Правовое регулирование раздельного сбора отходов в Республике Крым 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование раздельного сбора отходов в Республике Крым



 

Аннотация: В статье рассмотрена актуальная проблема раздельного сбора отходов на территории Республики Крым. Проанализировано текущее законодательство, наделяющее органы местного самоуправления правовыми инструментами для решения данной проблемы, а также конкретное состояние ее решения в настоящее время. Предложены идеи, способствующие эффективной борьбе с проблемой раздельного сбора отходов, а также защите экологии на территории Республики Крым.

Ключевые слова: Экологическое право; экология; раздельный сбор отходов; местное самоуправление; муниципальное право; Республика Крым.

 

Правовое регулирование раздельного сбора отходов, в особенности на территории Республики Крым, отличающейся своей богатой природой и необходимостью надлежащего правового регулирования в области экологической сферы безусловно актуально, поскольку при анализе градостроительной тенденции городов данного субъекта Российской Федерации можно сделать заключение о том, что происходит масштабная реконструкция и строительство мест отдыха и развлечений в виде парков и иных общественных мест, характеризующихся массовым скоплением людей. Как следствие возникает необходимость размещения достаточного и необходимого количества мусорных контейнеров, которые зачастую не справляются со своими задачами в виду их нехватки либо полного отсутствия. Также стоит назвать проблему отсутствия комплексности контейнеров, так как во многих случаях места для сбора отходов представляют собой простые урны, которые не могут решить проблему раздельного сбора мусора. Комплексные контейнеры являются очень важным элементом системы раздельного сбора мусора и широко используются в государствах с наиболее высоким рейтингом чистоты окружающей среды, среди которых Норвегия, Швеция и многие другие.

Также подобное регулирование необходимо Республике Крым вследствие высокой ценности земельного ресурса в данном субъекте. Земельный ресурс безусловно важен не только своей экономической составляющей, ведь именно земля составляет основу экономического оборота в государстве, наделяя правом собственности на нее многих граждан, которые посредством нее производят объекты гражданских правоотношений для дальнейшей реализации и получения финансовых средств. Но, как говорил один из великих цивилистов дореволюционной России И. А. Покровский: «Одним правом собственности мог бы удовлетвориться только разве самый примитивный экономический быт»[2]. Поэтому в Российской Федерации признаются различные вещные и обязательственные права на землю – залог, аренда, сервитут, право пожизненного наследуемого владения и так далее, ценность которых во многом зависит от экологической составляющей данных земель. Ведь уничтоженные загрязнением земли либо не имеют хозяйственно-экономической ценности, поскольку сельское хозяйство нереализуемо на подобных участках, а как говорил французский экономист Франсуа Кенэ: «Земля – единственный источник богатства и лишь сельское хозяйство его приумножает» [1, c. 7], либо ощутимо теряют свою стоимость. Помимо экономической ценности земля имеет большое бытовое и эстетическое значение для человека. Республика Крым богата своими пейзажами и природными феноменами, которые необходимо беречь и сохранять, однако в последнее время можно отметить тенденцию уничтожения уникальных природных элементов именно вследствие небрежного отношения к природе со стороны человека. Подобные явления безусловно необходимо пресекать путем применения нормативно-правового регулирования и реагирования соответствующих органов.

Для решения данной проблемы необходимо прибегнуть к анализу законодательных полномочий органов местного самоуправления, административного законодательства, а также к практике других регионов, которые успешно ликвидировали либо в лучшую сторону значительно изменили ситуацию в отношении проблемы раздельного сбора отходов. 

Необходимо заметить, что для решения данной проблемы органы местного самоуправления наделены должными полномочиями настоящим законодательством Российской Федерации. Во-первых, исходя из первого пункта статьи 13 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ следует, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды [3]. Во-вторых, согласно ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ следует, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации [4]. Исходя из того же закона на всех контейнерных площадках города должны быть созданы условия для раздельного складирования по видам отходов. Органами местного самоуправления должна быть утверждена схема размещения площадок. Контейнерные площадки должны быть внесены в реестр [5]. Органы местного самоуправления должны утвердить НПА – Порядок раздельного накопления отходов. Таким образом, Федеральные законы наделяют полномочиями органы местного самоуправления по всей Российской Федерации, в том числе и Республики Крым. Например, администрация города Симферополя приняла решения поэтапно применять данные правовые инструменты. Так, Решением Симферопольского городского совета утверждена «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на период до 2030 года», предусматривающая мероприятия по организации системы раздельного сбора, переработки и повторного использования отходов [7]. Сейчас региональным оператором ГУП РК «Крымэкоресурсы» ведется работа по установке контейнеров для раздельного сбора отходов, а именно ПЭТ тары. Также стоит обратить внимание на приложение к постановлению администрации города Симферополя об организации мероприятий по раздельному сбору отходов [6].

