Право на свободу передвижения В условиях распространения коронавирусной инфекции ( covid -19) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право на свободу передвижения В условиях распространения коронавирусной инфекции ( covid -19)



Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема обеспечения права на свободу передвижения в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). Нами были рассмотрены понятие и значение права на свободу передвижения, а также хронология введения ограничительных мер с целью недопущения распространения заболевания. Кроме того, мы проанализировали законодательства, на основании которого были введены меры, связанные с ограничением права на свободу передвижения, на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: коронавирусная инфекция, COVID-19, пандемия, право на свободу передвижения, конституционные права, самоизоляция, режим повышенной готовности.

Конституционный суд в своем постановлении обратил внимание на то, что «свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека. Российская Федерация, как социальное государство, должна проводить политику, обеспечивающую такое развитие».[318]

В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации[319], ст. 13 Всеобщей декларации прав человека[320], а также ст.12 Международного пакта о гражданский и политических права[321] каждый человек (не только гражданин), который законно находится на территории государства, вправе свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Что же следует понимать под правом на свободу передвижения? Согласно доктрине российского права, данное право означает возможность свободного перемещения лиц, законно пребывающих в Российской Федерации, по территории государства, то есть осуществлять въезд в страну и выезд из нее, пересекать границы субъектов, а также муниципальных образований[322]. Право на свободу передвижения является одним из фундаментальных прав человека, оно неотъемлемо и неотчуждаемо.

В декабре 2019 года в городе Ухань Китайской Народной Республики была зафиксирована вспышка новой, неизвестной ранее болезни, получившей название коронавирусная инфекция 2019 года (COVID-19). Уже 27 января 2020 года на территории России был создан оперативный штаб для борьбы с COVID-19, а 31 января того же года были обнаружены первые случаи заражения на территории Российской Федерации. По данным на 11 марта 2020 года заболеванием было охвачено 114 государств, потому Всемирная организация здравоохранения признала распространение нового вируса пандемией. Пандемия – это распространение нового заболевания в мировых масштабах[323].

По данным на 12 апреля 2021 года в мире заражено 136 623 635 человек, погибших 2 949 172, в России же эти показатели достигли 4 641 390 и 102 986 соответственно[324]. Сейчас Российская Федерация находится на 5 месте в мире по количеству выявленных случаев заражения коронавирусной инфекцией, то есть на 100 тысяч человек приходится по 3118,6 заражений. Перед государствами встала непростая задача по противодействию COVID-19, ведь появилась необходимость уменьшения контакта между людьми, во избежание распространения болезни, но в то же такие действия ограничивают конституционные права граждан, в том числе право на свободу передвижения. Введение Российской Федерацией ограничительных мер породило ряд дискуссий, предметом которых стали законность и правомерность таких ограничений.

В России еще до объявления ситуации пандемией режим повышенной готовности был введен распоряжениями губернаторов и правительств в непосредственно граничащих с КНР субъектах: Амурской области, Еврейской автономной области, Республике Бурятии и в Хабаровском крае[325]. Анализ действующего законодательства позволяет определить режим повышенной готовности как режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, который устанавливается при угрозе возникновения ЧС. Указанные распоряжения были адресованы только государственным органам, определяя при этом их задачи, но они не затрагивали граждан. К 20 марта режим повышенной готовности был введен во всех 85 субъектах Российской Федерации.

Кроме того, 18 марта постановлением главного санитарного врача был введен карантин для лиц, прибывших из-за границы[326]. Также карантин был введен в отдельных субъектах РФ в отношении всех лиц, например, в Краснодарском крае[327]. Под карантином согласно ст. 1 ФЗ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» (далее – ФЗ №52-ФЗ) следует понимать «административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных»[328].

Впервые термин «режим самоизоляции» был использован в указе мэра Москвы Сергея Собянина 23 марта[329]. Правда действующее законодательство и по сей день не содержит его определения. Как правило, под самоизоляцией понимают комплекс ограничительных мер, предпринимаемых лицом самостоятельно в целях изоляции себя от других лиц для недопущения распространения инфекционного заболевания. Вскоре самоизоляция была введена во всех субъектах Российской Федерации.

Особый интерес представляет правовое обоснование предпринятых мер. Во-первых, в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, но только при условии соблюдения соразмерности конституционно установленным целям. Во-вторых, ст.8 Закона РФ №5442-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон РФ №5442-1)[330] закрепляет исчерпывающий перечень оснований, необходимых для ограничения права граждан РФ на свободу передвижения, места пребывания и жительства в пределах РФ. Так, право может быть ограничено при угрозе распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, а также при отравлении людей на территориях, где были введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности. При этом законодатель не дает перечень подобных режимов. Федеральным законом №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[331] в свою очередь предусмотрен режим повышенной готовности, который и был введен на территориях субъектов РФ. В-третьих, ФЗ №52-ФЗ предусматривает ограничительные мероприятия (карантин), а также определяет основания порядок его введения. Так, для введения карантина необходимо соблюдение двух условий: 1) угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания и 2) наличие предложений или предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.  

Из этого следует, что введение карантина виду с распространения COVID-19 является правомерным ввиду того, что федеральное законодательство предусматривает введение подобных мер и присутствовали основания для их установления. Однако, что касается режима повышенной готовности законодатель в Законе №68-ФЗ и даже в поправках, внесенных в него постфактум, не предусматривает возможность ограничения прав и свобод, которые, согласно ч.3 ст. 55 Конституции РФ, могут быть ограничены только с помощью федерального закона. Вместе с тем режим повышенной готовности относится к функционированию органов управления и сил единой государственной системы при угрозе возникновения ЧС, а потому, как нам видится, не может относиться к особым условиям и режимам проживания населения и хозяйственной деятельности, названными Законом РФ №5442-1, то есть ограничение права на свободу передвижения в рамках режима повышенной готовности неправомерно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.026 с.)