Зарубежные экологические бедствия/катастрофы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарубежные экологические бедствия/катастрофы



Канада, провинция Новая Шотландия, город-порт Галифакс 6 декабря 1917 г Техногенная Мощнейший в истории, до ядерной эпохи взрыв, на судне перевозящем опасные вещества 1963/ 9000/2000 Оказана бесплатная медицинская помощь пострадавшим, помощь в восстановлении жилья, выплаты пострадавшим со стороны владельцев судна Постановление о правилах провоза опасных грузов в портовой зоне  
США, штат Техас, Тексас-Сити 16 апреля 1947 г Техногенная Пожар на борту французского судна «Гранкан» привёл к детонации около 2100 тонн нитрата аммония 581 /5000/не сообщалось   По инициативе Конгресса США выплачено 1394 компенсации общей суммой около 17 млн. $. Отсутствуют  
  Великобритания, Англия, г.Лондон   5 - 9 декабря 1952 г Техногенная Смог над городом 12 000/ 25 000/0 Отсутствуют Закон о запрете использования открытого огня для отопления жилья  
Великобритания, Англия, Фликсборо 1 июня 1974 г Техногенная Химическая авария, Взрыв на химзаводе 64/75/0 Оказана бесплатная медицинская помощь пострадавшим Отсутствует информация  
КНР, уезд Биян городского округа Чжумадянь провинции Хэнань, плотина на реке Жухэ 8 августа 1975 г Техногенная Гидродинамическая авария (прорыв дамбы) 171000-230000/неизвестно/неизвестно Оказана бесплатная медицинская помощь пострадавшим, помощь в восстановлении жилья Постановление ЦК Партии КНР  
Италия, провинции Монца-э-Брианца области Ломбардия, город-коммуна Сувезо 10 июля 1976 г Техногенная Химическая авария, выброс диоксинов 500/200000/0 Оказана бесплатная медицинская помощь пострадавшим Отсутствует информация  
Землетрясение в Индийском океане 26 декабря 2004 г Природная Неожиданное образование цунами аномально большого размера 300000/900000/ не сообщалось Оказание срочной медицинской помощи, гуманитарная помощь от международного сообщества, возмещение затрат для возвращения на родину для иностранных граждан Рекомендации ООН  
Индия, штат Мадхья Прадеш, г. Бхопал, химический завод Union Carbide 3 декабря 1984 г Техногенная Выброс сильно токсичного соединения метилизоцианата 18000-30000/5700000/0 Финансовая выплата в размере 2100$ за умершего, 500-800$ пострадавшим, со стороны компании Union Carbide Решение суда  
СЩА, штат Калифорния, г. Пасадена 23 октября 1989 г Техногенная Химическая авария, выброс диоксинов 23/314/0 Выплачена компенсация части пострадавших Решение конгресса штата Калифорния  
Бангладеш 11 сентября 2000 г   Техногенная Загрязнение питьевой воды мышьяком 0/6250000/0 Отсутствуют Отсутствуют  
Япония, город Окума, уезд Футаба, префектура Фукусима 11 марта 2011 г Техногенная Радиационная авария 1/25000/0 Отсутствуют Постановление правительства Японии  
Канада, провинция Квебек, г.Лак-Мегантик 6 июля 2013 Техногенная Крушение состава с нефтью 42 /неизвестно/5 Нет информации Разработан план аварийного реагирования для всех перевозок нефти по железной дороге  
КНР, порт Тяньцзинь 12 августа 2015 г   Техногенная Ряд взрывов с выбросом опасных химических веществ 173/797/95 Эвакуация, предоставление бесплатного жилья, компенсация потерянного имущества Распоряжение премьера Госсовета КНР  

 

Таблица 1. Наиболее показательные бедствия/катастрофы техногенного и природного характера, нанесшие экологический вред людям, с указанием характера возмещения вреда со стороны государства

 

Наиболее показательными для демонстрации механизма компенсации урона, нанесенного людям от катастроф экологического характера, являются: Чернобыльская авария, Бхопальская трагедия и Великий Лондонский смог.

