Приемы изучения исторических личностей на уроке. Историческая эмпатия. Приемы работы с портретом и карикатурой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы изучения исторических личностей на уроке. Историческая эмпатия. Приемы работы с портретом и карикатурой.



В истории личностями называют людей, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, отличающихся от других людей в каком-либо отношении, причем не только в положительном, но и в отрицательном смысле. Исторические учебники наполнены изображениями большого числа участников исторических процессов. Но кто из них действительно личность? Чаще всего личности не укладываются только в положительные или отрицательные характеристики. Им, как и каждому человеку, присуще все, лишь в разной мере. Поэтому в современной психологии, к примеру, есть 36 признанных определений личности[1]. Выбрать наиболее правильные из них, соответствующее науке и времени – дело учителей и учеников. Без знаний личностей знание истории не может быть полным.

Понятие “историческая личность” обычно отражает связь деятельности политического руководителя с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток. Деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственностей его поступков. Оценка может быть отрицательной и многозначной, учитывающей позитивные и негативные стороны деятельности той или иной личности.

Личности в истории условно составляют три группы:

1) по положению (наследственные правители);

2) по заслугам положительным (реформаторы, полководцы-победители, крупные учёные и т.п.);

3) по «заслугам» отрицательным (гонители просвещения, террористы, авантюристы и т.п.).

Приёмы изучения личностей.

При изучении личности главное – всесторонняя оценка её жизни и деятельности. Не должно быть только восхваления или уничижения кого бы то ни было. В.О. Ключевский, говоря, к примеру, о роли и месте личностей в освобождении Москвы от поляков в 1612 году, призывал «не безумствовать перед великими фигурами Минина и Пожарского, не понимая их смысла и значения».

Ещё в 30-40-е гг. ХХ в. методисты рекомендовали для активизации познавательной деятельности учащихся вводить в содержание урока элемент игры, помогающий составить портретное описание. Учитель приводит факты биографического характера из жизни какого-либо исторического деятеля, не называя его имени, времени и места действия, даты событий. Учащиеся самостоятельно должны указать все недостающие детали.

Игровое обучение многие исследователи считают дидактической системой будущего. Дидактическая игра – это педагогически направленная творческая деятельность, находящаяся в тесной связи с другими видами учебной работы, где обучающее воздействие оказывает дидактический материал, игровые действия направляют активность учащихся в определённое русло учебного процесса, а игровые приёмы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе. Проведение игр должно входить в тематическое планирование уроков, а содержание – специально продумываться, прежде всего, для формирования познавательных умений и базовых знаний. Перед учениками не ставятся учебные задачи. Они овладевают новыми знаниями и отрабатывают умения опосредованно, непроизвольно, в ходе самой игры. Игра – это всегда импровизация.

Игра обеспечивает оптимальный уровень активности учащихся. При этом ученик способен выполнить такой объём работы, какой в обычных условиях ему недоступен. Игра особенно полезна, когда не сформирован интерес к учебному предмету. Перед игрой учитель знакомит школьников с правилами, регламентом, порядком работы. Чтобы они были более сосредоточенными и активными, следует ограничить время выполнения заданий. И, наконец, должны прогнозироваться результаты игры и анализироваться её итоги.

При изучении личностей учащимся предстоит преодолеть застарелые оценочные болезни, передающиеся из поколения в поколение. Одна из таких болезней – однобокость в оценке людей, в зависимости от политического строя, в условиях которого личность действовала (действует), и идеологии, которая господствовала (господствует) в обществе.

Другая болезнь – оценивание личности не со «своей колокольни» (с точки зрения наличий знаний вообще и компетентности в оценивании профессиональной сферы деятельности личности в частности).

Требуется учёт ещё одного важного положения в оценке личностей. Часто их деятельность искусственно отгораживают от деятельности всего народа. И выходит, если есть достижения страны – это заслуга народа, если страну постигает беда – виноваты личности.

Тени великих предков при изучении истории вызывать надо. Но не с целью их поругания или возложения ответственности за недостойную великого русского народа жизнь, то есть, говоря словами В.О. Ключевского, не с целью «винить их в собственных гадостях», а для того, чтобы попытаться определить их объективное место в истории и чему-то полезному научиться у них.

