Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опека и попечительство – направление государственной политики по защите прав детей, оставшихся без родительского попечения
Российская Федерация, согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, является социальным государством[1]. Политика данного государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статья 38 Конституции Российской Федерации гласит: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства»[1]. Таким образом, для реализации данной статьи, государством проводится семейная политика. Государственная семейная политика имеет большое количество направлений. Одним из направлений государственной семейной политики является обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства. Категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особо нуждается в защите своих прав и интересов. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к числу наиболее сложных, требующих постоянного повышенного внимания со стороны государства[9].Таким образом, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена возможность установления опеки или попечительства. Отношения, регламентирующие установление опеки и (или) попечительства регламентируются Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48 – ФЗ. Данный Федеральный закон дает определение понятиям «опека» и «попечительство». Опека - форма устройства малолетних граждан и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия[2]. Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий[2]. Опека и попечительство имеет разносторонний правовой характер. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» - не единственный нормативно-правовой акт, который регулирует вопросы, связанные с опекой и попечительством. Положения, которые регламентируют данные отношения, закреплены в Семейном и Гражданском Кодексе Российской Федерации, а также в других нормативно-правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Главная цель установления опеки и попечительства - защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан[3]! Так же опека и попечительство устанавливаются над несовершеннолетними в целях воспитания и образования. Гражданин, в отношении которого установлена опека или попечительство, именуется подопечным. Гражданин, который осуществляет функции по воспитанию и представлению интересов подопечного, именуется опекуном или попечителем[2]. Согласно законодательству разновидностями опеки (попечительства) являются приемная семья и патронатная семья[7]. Приемная семья является разновидностью опеки (попечительства), которая осуществляется по договору о приемной семье, заключенного между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Также ребенку могут назначить нескольких опекунов (попечителей) только в случае, если данные опекуны являются супругами. Патронатная семья является еще одной разновидностью опеки (попечительства), которая осуществляется по договору о патронатной семье, патронатном воспитании. Данные договоры могут заключать лишь в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ: Московская область, Рязанская область, Республика Адыгея, Краснодарский край[7]. Стоит отметить главную особенность приемной семьи и патронатной семьи. Данные виды опеки (попечительства) являются возмездной. Лица, которые осуществляют опеку (попечительство) по данным договорам, получают денежное вознаграждение за выполнение своих обязанностей. Различия между этими видами опеки (попечительства) в основном сводятся к объему и характеру государственной поддержки семьи опекуна (попечителя) [7]. Наименее желаемой формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является помещение в организацию детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 35 ГК РФ и ст. 155.2 СК РФ организация, в которую помещен ребенок, является опекуном (попечителем). Можно сказать, что опекуном (попечителем) в данном случае выступает юридическое лицо, в отличие от других перечисленных форм, когда опекуном (попечителем) является физическое лицо.
В Российской Федерации государственная политика по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами[2]: 1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей; 2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству; 3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных. Для осуществления деятельности по опеке и попечительству государством формируются органы опеки и попечительства. Эффективная работа органов опеки и попечительства напрямую зависит от выполнения ими задач, которые закреплены в Федеральном законе. Основные задачи органов опеки и попечительства[2]: - социальная защита лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, а также лиц, находящихся под опекой или попечительством государственных учреждений или физических лиц; - выполнение надзорных функций в отношении учреждений и организаций, а также в отношении физических лиц, которые являются опекунами (попечителями); - выполнение надзорных функций в отношении физических или юридических лиц, взявших на себя обязанность управления имуществом подопечных граждан. Таким образом, защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей – важное направление социальной политики государства. Законодательством предусмотрено установление опеки или попечительства над ребенком, который остался без родительского попечения. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» регламентирует отношения, установленные между подопечным и опекуном или попечителем. Так же в Семейном и Гражданском Кодексе и в других нормативных правовых актах Российской Федерации, субъектах Российской Федерации прописаны положения, регулирующие данные формы семейного устройства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.007 с.) |