Чернобыльская авария

26 апреля 1986 г, в результате аварии на 4-ом энергоблоке ЧАЭС, произошел выброс радиоактивных веществ на огромную территорию, по причине конструктивного изъяна в системе реактора ЧАЭС. Жертвами аварии стали 4000 человек умерших в последующие годы от лучевой болезни, 1 961 000 человек были эвакуированы, решились имущества. Получили облучение в пределах нормы.

Механизм компенсации со стороны государства. Эвакуированному населению предоставлялось бесплатное жилье, выплачивались единовременные выплаты за потерю жилья, транспорта и имущества, Участникам ликвидации аварии выплачивалось повышенное жалование, вручались государственные награды, сокращался срок службы, были гарантированы социальные льготы и оказание специализированной медицинской помощи. Жителям пострадавших районов, не подлежащих отселению, и получившим дозы облучения, также были гарантированы социальные льготы и специализированная медицинская помощь Правительством СССР. С распадом СССР, многие гарантии подлежали пересмотру и изменению, Правительство РФ лишь относительно недавно приблизилось в социальных гарантиях к уровню, установленных в СССР [6].

Бхопальская трагедия

Крупнейшая по числу жертв техногенная катастрофа в современной истории, произошедшая в результате аварии на химическом заводе, принадлежащем американской химическо-промышленной корпорации Union Carbide, в индийском городе Бхопал. В ночь на 3 декабря 1984 года из резервуара для хранения метилизоцианата произошёл выброс сильно токсичного соединения. Облако паров распространилось на близлежащие трущобы и железнодорожный вокзал. Согласно официальным правительственным данным, в день аварии погибло около 3000 человек. После число погибших было пересмотрено в сторону увеличения - 5295 человек. Общее количество пострадавших оценивается в 150-600 тысяч человек.

Механизм компенсации со стороны государства. Индийское правительство многократно пыталась привлечь к ответственности руководство компании Union Carbide. но безрезультатно. В ходе судебных тяжб компания Union Carbide согласилась выплатить компенсацию с условием отказа от дальнейших исков 2100$ - за каждого погибшего и 500-800$ - пострадавшим. Помощи со стороны правительства пострадавшим, помимо оказания срочной медицинской помощи, не было [4].

 

Великий Лондонский смог

В 1952 году 5-9 декабря город Лондон попал под влияние антициклона, который принес холодную и безветренную погоду. Из-за низких температур, горожане были вынуждены сжигать большее количество угля. Это привело к тому, что загрязняющие вещества накапливались в воздухе и образовывали слой смога над городом. Послевоенный британский уголь был, как правило, не очень качественным, и содержал серу (по экономическим причинам более качественный уголь экспортировался), что увеличивало содержание диоксида серы в дыму. Кроме того, загрязнение шло от многочисленных угольных электростанций, от выхлопных газов автотранспорта (особенно от недавно заменивших трамваи автобусов с дизельными двигателями) и других источников.

Для Лондона тяжёлые туманы не редкость, поэтому никто из горожан не паниковал даже несмотря на то, что в этот раз он был более плотным, и продлился дольше. Люди не подозревали, что этот туман является по своей природе опасным явлением. В результате “Великого смога” от инфекций респираторного тракта погибло около 12 000 человек, еще около 25 000 пострадали. Число погибших заставило выживших переосмыслить отношение к окружающей среде и загрязнению воздуха.

Механизм компенсации со стороны Государства. Во избежание подобных случаев, в законодательстве Объединённого Королевства Великобритании были приняты следующие законодательные акты: Закон Лондонского Сити (1954 г.) и закон «О чистом воздухе» в редакции 1956 и 1968 годов. Со стороны государства прямого возмещения экологического вреда для населения не производилось. В качестве косвенного метода финансовой поддержки государство денежно поощряло домовладельцев, готовых поменять систему отопления с открытого огня, требующего уголь, на альтернативные варианты [5].

Как показывают данные таблицы и разобранные примеры, система компенсация вреда в Российской Федерации является одной из лучших в сравнении с общемировыми практиками. Достоинство отечественной системы в том, что компенсация осуществляется чаще всего из внутренних источников, что гарантирует населению обязательную и своевременную поддержку. В то время как в других странах людям приходится ждать окончания судебных тяжб с негарантированным результатом. Недостатком системы компенсации вреда в Российской Федерации является отсутствие в законодательных актах регламента по возмещению вреда, нанесённого экологической катастрофой, что требует дальнейшего развития законодательства в области гарантий возмещения экологического вреда.