Какой бы путь изучения исторических личностей ни был избран учителем и учащимися, каждый из них должен понимать, что полностью объективную оценку человеку может дать только время.

«Как дать характеристику исторической личности»

 

 

1. Раскройте исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировались взгляды исторической личности:

историческая обстановка;

ближайшее окружение;

путь формирования личности; основные черты характера, представления о морали, общественно-политические взгляды, направленность деятельности.

2. Определите, с чем была связана его деятельность, интересы какого социального строя он выражал; его сподвижники.

3. Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач, объективно стоящих перед страной и народом.

4. Раскройте связи и противоречия личности - в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми.

5. Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей.

6. Определите, каких результатов он достиг в своей деятельности.

7. Оцените его роль в истории:

- по результатам его деятельности;

- по значимости этой личности для страны, народа;

- по его влиянию на последующий ход событий т.д.;

- по воздействию его личного примера на других людей, на новые поколения.

8. Раскройте причины успеха или неуспеха этого исторического деятеля. Выразите свое отношение к нему: нравственная оценка (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков и т.п.).

Прием 3. «Сравни мнения – сделай вывод»

В основу предлагаемой модели уроков положена идея Ю. Л. Троицкого о построении исторических версий на уроках истории. Ученикам предлагаются авторские тексты, содержащие разные мнения о личности, часто противоречащие друг другу, современников и историков, разные по жанру тексты – научные, художественные, письма, мемуары.

Работа с набором текстов состоит из нескольких этапов:

– постановка целей и задач, конкретных вопросов к тексту;

– чтение и анализ текстов, выявление позиций авторов по поставленным вопросам;

– сопоставление позиций, выявление общего и различного, выявление противоречий в ходе индивидуальной работы и дискуссий в классе;

– построение учениками собственной авторской версии, оценки исторической личности (в письменной форме);

– защита собственной версии, предъявление аргументов (предполагает столкновение мнений учащихся).

При оценке ученических версий прежде всего ценится их доказательность, обоснованность выводов, ссылки на исторические источники (как при оценке любого исторического труда), а также – авторство, логичность построения, безусловно, отсутствие исторических ошибок, полнота изложения. Сначала учитель сам оценивает работы, затем, по мере привыкания учеников к данному виду деятельности, они могут самостоятельно оценивать работы друг друга и собственные по названным критериям.

Прием 4. «Пишем историю вместе»

Исторические личности совершали поступки, от которых зависела судьба страны. Они принимали решение и за себя, и за весь народ. Особенно в эпоху абсолютных монархий. Да и в эпоху демократии, что мы сейчас наблюдаем, многое зависит от человека, который стоит во главе государства. Интересен подход к изучению человека в истории, предложенный западноевропейской исторической школой «Анналов». Марк Блок, Люсьен Февр и Фернан Бродель утверждали, что необходимо сначала понять человека (простых людей или исторические личности), а потом их оценивать. Трудно не согласиться с их мнением о том, что человек является отражением эпохи, без понимания его мировоззрения невозможно понять суть исторических процессов. Ученики должны видеть, как творится история, как она зависит от взглядов, ценностей, идеалов отдельных людей, выбора поступков, влияния обстоятельств. Вот поэтому сначала необходимо изучить личность, а затем – события, которые вершились с участием этого человека.

На итоговом уроке учащиеся не только повторяют изученные события, но и создают обобщенный образ эпохи, связывая события с характеристикой правителя, давая событиям объяснения, выявляя, что зависело от воли императора, а что – от внешних обстоятельств. Изучение личности может быть результатом групповой проектной деятельности. Итог работы – составленная краткая статья энциклопедии или раздел учебника по изученной теме (например, «Правление Екатерины II») или создание исторического журнала (например, «Петр I и его сподвижники» и т. п.). Учащиеся включают в свои издания хронику событий, термины, краткие сведения об исторических персонажах, мнения историков, современников, но у каждого характеристика личности будет разная, так как основой становится собственная историческая версия, объясняющая причинно-следственные связи в данный исторический промежуток и содержащая собственную оценку.

