Наглядные методы обучения. Классификация наглядных средств обучения. Приёмы и методы работы с наглядностью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наглядные методы обучения. Классификация наглядных средств обучения. Приёмы и методы работы с наглядностью.



Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ студентам иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

применяемая наглядность должна соответствовать возрасту студентов;

наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы студенты могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

необходимо четко выделить главное, существенное при показе иллюстраций;

детально продумать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

привлекать самих студентов к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрируемом устройстве.

 

Рассмотрим более подробно классификацию наглядных средств по их содержанию. Наглядность подразделяется:

– естественная монументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места (пирамиды

Древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.);

– подлинные предметы материальной культуры (археологические

находки, вещественные остатки: орудия труда, зерна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.);

– специально изготовленная предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда);

– изобразительная наглядность (учебные картины, репродукции);

– условно-графическая наглядность (схематические рисунки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы);

– технические средства обучения (ТСО): кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски (аудио, компьютерные).

Предметная наглядность создает образы подлинных исторических памятников. Она дает возможность ученикам почувствовать колорит эпохи, пережить ощущение «седой старины». В этом плане ценны также научные объемные реконструкции. Они воссоздают в определенном объеме вещественные памятники и облик когда-то живших людей.

Учебная картина на уроках истории. Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины – наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Чтобы учебные картины можно было легко воспринимать с любого места в классе, тематические коллекции картин делают достаточно большими и выполняют яркими красками.

Учебные картины подразделяются на событийные, типологические и культурно-исторические. Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего они воссоздают решающий момент в истории и требуют сюжетного рассказа. Это, например, картины В.А. Томби «Саламинский бой», М.Г. Ройтера «Вступление Жанны д'Арк в Орлеан», Т.Н. Ксенофонтова «Бой Спартака с римским отрядом».

Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи. Еще в дореволюционное время такие картины были созданы В.И. Лебедевым; среди них – «Полюдье», «В усадьбе князя вотчинника», «Вече в Новгороде».

Культурно-исторические картины знакомят с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, скульптуры разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.

На уроке картина используется с различными целями: как исходный источник знаний или как зрительная опора в рассказе учителя; как иллюстрирование изложения рассказа или как средство закрепления. Для раскрытия какого-либо процесса демонстрируется сразу несколько картин, например, чтобы показать изменения стилей архитектурных памятников в разные периоды истории. Как правило, изложению содержания новой для учеников картины отводится основное время на уроке.

Методист В.Г. Карпов предложил следующие действия работы по картине на уроке:

учитель открывает или вывешивает картину в тот момент, когда по

ходу объяснения подходит к описанию изображенного на ней;

дает учащимся некоторое время для восприятия в целом только что

появившегося перед ними изображения;

начиная рассказ, указывает место и время действия;

дав общее описание обстановки, фона, на котором развернулось

действие, останавливается на главном;

выявляет детали и частности;

в заключение делает общий вывод, указывает существенные признаки явления.

Примерно по такому же плану возможно описание в ходе бecеды любой жанровой картины.

Возможен также чисто искусствоведческий анализ произведения художника. На уроках анализируются картины по специально разработанным памяткам. Одну из таких памяток предлагает Н.И. Запорожец:

Имя автора и время создания произведения.

Содержание произведения: его сюжет, кто изображен, что изображено (передний план, центр, задний план, обстановка, в которой изображены люди, – интерьер помещения, пейзаж).

Средства выражения: объемность, пропорциональность, перспективность, цвет.

Какие чувства и идеи вложил художник в свое творение?

Разбирая то или иное произведение художника, учеников в воспитательных целях следует знакомить с биографическими данными автора картины.

Демонстрация портретов живописцев сопровождается описанием исторических личностей. В описание могут быть включены воспоминания людей, знавших изображенного на портрете, касающиеся его документы, письма, мемуары, отрывки из художественной литературы.

Методисты И.В. Гиттис, В.Н. Вернадский, А.А. Вагин описывают различные приемы работы по картине. Учитель показывает картину, а учащиеся называют все, что на ней изображено; по заданию учителя дают описание отдельных элементов и картины в целом; придумывают за действующих лиц слова и инсценируют отдельные сюжеты картины; пытаются представить, что было раньше того момента, который изображен на картине, или позже.