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398

2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями в ред. от 12.03.2014) // [Электронный ресурс] URL http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения 01.05.2021)

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/6e9e76ac34eed2325a2dc76d37b9d81d2cbbaeb0/#dst102604 (дата обращения 04.05.2021)

4. А. Митюнин. Хиросима химической индустрии. // [Электронный ресурс] URL: http://samlib.ru/m/mitjunin_a/hir.shtml (дата обращения 23.04.2021)

5. А. Сидорчик. Желтый туман. Как Великий смог навсегда изменил Великобританию// [Электронный ресурс] URL: https://aif.ru/society/history/zheltyy_tuman_kak_velikiy_smog_navsegda_izmenil_velikobritaniyu (дата обращения 24.04.2021)

6. Б. И. Горбачев. Сборник статей о причинах и уроках аварии на ЧАЭС // [Электронный ресурс] URL: http://avkrasn.ru/article-3633.html (дата обращения 03.05.2021

 

 

УДК: 352/354

 

Ульянов Артем Юрьевич

 Юридический  факультет  ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»Таврическая академия (СП)

Научный руководитель: Струнский А. Д., ассистент кафедры истории и теории государства и права

Роль органов местного самоуправления в сфере сбора, хранения и утилизации батареек на примере городов Симферополь и Челябинск

 

Аннотация: В работе рассматривается роль органов местного самоуправления городского округа Симферополь в сфересбора, хранения и утилизации батареек. На практике городского округа с внутригородским делением Челябинск делаются конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования в данной сфере в городском округе Симферополь.

Ключевые слова: местное самоуправление; твердые коммунальные отходы; батарейки; утилизация, экология; экологическая культура населения.

 

Проблемы экологии занимают важное место в жизни как конкретного человека, так и всего общества, поскольку любой организм испытывает на себе воздействие благоприятных и неблагоприятных факторов окружающей среды. Вышесказанное подтверждается конституционным закреплением права каждого на благоприятную окружающую среду, получение правдивой информации об её состоянии и на возмещение вреда, причинённого здоровью или имуществу человека в результате экологического правонарушения. Данному праву лица корреспондирует соответствующая обязанность государства по его признанию, соблюдению и защите, закреплённая в статье 2 Конституции РФ [1].

Исходя из статьи 1 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», под благоприятной окружающей средой следует понимать окружающую среду, состояние которой создает условия для стабильного функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов [3]. В связи с этим стоит сказать, что на сегодняшний день особо актуальна тема сбора и утилизации аккумуляторов (батареек), утративших потребительские свойства, которые относятся ко второму классу опасности отходов (высокоопасные отходы) [4]. В Российской Федерации каждый год выбрасывается около двадцати тысяч тонн батареек, из которых перерабатывается не более 1,7%. Для сравнения, показатель утилизации данного вида отходов в Китае составляет около 31%. Повышенная степень неблагоприятного воздействия батареек на окружающую среду вызвана фактом того, что, при попадании в почву, одна батарейка за 2-3 месяца загрязняет ядовитыми веществами около 20 квадратных метров территории [8]. Вышеперечисленные факты свидетельствуют о необходимости особого обращения с данным
видом отходов.

Необходимо также отметить, что немаловажную роль для поддержания благоприятных условий окружающей среды в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) играют органы местного самоуправления, которые, как и органы государственной власти РФ и субъектов РФ, являются субъектами природоохранной деятельности [3]. Если говорить про город Симферополь, то он входит в состав городского округа. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в сфере обращения с ТКО в соответствии со статьей 8 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относится создание и содержание мест их накопления, а также воспитание экологической культуры населения муниципального образования [2]. В Постановлении Администрации города Симферополя от 07.09.2015 года № 831 «Об утверждении Порядка сбора, вывоза, транспортировки и размещения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» устанавливается порядок вывоза отходов, объезд мест сбора отходов, а также требования к контейнерам и бункерам для отходов [7]. Часть вышеперечисленных функций в городе Симферополь возложена на муниципальное унитарное предприятие «Экоград», созданное при МКУ «Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя». Однако следует сказать, что нормативных актов муниципальных органов городского округа Симферополя в сфере сбора и утилизации батареек крайне мало, что связано с осуществлением данных функций государственным унитарным предприятием «Крымэкоресурсы». На данный момент существует лишь три контейнера для раздельного сбора батареек на территории города Симферополь, расположенные по следующим адресам: улица Залесская, 12; улица Крымская, 4а; ул. Карла Маркса, 4 [9].

