Методика обучения истории как педагогическая наука: предмет, задачи, методы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения истории как педагогическая наука: предмет, задачи, методы.



Содержание учебно-методических комплексов по истории, их применение в школе.

Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины - стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины. УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины.

Начиная с 1970-х гг. в нашей стране стали создаваться учебно-методические комплексы - открытые системы учебных пособий, обеспечивающих комплексный уровень обучения в условиях общеобразовательной школы. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам содержат до двух десятков элементов: учебников, задачников, книг для чтения, хрестоматий, рабочих тетрадей, методических пособий для учителя, видеокассет и т.п.

Студеникин под учебным комплексом понимает учебно-методическую литературу, наглядные и иные средства обучения по каждому курсу истории. К ним он относит:

- учебные пособия (хрестоматии, пособия, книги для чтения);

- методическую литературу (методические пособия, книги, статьи, рекомендации, сборники заданий и задач);

- научную, научно-популярную и художественную литературу (монографии, книги для чтения, хрестоматии, художественные произведения);

- наглядные средства обучения (печатные, объемные, экранные и экранно-звуковые) Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.:2000. - С. 38-39.

Из этой классификации видно, что автор вносит в состав УМК достаточно широкий спектр источников образовательного процесса, включая и художественные произведения, что является спорным вопросом на сегодняшний день.

Методические пособия могут быть как подробные поурочные, так и тематические, где даются разработки отдельных тем курса. В поурочных пособиях обычно предлагаются рекомендации проведения вариантов уроков с учетом разного уровня развития учащихся Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.:2000. - С. 40. Но в определенной мере эти пособия сковывают инициативу и самодеятельность учителя. При условии введения единого учебника истории в образовательный процесс, такие пособия в итоге будут диктовать узкие «правила» для учителя. В связи с этим наиболее результативными могут быть общие рекомендации по изучению разделов и тем.

На основании приведенных источников, можно подвести итог, что существует две точки зрения на структуру УМК:

а) основу комплекса составляет учебник с дополняющими его пособиями;

б) комплекс состоит из равноправных компонентов, которые лишь в сумме равны учебнику. Вопрос о составе УМК остается до конца не решенным. Его обязательными компонентами при этом считают учебник, методические пособия для учителя и школьника, аудиовизуальное приложение.

УМК предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы как в предметной области, так и в системе дистанционного образования или в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий. УМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля и т.п.

Разработка и использование УМК в учебном процессе нацелены на решение следующих основных задач:

- четкое определение места и роли исторического знания в образовательной программе;

- фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;

- отражение в содержании образования современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики;

- последовательная реализация внутри и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами образовательной программы;

- рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;

- распределение учебного материала между занятиями на уроке и самостоятельной работой школьников;

- определение круга источников, учебной, методической и научной литературы, необходимых для освоения дисциплины, и формирование библиографического списка;

- разработка оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний школьников Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМК). Требование к составу и содержанию учебно-методического комплекса, рекомендации по его разработке, правила оформления и издания. - Федеральное Агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, РГГУ. - М., 2007г.. Решение этих задач реализуется с помощью тех компонентов, которые входят в УМК.

Основным источником знаний и средством обучения является школьный учебник. Требуется, чтобы в нем раскрывались основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. В дидактике утвердилось такое определение школьного учебника: это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.:2000. - 240с..

Методические пособия могут быть как подробные поурочные, так и тематические, где даются разработки отдельных тем курса. В поурочных пособиях обычно предлагаются рекомендации проведения вариантов уроков с учетом разного уровня развития учащихся. Например, на уроке по одной и той же теме может быть картинный рассказ или эвристическая беседа; рассказ учителя с элементами драматизации и персонификации или самостоятельная работа учащихся. Как правило, в пособиях дается система работы над умениями различного вида, над понятиями и т. д. Авторы включают в пособия проблемно-познавательные задачи, рекомендации по созданию проблемных ситуаций, дают задания исследовательского характера.