 Необходимо утвердить, что администрация города Симферополя видит данную проблему и разрабатывает планы по ее ликвидации, однако любые планы для результата необходимо реализовывать. Так, например, создан МУП «Экоград», устанавливающий контейнеры для сбора отходов. В данном случае большая часть решения проблемы будет зависеть от самих жителей. Для более эффективного регулирования предлагается заинтересовать граждан в утилизации отходов в соответствующие контейнеры, в том числе на практике города Москва. В столице начали тестировать «умные» мусорные баки, которые управляются со смартфона [8].

Раздельный сбор отходов действительно важен. Разделение мусора на отходы для захоронения и на вторичное сырье для переработки (бумага, пластик, стекло) сокращает в конечном итоге мусор, который повезут на полигон. А сокращение объема мусора, остающегося на полигоне – основная экологическая цель реформы. Отсортированные отходы отправляются на переработку и из них производят новые вещи.

 На территории городов данные проблема решаема, поскольку при строительстве объектов массового скопления людей власти в большей мере устанавливают места для раздельного сбора мусора, к тому пример Парк имени Гагарина или новый сквер подле ДК в городе Симферополь, однако проблема становится более острой при движении транспортных средств, водители которых зачастую выбрасывают предметы, не имеющие хозяйственно-экономической ценности из окон своих транспортных средств. В данном случае автомобиль становится вдвойне анти экологичным явлением.

 Для решения данной проблемы предлагается ввести два средства: во-первых, императивный в виде ужесточения административного наказания за подобное деяние, во-вторых, организовать площадки на дорогах с контейнерами для сбора отходов. Рассматривая первый способ необходимо упомянуть недавний законопроект Мосгордумы, поступивший в парламент РК, предполагающий поправки в КоАП и ужесточающий наказания за выброс мусора из автомобиля, максимальная санкция которого предполагает конфискацию транспортного средства [9]. Также необходимо установить знаки, информирующие водителей о наличии подобных мест по пути. По автомобильной дороге Симферополь-Ялта установлены знаки «водитель, спасибо за чистые обочины». Предлагается реформировать данные знаки и действовать на водителей не морально, а с точки зрения права, закрепив на них информацию о возможной санкции за выброс отходов из автомобилей. Законодательство управомачивает органы местного самоуправления, предмет ведения которых распространяется на определенную часть дорог, устанавливать подобные знаки.

 Исходя из проанализированной отдельной части законодательства, наделяющего органы местного самоуправления полномочиями по организации средств для сбора и раздельного сбора отходов, необходимо заявить, что всеми необходимыми правовыми инструментами данные органы наделены, чтобы организовать более экологичный порядок сбора отходов.

 

Список литературы

1.Галенко, Н. Н. Земельное право: учебное пособие / Н. Н. Галенко, Н. С. Шустова. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 154 с. – Текст: непосредственный.

2.Покровский, И.А. Основные проблемы гражданского права. – М., 1998. – С. 207. – Текст: непосредтсвенный.

3.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. – Текст: электронный / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (Дата обращения: 11.04.2021).

4.Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89 ФЗ. – Текст: электронный / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/d55297bbede0486ca81508ed6ac51828bda4d94a/. (Дата обращения: 12.04.2021).

5. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра». – Текст: электронный / URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71936220/. (Дата обращения: 12.04.2021).