Прием 5. Наращивание информации по основным

направлениям жизнедеятельности личности

В начале учебного года учитель ориентирует учащихся, во-первых, на глубокое изучение отдельных личностей и, во-вторых, на основные на-правления жизнедеятельности каждого из них. От урока к уроку, при рассмотрении того или иного периода деятельности личности (В. И. Ленин, Н. И. Бухарин и т. д.) учащиеся вносят новую информацию в соответствующие блоки. К концу изучения конкретного периода истории у каждого учащегося накапливается биографический материал, позволя-ющий достаточно глубоко понять личность.

Примерные направления (блоки) информации о личности:

– строки из биографии;

– государственная деятельность;

– из личных сочинений;

– оценки деятельности

– литература.

Прием 7. «Сравни исторические личности»

Вариант I. Учащимся предлагается сравнить деятельность исторических деятелей разных эпох. Например, Ивана Грозного и И. В. Сталина; Александра II и М. С. Горбачева и т. п.

Вариант 2. Учащимся предлагается заполнить таблицу и дать сравнительный анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личностей, например, руководителей государств, главных реформаторов, руководителей народных восстаний, полководцев и т. п.

Прием 9 «Что в прозвище тебе моем?»

Многие исторические личности имели прозвища. По мере изучения материала учащиеся должны дать объяснение, почему были даны такое прозвища и что они означают.

Можно усложнить задание: «Кто из исторических деятелей носил прозвище… и почему он его получил?» Это может потребовать предварительной подготовки, поиска дополнительной информации.

Прием 10 «Фраза, вошедшая в историю»

Немало высказываний, выражений, произнесенных или приписыва-емых той или иной знаменитой личности, вошли в историю. Использование их при написании исторического портрета может только его обогатить. На уроках можно предложить ученикам то или иное высказывание и задание к нему: «Кем, когда и в связи с чем было сказано».

Прием 11. «Исторический суд»

«Исторический суд» – увлекательное зрелище, когда обсуждается деятельность какого-либо политика, военачальника. Учащиеся (участники судебного заседания) выступают в роли «обвиняемого», «адвокатов», «прокуроров», «свидетелей обвинения», «свидетелей защиты», зрители выступают в роли «суда присяжных». Жюри оценивает работу каждого участника ролевой игры. Данное мероприятие не преследует цели «приговорить» историческую личность. Его цель – научить учеников собирать источники, анализировать их, выбирать и аргументировать свое мнение, позицию, грамотно и убедительно строить свою речь.

Для того чтобы способствовать формированию эмпатии у детей через рассказ необходимо использовать различные средства конкретизации, выделенные еще А.А. Вагиным [2, с.60]. Путем конкретизации мы достигнем большей убедительности изложения, лучше раскроем своеобразие изучаемых исторических явлений.

Конкретизация моментов, характеризующих время исторического события. Речь идет не о хронологизации, а о введении в изложение некоторых конкретных признаков времени, когда совершалось событие, с целью создания картины события, живых представлений об обстановке, в которой оно происходило. Так, о начале Ледового побоища мы скажем словами поэта: «В субботу пятого апреля, сырой рассветною порой...» Описывая Куликово поле, упомянем «леса, чуть тронутые золотом осени...».

Конкретизация моментов характеризующих место исторического события. Речь идет не о локализации исторических явлений с помощью карты или плана местности, а о создании методом живого слова конкретных представлений о том, как выглядело место события.

Использование бытового материала. Одним из средств конкретизации служит историко-бытовой материал. Он доступен, нагляден и понятен учащимся.

Использование художественной литературы также помогает конкретизации исторического факта, созданию ярких образов прошлого.

Использование исторических документов и мемуаров.

Кроме того, при повествовательном рассказе необходимо использовать различные виды наглядности: предметы материальной культуры, изобразительную наглядность, технические средства обучения, предметную наглядность. Все это даст возможность ученикам почувствовать колорит эпохи, пережить ощущение «седой старины».