По оценкам экспертов, эффективный сбор и утилизация батареек происходит на территории города Челябинска. На основании Решения Челябинской городской Думы от 26.10.2010 года № 18/3 «Об утверждении Порядка обращения с отходами производства и потребления в городе Челябинске» сбор отходов осуществляется раздельным способом в соответствии с существующими классами отходов и их агрегатными состояниями. В Решении определяется порядок сбора, хранения и утилизации ТКО и устанавливается, что места размещения площадок, оборудованных для размещения контейнеров для раздельного сбора мусора, определяются Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города. В качестве эффективных методов экономического регулирования в области обращения отходов можно выделить создание условий для деятельности предпринимателей в системе обращения с отходами, установление пониженного коэффициента к ставкам арендной платы за землю юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые способствуют сбору, хранению и утилизации батареек. Данные меры стимулируют множество продовольственных магазинов и торговых центров устанавливать на своей территории контейнеры для сбора батареек, что значительно влияет на эффективность раздельного сбора мусора. После накопления батареек, их транспортируют на местное предприятие с целью утилизации. Данная система по обращению с ТКО в городе Челябинск выступает хорошим примером частно-публичного партнерства [5]. Также стоит отметить популяризацию раздельного сбора мусора и организацию экологического воспитания населения, путем проведения различных мероприятий: субботников, лекций на экологическую тематику, выставок, акций и круглых столов.

Подводя итоги, следует выделить конкретные направления деятельности, которые позволят повысить эффективность системы по сбору, хранению и утилизации батареек в городском округе Симферополь.

1. Необходимо, чтобы органы местного самоуправления самостоятельно занимались вопросами установки и содержания контейнеров для раздельного сбора мусора на территории города. Данное решение обусловлено тем, что муниципальный уровень публичной власти является наиболее приближенным к населению и поэтому способным продуктивно решать подобные проблемы местного уровня.

2. В качестве ещё одной меры можно выделить применение экономического стимулирования для предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения с батарейками, целевое финансирование из городского бюджета научно-исследовательских работ по их рациональному сбору, хранению, сортировке и переработке, вдобавок применять ресурсосберегающие и малоотходные технологий и использовать вторичное сырьё.

3. Повышению эффективности системы по сбору, хранению и утилизации батареек в городском округе Симферополь будет также способствовать установление требования к крупным коммерческим организациям, деятельность которых связана с образованием ТКО, об установке контейнеров для раздельного сбора мусора. Возможность реализации данной меры подкрепляется тем, что на территории городского округа Симферополь установлено, что все организации торговли вне зависимости от их формы образования обязаны устанавливать урны у входа и выхода из торговых объектов [6]. В качестве альтернативной меры можно выделить установление для подобных организаций дополнительных тарифов с целью создания и содержания мест раздельного сбора отходов на территории муниципального образования.

4. Также следует популяризировать раздельный сбор мусора и организовать экологическое воспитание населения, путем проведения различных мероприятий: субботников, лекций на экологическую тематику, выставок, акций и круглых столов.

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм. на 1 июля 2020 г). – Доступ из справ.-правовой системы Гарант. – http://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 12.04.2021).

2. Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (в ред. от 07.04.2019 г.) «Об отходах производства и потребления» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июня 1998 г. – 2020. – № 26.

3. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды (в ред. от 09.03.2021 г.) // Российская газета. –  2021. – № 23.

4. Приказ Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 (в ред. от 02.11.2018) «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы Консультант. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218071/ (дата обращения: 12.04.2021).

5. Решение Челябинской городской Думы четвертого созыва от 25 октября 2010 года № 18/3 «Об утверждении Порядка обращения с отходами производства и потребления в городе Челябинске» [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы Консультант. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218071/ (дата обращения: 12.04.2021).

6. Решение Симферопольского городского совета Республики Крым от 12 февраля 2015 года № 176 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы Гарант. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/23704746/paragraph/1:0 (дата обращения: 12.04.2021).