Учебные картины можно применять в целях закрепления и обобщения знаний учащихся.

При работе с картиной учащиеся приобретают умение ее анализировать; извлекать из нее знания; использовать картину в своем рассказе и самостоятельно строить по ней рассказ.

Для отработки умений можно привлекать на урок несколько картин, но не более двух-трех. Обилие иллюстративного материала, особенно впервые используемого, ослабит интенсивность восприятия детей, а многочисленные образы перепутаются в их сознании и осложнят восприятие нового.

2. Условно-графическая наглядность на уроках истории

К условно-графической наглядности относятся схемы, графики, диаграммы, аппликации, схематические рисунки. Они используются для формирования локальных представлений, выявления сущности и связи исторических событий, их динамики.

Схематический рисунок передает наиболее существенные черты

предмета, способствует формированию понятий. В «самой природе педагогического рисунка, – отмечал А.А. Вагин, – в его эскизном, конструктивном характере заложена тенденция к обобщению, движение от предметной наглядности к понятию, от образа к идее».

Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устного изложения и служит его зрительной опорой. Как правило, это очень простой, живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ материальных предметов, людей, военных сражений, типичных сцен хозяйственной деятельности.

При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд.

Для создания у учащихся реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией или фотографией.

В сочетании с рисунком могут применяться аппликации. В переводе с латинского «аппликация» означает «приложение», «присоединение». Аппликации – это вырезанные по контуру из бумаги или картона и раскра- шенные изображения типичных для изучаемой эпохи предметов или представителей различных общественных групп: силуэтные, в светлых тонах, рисунки людей, орудий труда и оружия, животных, зданий; символы более широкого содержания по сравнению с тем, что непосредственно изображено.

Аппликации появляются на доске и сменяют друг друга в процессе изложения, помогая раскрыть существенные стороны фактов и последовательность развития событий. Появление каждой новой аппликации концентрирует внимание учащихся на конкретном действии, создает зрительный образ.

Аппликации чаще всего применяются при обучении младших школьников. Возможно также совмещение аппликаций с рисунками.

На уроках в старших классах чаще используют схематические изображения, когда на доске во время объяснения появляются линии, стрелки, квадраты, кружки. Это элементы условно-графической наглядности. Сюда относятся таблицы, диаграммы, графики, логические схемы. Схемы представляют собой чертеж, отражающий существенные признаки, связи и отношения исторических явлений. Они используются для наглядного сравнения изучаемых явлений, показа тенденции их развития, а также для обобщения и систематизации исторических знаний. Схемы позволяют дать наглядное изображение обобщенных представлений, помогающих ученикам усвоить существенные признаки исторических понятий. Объясняя материал, учитель последовательно записывает на доске содержание звеньев и обозначает связи между ними. Постепенность воссоздания схем облегчает их понимание.

Наряду с логическими схемами на уроках применяются диаграммы.

Если на диаграммах представлены однородные данные одновременного действия, то они легко сопоставляются и анализируются, устанавливается их последовательность. Разнородные сведения позволяют проследить динамику и тенденции развития.

3. Электронно-технические средства в обучении истории

К ним относятся статичные наглядные пособия: экранные (кинофильмы или кинофрагменты, учебные видеокассеты, диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы), зрительно-звуковые (аудиозаписи, компакт-диски, аудио или компьютерные). Промышленный выпуск технических средств позволяет накапливать и хранить их в видеотеках и применять в сочетании с учебниками и учебными пособиями.

При помощи кодоскопа учитель проецирует на экран рисунки, чертежи, нанесенные на прозрачную пленку.

При помощи диапозитивов, диафильмов, видеофрагментов возможен анализ памятников архитектуры, созданных в разные периоды истории.