В отношении поурочных пособий существуют различные точки зрения. Одни полагают, что они изжили себя, поскольку сковывают инициативу и самодеятельность учителя. К тому же имеется несколько учебников по одному курсу. В связи с этим считалось полезным давать общие рекомендации по изучению разделов и тем курса. Другие же считают, что поурочные пособия не могут быть помехой для творческого учителя, поскольку их рекомендации не носят директивного характера. Покурсовые пособия необходимы учителям для сокращения времени подготовки к урокам, что особенно важно при высокой недельной нагрузке. Кроме того, такие пособия крайне важны для начинающих учителей.

Постепенно жанр методических пособий для учителей вытесняется отрядом рабочих тетрадей и практикумов, которые являются не только приложением к учебнику, но и стремятся выйти за его рамки, дополнить и углубить его содержание, стимулировать интерес к предмету (много игровых заданий для малышей). Так группа рабочих тетрадей авторского коллектива Ю. Троицкого полностью заменяют учебник, являясь основой одного из вариантов изучения истории в средней школе.

С конца 80-х годов все большее распространение получают рабочие тетради. Многие авторы учебников, разрабатывая рабочие тетради, включаются в продолжение творческого поиска. Фактически формируется новый жанр, который развивается по различным направлениям. Первое направление - это рабочие тетради, созданные для конкретного учебника. Разделы пособия соответствуют главам учебника, способствуют первичной систематизации и обобщению нового материала, текущей проверке знания учащимися дат, событий, понятий. Рабочие тетради зачастую являются приложением к учебнику. В них много заданий на освоение, повторение и закрепление новых фактологических и теоретических знаний, на преобразование развернутой текстовой информации учебника в таблицы, схемы, диаграммы. Эти тетради оказывают существенную помощь в организации индивидуально дифференцированной и контролируемой деятельности учащихся на всех этапах урока и домашних занятий. Они дают возможность разнообразить приемы учебной работы с текстом, сокращают время на оформление письменных ответов, способствуют накоплению оценок в классных журналах.

Второе направление - это рабочие тетради, созданные по определенному курсу истории или историческому периоду (например, Кириллов В. От СССР к России. М., 1996 и т.д.), используются в качестве самостоятельных учебно-методических пособий для учителей и учащихся. Структура таких тетрадей носит универсальный характер, охватывает главные проблемы данного исторического периода. Каждый раздел открывается опорной схемой-конспектом, где с помощью таблиц, логических схем и других иллюстративно-графических форм дается квинтэссенция исторических событий и проблем периода.

Третье направление - это рабочие тетради, альтернативные учебникам истории (например, Троицкий Ю. «Имя и родословная», «Киевская Русь», «Московское царство», «Россия в Новое время», «Первобытность. Древний Восток-1», «Древний Восток-2» и др.) Никулина Н. Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. Пособие. - Калининград, 2000. С. 35. Эти тетради выполнены в русле авторской технологии исторического образования и полностью заменяют учебник, являясь основой одного из вариантов изучения истории в средней школе. Ю.Л. Троицкий выступает против воспроизведение прочитанного или сказанного учителем. «Самым большим достижением учебниковой образовательной парадигмы можно считать проблемное обучение. Но что такое проблемное обучение, как не игра в открытие давно открытого? Познавательная деятельность неизменно ограничивалась рамками известного учителю и неизвестного ученикам» Троицкий Ю.Л. Методические рекомендации к серии рабочих тетрадей по истории // Методика к рабочим тетрадям для средней школы. М., 1996, - подчеркивает автор. Главный принцип новой технологии - работа с подлинными текстами изучаемой эпохи, где под текстом понимаются не только письменные свидетельства прошлого о прошлом, но и остатки жилищ, предметы быта, наскальная живопись и т.д. В рабочих тетрадях есть все, за исключением прямого текста составителей пособий. Компонентами такого метода образования становится ДМК (документально-методический комплекс).