7. Постановление Администрации города Симферополя от 7 сентября 2015 года № 831 «Об утверждении Порядка сбора, вывоза, транспортировки и размещения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы Гарант. – URL: https://base.garant.ru/43802852/ (дата обращения: 12.04.2021).

8. Российская газета, официальный печатный орган Правительства Российской Федерации: Огонь, батарейка! [выпуск от 18.11.2019 года] [Электронный ресурс]. – URL: https://rg-ru.turbopages.org/rg.ru/s/2019/11/18/reg-cfo/kak-v-rossii-utiliziruiut-batarejki.html (дата обращения: 12.04.2021).

9. Официальный сайт Департамента городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым [Электронный ресурс] // МКУ Департамент городского хозяйства информирует о местах сбора опасных отходов. – URL: http://dgh.simadm.ru/news/23550/ (дата обращения: 12.04.2021).

УДК: 349.6

Полищук А. В.

 Юридический  факультет  ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»Таврическая академия (СП)

Научный руководитель: Струнский А. Д., ассистент кафедры истории и теории государства и права

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Аннотация: Статья посвящена формированию экологической культуры у школьников. Автор рассматривает различные возможности, которые позволят привить бережное отношение к окружающей среде со школьной скамьи. В статье предложены способы, которые возможно исполнить только с помощью муниципалитетов. Автором были изучены статьи, посвященные правовым основам формирования экологической культуры. На основании изученного предложены элементы программ по формированию экологической культуры.

Ключевые слова: экология; окружающая среда; экологическая культура; экологическое воспитание; экологическое образование.

Влияние людей на окружающую среду в современном мире достигло глобальных масштабов. Равновесие между силами природы и потребностями человека теряется.

Симферополь находится в центре Крымского полуострова и является крупнейшим городом Крыма, его экономическим центром. Промышленные предприятия являются серьёзными источниками загрязнения окружающей среды. Но более ярко-выраженным фактором экологических проблем города является бытовой фактор. Не обязательно быть специалистом, чтобы определить, что в Симферополе есть проблемы с вывозом и сортировкой мусора.

Для разрешения этих проблем с экологией требуется новое осмысление общественного развития, усиление ответственности отдельных людей и общественно-политических органов за сохранение окружающей среды [1, с. 1].

В ст. 42 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 58 конституционной обязанностью каждого является сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам [3, с. 1]. Однако для достижения экологической безопасности требуется высокая экологическая культура общества и каждого индивида, формируемая постоянно, целенаправленно в процессе жизнедеятельности людей через систему непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения.

Экологическую культуру можно рассматривать как совокупность научных знаний об исторически сложившемся в различных культурных эпохах опыте взаимодействия человека и природы. К этому относится и способность к рациональному и эмоциональному восприятию окружающего мира, себя в нём, готовность к деятельности по охране природы.

Охрана окружающей среды в современных условиях требует разработки обоснованной программы мероприятий на международном, государственном, региональном и местном уровнях с учётом их особенностей. В Симферополе возможно принять следующие меры: экономическое и административное воздействие на загрязнителей природы; формирование системы местного экологического мониторинга за состоянием окружающей среды. Это позволит за счёт императивного характера мер снизить загрязнение, которые приносит человеческий фактор. Но самым главные является развитие экологической культуры населения ещё со школьной скамьи.

У. М. Степп отмечал: «Знание последствий воздействия на окружающую среду представляет собой важнейший элемент человеческой культуры. Настоящее и будущее природы в большей степени определяется человеком. В свою очередь, действия, которые предпринимает человек, определяются его образованием» [1, с. 2].

Современное состояние экологического образования у жителей Симферополя не отвечает требованиям охраны окружающей среды, с связи с чем должна активизироваться целенаправленная деятельность с участием органов местного самоуправления, образовательных учреждений, средств массовой информации, граждан и их объединений. Основные направления и правовые формы деятельности перечисленных субъектов должны быть надлежащим образом закреплены в законодательстве [2, с. 1].

Следует учесть, что в наши дни одним из важнейших результатов образования является экологическая культура. Экологическое образование предполагает не только обучение, но и воспитание. Это нашло свое отражение в Программе духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования. В области экологического воспитания программа направлена на формирование экологического мышления, культуры и поведения обучающихся [4].