Итогом работы может стать таблица перечислительного характера. В практике преподавания с использованием ТСО встречается много недостатков, причиной которых является неразработанность методических вопросов. Еще очень сильно проявляет себя боязнь техники, недоверие к ней. Некоторые из учителей считают, что затраты времени на подготовку к уроку с использованием экранных пособий очень велики. Неумение правильно построить урок с применением технических средств обучения часто действительно приводит к чрезмерному расходованию времени. Это происходит, в частности, потому, что после просмотра кинофильма, телепередачи преподаватель нередко считает необходимым еще раз объяснить учащимся материал, содержащийся в них.

Типичным недостатком работы с экранными средствами является ограниченность их использования. Учебные кинофильмы, диафильмы, телепередачи служат чаще всего иллюстрацией к слову учителя. Между тем экранные пособия могут стать на отдельных занятиях основным источником знаний, средством, помогающим обобщать изученный материал, проводить повторение. Учебные диафильмы, кинофильмы могут использоваться для создания на занятиях по истории проблемной ситуации, для осуществления межпредметных связей.

Обязательным начальным моментом работы по использованию аудиовизуальных средств на уроках является предварительное знакомство учителя с содержанием диафильма, кинофильма. При незнании содержания фильма он вместе с учащимися попадает в положение зрителя. Предварительный просмотр проводится не только для того, чтобы познакомиться с его содержанием, но и для того, чтобы наметить методику работы с ним. Исходя из этого новые учебные фильмы целесообразно просмотреть дважды.

При первом просмотре преподаватель определяет содержательную ценность фильма, его отдельных фрагментов. Во время второго просмотра определяются приемы демонстрации, продумываются вопросы и задания учащимся.

При работе с фильмом преподаватель прежде всего решает, использовать ли его полностью или частично. В зависимости от программных требований, состава класса определяется количество используемых кадров.

Уровень подготовки учащихся позволит определить приемы работы с фильмом: использовать его для иллюстрирования своего рассказа или предложить школьникам самостоятельно смотреть фильм, а затем и комментировать кадры; подготовить соответствующие вопросы и задания; определить те кадры, с которыми будет проводиться особенно активная работа учащихся, продумать вопросы к ним.

Методические приемы работы с киноматериалами в значительной мере определяются дидактическими функциями фильма на уроке. Фильм может использоваться учителем в качестве основного источника новых знаний. В этом случае преподаватель не излагает учебный материал, а предлагает учащимся выполнить задания или ответить на вопросы по фильму. Учитель может показать его полностью, заменив им свой рассказ.

После просмотра фильма можно организовать беседу с учащимися по вопросам.

Если кинофильм или кинофрагмент не сообщает новых сведений, а лишь наглядно раскрывает то, о чем учащиеся уже узнали из объяснения преподавателя, из учебника, то он выступает на занятии как иллюстрация.

В функции иллюстрации фильм чаще всего используется после того, как преподаватель изложил новый материал, в порядке закрепления, для углубления представлений о только что изученном. Довольно часто фильм используется для систематизации полученных знаний и дополнения их. В такой функции фильмы демонстрируются на повторительно-обобщающих уроках. На таких уроках исторические фильмы показываются целиком.

В одних случаях преподаватель соответствующими по смыслу и по эмоциональной окраске словами связывает свое предшествующее изложение с действием на экране, создавая ситуацию ожидания, при которой мобилизуется внимание, пробуждается интерес. В других случаях основным

приемом подготовки учащихся к просмотру учебных кинофильмов, телепередач является вступительная беседа, во время которой, однако, не следует пересказывать содержание фильма, формулировать заранее выводы.

Учитель ориентирует школьников, на какие вопросы или стороны содержания кинофильма, телепередачи они должны обратить особое внимание, какие установить связи нового материала с ранее изученным.

Наиболее распространенной формой задания перед просмотром кинофильма, диафильма являются вопросы, предлагаемые учителем. Эти вопросы должны ориентировать учащихся на обязательное запоминание материала, необходимого к предстоящему уроку. Вопросы к учащимся не должны быть слишком узкими, требующими их внимания к отдельным кадрам или эпизодам. Их число не должно быть большим – лучше один или два.

Выделение наиболее важных в познавательном и воспитательном отношении кинофотодокументов в фильме и задания к ним позволяют ориентировать учащихся в потоке информации, идущей с экрана, создают условия для лучшего усвоения наиболее ценного материала.