Составной частью УМК по истории с середины 80-х годов стали сборники познавательных заданий. Они предлагались для организации самостоятельной работы учащихся под руководством и контролем учителя.

Сборники познавательных заданий по истории, изданные в 90-е годы, ставят цель - пробудить в ребятах желание задуматься над смыслом и назначением истории, приобщить их к труду ученых, осмыслить личностное отношение к историческому факту и явлению. Задачники являются самостоятельными учебными пособиями - за счет проблематики заданий, разнообразия и содержательности источников. Они используются как в классе, так и дома для решения разноуровневых заданий. Вопросы к текстам не ограничиваются постановкой одной - двух проблем - это целые комплексы вопросов, которые нацеливают ученика на всесторонний и исчерпывающий анализ информации, ее критический разбор и собственное осмысление. Возможность использования новых сборников заданий гораздо шире прежних. «Их материалы могут подсказать оригинальную формулировку темы, стать эпиграфом урока, - пишет Е.Е. Вяземский, - организовать проблемную ситуацию, развернуть дискуссию, украсить домашнее задание, послужить готовым раздаточным материалом для работы в группах, стать практической основой итогового собеседования, зачета, экзамена, помочь в составлении вопросов для конкурсов, викторин, турниров знатоков истории» Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории: учебник для ВУЗов. - М.: Владос, 2003. - С. 274..

Компьютерные программы по истории - это новое направление учебно-методического комплекса, имеющее большой потенциал для развития. В настоящий момент они уже стали традиционными в обучении истории. Компьютерные программы, которые обычно применяются в преподавании истории, как правило, делят на три основные группы: экзаменующие, обучающие, вспомогательные.

В УМК могут входить не только традиционные (учебник, хрестоматия, сборник заданий, исторический атлас), но и новые книжные жанры (учебникхрестоматия, учебниксловарь, рабочая тетрадь), а также такие, как электронный учебник, базы данных, электронные гипертексты, дистанционные учебники и пособия.

Таким образом, можно прийти к выводу, что в настоящее время состав учебно-методического комплекса по истории достаточно объемен. Это объясняется не только спецификой учебной дисциплины, но и теми задачами, которые ставит перед школой Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Эффективными на практике оказываются именно те УМК, которые отвечают требованиям этого стандарта. В связи с этим актуальным остается вопрос о различных подходах и методиках в историческом образовании, так как из них вытекает содержание компонентов УМК по истории, их разработанность и эффективность.

 

 

Современные технические средства обучения (ТСО) и правила их использования на уроке. Требования к использованию презентации на уроке.

Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. В них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля. (Пидкасистый И.П., 2014).

Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебном процессе для предъявления и обработки информации.

По функциональному назначению ТСО подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют технические средства, совмещающие функции различного назначения – комбинированные [11].

Технические средства передачи информации, диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры (аудиосистемы), проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т. п. Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.

Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. С этой целью используются как старые модификации устройств типа «АМК-2», так и новейшие компьютерные технологии. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ и методом ввода ответа учащихся. По степени сложности ТСО контроля знаний варьируются от простых карт, кассет и билетов автоматизированного контроля до специальных компьютерных программ. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы (Коджаспирова Г.М., 2001).

Технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные. Линейные программы не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. Разветвленные программы дают возможность продвигаться по ним только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. Комбинированные программы, как ясно из их названия, сочетают оба варианта.

Функции ТСО очень разнообразны и их большое количество. Выделим основные четыре:

а). Коммуникативная – функция передачи информации. Она даёт возможность воспринимать анализаторами учебный материал.

б). Научно-исследовательская – функция, которая даёт возможность получаемую информацию использовать с исследовательской целью, а также с целью поиска вариантов использования учебного материала для различных форм познавательной деятельности, а также моделирование содержания и форм подачи информации.

в). Управленческая – функция, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и саму организацию их выполнения, а также получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.

г). Кумулятивная - функция объединения, систематизации, хранения документализированной учебной и учебно-методической информации в технических комплексах и устройствах. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, через накопление, сохранение им передачу информации с помощью современных информационных технологий.

