К вопросу формирования системы управления охраной природной среды арктики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К вопросу формирования системы управления охраной природной среды арктики



 

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблем создания единого правового пространства на территории арктического региона с целью обеспечения его экологической безопасности как особого объекта межгосударственного регулирования и поддержки. Исследуются вопросы формирования правового режима территории Арктики. Предлагаются пути решения проблем в области межгосударственного сотрудничества по вопросам охраны и сохранения природной среды Арктики.

Abstract: The article is devoted to the problems of creating a single legal space on the territory of the Arctic region in order to ensure its environmental safety as a special object of interstate regulation and support. The article examines the issues of the formation of the legal regime of the Arctic territory. The ways of solving problems in the field of interstate cooperation on the protection and preservation of the Arctic natural environment are proposed.

Ключевые слова: Арктика; экология; межгосударственной сотрудничество; экологическая безопасность;климат; Северный Ледовитый океан; арктические воды.

Keywords: Arctic; ecology; interstate cooperation; environmental security; climate; Arctic Ocean; Arctic waters.

 

Своеобразие Арктического региона, включая его территориальное расположение, климатические условия, особенности видового разнообразия живой природы, всегда становилось причиной того, что правовые вопросы касательно регулирования и использования данной территории разрешались с учетом её географии. С одной стороны Арктика представляет собой стратегически важный регион с точки зрения её влияния на формирование различных физических и климатических процессов на Земле, но с другой стороны – это очень уязвимый регион, сохранность которого во многом определяется теми же климатическими процессами. Так, ученые предсказывают, что ввиду чрезмерной чувствительности арктических льдов к потеплению воздуха, к 2030 году в Арктике не будет льда в течение всего лета [1, с.136]. А это, в свою очередь, в любом случае скажется на биоразнообразии данного региона и в целом на его существовании. Дело в том, что некоторые климатические процессы, оказывающие влияние на природную среду Арктики, формируются не естественным путем, а в результате хозяйственной деятельности человека. В связи с этим, представляется весьма актуальным определение правового режима Арктического региона, а также создания системы правового управления им с целью определения границ хозяйственной деятельности прибрежных и иных государств на территории данного природного объекта.

Необходимо начать с того, что основной проблемой в области правового регулирования данной территории является тот факт, что в отношении Арктики государства применяют общие положения международного права, в частности, положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Женевские конвенции 1958 г., Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 г., и иные международно-правовые акты, без учета специфики арктического региона как особого природного комплекса[2, с. 15-16]. Статус вод Северного Ледовитого океана зачастую приравнивается к статусу обычных морских вод. В качестве примера можно привести Декларацию о предотвращении нерегулируемого рыболовства в центральной части Северного Ледовитого океана 2015 г., анализ содержания которой позволяет сделать вывод о том, что центральная часть Северного Ледовитого океана относится к обычной части морского пространства и не приобретает какого-либо особого статуса, например, закрытого района[3].

Что касается Российской Федерации, то в национальном экологическом законодательстве нашего государства, к сожалению, отсутствует специфика Арктической зоны, в связи с чем на арктических территориях и акваториях России действуют нормы Земельного, Водного, Лесного кодексов Российской Федерации, федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О животном мире», в соответствии с которыми охрана и сохранение природной среды Арктики происходит по общим правилам, без учета географических и биологических особенностей полярного региона [4, с. 44].

Тем не менее, стоит отметить, что Арктический регион обладает специфическими территориальными, климатическими, биологическими особенностями, что предопределяет применение к нему специального законодательства, которое бы закрепляло его правовой статус и правовое регулирование.

Прежде всего, стоит отметить, что арктические воды покрыты ледяным покровом более трехсот дней в году, что затрудняет судоходство и использование природных ресурсов данного региона. В связи с этим, законодательная база Арктической зоны должна, с одной стороны, содержать положения, нацеленные на охрану и сохранение её экосистем, а с другой стороны, предоставлять прибрежным государствам определенные преимущества в использовании данного природного объекта, в частности, в отношении доступа к нему иностранных государств, в отношении осуществляемых здесь видов деятельности и их границ [5, с. 309]. Также, необходимо указать, что в современном мире практически не существует успешных случаев по устранению последствий нефтяных аварий в ледовых условиях, особенно, если нефть проникает в толщу льда. Если акватория моря покрыта льдами хотя бы на 10 %, механические средства сбора теряют эффективность[6, с. 5].

