К вопросу О роли государственной программы Российской Федерации «охрана окружающей среды на 2019-2024 годы» в разрешении экологических проблем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К вопросу О роли государственной программы Российской Федерации «охрана окружающей среды на 2019-2024 годы» в разрешении экологических проблем



Аннотация: в данной статье проведен анализ одного из основных направлений государственной политики – улучшения уровня экологической безопасности в государстве, а также приведен логически обоснованный подход относительно роли Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2019 – 2024 годы» и принятых на ее основе актов в достижении поставленной законодателем задачи.

Ключевые слова: экологическая безопасность, охрана окружающей среды, усовершенствование законодательства, экологическое развитие, экологическая политика.

Охрана окружающей природной среды и природопользования – одна из наиболее глобальных проблем современности. На современном этапе развития человечества одной из важнейших целей государственной политики Российской Федерации являются улучшение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем [1, с. 129]. Динамика развития научно-технической деятельности, усиление антропогенного фактора, влияние человеческой деятельности на окружающую природу привели к экологическому кризису. Число экологических правонарушений с каждым годом увеличивается. Возникает необходимость в соблюдении правил поведения людей в сфере взаимосвязей общества и природы, ведь их нарушение может повлечь за собой губительные последствия.

Поставленная цель государственной политики стала основой для создания Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2019 – 2024 годы» [2, с. 170]. Программа указывает на высокий уровень антропогенного влияния, нагрузки, которую испытывает окружающая среда, а также о других неблагоприятных последствиях человеческой деятельности на окружающую среду. Особо опасные проблемы выделяются в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»:

•   высокое загрязнение атмосферного воздуха;

•   ухудшение состояния почв и земель в большинстве регионов;

•   нарастание экологического ущерба, связанного с агрессивной деятельностью отраслей народно хозяйства и другие.

Отметим, что основной отличительной чертой данного нормативно-правового акта выступает детальная оценка и анализ современного состояния окружающей среды и экологических проблем.

С целью их разрешения, государством предложено совершенствование нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды и природопользования, усиление всех видов ответственности за нарушение норм экологического законодательства.

Юридическая ответственность в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и природопользования, имеет свою значимую роль. Это важное средство обеспечения экологического правопорядка в государстве, эффективный инструмент государственного принуждения, влияющий на соблюдение требований экологического законодательства [3, с. 383], способствующий обеспечению провозглашённого Конституцией Российской Федерации право каждого «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Основы, принятые на законодательном уровне, призваны определить основу государственной экологической политики – стратегические цели, задачи в сфере охраны окружающей среды с целью обеспечения экологической безопасности и механизмов их реализации [4, с. 137]. Стратегическая цель государственной политики в области экологического развития – решение социально-экономических задач, которые смогли бы обеспечить рост экономики, «ориентированный на экологические основы, сохранили благоприятную окружающую среду, биологическое разнообразие и природные ресурсы, чтобы удовлетворить потребности нынешнего и будущего поколений, реализовали права каждого человека на благоприятную окружающую среду, способствовали укреплению правопорядка в сфере охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности».

В процессе разрешения задач по усовершенствованию действующих положений нормативно-правового регулирования по охране окружающей среды и экологической безопасности следует использовать ряд таких механизмов:

1) создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства Российской Федерации по охране окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;

2) разработка и внедрение нормативно-правовой базы по стратегической экологической оценки при принятии планов и программ, реализация которых может оказывать влияние на окружающую среду;

3) усиление степени и размеров ответственности за нарушение положений законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.

Нельзя не отметить, с положительной точки зрения, позицию законодателя относительно предполагаемых результатов, сущность которых выражается в сохранение и восстановлении природных ресурсов, ликвидации накопленного экологического вреда, повышения уровня экологической безопасности и т.д.

На основании выше приведенного анализа можно прийти к выводу, что в настоящее время назрела необходимость в усовершенствовании профильного законодательства, что будет способствовать эффективности реализации его положений [5, с. 145]. В связи с этим, необходимо обновить концепции его формирования, переосмыслить накопленный опыт, учесть стабильные и временные, традиционные и новые факторы, которые оказывают воздействие на его содержание, структуру, формы правотворчества.

 

Список литературы

1. Круглов В.В. Государственная экологическая политика по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды в промышленных регионах России // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-ekologicheskaya-politika-po-obespecheniyu-ekologicheskoy-bezopasnosti-i-ohrany-okruzhayuschey-sredy-v-promyshlennyh (дата обращения: 04.05.2021).

2. Жаворонкова Н.Г. Тенденции и перспективы совершенствования государственной политики в области экологического развития // Н.Г. Жаворонкова, В.Б. Агафонов / Актуальные проблемы российского права. 2017. №7 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-perspektivy-sovershenstvovaniya-gosudarstvennoy-politiki-v-oblasti-ekologicheskogo-razvitiya (дата обращения: 04.05.2021).

3. Пахомова Я.А. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ // Вопросы российской юстиции. 2021. №11. С. 376 – 384.

4. Смолькин В.П. Устойчивое экологическое развитие: основные подходы и понятия // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustoychivoe-ekologicheskoe-razvitie-osnovnye-podhody-i-ponyatiya (дата обращения: 04.05.2021).

5. Ястребов А. Е. Основные направления совершенствования экологического законодательства РФ // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. №1. С. 142 – 146.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.008 с.)