Методические приемы и средства изучения хронологии; виды познавательных заданий учащимся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические приемы и средства изучения хронологии; виды познавательных заданий учащимся.



Велико значение в исторической науке хронологии, устанавливающей ход и картину событий, их причины и следствия.

Лишь выяснив время свершения событий, можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность. Хронология — это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств. Она помогает устанавливать даты исторических событий (год, месяц, число), определять, какое событие было раньше, какое позже или оба события произошли одновременно (синхронно). Хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников. Эта отрасль науки создает ту основу, на которой базируется школьная хронология.

В соответствии с принятой научной периодизацией систематические курсы истории, изучаемые в школе, разбиты на части, разделы и темы. Они содержат лишь основные периодизации. При изучении истории ученикам сообщаются хронологические рамки периодов, даются даты основных событий, явлений, процессов.

Цель изучения хронологии в школе — показать учащимся последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летосчисления. Цель определяет задачи: обеспечивать в сознании учеников правильное отражение исторического времени; способствовать развитию их временных представлений; помочь усвоению важнейших дат событий, временных категорий (год, век, тысячелетие, эра).

В школьном обучении истории даты условно подразделяют, исходя из их значимости, на основные и опорные. Основные даты связаны с главными фактами, например, первое упоминание о Москве (1147), Куликовская битва (1380). Опорные даты способствуют временной локализации менее значимых, второстепенных фактов. Они необходимы для понимания внутренней связи и внутреннего смысла исторических явлений. Так, по отношению к основной дате 1380 опорными будут 1382 (поход Тохтамыша), 1389 (начало правления Василия I). По внешнему признаку выделяют годовые даты событий и округленные даты процессов — век, часть века, десятилетия.

В средних классах изучению хронологии помогает «лента времени». Цель ее преодолеть некоторые трудности, с которыми встречаются учащиеся 5—6 классов. В частности, с большим трудом ученики усваивают протяженность и размещение исторических событий во времени. Вторая трудность — большие хронологические периоды и малая насыщенность их историческими фактами. Лента времени помогает также понять обратный счет лет (до н.э.).

При изучении хронологии необходимо обращать внимание на установление временных отношений между фактами. Система взаимосвязанных и соотнесенных друг с другом дат облегчает их осознанное запоминание. Этому способствуют задания по составлению хронологических комплексов, связывающих датированные факты в логические цепочки. Помогают изучению хронологии календари важнейших событий, хронологические и синхронистические таблицы с включением условных рисунков. В старших классах осуществляется взаимосвязанное изучение событий и явлений из всеобщей и отечественной истории.

Выбор преподавателем тех или иных методических приемов и средств обучения напрямую связан с возрастными особенностями школьников. Младшие школьники с трудом воспринимают протяженность событий, и их размещение во времени. Восприятие времени является самой трудной задачей для них, ведь их собственный жизненный опыт несопоставим не количественно, ни качественно с многовековой историей человечества. Поэтому целесообразно начинать знакомство с хронологией, отталкиваясь от их личного опыта, от сегодняшней жизни, постепенно уходя вглубь веков. С этой целью, можно провести эмоционально-зрелищную презентацию главных свойств исторического времени: изобразить отрезок жизни ученика, отрезок жизни его родителей, отрезок жизни его дедушек и бабушек, поясняя хронологическую отдаленность и описывая свойства и изменения характерные для каждого отрезка. Это позволит продемонстрировать школьникам поступательность, последовательность, преемственность фактов истории.

Параллельно с формированием элементарных представлений об основных свойствах исторического времени на первых уроках пропедевтики начинается ознакомление школьников с основными хронологическими понятиями, в связи с этим, учителю предстоит преодолеть большие трудности при раскрытии содержания системы летоисчисления. Учащиеся с большим трудом и не сразу усваивают особенности современного летоисчисления, понятия эра, обратный счет, эпоха, "до нашей эры".

Учитель помогает ученикам уяснить, как люди измеряют время. Чтобы подвести учащихся к пониманию единицы времени - года, учитель предлагает изобразить число прожитых детьми лет в виде графика (линии, разделенной на отрезки, символизирующие каждый год их жизни). Далее формируется понятие десятилетия: десять отрезков на линии обозначают десять лет жизни ученика.

Усвоив десятилетия, ученики переходят к столетиям. Историческая давность этого периода измеряется количеством сменившихся за это время поколений. Затем учитель рассказывает, что сто лет составляют век. Таким образом, происходит усвоение категорий "год", "десятилетие", "столетие", "век".

Для закрепления понятия "эра" учитель объясняет ученикам, что можно вести счет лет, считая от какого-нибудь важного, известного события (можно привести следующие примеры: греки вели счет от времени от первой олимпиады, а древние египтяне - по годам правления фараонов). Такое событие, от которого ведут счет лет, называют эрой, а счет лет называют летоисчислением.

В курсе истории древнего мира, работа с лентой времени усложняется - показывается обратный отсчет лет. Обратный отсчет лет - это одна из условностей, о которой в свое время договорились люди. По византийской вере, сотворение мира произошло за 5508 лет от Рождества Христова. Если прибавить прошедшие с этого времени годы, то получается большая и неудобная в пользование цифра. Поэтому, решили вести счет лет не от наших дней, а от постоянного года - 753 - года рождения Христа. Эра от рождения Христа получила название "новой эры", так возникло летоисчисление, которое существует в наше время. Годер Г.И. Преподование истории в 5 классе: Пособие для учителя. -М.,1985. - С. 50

События, которые произошли до новой эры, имеют обратный порядок счета лет, чем события нашей эры. В связи с этим, учитель разъясняет, что в счете до нашей эры тоже существуют века, тысячелетия, периоды, но меняется порядок отсчета. При изучении событий древнего мира постоянно ведется работа с лентой времени: определение века, его части, нахождение этой даты на ленте времени, определение, сколько времени прошло от изучаемого события до наших дней и т.д.

