Пути повышения эффективности действия законов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути повышения эффективности действия законов



Аннотация: В данной статье обозначены некоторые проблемы качества законов и предложены механизмы их совершенствования.

Ключевые слова: нормативный правовой акт, нормотворческий процесс, стадии законодательного процесса, законодательство, экспертиза, внесение изменений в законы.

 

Правовое регулирование является неотъемлемой частью в любой сфере жизни общества и государства. В условиях современной цифровизации и быстротечного развития важно своевременно вносить необходимые коррективы в действующее законодательство, чтобы идти в ногу со временем и жить по законам, соответствующим реальности. Актуальность исследования заключается в необходимости повышения качества законов посредством оценки возможных рисков реализации планируемых предписаний и устранения коллизий.

Объектом исследования выступают законы Российской Федерации (далее РФ).

За основу предмета исследования взят законопроект Федерального закона (далее ФЗ) «О нормативных правовых актах в Российской Федерации».

Цель исследования состоит в выявлении недостатков законодательства и необходимости его совершенствования, так как от качества правового регулирования зависит и уровень исполнения законов.

Считаем целесообразным проводить «исследование» закона на эффективность.

В настоящее время законодательный процесс в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ. Единый правовой акт, закрепляющий все стадии законодательного процесса, отсутствует.

В 1996 году в Государственную Думу парламента РФ был внесен законопроект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», который закрепил все стадии законодательного процесса и систематизировал нормативные правовые акты, но до настоящего времени он так и остался законопроектом. В указанном году нижняя палата его приняла в первом чтении, а в 2004 году он был снят с рассмотрения. В 2014 году на обсуждение был вынесен новый вариант обозначенного проекта, и снова безрезультатно.

Принятие указанного Федерального закона имеет важное значение для правовой системы Российской Федерации, так как это обеспечит ее единство и органичность. В тоже время возникает вопрос, как федеральный закон будет регулировать все нормативные правовые акты государства? Ведь «ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой»[340]. Акты иерархии одного вида равны, следовательно, порядок подготовки и принятия всей правовой базы должен быть закреплен на более высоком уровне. Например, целесообразнее принять Федеральный конституционный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», а не федеральный закон.

Согласно ч. 1 ст. 108 Конституции РФ федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным только Основным законом государства, в тоже время ч. 1 ст. 76 предусматривает, что по исключительным предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Вопрос, регулирующий нормативные правовые акты имеет прямое действие на всей территории страны, в связи с чем, предложение о принятии указанного федерального конституционного закона является законным и обоснованным.

Следует также согласиться с мнением председателя Совета Федерации Валентиной Ивановной Матвиенко, о необходимости рассмотреть возможность установления моратория на внесение изменений и поправок в основные кодексы[341]. Внесение изменений в нормы действующего закона, безусловно, необходимо, но с определенной мерой ограниченности. Многократная трансформация законов приводит к бессистемности, затрудняет понимание законов правоприменителями.

Также считаем, что поправки, внесенные в базовые законы, должны вступать единовременно с определенной установленной даты, к примеру, с 1 января года, следующего за годом принятия. Учитывая, что отчетным периодом для финансовых и иных отчетностей является именно календарный год - с 1 января по 31 декабря, то закрепление вступления изменений с нового года можно считать оправданным. В случае необходимости вступления изменений ранее этой даты следует получить квалифицированное количество голосов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Чтобы определить соотношение количества и качества нормативных правовых актов обратимся к статистическим данным за последние 3 года (2018 - 2020 гг.)[342]. Ежегодно в России принимается порядка около 500 - 600 федеральных законов. При этом, например, Кодекс РФ об административных правонарушениях меняется в среднем каждые 10 дней, Налоговый Кодекс – каждые две недели, число изменений и дополнений в некоторые кодифицированные акты измеряется сотнями[343].

В ходе исследования был проведён опрос среди студентов КубГУ юридического факультета по поводу их мнения о периодичности вносимых изменений в законы. По результатам опроса 87% (229 человек из 262 опрошенных) студентов считают, что законы меняются часто. При этом 70% считают это нестабильностью и относят к отрицательному фактору, а остальные 30% – наоборот.

Еще одним из инструментов, влияющих на эффективность правового регулирования, является экспертиза. Так, на стадии внесения законодательной инициативы нормативный правовой акт должен быть уже глубоко проработан, а именно иметь оценку экспертов, спрогнозировавших преимущества и недостатки того или иного закона в действии. К сведению одна из глав рассматриваемого нами законопроекта «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» регулирует задачи и условия проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов, правила составления экспертного заключения, порядок учета результатов экспертизы. Это в очередной раз подтверждает необходимость принятия и вступления его в законную силу.

Экспертиза является предварительным контролем соблюдения верховенства закона в системе правовых актов на стадии его подготовки и принятия. Именно поэтому для успешного развития законодательных функций требуется проведение полноценной экспертизы, в качестве обязательной стадии законодательного процесса. Также целесообразно утверждение единых стандартов проведения различных видов экспертиз и вынесение заключения по их результатам.

В современных условиях совершенствованию института экспертизы в правотворчестве способствуют электронные платформы. На сегодняшний день уже существует площадка regulation для размещения всех проектов нормативных правовых актов любого уровня. Считаем целесообразным дальнейшее развитие в этом направлении в целях комплексного и стремительного улучшения законотворчества.

Подводя итог, хочется отметить, что показателем стабильности и развитости государства является качественное и эффективное законодательство, и нужно делать все возможное, чтобы этому способствовать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.007 с.)