При подготовке учащихся к восприятию материала учебного кинофильма, телепередачи, диафильма целесообразна постановка проблемных заданий. Такие задания требуют от учащихся поиска новых способов получения знаний. Особенность проблемных заданий на аудиовизуальном материале состоит в том, что учащиеся в качестве исходных данных оперируют непосредственно воспринимаемыми образами кино, телевидения. Составление планов фильмов по существу – преобразующая деятельность. Она требует от учащихся умения контролировать свое представление и дикторским текстом, и зрительным рядом фильма. Так, учитель предлагает учащимся составить план, каждый пункт которого отражал бы последовательно основное содержание фильма, передачи или их части.

Начинать подобного рода работу нужно с составления простых планов по каждой части фильма. Пункты плана могут быть сформулированы и в форме вопросов, и в форме назывных и повествовательных предложений.

По материалу фильма в ряде случаев можно предложить учащимся кратко изложить свои впечатления от фильма. Это позволяет выявить отношение школьников к определенным событиям истории, отраженным в фильме, их чувства и мысли в связи с просмотром интересных кинокартин.

Наряду с логической стороной подготовки учащихся к восприятию аудиовизуальных материалов, не менее важен учет эмоционального фактора.

Типичной ошибкой некоторых учителей является стремление ориентировать учащихся на извлечение из фильма лишь познавательной информации.

Постановку вопросов, заданий такие учителя считают обязательной.

Между тем есть кинофильмы, телепередачи, просмотры которых вызывают у учащихся глубокие переживания, чувство эстетического удовлетворения, активизируют такие интеллектуальные эмоции, как удивление, преклонение перед героической борьбой трудящихся, пробуждают стремление к формированию собственного идеала.

Необходимость комплексного использования средств обучения диктуется их психолого-функциональными особенностями. Для усвоения пространственных отношений применяются чаще всего карты, картосхемы.

Раскрытие в истории единичного, особенного и общего облегчается с помощью статических средств экранной наглядности (диафильмов, диапозитивов, транспарантов для кодоскопа), помогающих анализировать единичное, сопоставлять определенные исторические явления (сравнивать два экранных изображения) для выявления общего и особенного. К важным обобщениям, к установлению причинно-следственных связей хорошо подводят учебные кинофильмы, телепередачи.

Учитывая функциональное назначение различных видов средств обучения, преподаватель подбирает комплексы пособий таким образом, чтобы с их помощью глубоко и убедительно раскрыть содержание изучаемой темы.

 

Современные технические средства обучения (ТСО) и правила их использования на уроке. Требования к использованию презентации на уроке.

Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. В них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля. (Пидкасистый И.П., 2014).

Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебном процессе для предъявления и обработки информации.

По функциональному назначению ТСО подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют технические средства, совмещающие функции различного назначения – комбинированные [11].

Технические средства передачи информации, диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т. п. Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.

Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности ТСО контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы (Коджаспирова Г.М., 2001).

Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться по ним только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта.

Функции ТСО очень разнообразны и их большое количество. Выделим основные четыре:

а). Коммуникативная – функция передачи информации. Она даёт возможность воспринимать анализаторами учебный материал.

б). Научно-исследовательская – функция, которая даёт возможность получаемую информацию использовать с исследовательской целью, а также с целью поиска вариантов использования учебного материала для различных форм познавательной деятельности, а также моделирование содержания и форм подачи информации.

в). Управленческая – функция, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и саму организацию их выполнения, а также получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.

г). Кумулятивная - функция объединения, систематизации, хранения документализированной учебной и учебно-методической информации в технических комплексах и устройствах. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, через накопление, сохранение им передачу информации с помощью современных информационных технологий.

Применение технических средств обучения не противоречит традиционной методике преподавания. Опыт высшей и средней школы подтверждает высшую эффективность сочетания словесно-логического и наглядного способов передачи учебной информации, подкрепления словесных объяснений преподавателя соответствующими наглядными образами.

