Историческое сознание и представление. Методика формирования исторического сознания и представления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое сознание и представление. Методика формирования исторического сознания и представления.



Первый уровень процесса познания действительности – эмпирический, на котором благодаря деятельности органов чувств человек получает ощущения, осуществляет восприятие окружающего мира. Высшим этапом эмпирического уровня познания является создание представлений, т.е. обобщенных, ярких, эмоционально окрашенных образов, сохраняемых и воспроизводимых в сознании без непосредственного воздействия самого воспринимаемого предмета на органы чувств. Эмпирическое изучение исторического прошлого позволяет выделить основные внешние признаки, свойства события или явления.

Историческое представление – конкретный образ исторического факта, локализованный во времени и пространстве. Они отражают внешние признаки исторических объектов. Их формирование способствует развитию реконструирующего воображения, образного мышления, проявляющегося в способности оперировать ими.

Психологи и педагоги обеспокоены современным «клиповым, внешним характером восприятия мира школьниками. Информация получается быстро, из аудиовизуальных источников, знания характеризуются отрывочностью и фрагментарностью. Поэтому важно упорядочивать образы, создавать целостную картину процесса развития. Т.о., формируется система представлений, на их основе формируется теория, в 1-ю оч. понятия.

Исторические представления должны быть локализованы во времени и пространстве, предметны, целостны и точны. Выделяют три вида исторических представлений: о фактах прошлого (материальная, историко-культурная, социально-политическая жизнь людей); об историческом времени (длительность и последовательность исторических событий и явлений); об историческом пространстве (привязка событий к конкретному месту действия). Недостаточная работа учителя над формированием исторических представлений может привести к модернизации истории учащимися: представления, сформированные в современной жизни, переносятся на далекие исторические эпохи. Исторические представления являются основой для формирования исторических понятий, т.е. чем богаче содержание образов, тем точнее и шире система понятий.

А.А. Вагин говорил, что исходным моментом в создании исторических представлений является целостная картина, она типична, т.е. содержит характерные детали. Эта картина закрепляется простейшим понятием, что обеспечивает узнавание явления при наличии данных характерных деталей в новой учебной ситуации. Например, представление о рабах как категории населения включает такие типичные черты, как отсутствие свободы, невозможность распоряжаться жизнью и имуществом, а часто отсутствие имущества, принудительный бесплатный труд на хозяина. Т.о., люди, отвечающие перечисленным признакам, будут восприниматься как рабы. Расширение представлений возможно путем введения региональных, временных отличий.

К приемам создания исторических представлений относится повествование, описание, образная характеристика, работа с историческим документом или произведением художественной литературы, и, конечно, использование средств наглядного обучения (учебные картины, иллюстрации, портреты, фотографии, материалы реконструкции, макеты, модели, кинофильмы и т.п.). Создавая исторические представления, необходимо соблюдать меру конкретизации: обилие малосущественных деталей в рассказе или описании может помешать отчетливости представления.

При изучении процесса формирования теоретических знаний важно понять:

- каковы особенности отбора этого вида содержания

- какие приемы обеспечивают его осознанное усвовение

-в чем заключается познавательная деятельность учащихся при его усвоении.

Под историческим сознанием следует понимать ценностное отношение человека к историческому прошлому, систему ориентации в мире под углом зрения истории, способ рационального воспроизведения и оценивания социумом и личностью движения общества во времени. [1] В ходе изучения истории на уроках и во внеурочной деятельности формируется историческое сознание. Историческое сознание – одна из важных сторон общественного сознания. Усваивая опыт своих предков, последующие поколения учатся анализировать прошлое, оценивать современность. Через осмысление исторического опыта обретается понимание настоящего. Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность. Можно выделить несколько направлений внеурочной деятельности: расширение исторических знаний, приобретенных на уроках; получение новых знаний краеведческого характера. Начальное образование сегодня – фундамент формирования УУД. Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы обучающихся, готовность и способность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Одним из важных направлений является военно-патриотическая деятельность, краеведение. На протяжении всего учебного года проводятся исследовательская работа, походы, экскурсии в музеи города, выпуски исторических газет, встречи с ветеранами войны, викторины, конкурсы, круглые столы. Задачи внеурочной деятельности: приобретение знаний, умений, навыков в краеведческой работе; развитие творческой активности детей в процессе освоения материала; содействие гармоничному развитию личности школьника; воспитание гуманного отношения к окружающему миру и любви к родному краю.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.191.134 (0.008 с.)