Другим приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека. Рассказ о положении отдельного человека, его делах дает возможность понять типичные явления жизни общества [6, с.62].

К персонификации можно отнести следующие виды заданий:

1. Воображаемое путешествие – надо описать то, что мог бы видеть человек прошлого: «Я иду по русской деревне XVIII века и вижу…», «Наш корабль в Пирей и мы увидели…», «Давайте войдем в замок феодала…». Положительным моментом таких заданий является то, что дети обращают внимание на исторические детали [5, с.61].

2. Воображаемое интервью – один ученик перевоплощается в историческую личность, класс задает ему вопросы. Примером такого задания является перевоплощение одного ученика в Хлодвига при изучении темы «Королевство франков и христианская церковь в VI –VIII вв.», перевоплощение в участника одного из крестовых походов. Этот вид задания требует хорошей подготовки класса, способного выполнить опережающее задание.

3. Метод незаконченного предложения – надо продолжить фразу от первого лица, например, о чем мог просить в молитве средневековый крестьянин («Господи спаси нас от…») или древний грек («О, великая Афина, я прошу…»). Так, зарубежные методисты предлагают выполнять задание такого плана, как «Предсказать окончание какой-либо истории» [7, с.110].

4. Ситуация выбора – задания типа: «Как бы вы поступили, если…», «За кого вы бы проголосовали?», «К какому направлению народничества вы бы примкнули?». Зарубежные методисты предлагают использовать в практике следующие задания: «Что Вы будете чувствовать, борясь с мятежниками в восстании крестьян, если вы 15-летний король Ричард III? Вы бы согласились на их требования?» [7, с.110]. При выполнении данного задания ученикам необходимо не только показать знания исторического материала, но и путем анализа имеющихся знаний представить свою точку зрения по проблеме.

5. Ожившая картина – придумать монологи или диалоги персонажей исторических картин. При выполнении задания этого типа ученики должны точно представлять, что им необходимо продемонстрировать исторические знания, поэтому данное задание может быть выполнено не только на основе учебника, но и с привлечением дополнительной литературы.

6.Сочинение от первого лица – рассказ о событиях прошлого от лица очевидца или участника с использованием различных жанров: письма, воспоминаний, дневниковой записи.

Оценить данное задание можно по следующим критериям:

Умение встать на определенную позицию человека прошлого, понять, чем она обусловлена, и исторически воссоздать ход его мыслей, передать его переживания и настроение;

Умение почувствовать и выразить эмоциональную атмосферу исторической ситуации;

Эстетичность, выразительность и оригинальность оформления.

Прием драматизации – это еще один из путей формирования исторической эмпатии. Данный прием не является новым, так как был введен еще в дореволюционной школе. Тогда драматизацией называли минипостановки учеников на уроках истории. Учитель подбирал небольшие пьесы на исторические темы или давал учащимся материал, который они приспосабливали для «представления». А.А. Гартвиг выдвигал на роли наиболее деятельных и авторитетных учащихся и по очереди поручал им постановку [6, с.63].

В свете современной педагогической парадигмы формы драматизации интересны тем, что они создают широкое поле различных видов работ, определяют условия широкого самовыражения абсолютного большинства школьников согласно их склонностям и интересам. Формы драматизации — импровизация, драматические игры, инсценировки, театр, суды, «живая» газета, коллективные доклады, лекции, праздники, отчеты и т.д. — строятся на учебной деятельности, организуются на принципах добровольности, свободы выбора, активной позиции школьников, новых партнерских отношениях во взаимодействии «учитель - ученик», более полного удовлетворения интересов и духовных потребностей личности [1, с.57-58].

Главная задача драматизации состоит в том, что дети «оживляют» картины прошлого, обсуждают эти сцены всем классом, распознают время и место исторических событий, их участников по действиям героев представления. Драматизация не только делает «живой» историю, но и заставляет детей взглянуть критически на некоторые события. Опыт проведения уроков с элементами драматизации показывает, что ученики с большим удовольствием готовятся к представлению, для создания образа используют не только материал учебника, но и привлекают дополнительную литературу.