Целесообразность применения технических средств (кино и диапроектора, радио и телевидения, средств звуковой записи и воспроизведения) обусловлена тем, что они в значительной мере способствуют повышению эффективности процесса обучения. Умелое использование ТСО дает возможность вовлечь в активную работу те чувства, которые играют определяющую роль в овладении учебным предметом. С помощью ТСО активизируется учебно-познавательная деятельность, улучшается качество учебной информации (Коджаспирова Г.М., 2001).

Несмотря на широкую область применения и разнообразные функции, которые выполняют ТСО, они не могут заменить преподавателя. Он всегда будет центральной фигурой этого сложного процесса. ТСО не подменяют, а расширяют его возможности. Они – одно из средств обучения, педагогический инструмент в руках преподавателя, которым он должен уметь пользоваться, опираясь на исходные положения, лежащие в основе их применения.

Применение ТСО должно быть методически обосновано. При использовании ТСО преподаватель должен принимать во внимание целый ряд факторов, в том числе возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки, специфику предмета (излагаемого вопроса), закономерности учебного процесса. Важный критерий мотивированности использования ТСО – их влияние на усвоение материала в конкретных условиях.

Использование ТСО – органическая составная часть урока. ТСО должны органически вписываться в систему построения занятия. Поэтому необходимо учесть их влияние на структуру занятия, методику изложения учебного материала и т. д. Следует четко определить их место на занятии, продумать возможность органического включения в деятельность и преподавателя, и обучаемых (Пидкасистый И.П., 2014).

Для правильного использования ТСО важно установить взаимосвязь их с другими средствами обучения, используемыми на занятии. Эффективность учебного процесса во многом зависит от того, насколько удачной будет взаимосвязь всех применяемых средств.

Найти возможность осуществить логический переход от одного средства обучения к другому, ввести в занятие именно те средства, которые вместе с ТСО могут дать наибольший эффект, определить оптимальный вариант сочетания различных средств – одно из важнейших положений применения ТСО, требующих опыта и мастерства.

Один из источников учебной информации – экранные пособия. Учебный материал, содержащийся в них, должен подвергаться активной переработке учащимися после просмотра. Способы переработки материала могут быть разнообразными, должны находиться в соответствии с содержанием, формой преподнесения материала, ближайшей дидактической целью (Коджаспирова Г.М., 2001).

Эпизодическое использование ТСО, как правило, не дает нужного результата. Поэтому должна быть разработана система их применения. Эта система имеет два аспекта: организационно-педагогический и методический.

Организационно-педагогический предполагает проведение анализа всех тем по определенному предмету и распределение ТСО по темам, т. е. создание системы включения ТСО как составного элемента при изучении материала.

Методический заключается в разработке и создании определенной методической системы применения ТСО, которая может быть индивидуальной, но обязательно должна базироваться на общих принципах применения ТСО на занятии.

Информационная функция технических средств может реализоваться двумя способами:

а) материал ТСО служит наглядной иллюстрацией к изложению материала преподавателем, учебнику и т. д.;

б) ТСО выполняют роль самостоятельного источника учебной информации. Поэтому различны методы применения ТСО в учебном процессе.

При наглядно-иллюстративном методе применения ТСО главными являются рассказ преподавателя, беседа, работа с учебником и т. д. При этом материал экранных пособий будет играть вспомогательную роль, выполняя роль наглядной иллюстрации. Разъяснения преподавателя непосредственно по этому материалу и степень познавательной самостоятельности обучаемых незначительны.

При познавательно-активном методе использования ТСО главную роль в передаче какой-то части знаний играют аудиовизуальные пособия и работа обучаемых по усвоению материала. Они в таких случаях будут основным источником учебной информации, подлежащей усвоению.

В обоих случаях преподавателем должна быть организована познавательная деятельность обучаемых по усвоению материала. Но во втором случае познавательная самостоятельность обучаемых должна быть более высокой, так как ТСО выступают в роли основного источника учебной информации. Следует отметить, что здесь подчеркнута доминирующая, определяющая деятельность: в первом методе – обучающая деятельность преподавателя, во втором методе – познавательная деятельность обучаемых.

Фрагментарное использование видеофильмов, органически включаясь в рассказ преподавателя, является методическим приемом, который может быть использован как при наглядно-иллюстративном, так и при познавательно-активном методе.