Применение технических средств обучения не противоречит традиционной методике преподавания. Опыт высшей и средней школы подтверждает высшую эффективность сочетания словесно-логического и наглядного способов передачи учебной информации, подкрепления словесных объяснений преподавателя соответствующими наглядными образами.

Целесообразность применения технических средств (кино и диапроектора, радио и телевидения, средств звуковой записи и воспроизведения) обусловлена тем, что они в значительной мере способствуют повышению эффективности процесса обучения. Умелое использование ТСО дает возможность вовлечь в активную работу те чувства, которые играют определяющую роль в овладении учебным предметом. С помощью ТСО активизируется учебно-познавательная деятельность, улучшается качество учебной информации (Коджаспирова Г.М., 2001).

Несмотря на широкую область применения и разнообразные функции, которые выполняют ТСО, они не могут заменить преподавателя. Он всегда будет центральной фигурой этого сложного процесса. ТСО не подменяют, а расширяют его возможности. Они – одно из средств обучения, педагогический инструмент в руках преподавателя, которым он должен уметь пользоваться, опираясь на исходные положения, лежащие в основе их применения.

Применение ТСО должно быть методически обосновано. При использовании ТСО преподаватель должен принимать во внимание целый ряд факторов, в том числе возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки, специфику предмета (излагаемого вопроса), закономерности учебного процесса. Важный критерий мотивированности использования ТСО – их влияние на усвоение материала в конкретных условиях.

Использование ТСО – органическая составная часть урока. ТСО должны органически вписываться в систему построения занятия. Поэтому необходимо учесть их влияние на структуру занятия, методику изложения учебного материала и т. д. Следует четко определить их место на занятии, продумать возможность органического включения в деятельность и преподавателя, и обучаемых (Пидкасистый И.П., 2014).

Для правильного использования ТСО важно установить взаимосвязь их с другими средствами обучения, используемыми на занятии. Эффективность учебного процесса во многом зависит от того, насколько удачной будет взаимосвязь всех применяемых средств.

Найти возможность осуществить логический переход от одного средства обучения к другому, ввести в занятие именно те средства, которые вместе с ТСО могут дать наибольший эффект, определить оптимальный вариант сочетания различных средств – одно из важнейших положений применения ТСО, требующих опыта и мастерства.

Один из источников учебной информации – экранные пособия. Учебный материал, содержащийся в них, должен подвергаться активной переработке учащимися после просмотра. Способы переработки материала могут быть разнообразными, должны находиться в соответствии с содержанием, формой преподнесения материала, ближайшей дидактической целью (Коджаспирова Г.М., 2001).

Эпизодическое использование ТСО, как правило, не дает нужного результата. Поэтому должна быть разработана система их применения. Эта система имеет два аспекта: организационно-педагогический и методический.

Организационно-педагогический предполагает проведение анализа всех тем по определенному предмету и распределение ТСО по темам, т. е. создание системы включения ТСО как составного элемента при изучении материала.

Методический заключается в разработке и создании определенной методической системы применения ТСО, которая может быть индивидуальной, но обязательно должна базироваться на общих принципах применения ТСО на занятии.

Информационная функция технических средств может реализоваться двумя способами:

а) материал ТСО служит наглядной иллюстрацией к изложению материала преподавателем, учебнику и т. д.;

б) ТСО выполняют роль самостоятельного источника учебной информации. Поэтому различны методы применения ТСО в учебном процессе.

При наглядно-иллюстративном методе применения ТСО главными являются рассказ преподавателя, беседа, работа с учебником и т. д. При этом материал экранных пособий будет играть вспомогательную роль, выполняя роль наглядной иллюстрации. Разъяснения преподавателя непосредственно по этому материалу и степень познавательной самостоятельности обучаемых незначительны.

При познавательно-активном методе использования ТСО главную роль в передаче какой-то части знаний играют аудиовизуальные пособия и работа обучаемых по усвоению материала. Они в таких случаях будут основным источником учебной информации, подлежащей усвоению.