Итак, учитель может периодически использовать задания, относящиеся к тому или иному приему, способствуя тем самым формированию исторической эмпатии. При этом приемы и задания очень разнообразны, поэтому их можно применять в классах с различной степенью подготовки учеников.

Таким образом, историческая эмпатия дает возможность детям взглянуть на историю, не как на предмет в школьном курсе, а как на прошлое, в котором жили люди со своими желаниями, трудностями, мыслями. «Проникая» в это прошлое, они могут почувствовать, что история «оживает», а интерес узнать еще больше растет.

Немаловажное значение в системе средств наглядности принадлежит портрету. Он конкретизирует образ исторического деятеля, приближает его к осознанию школьника. В нем выражена принадлежность лица к классу, социальной группе и даже профессии. К нему учитель обращается в связи с историко-биографическим материалом и характеристикой исторического деятеля. Ценность портрета в том, что, как правило, он историчен. Он представляет собой произведение искусства изучаемой эпохи. В плане методики работы с историческим портретом различают:

Портретные изображения, включенные в сюжетные или бытовые композиции, характерные для жизни и деятельности данного лица

Групповой портрет, который помогает дать характеристику классовой принадлежности, характеристику эпохи

Героический - при итоговой характеристике исторического деятеля и оценке его исторической роли

Интимный (реалистический) - "характеристика кистью"

Давая характеристику портрету, учитель:

Анализирует внутренний облик исторического деятеля, выраженный в чертах лица, позе, жестах

Остановится на бытовых деталях: одежде, прическе, окружающей обстановке - эти детали помогают наиболее ярко выяснить социальное поведение и облик государственного деятеля

Опыт подсказывает целесообразность включения в характеристику портрета высказывания о данном деятеле, или, что лучше, высказывание самого деятеля, которое послужит (само)характеристикой

Полезно включить в характеристику исторический документ, включающий описание исторического облика данного деятеля

В некоторых случаях, анализируя портрет, учитель использует материал о государственной, общественной или научной деятельности изображенного лица

Основная форма вовлечения учащихся в работу по портрету - беседа. Ее следует практиковать с 5-6 классов, начиная с постановки простых вопросов, элементарных познавательных задач, которые помогут определить одежду, вкусы, эпоху, в которую жил герой, изображенный на портрете. Детей всегда интересует внешний облик изображенного на портрете, поэтому вопросы должны быть хорошо продуманы. В старших классах может использоваться задание типа "дать характеристику деятеля/эпохи/портрета как произведения искусства" как задание творческого типа.

Важное средство изобразительной наглядности - карикатура. Она служит объяснению и популяризации политических идей, подавая их в заостренной, сюжетной форме. С помощью карикатуры глубже, яснее, ярче закрепляются в памяти учащихся и сам исторический факт, и его оценка. Для карикатуры характерна остро выраженная идея, поэтому она легко воспринимается.

Виды карикатур:

Старинные

Современные

Карикатура-иллюстрация (дополнение к рассказу)

Карикатура-характеристика (портрет)

Карикатура должна отвечать следующим требованиям:

Объективно и правильно вскрывать суть общественных явлений, давать им правильную оценку

Быть доступной для учащихся

Быть художественно выразительна, наглядна, легко запоминаема и прочно запечатлеваема

Идея должна быть выражена в самом рисунке

Неправильно было бы считать, что кариактуры достаточно просто показать. В курсе истории необходим разбор карикатур-портретов и карикатур-иллюстраций. Карикатура-иллюстрация используется лишь для иллюстрации слов учителя. Карикатура-характеристика требует раскрытия учителем. Для раскрытия исторического деятеля нужна карикатура-портрет.

Методы:

Разоблачающая характеристика

Оценка, данная современниками

Раскрытие политического смысла карикатуры

Неплохо сочетать раскрытие карикатуры с цитированием высказываний этого лица. Необходимо раскрыть и политический смысл карикатуры. Карикатура как картина и портрет может быть использована в любой момент урока; по ней целесообразно давать задания учащимся и для самостоятельной работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 1684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.65.61 (0.061 с.)