К сожалению, экология как отельный учебный предмет практически отсутствует в учебных планах школ. Она изучается за счёт биологии, химии, физики. Этого недостаточно. В учебные планы школ должна быть включена экология как отдельный учебный предмет. Но это относится к ведению федеральных органов. Что же могут сделать муниципалитеты?

Начать следует с простого. В школах можно разместить информационные стенды, которые будут информировать обучающихся о том, как можно помочь окружающей среде. Данные стенды будут способствовать прививанию у растущего поколения базовой экологической культуры. Также можно проводить недели экологии. Чем они хуже недели физики, химии, русского языка и других предметов?

Недели экологии будут способствовать развитию интереса у школьников к вопросам экологии. А состязательность (например, конкурс на лучший плакат, настенную газету) будут подстёгивать к нахождению наиболее интересной, нужной и актуальной информации.

Также можно запустить проект «Школы за раздельный сбор мусора!». Проблема отсутствия раздельного сбора мусора имеет государственное значение. В России это направление слабо развито. В муниципальном образовании городской округ Симферополь на 2021 год зарегистрировано 50 школ [5]. Из муниципального бюджета следует выделить средства на организацию мест раздельного сбора мусора на территории муниципальных школ. Таким образом у молодого поколения постепенно сформируется привычка, которая будет способствовать уменьшению загрязнений от бытового фактора в городе. Также данный проект будет способствовать переработке мусора.

Необходимо работать с молодежью посредством приглашения в школы специалистов-экологов. Возможно, следует создать отдельный Департамент экологического развития в составе Администрации города Симферополь, который кроме всего прочего занимался просвещением школьников в области охраны окружающей среды.

Все эти меры позволят воспитать новое поколение, которое будет бережно относится к окружающему миру. Ведь чтобы изменить что-то к лучшему – нужно начать с себя.

Таким образом, вопросы формирования экологической культуры должны быть закреплены на законодательном уровне. Более того, сам процесс должен быть организован на высоком уровне, возможно, с использованием опыта зарубежных стран.

Именно путём целенаправленной деятельности систематического воздействия на сознание и поведение подрастающего поколения в целях формирования представлений об окружающей среде, о мерах по её охране возможно изменение мировоззрения. В последствии обществом будут формироваться взгляды, отличные от потребительского отношения к природе, приниматься экологически ориентированные управленческие решения.

 

Список литературы

1. Бутова И. Д. Правовые основы формирования экологической культуры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2008. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury (дата обращения: 18.03.2021)

2. Васильчук Ю. В. Правовые основы экологического образования и воспитания // Вестник Тверского государственного университета. – Серия: Право. – 2017. – № 1. – С. 145–159.

3. Церцек Н. Ф. Правовые основы работы в области экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения в Российской Федерации // Вестник экологического образования в России. Научный журнал Академии МНЕПУ (Москва). – 2008. – № 3. – С. 13–16.

4. Экологическое воспитание: перспективы развития – Текст: электронный // НИРО [сайт]. – 2021. – URL: http://www.niro.nnov.ru/?id=29327 (дата обращения: 20.03.2021).

5. Общеобразовательные учебные заведения // Официальный сайт Симферопольского городского совета [сайт] – Симферополь, 2011. – URL: http://simgov.ru/gorod-simferopol/uchrezhdeniya-obrazovaniya/obsheobrazovatelnye-uchebnye-zavedeniya/ (дата обращения 21.03.2021).

 

 

УДК: 349.6

 

Олейниченко В. А.

 Юридический  факультет  ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»Таврическая академия (СП)

Научный руководитель: Струнский А. Д., ассистент кафедры истории и теории государства и права

Правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды и благоустройства территорий муниципального образования

Аннотация. В статье отражены основные вопросы и проблемы, касающиеся охраны окружающей среды и поддержания стабильной экологической ситуации в муниципальном образовании городской округ Симферополь. Также предложены возможные варианты решения обозначенных в работе проблем.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, муниципальное образование, экологическая ситуация

 

Здоровье человека, его психофизическое состояние, качество жизни в целом, напрямую зависят от экологической обстановки той территории, на которой он проживает [4, с. 1].