В обоих случаях преподавателем должна быть организована познавательная деятельность обучаемых по усвоению материала. Но во втором случае познавательная самостоятельность обучаемых должна быть более высокой, так как ТСО выступают в роли основного источника учебной информации. Следует отметить, что здесь подчеркнута доминирующая, определяющая деятельность: в первом методе – обучающая деятельность преподавателя, во втором методе – познавательная деятельность обучаемых.

Фрагментарное использование видеофильмов, органически включаясь в рассказ преподавателя, является методическим приемом, который может быть использован как при наглядно-иллюстративном, так и при познавательно-активном методе.

Подобным образом может быть использован и прием комментирования учебного видеофильма обучаемым во время его демонстрации. Комментирование кинофильма обучаемыми можно применять как способ проверки понимания и усвоения материала, как средство развития речи, как способ обучения приемам работы с учебным видеофильмом и т. д. Многообразие приемов позволяет сделать использование ТСО на учебных занятиях разноплановым, интересным и более эффективным (Кудрявцева Т. Ю., 2008).

В учебной работе применение ТСО связано со следующими методическими приемами:

демонстрацией речевого образца в виде диалога, аналогичного высказывания, отдельных реплик, целостного коммуникативного сюжета;

устно-речевым взаимодействием в системе «диктор – обучаемый»;

аудиовизуальной иллюстрацией с целью развития образно-стилистического мышления обучающихся;

созданием тематической и другой наглядности для обучаемых и т.д.

Основные требования к применению технических средств, используемых в процессе обучения:

1. Прежде чем показывать фрагмент фильма, диапозитивы, схемы и т.п. в аудитории, преподаватель должен предварительно просмотреть их сам, чтобы найти им место в материале занятия и продумать комментарии к ним.

2. Наглядные изображения должны органически сочетаться с логическими объяснениями преподавателя.

3. Нельзя допускать, чтобы кадры шли вразрез с логикой и последовательностью устного изложения вопроса.

4. Прокомментированный кадр не должен долго оставаться на экране, чтобы не отвлекать внимание аудитории, если преподаватель уже перешел к другому вопросу, не связанному с изображением данного кадра.

5. Не рекомендуется продолжать объяснения в то время, когда учащиеся должны списать что-либо с экрана. Целесообразно медленно прочитать текст и повторить его другими словами, пока не будет сделана запись.

6. Наиболее эффективной является демонстрация кадров по ходу изложения вопросов занятия. В этом случае соблюдается основное методическое требование к применению технических средств – непосредственного сочетания зрительного и логического ряда, который обеспечивает наибольший эффект при обучении.

7. Важно, чтобы преподаватель тщательно продумывал приемы применения средств наглядности, а не слепо их копировал.

Основными средствами визуализации в высших и средних учебных заведениях стали мультимедийные проекторы и доски прямой проекции.

Для досок прямой проекции проектор устанавливается непосредственно перед панелью, или подвешивается под потолком. Такой вид досок самый простой и дешевый что немаловажно, однако он имеет существенный минус – при ее использовании приходиться стоять боком к доске, чтобы не загораживать проецируемое изображение, что не всегда удобно (Кудрявцева Т. Ю.,2008).

В целом, доски используются в следующих целях:

делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;

демонстрация работы одного учащегося всем остальным учащимся;

демонстрация картин, видеороликов, фильмов;

создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;

создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.

использование групповых форм работы;

совместная работа над документами, таблицами или изображениями;

управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)

использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;

изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;

изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;

сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые преподаватель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках;

сохраненные во время урока записи учитель может передать любому учащемуся, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи [11].

Эффективность использования технических средств обучения зависит от:

длительности их использования на уроке (частое использование технических средств обучения ведет к снижению интереса учащихся к учебному материалу, редкое использование создает эффект чрезвычайного события, отвлекает внимание учащихся от процесса обучения);

сочетания технических средств обучения с традиционными средствами обучения (учебником, таблицами, доской, экскурсией);

применения различных видов технических средств обучения в течение всего урока (рекомендуется применять разные виды технических средств обучения, чередуя их с объяснениями учителя).