Подобным образом может быть использован и прием комментирования учебного видеофильма обучаемым во время его демонстрации. Комментирование кинофильма обучаемыми можно применять как способ проверки понимания и усвоения материала, как средство развития речи, как способ обучения приемам работы с учебным видеофильмом и т. д. Многообразие приемов позволяет сделать использование ТСО на учебных занятиях разноплановым, интересным и более эффективным (Кудрявцева Т. Ю., 2008).

В учебной работе применение ТСО связано со следующими методическими приемами:

демонстрацией речевого образца в виде диалога, аналогичного высказывания, отдельных реплик, целостного коммуникативного сюжета;

устно-речевым взаимодействием в системе «диктор – обучаемый»;

аудиовизуальной иллюстрацией с целью развития образно-стилистического мышления обучающихся;

созданием тематической и другой наглядности для обучаемых и т.д.

Основные требования к применению технических средств, используемых в процессе обучения:

1. Прежде чем показывать фрагмент фильма, диапозитивы, схемы и т.п. в аудитории, преподаватель должен предварительно просмотреть их сам, чтобы найти им место в материале занятия и продумать комментарии к ним.

2. Наглядные изображения должны органически сочетаться с логическими объяснениями преподавателя.

3. Нельзя допускать, чтобы кадры шли вразрез с логикой и последовательностью устного изложения вопроса.

4. Прокомментированный кадр не должен долго оставаться на экране, чтобы не отвлекать внимание аудитории, если преподаватель уже перешел к другому вопросу, не связанному с изображением данного кадра.

5. Не рекомендуется продолжать объяснения в то время, когда учащиеся должны списать что-либо с экрана. Целесообразно медленно прочитать текст и повторить его другими словами, пока не будет сделана запись.

6. Наиболее эффективной является демонстрация кадров по ходу изложения вопросов занятия. В этом случае соблюдается основное методическое требование к применению технических средств – непосредственного сочетания зрительного и логического ряда, который обеспечивает наибольший эффект при обучении.

7. Важно, чтобы преподаватель тщательно продумывал приемы применения средств наглядности, а не слепо их копировал.

Основными средствами визуализации в высших и средних учебных заведениях стали мультимедийные проекторы и доски прямой проекции.

Для досок прямой проекции проектор устанавливается непосредственно перед панелью, или подвешивается под потолком. Такой вид досок самый простой и дешевый что немаловажно, однако он имеет существенный минус – при ее использовании приходиться стоять боком к доске, чтобы не загораживать проецируемое изображение, что не всегда удобно (Кудрявцева Т. Ю.,2008).

В целом, доски используются в следующих целях:

делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;

демонстрация работы одного учащегося всем остальным учащимся;

демонстрация картин, видеороликов, фильмов;

создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;

создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.

использование групповых форм работы;

совместная работа над документами, таблицами или изображениями;

управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)

использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;

изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;

изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;

сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые преподаватель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках;

сохраненные во время урока записи учитель может передать любому учащемуся, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи [11].

Эффективность использования технических средств обучения зависит от:

длительности их использования на уроке (частое использование технических средств обучения ведет к снижению интереса учащихся к учебному материалу, редкое использование создает эффект чрезвычайного события, отвлекает внимание учащихся от процесса обучения);

сочетания технических средств обучения с традиционными средствами обучения (учебником, таблицами, доской, экскурсией);

применения различных видов технических средств обучения в течение всего урока (рекомендуется применять разные виды технических средств обучения, чередуя их с объяснениями учителя).

Таким образом, при использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.

Требования к содержанию мультимедийной презентации:

– соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;

– соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);

– отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;

– лаконичность текста на слайде;

– завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);

– объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;

– сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;

– расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);

– наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;

– информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.

Требования к визуальному и звуковому ряду:

– использование только оптимизированных изображений;

– соответствие изображений содержанию;

– соответствие изображений возрастным особенностям учащихся;

– качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);

– качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);

– обоснованность и рациональность использования графических объектов.

Требования к тексту:

– читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 1609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.18.83 (0.099 с.)