Каждая новая встречающаяся дата позволяет углублять понимание системы летоисчисления. С помощью ленты времени выясняется место исторического события во времени, место относительно других событий. Наконец, встречающиеся даты позволяют закончить изучение системы летоисчисления.

Так в течение всего курса по истории древнего мира постепенно раскрывается система летоисчисления и ведется работа по ее закреплению в памяти учащихся. Основным средством является лента времени.

Кроме понимания системы летоисчисления, изучая историю, ученики должны твердо выучить минимум обязательных дат, чтобы, опираясь на них, уметь определить место во времени всех известных им исторических событий.

Учащиеся, чаще всего, запоминают исторические даты по ассоциации. Задачей же учителя является помочь учащимся запомнить необходимые даты и по логическим связям. Это достигается введением хронологической даты в характеристику исторического явления (наглядно-образное обозначение времени). Учитель должен не просто упомянуть время какого-либо исторического факта, а описать обстоятельства важнейших событий максимально ярко и образно, дата должна вплетаться в изложение нового материала неоднократно, особенно в младших классах.

С этой же целью учитель может предложить школьникам самим проиллюстрировать историческое событие на специальной хронологической карточке: на ее лицевой стороне будет крупно выведена дата, а на обратной - рисунок события.

При характеристике исторических явлений, не имеющих твердых дат, учитель показывает эти факты во времени по логическим связям, имеющими опорные даты.

Вводить хронологическую дату в характеристику события можно не только в слове учителя, но и используя и другие методические средства: графические и видео - изображения, карту и т.п. учащихся надо научить читать карту и вносить в свой рассказ о событиях даты, помещенные на карте.

При введении хронологической даты в характеристику исторического события проводится ее фиксация. Простейшим приемом фиксации даты является ее запись на доске в тот момент, когда учитель по ходу изложения считает нужным обратить на нее внимание учащихся. Запись даты сразу привлекает к ней внимание учащихся и гарантирует их от неправильного запоминания на слух.

Другим способом фиксации даты является ее нахождение в тексте учебника или в хронологической таблице. Еще одним методическим средством в школьной практике являются диаграммы и графики. Назначение таких графиков - показать учащимся изменение исторических явление во времени, обнаружить тенденцию этого изменения. При работе с графиками учащиеся должны запомнить определенный период времени. Путем зрительной ассоциации, графики облегчают запоминание хронологического материала. Этой же цели служит и диаграмма.

Все перечисленные приемы помогут не только запомнить хронологические даты исторических событий, но и закрепят их в сознании учащихся.

Закрепление хронологических дат ведется не только внесением даты в характеристику исторического события, но и путем составления хронологических таблиц, которые помогают закрепить в памяти учащихся факты, связанные с датами, их последовательность, позволяют выявить связи между событиями, явлениями, процессами. Анализ хронологических таблиц позволяет выявить и уяснить внутренние связи, сущность процесса, тенденцию или перспективу его развития.

В качестве справочников по хронологии и своеобразной сетки дат и событий сводные хронологические таблицы сопровождают школьные учебники и пособия для абитуриентов. Хронологически таблицы бывают следующих типов:

1) тематические хронологические таблицы - посвящены отдельным проблемам исторического прошлого или периодам общественного развития;

2) календари исторических событий - воспроизводят хронику наиболее важных событий;

3) хронотоп - таблица, в которой главное внимание уделяется времени и месту изучаемых событий;

4) синхронистические таблицы - фиксируют наиболее важные явления и события, происходившие в разных странах примерно в одно и то же время.

Небольшие хронологические таблицы следует вводить при изучении истории постоянно, чтобы фиксировать в сознании учащихся последовательность исторических фактов в их логической связи. Для выяснения сущности исторического процесса, для показа его общности, различий, для выявления связей между отдельными сторонами жизни и в конечном счете для понимания закономерностей истории удобнее проблемные синхронистические таблицы. Хотя работа над синхронистической таблицей сложнее, чем над простой хронологической таблицей, она помогает учащемуся понять расположение событий во времени, позволяет выявить взаимосвязь между фактами и способствует закреплению в памяти хронологических дат и более глубокому пониманию исторического процесса. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. - М. ВЛАДОС, 2000. С. 3

Таким образом, хронологические таблицы различных видов позволяют изучать хронологию осмысленно и являются ценным материалом для характеристики отдельных исторических событий и целых периодов.

Кроме перечисленных, существуют и другие приемы запоминания хронологии. Запоминание основано на смысловых связях и связях с событием, хорошо зная факты и причинно-следственные связи, ученики легко могут разместить во времени события, не датированные в курсах истории. Для этого важно знать главные признаки или события, относящиеся к тому или иному веку. Например: для лучшего запоминания можно сопоставлять век жизни и правления каких - либо исторических личностей с событиями этого периода.

С подобной целью можно применять метод ассоциирования: в процессе анализа хронологии выявляется одинаковый повторяющийся промежуток лет (5, 10, 25, 100, 125 лет и т.п.). Для лучшего запоминания проводится сопоставление дат по числовым анологиям:480 г. до н.э. - битва греков с греками при Фермопилах; 280 г. до н.э. - поход Пирра в Италию; или сопоставление событий и явлений разных государств, но проходивших в одно время. Другой прием запоминания - установление длительности событий.

Познавательная деятельность учащихся при изучении хронологии состоит из нескольких этапов:

1. Представление о длительности исторического времени (год, век, тысячелетие, начало и конец).

2. Определение длительности исторических событий.

3. Установление временных связей.

4. Установление синхронных временных связей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.012 с.)