Таким образом, при использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.

Требования к содержанию мультимедийной презентации:

– соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;

– соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);

– отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;

– лаконичность текста на слайде;

– завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);

– объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;

– сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;

– расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);

– наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;

– информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.

Требования к визуальному и звуковому ряду:

– использование только оптимизированных изображений;

– соответствие изображений содержанию;

– соответствие изображений возрастным особенностям учащихся;

– качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);

– качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);

– обоснованность и рациональность использования графических объектов.

Требования к тексту:

– читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);

– кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 24 пунктов;

– отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам меж­ду буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;

– использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;

– длина строки не более 36 знаков;

– расстояние между строками внутри абзаца 1,5, а между абзацев – 2 интервала;

– подчеркивание используется лишь в гиперссылках.

Требования к дизайну:

– использование единого стиля оформления;

– соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;

– использование для фона слайда психологически комфортного тона;

– фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

– использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);

– соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);

– целесообразность использования анимационных эффектов.

Требования к качеству навигации:

– работоспособность элементов навигации;

– качество интерфейса;

– целесообразность и рациональность использования навигации.

Требования к эффективности использования презентации:

– обеспечение всех уровней компьютерной поддержки: индивидуальной, групповой, фронтальной работы обучающихся;

– педагогическая целесообразность использования презентации;

– учет требований СанПиНов к использованию технических средств;

– адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов;

– творческий, оригинальный подход к созданию презентации.

Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой (оптимально это 10-15 слайдов).

Качество методического сопровождения: указание данных автора, подробные методические рекомендации для учителей, либо детально описанный сценарий урока.

На титульном слайде указываются данные автора (ФИО и название ОУ), название материала, дата разработки. Возможен вариант использования колонтитулов. Иное размещение данных автора допустимо в случае, если оно мешает восприятию материала на титуле.

На последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты. На завершающем слайде можно еще раз указать информацию об авторе презентации (слайд № 1) с фотографией и контактной информацией об авторе (почта, телефон).

 

24. Применение исторических источников в обучении истории, их классификация. Роль исторических источников в историческом образовании, воспитании и развитии учащихся.

Посредством документов осуществляется реализация принципа наглядности в обучении истории, когда ученики знакомятся с внешним видом документов. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными.

Значимость документа также в том, что он содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, ощущению духа эпохи.

При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учеников вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего. На уроках ученики узнают о значимости документов для исторической науки, видят в них след деятельности когдато живших людей.

Классификация документов, применяемых в обучении истории, значительно проще той, что принята в исторической науке. Она основана на характере документальных текстов, когда все они подразделяются на две основные группы — документы повествовательно-описательного и актового характера, имевшие в свое время практическое значение. Эти до кументы хорошо взаимодополняют друг друга. Третью дополнительную группу составляют памятники художественного слова.

Актовые документы — это юридические, хозяйственные, политические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи). Повествовательно-описательные документы — летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий. К памятникам художественного слова истории древнего мира и средних веков относятся произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения).

На уроке осуществляется работа с письменными источниками как учителем в процессе объяснения нового, так и учащимися на разных этапах урока. Учитель дает краткий анализ содержания и структуры произведения, указывает на основные идеи, значение документа для оценки исторических явлений, останавливается на исторической обстановке, времени, обстоятельствах появления документа. К документу целесообразна предварительная постановка вопросов, разъяснение незнакомых терминов и понятий.

Учитель включает документ в свой рассказ, если он передает сущность событий, хочет усилить эмоциональность в изложении материала, если нужна конкретизация изучаемых явлений и процессов, для убедительности характеристики исторического деятеля. Отрывок, включаемый в объяснение, должен быть небольшим, простым и понятным, легко восприниматься на

слух.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.138 с.)