серии), например, семьи, бригады, населенные пункты и т.п. отобранные в выборку серии могут быть подвергнуты сплошному или выборочному обследованию. Если процедуре отбора предшествует выделение в генеральной совокупности однородных подсовокупностей по важным с точки зрения исследователя признакам, а отбор в дальнейшем осуществляется из этих выделенных подсовокупностей (страт), такой метод случайного отбора имеет название стратифицированного.

При большой генеральной совокупности, при отсутствии полного списка ее элементов используют неслучайные методы формирования выборки. В данном случае не представляется возможным определить попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности. При квотном отборе выборка формируется, как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности на основе квот (пропорций) распределения значимых признаков (обычно — социально-демографических). При стихийном отборе (другое название этого метода — «метод первого встречного») выборка формируется произвольно и часто независимо от самого исследователя. Метод «снежного кома» используется при изучении «редких» и труднодоступных совокупностей. Его идея такова: первоначально определенная исследователем группа единиц, подлежащих изучению, становится источником информации о других таких членах предполагаемой генеральной совокупности. Также в социологическом исследовании в зависимости от характера исследования могут использоваться методы отбора типичных, критических и доступных случаев.

При большой или имеющей сложную структуру генеральной совокупности часто используют многоступенчатый (отбор происходит в несколько этапов со сменой единицы отбора) или комбинированный (соединяющий различные методы формирования выборки) отбор.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.023 с.)