Еще одной особенностью Арктического региона является то, что при осуществлении правового регулирования данной территории необходимо учитывать специфику традиций северного населения в отношении её хозяйственного освоения, способов добычи и использования природных ресурсов, допустимости их использования для того, чтобы не причинять ущерб малочисленным народам и не подрывать тем самым их жизнедеятельность.

Учитывая изложенные особенности Арктической зоны, мы предлагаем осуществить в отношении данного региона ряд мероприятий, которые позволят обеспечить его надлежащую защиту и охрану.

Прежде всего, мы предлагаем расширить сеть особо охраняемых природных территорий в данной области, например, придать отдельным участкам статуса природного заповедника или национального парка со специальным правовым режимом. Так,на 2020 год в Арктической зоне РФ сформировано и функционирует 190 особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения[7, с. 16].

В отношении ответственности за охрану полярной природы и территории мы предлагаем наряду с индивидуальной, реализовывать и коллективную ответственность государств, причем, не только прибрежных, но и иных, с целью расширения межгосударственного сотрудничества в области сохранения уникальности Арктического региона.

Для реализации принципа нормирования в экологическом правемы предлагаем разработать и утвердить конкретные нормативы качества окружающей среды в отношении Арктической зоны с учетом природно-климатических особенностей и уязвимости данного региона. В частности, рекомендуется введение именно повышенных требований с учетом чувствительности арктических ледников и арктической биосферы к климатическим и физическим изменениям.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что Арктическая зона действительно нуждается в повышенной охране со стороны мирового сообщества, так какпредставляет собой уникальный природный комплекс, исчезновение которого повлечет негативные последствия на всем земном шаре. Однако реализовать такую охрану возможно лишь путем нормативного закрепления режима пользования Арктическим регионом на уровнемеждународной универсальной или региональной системы актов, составленных с учетом специфики и характера данной территории, ее географических и климатических особенностей.

 

Список литературы:

1. Шинкарецкая, Г. Г. Формирование системы управления охраной и сохранением природной среды в Арктике / Г. Г. Шинкарецкая // Образование и право. – 2020. - № 5. – С. 135-144.

2. Минаева, И. Ю. Экологическая безопасность Арктического региона (международно-правовые аспекты) / И. Ю. Минаева // Сибирский юридический вестник. – 2004. - № 1. – С. 13-18.

3. Declaration concerning the prevention on Unregulated High Seas Fishing in the Central Arctic Ocean, Can.-Den.-Nor.-Russ.-U.S., July 16, 2015 [Электронныйресурс] // URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/departementene/ud/vedlegg/folkerett/declaration-on-arctic-fisheries-16-july-2015.pdf (датаобращения: 19.04.2021).

4. Вакула, М. А. Правовое регулирование и оценка эколого-экономической эффективности проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде в Арктической зоне России / М. А. Вакула, О. Е. Медведева // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2016. - № 12. – С. 43-52.

5. Джунусова, Д. Н. Современный международно-правовой режим Северного Ледовитого океана и прибрежных морей арктических государств / Д. Н. Джунусова // Актуальные проблемы экономики и права. – 2012. - № 1. – С. 303-311.

6. Янкевский, А. В. Экологические проблемы добычи нефти и газа на шельфе мирового океана / А. В. Янкевский, Д. Д. Ганченко, Е. В. Чернеева,

В. А. Щерба // Вестник евразийской науки. – 2017. - № 6. – С. 1-8.

6. Ворончихина, Д. Н. Проблемы обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации / Д. Н. Ворончихина // Российская Арктика. – 2020. – С. 13-21.

 

 

УДК 347.51

Муртазаева А.А.

 Юридический  факультет  ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»Таврическая академия (СП)

Научный руководитель: Бахриева З.Р.  доцент кафедры гражданского и трудового права Таврическая академия«КФУ им. В. И. Вернадского»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.007 с.)