6.Приложение 1 к постановлению Администрации города Симферополя Республики Крым. – Текст: электронный / URL: https://simf.rk.gov.ru/file/simf_adm_mp_2_dok_6.pdf (Дата обращения: 12.04.2021)

7. «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на период до 2030 года» - Текст: электронный / URL: http://simadm.ru/media/acts/2017/08/25/_Стратегия_25.08.2017__финал.pdf (Дата обращения 12.04.2021)

8. Российская газета / хлам правит балом. - Текст: электронный / URL: https://rg.ru/2021/03/01/reg-cfo/v-moskve-nachali-testirovat-umnye-musornye-baki.html (Дата обращения: 13.04.2021)\

9. Российская газета / Мособлдума предлагает повысить штрафы за незаконный выброс мусора. - Текст: электронный / URL: https://www.google.com/amp/s/rg.ru/amp/2021/03/18/reg-cfo/mosoblduma-predlagaet-povysit-shtrafy-za-zakonnyj-vybros-musora.html (Дата обращения: 11.04.2021)

 

 

УДК: 352/354

Ручкин Петр Павлович

об ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» г. Симферополь Таврическая академия (СП)

Научный руководитель: Сибилева А.Ю. кандидат юридических наук, доцент кафедры истории и теории государства и права ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Таврическая академия (СП)

Роль органов местного самоуправления в сфере воспитания экологической культуры населения на примере города Симферополя

 

Аннотация: В работе рассматривается роль органов местного самоуправления городского округа Симферополь в сферевоспитания экологической культуры населения. Также в исследовании анализируются основы формирования муниципальной экологической политики и их законодательное закрепление.

Ключевые слова: местное самоуправление; экология; экологическое воспитание; экологическое образование; экологическая культура населения.

 

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос экологии в Российской Федерации и в мире в целом. С каждым годом у людей растет понимание будущей неизбежной угрозы в связи с необратимой деградацией компонентов и отходов в окружающей среде, приходит осознание того, что будущим поколениям возможно не достанется необходимых природных ресурсов для существования, ведь нынешнее поколение использует их не рационально. Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на благоприятную окружающую среду, сведения о ее состоянии и возмещение ущерба в случае, если здоровью гражданина был причинен ущерб экологическим правонарушением [1]. Однако имеет место тенденция пренебрежения экологическими нормами и законами Российской Федерации в данной сфере, что приводит к снижению качества и продолжительности жизни людей, потере здоровья населения как в отдельных субъектах, так и в государстве в целом [5].

Исходя из статьи 7 федерального закона от 10 января 2002 года № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды» комплекс вопросов, которые касаются защиты окружающей среды в рамках определённой территории, а также их решение возлагаются на органы местного самоуправления [2]. Кроме того, одной из наиболее важных компетенций органов местного самоуправления в сфере экологии является воспитание экологической культуры населения. Так называемое экологическое просвещение выступает отправной точкой, основной ступенью, на пути по решению проблем, связанных с природой и окружающей средой. Ведь только лишь посредством внедрения комплекса мероприятий, направленных на агитацию и объединение населения, а также применения данных основ на практике, можно привить чувство гражданской ответственности за родную территорию.

Разбирая данную тему на примере города Симферополь, входящего в состав городского округа Симферополь, стоит упомянуть перспективный проект Закона Республики Крым «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения», статья 1 которого дает нам определение основных понятий, таких как: экологическая культура, воспитание, образование, просвещение и прочее. В статье 2 указанного проекта также перечисляются основные принципы в области экологического образования, указывается на его обязательность, а также системность, непрерывность и комплексность [3].

Большую роль в реализации экологической политики и агитации граждан играют именно органы местного самоуправления. Так полномочиями органов местного самоуправления согласно статье 6 этого же проекта закона являются организация и обеспечение системы непрерывного экологического просвещения и образования на местном уровне, оказание содействия исполнительным органам государственной власти Республики Крым по реализации мероприятий, связанных с воспитанием экологической культуры [3].

Говоря же о системе, благодаря которой и происходит экологическое просвещение и образование населения, стоит учесть, что она состоит из таких элементов как: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и распространение знаний об экологии через средства массовой информации, учреждения культуры, природоохранные учреждения, библиотеки, музеи, спортивные и туристические организации, а также другими юридическими лицами. Таким образом, система экологического образования и воспитания культуры представляет собой комплекс: образовательных программ, мероприятий, акций в области повышения экологической культуры населения различного уровня и направленности, а также органов управления.

