Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пути повышения эффективности действия законов
Аннотация: В данной статье обозначены некоторые проблемы качества законов и предложены механизмы их совершенствования. Ключевые слова: нормативный правовой акт, нормотворческий процесс, стадии законодательного процесса, законодательство, экспертиза, внесение изменений в законы.
Правовое регулирование является неотъемлемой частью в любой сфере жизни общества и государства. В условиях современной цифровизации и быстротечного развития важно своевременно вносить необходимые коррективы в действующее законодательство, чтобы идти в ногу со временем и жить по законам, соответствующим реальности. Актуальность исследования заключается в необходимости повышения качества законов посредством оценки возможных рисков реализации планируемых предписаний и устранения коллизий. Объектом исследования выступают законы Российской Федерации (далее РФ). За основу предмета исследования взят законопроект Федерального закона (далее ФЗ) «О нормативных правовых актах в Российской Федерации». Цель исследования состоит в выявлении недостатков законодательства и необходимости его совершенствования, так как от качества правового регулирования зависит и уровень исполнения законов. Считаем целесообразным проводить «исследование» закона на эффективность. В настоящее время законодательный процесс в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ. Единый правовой акт, закрепляющий все стадии законодательного процесса, отсутствует. В 1996 году в Государственную Думу парламента РФ был внесен законопроект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», который закрепил все стадии законодательного процесса и систематизировал нормативные правовые акты, но до настоящего времени он так и остался законопроектом. В указанном году нижняя палата его приняла в первом чтении, а в 2004 году он был снят с рассмотрения. В 2014 году на обсуждение был вынесен новый вариант обозначенного проекта, и снова безрезультатно. Принятие указанного Федерального закона имеет важное значение для правовой системы Российской Федерации, так как это обеспечит ее единство и органичность. В тоже время возникает вопрос, как федеральный закон будет регулировать все нормативные правовые акты государства? Ведь «ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой»[340]. Акты иерархии одного вида равны, следовательно, порядок подготовки и принятия всей правовой базы должен быть закреплен на более высоком уровне. Например, целесообразнее принять Федеральный конституционный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», а не федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 108 Конституции РФ федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным только Основным законом государства, в тоже время ч. 1 ст. 76 предусматривает, что по исключительным предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Вопрос, регулирующий нормативные правовые акты имеет прямое действие на всей территории страны, в связи с чем, предложение о принятии указанного федерального конституционного закона является законным и обоснованным. Следует также согласиться с мнением председателя Совета Федерации Валентиной Ивановной Матвиенко, о необходимости рассмотреть возможность установления моратория на внесение изменений и поправок в основные кодексы[341]. Внесение изменений в нормы действующего закона, безусловно, необходимо, но с определенной мерой ограниченности. Многократная трансформация законов приводит к бессистемности, затрудняет понимание законов правоприменителями. Также считаем, что поправки, внесенные в базовые законы, должны вступать единовременно с определенной установленной даты, к примеру, с 1 января года, следующего за годом принятия. Учитывая, что отчетным периодом для финансовых и иных отчетностей является именно календарный год - с 1 января по 31 декабря, то закрепление вступления изменений с нового года можно считать оправданным. В случае необходимости вступления изменений ранее этой даты следует получить квалифицированное количество голосов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Чтобы определить соотношение количества и качества нормативных правовых актов обратимся к статистическим данным за последние 3 года (2018 - 2020 гг.)[342]. Ежегодно в России принимается порядка около 500 - 600 федеральных законов. При этом, например, Кодекс РФ об административных правонарушениях меняется в среднем каждые 10 дней, Налоговый Кодекс – каждые две недели, число изменений и дополнений в некоторые кодифицированные акты измеряется сотнями[343]. В ходе исследования был проведён опрос среди студентов КубГУ юридического факультета по поводу их мнения о периодичности вносимых изменений в законы. По результатам опроса 87% (229 человек из 262 опрошенных) студентов считают, что законы меняются часто. При этом 70% считают это нестабильностью и относят к отрицательному фактору, а остальные 30% – наоборот. Еще одним из инструментов, влияющих на эффективность правового регулирования, является экспертиза. Так, на стадии внесения законодательной инициативы нормативный правовой акт должен быть уже глубоко проработан, а именно иметь оценку экспертов, спрогнозировавших преимущества и недостатки того или иного закона в действии. К сведению одна из глав рассматриваемого нами законопроекта «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» регулирует задачи и условия проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов, правила составления экспертного заключения, порядок учета результатов экспертизы. Это в очередной раз подтверждает необходимость принятия и вступления его в законную силу. Экспертиза является предварительным контролем соблюдения верховенства закона в системе правовых актов на стадии его подготовки и принятия. Именно поэтому для успешного развития законодательных функций требуется проведение полноценной экспертизы, в качестве обязательной стадии законодательного процесса. Также целесообразно утверждение единых стандартов проведения различных видов экспертиз и вынесение заключения по их результатам. В современных условиях совершенствованию института экспертизы в правотворчестве способствуют электронные платформы. На сегодняшний день уже существует площадка regulation для размещения всех проектов нормативных правовых актов любого уровня. Считаем целесообразным дальнейшее развитие в этом направлении в целях комплексного и стремительного улучшения законотворчества. Подводя итог, хочется отметить, что показателем стабильности и развитости государства является качественное и эффективное законодательство, и нужно делать все возможное, чтобы этому способствовать.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.007 с.) |