Особенности правового регулирования возмещения экологического вреда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности правового регулирования возмещения экологического вреда



 

Аннотация: в статье анализируются вопросы, связанные с правовым регулированием возмещения экологического вреда, их особенности, способы преодоление некоторых особенностей правового регулирования, цели и результаты совершенствования правового регулирования. Содержание данной темы раскрывается не только с законодательной, но и с научной точки зрения.

Ключевые слова: правовое регулирование, экологический вред, окружающая среда, экологическое законодательство, экологические правоотношения, особенности правового регулирования.

 

Значимое место среди способов влияния на общественно-экологические отношения занимает правовое регулирование, которое заключается в наложении гражданско-правовой ответственности в качестве возмещение экологического вреда [1, с. 241]. Правовое регулирование экологических правоотношений, в том числе возмещение экологического вреда содержит в себе отличительные свойства от других правовых регуляторов. Так как вред в первую очередь причиняется природным объектам, в последствии чего жизни человека и его здоровью.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды», а именно в статье 77 закреплен порядок возмещения экологического вреда, а также круг субъектов, который подлежит правовой ответственности [2, с.68].

Однако существуют такие научные точки зрения, как факт того, что такая имущественная ответственность не всегда подходит к урегулированию вопроса экологического вреда, так как трактовка данной нормы не всегда корректно влияет на исполнения данной ответственности. В качестве примера стоит привести Определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2016 N 1003-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кузнецова Валентина Николаевича, Муртазина Загита Асхатовича и Олейник Натальи Георгиевны на нарушение их конституционных прав статьями 11 и 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Здесь же как раз идет речь о данной особенности правового закрепления, суть заключается в том, что нормы экологического права при защите прав граждан, которые осуществляют свою деятельность в качестве исключение негативного влияния и реакций на окружающую имеют колоссальные полномочия. То есть законодатель при решении данного вопроса не отделён какими-либо полномочиями в вопросе экологических гарантий, а именно средствами судебной защиты населения в области окружающей среды для сохранения некого баланса интересов между всеми участниками экологических отношений [3]. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что данная особенность является определенной проблемой в правом регулировании отношений, связанных с возмещением экологического вреда.

Как было сказано выше экологических правоотношения имеют свойства, которые бы отличали их от каких-либо других общественных отношений и исходя из этого, очень трудно законодателю определить реальную объективную денежную оценку такого вреда для полного возмещения экологического вреда. Это является еще одной особенностью правового регулирования правоотношений о возмещениях экологического вреда. В качестве решения данного вопроса можно предложить законодателю конкретизировать данные оценки, с помощью начисления процентов возмещения экологического вреда. Тем самым трудность определения денежной оценки исчерпает себя. 

В статье 42 Конституции Российской Федерации указано, что государство предоставляет населению благоприятную окружающую среду [4, с.9]. Негативное воздействие на окружающую среду сказывается на изменениях качества окружающей среды, это обусловлено с деятельностью граждан для получение коммерческой выгоды, не обращая внимания на состояние экологической ситуации, исходя из этого, можно отметить, что нарушается конституционное право граждан. Однако государство не признает за собой обязанность проведение определенных мер и процедур восстановления нарушенного права. Единственное восстановление нарушенного права производится за счет того, кем нарушено данное право, но этого недостаточно для восстановления нарушенного права граждан в полном объеме, поэтому можно сделать вывод о том, что без государственной поддержки, качественного восстановления нарушенного права практически невозможно, это является еще одной особенностью правового регулирования возмещения экологического вреда.

По особому мнению, судьи Конституционного суда Российской Федерации Гаджиевой Г.А такие выплаты не являются индивидуально безвозмездными, но при этом такие выплаты являются обязательными и не являются компенсационными выплатами. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что выплаты считаются законными, только в том случае если они установлены законодателем и определена фискальная ставка и сумма. Особенность данного правового регулятора является то, что не всегда закреплено на законодательном уровне, поэтому такие выплаты, могут быть незаконными, исходя из нынешнего законодательства, но при этом они несут обязательный характер, возникает некий диссонанс при правовом регулирование данного вопроса.

Данная тема моего исследования требует немедленного решения, так как состояние экологической ситуации — это проблема всего мира и, если игнорировать это и принимать как факт, то могут произойти необратимые последствия. Именно поэтому как наше государство, так и население обеспокоено данным вопросом, поэтому 21 апреля 2021 года прошло Ежегодное послание Владимира Владимировича Путина Федеральному собранию, где был освещен данный вопрос. В своем послании Президент Российской Федерации отметил, что стоит повысить эффективности работы государственной власти с целью улучшение окружающей среды, в связи обострённой экологической обстановкой в городах Российской Федерации, а именно Норильске, Усолье-Сибирском. Также следует ускорить принятие закона с целью обеспечения финансовой ответственности собственников и предпринимательской деятельности, которая несет экологический вред, рекультивацию земель, данный подход нацелен на законодательное регулирование, в случае причинения вреда окружающей среды. Также экономика Российской Федерации должна перейти к экономике замкнутого цикла для сбережения окружающей среды, к примеру, через утилизацию товаров и упаковки и так далее.

 Подводя итог, нужно еще раз отметить, что правовое регулирование возмещения экологического вреда имеет ряд особенностей, которые требуют правильных решений, с целью сокращений пробелов, как в экологическом законодательстве, так и во всем законодательстве, связанного с экологией. Рассмотренный мною вопрос имеет очень важное значение в масштабных преобразованиях в сфере охраны окружающей среды на всей территории Российской Федерации.

Список литературы:

1. Боголюбов С.А. Экологическое (природоресурсное) право. Учебник. – Москва: Юридическая фирма «Контакт»; Волтерс Клувер, 210 – С. 528.

2. Федеральный закон «Об охране окружающей среде» от 10.01.2002 (ред. от 31.07.2020). – Москва: Проспект, 2020. – С. 72.

3. Определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2016 N 1003-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кузнецова Валентина Николаевича, Муртазина Загита Асхатовича и Олейник Натальи Георгиевны на нарушение их конституционных прав статьями 11 и 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды" // URL: https://clck.ru/UVzD6 (дата обращения: 25.04.2021)

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

5. Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40086/ (дата обращения: 25.04.2021)

 

 

УДК 349

Холецкая Ангелина Юрьевна

К рымский  филиал Российского государственного университета правосудия (ФГБОУ ВО КрФ РГУП)

Научный руководитель: Волков В.Ю. доцент кафедры административного и финансового права Крымского филиала ФГБОУВО «РГУП»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.005 с.)