Стоит учесть, что реализация приведенных выше норм права заметна, ведь на территории городского округа Симферополь за период с 2014 года по настоящее время было проведено неисчислимое множество мероприятий, так или иначе связанных с улучшением экологической обстановки на территории города и за его пределами, а также повышении компетенции населения в сфере охраны природы и рационального распределения ресурсов. К самым масштабным из них можно отнести чистку русла реки Салгир протяженностью в 10 километров в 2020 году, ежегодные субботники по очистке территории Симферопольского водохранилища, систематические акции и движения, направленные на воспитание экологической культуры, а также классные часы и открытые уроки в школах по данной теме. Однако остается и ряд вопросов, связанных с малым количеством специально уполномоченных органов для стимулирования экологической культуры населения, а также определенных слоев населения, не получающих по тем или иным причинам компетенцию в сфере экологического воспитания [4].

Основным предприятием, действующим на территории Республики Крым, главной целью которого выступает ликвидация и переработка отходов, а уже после – повышение компетенции населения в этой сфере, является государственное унитарное предприятие «Крымэкоресурсы».

Стоит упомянуть и муниципальное унитарное предприятие «Экоград», которое было создано при МКУ «Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя», ведь это основное и единственное муниципальное предприятие на территории городского округа Симферополь, имеющее широкую компетенцию в сфере сбора, вывоза и обработки отходов, при этом параллельно осуществляющее комплекс мер по повышению экологической культуры граждан.

Несложно прийти к выводу, что количество отдельных организаций и предприятий, основной целью которых является именно экологическое воспитание всех слоев населения на муниципальном уровне городского округа Симферополь можно прировнять к нулю. 

Подводя итоги, следует сказать, что самым важным инструментом по осуществлению борьбы с экологическими проблемами любых уровней и масштабов является именно воспитание экологической культуры населения. Местное самоуправление города Симферополь делает основной упор на сборе, вывозе и обработке отходов, сдвигая на второй план работу со всем населением в области повышения экологической культуры. Решением проблем участия муниципальной власти в экологической сфере выступает разработка комплекса мероприятий по формированию экофильного сознания всего населения посредством: реализации и обоснования работ экологических организаций на территории города Симферополь, планомерных экологических акций и объединений граждан, внедрения в образовательную программу отдельных дисциплин направленных на правильную ориентацию личности по отношению к окружающей среде, а также создания муниципальных специально уполномоченных органов экологическо-воспитательной направленности, которые будут поддерживать данную работу. 

Кроме того, на наш взгляд, необходимо законодательно закрепить вышеперечисленные основы, также содержащихся в проекте закона Республики Крым «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения», так как это будет являться определенной гарантией реализации совокупности мер в сферевоспитания экологической культуры населения.

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм. на 1 июля 2020 г). – Доступ из справ.‑правовой системы Гарант. – http://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 12.04.2021).

2. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды (в ред. от 09.03.2021 г.) // Российская газета. –  2021. – № 23.

3. Проект закона Республики Крым «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения» // официальный сайт правительства Республики Крым. – URL: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/project/2-160.pdf (Дата обращения 15.04.2021)

4. МКУ Департамент городского хозяйства информирует о местах сбора опасных отходов // Официальный сайт Департамента городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым. – URL: http://dgh.simadm.ru/news/23550/ (дата обращения: 15.04.2021).

5. Доклад Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым «Об итогах реализации Программы профилактики нарушений обязательных требований природоохранного законодательства на 2020 год» [Электронный ресурс] – Доступ с официального сайта Министерства экологии и природных ресурсов РК. – URL: https://meco.rk.gov.ru/ru/structure/2021_02_05_14_12_doklad_ministerstva_ekologii_i_prirodnykh_resursov_respubliki_krym_ob_itogakh_realizatsii_programmy_profilaktiki_narushenii_obiazatel (дата обращения: 15.04.2021).

 

 

УДК 349

Киреева Карина Андреевна

 «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» Таврическая академия (СП)

Научный руководитель: Рышкова Л.В доцент кафедры предпринимательского и экологического права «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

Таврическая академия (структурное подразделение)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.034 с.)