Особенно важное значение это имеет в современном мире, так как сейчас все больше развиваются транспортные коммуникации, происходит интенсивный рост городов и, как следствие, увеличивается темп жизни. В связи с этим, для комфортной жизни в городе, а особенно, если это город с многочисленным населением, человеку необходима благоприятная экологическая обстановка, которая бы способствовала улучшению социально-экономических условий жизни, результативности производства, а также обеспечивала безопасную жизнь для человека

Следовательно, важную роль играет и правовое регулирование данного вопроса, так как от этого напрямую зависит обеспечение должной охраны окружающей среды и экологической безопасности на территории в том или ином субъекте[4, с. 2].

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, а также на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением [1, ст. 42].

Помимо того, статьи, развивающие положения Конституции, содержатся в Федеральных законах. Например, ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, которые обеспечивают сохранение благоприятной окружающей среды, а также сбалансированное решение социально-экономических задач, обеспечение экологической безопасности и укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды[2].

Таким образом, в соответствии с российским законодательством, каждый человек, проживающий на определенной территории, имеет право на обеспечение на ней таких условий, которые бы благоприятствовали постоянному улучшению качества его жизни.

Органами местного самоуправления при регулировании охраны окружающей среды и благоустройства территорий могут быть предусмотрены какие-либо отдельные положения, не указанные в федеральном законодательстве, но не противоречащие ему, исходя из особенностей соответствующего муниципального образования.

Говоря об экологической обстановке в городском округе Симферополь, стоит сказать о факторах, влияющих на нее. Так, к ним можно отнести, например, рост объемов производства и оживление промышленности, начавшееся в 2015 году (происходит развитие части крупных промышленных предприятий, а также осуществляется реализация крупных строительных проектов на территории Республики Крым). Например, в прошлом году было завершено строительство трассы «Таврида», а в настоящее время планируются строительство и реконструкция других дорог, отходящих от «Тавриды» и соединяющих ее с городами Крыма на побережье.

Также к факторам, негативно влияющим на экологическую обстановку в городе относится возросший уровень населения в городском округе, который привел к тому, что на сегодняшний день в городе значительно возросло число автомобилей, что в совокупности с недостаточно полноценной системой обходных дорог приводит к частым заторам (в особенности в центре города).

Помимо этого существуют и такие проблемы, как высокий износ транспортной инфраструктуры, недостаточное развитие общественного транспорта, который отвечает современным экологическим стандартам.

Все эти факторы существенно влияют на ухудшение городской экологии, и, как следствие, качества жизни населения.

Данные проблемы и факторы, влияющие на их возникновение, с одной стороны, могут показаться незначительными и совершенно не оказывающими влияние на экологическую обстановку в городе и качество жизни населения, а напротив, даже улучшающие его (например, реализация строительных проектов). Однако, на самом деле, все это существенно влияет на ухудшение экологической ситуации в городе Симферополь.

Безусловно, нельзя сказать, что для улучшения экологии необходимо остановить рост промышленности, все масштабные строительные проекты, и не пользоваться автомобилями. Однако существует необходимость в создании и проведении таких мероприятий, которые бы не препятствовали постоянному совершенствованию и модернизации городской инфраструктуры, но при этом позволяли бы этим факторам не так негативно воздействовать на состояние экологии в городе.

Так, стоит сказать о необходимости строительства таких дорожных развязок, и ремонта существующих автомобильных дорог, которые бы способствовали снижению заторов в городе. Также нужно осуществлять контроль за минимальным присутствием грузовых автомобилей в населенных пунктах и их движением по объездным дорогам (так как это поможет частично снизить шумы и загрязнение окружающей среды выхлопными газами).

Ещё одно возможное решение проблемы большого количества транспорта в городе – установка шумозащитных экранов и увеличение численности зеленых посадок вдоль дорог.

Также в приоритете должны быть экологические виды транспорта, так как это также будет способствовать меньшему загрязнению окружающей среды и, как следствие, улучшению экологической ситуации.

При большом количестве строительных проектов, необходимых для комфортной жизни в городе, необходима рациональная планировка строительства домов и районов с учетом всех физических и аэродинамических законов.

Итак, экологическая обстановка в городе Симферополь, – как и экологическая обстан



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.087 с.)