Кафедра государственного и муниципального управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра государственного и муниципального управления



Имени А. С. Пушкина»

Факультет экономики

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование»

на тему: «ОРИЕНТИРЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

 

направление 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

профиль «Управление территориальным развитием»

 

Выполнил(а): студент 3 курса

Козлова Ангелина Александровна

 

Руководитель: к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления

Фролова Наталья Николаевна.

 

 

Зачтено с оценкой____________

 

 

Санкт-Петербург, 2021


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.. 6

1.1. Опека и попечительство – направление государственной политики по защите прав детей, оставшихся без родительского попечения. 6

1.2. Органы государственной и муниципальной власти, реализующие политику по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 10

Глава 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.. 14

2.1 Реформирование системы органов опеки и попечительства. Федеральный уровень 14

2.2. Реформирование государственной политики. Региональный уровень. Опыт Республики Башкортостан. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 26

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Статья 38 Конституции Российской Федерации гласит: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Для реализации данной статьи государством проводится семейная политика. Одним из направлений государственной семейной политики является обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству предусмотрена возможность установления опеки или попечительства.

Согласно ст. 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Законодательством предусмотрено передача государственных полномочий по установлению опеки и попечительства органам местного самоуправления.

В России отсутствует единая структура формирования органов опеки и попечительства. В настоящий момент полномочия в области опеки и попечительства закреплены за многочисленными министерствами и ведомствами. В настоящий момент органы опеки и попечительства в Российской Федерации – это органы местного самоуправления с переданными государственными полномочиями. Ряд ученых критикуют данную практику формирования органов опеки и попечительства.

Проблему единой структуры формирования органов опеки и попечительства уже обсуждают государственные власти, т.к. данный факт сильно влияет на эффективность работы сотрудников органа опеки и попечительства. Многочисленные жалобы в аппарат Уполномоченного по правам ребенка и Генеральную прокуратуру говорят об этом.

Возникла потребность в реформе системы органов опеки и попечительства на федеральном и региональном уровне. В данной курсовой работе рассмотрены предложения реформирования системы органов опеки и попечительства, а также опыт в организации опеки и попечительства на региональном уровне.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, оглавление, 2 главы, 4 подглавы, заключение, список литературы, приложение.

Целью курсовой работы является изучение и оценка предложений реформирования органов опеки и попечительства, оценка регионального опыта формирования структуры органов опеки и попечительства.

Основными задачи курсовой работы являются:

- определение правовых основ опеки и попечительства – одного из направления государственной семейной политики;

- рассмотрение действующей структуры формирования государственных и региональных органов, реализующие полномочия в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- обозначить проблемы в действующей структуре на федеральном и региональном уровне;

- рассмотрение предложения реформирования государственного органа, реализующего полномочия в области опеки и попечительства на федеральном уровне;

- рассмотрение опыта Республики Башкортостан в формировании «Министерства семьи».

Объектом исследования является опека и попечительство, органы опеки и попечительства.

Предметом исследования является реформирование системы органов власти, реализующих политику по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Основными источниками курсовой работы являются нормативно-правовые акты Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Семейный и Гражданский Кодексы, Постановления Правительства РФ и др.), нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Так же источниками курсовой работы являются учебные пособия следующих авторов: Мартынова Е.В., Карпикова И.С., Нечаева А.М.. В качестве дополнительных источников выступают научные статьи, нормативно-правовые акты государственных органов власти, официальные сайты различных государственных, региональных органов власти и ведомств.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Защита прав и интересов является главной задачи опеки и попечительства – одного из направлений государственной семейной политики. Положения, регулирующие отношения, возникающие между подопечными и законными представителями, закреплены в Семейном Кодексе, Гражданском Кодексе, Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» и других нормативно-правовых актах.

Для реализации данной задачи формируются органы опеки и попечительства. Полномочия по осуществлению опеки и попечительства выполняются на всех уровнях власти.

Интенсивный рост жалоб в Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Российский Федерации сформировал  у государственной власти потребность в реформировании системы органов опеки и попечительства. Проблема единой структуры формирования органов опеки и попечительства сильно влияет на эффективность работы сотрудников органа опеки и попечительства.

Валентина Матвиенко в ходе заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты детей и семей считает, что Министерство труда и социальной защиты идеально подходит в качестве ответственного органа власти, который мог бы взять на себя функцию управления всеми вопросами семейной политики. Таким образом, Министерство труда и социальной защиты переименовалось бы в Министерство труда, социальной защиты и семейной политики. Данное предложение действительно принять во внимание, так как данное министерство осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики в сфере социальной защиты семей, детей. Социальная политика и семейная политика очень тесно взаимосвязаны.

Реформирование требуется не только на федеральном, но и на региональном уровне. В каждом регионе функции органа опеки и попечительства исполняют разные исполнительные органы власти. Отсутствие единой системы региональных органов власти существенно снижает межрегиональное взаимодействие по этому вопросу, эффективность политики по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Председатель Федерального Собрания в своем выступлении также отметила положительные практики в формировании так называемых «Министерств семей» в ряде регионов.

Республика Башкортостан является одним из лидеров по организации работы по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Республика заинтересована в результатах проведения семейной политики. Полномочия в области опеки и попечительства переданы Министерству труда и социальной защиты с целью усовершенствования семейной политики.

Несмотря на многочисленные жалобы в региональную Прокуратуру и Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкирия, ежегодно 90% и более детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в семейных условиях. Данный показатель говорит об эффективности работы органов опеки и попечительства, которые нацелены на семейные приоритеты в воспитании ребенка. Данный региональный опыт следует принять во внимание федеральным властям и региональным. Стоит предпринять попытку формирования единой структуры региональных органов власти, которые бы взяли ответственность за осуществление политики по защите прав и интересов детей, то есть в каждом регионе, по сути, один тот же государственный орган. В настоящий момент мы видим лишь разобщенность в этом вопросе. В одном регионе функции опеки и попечительства выполняет государственный орган по образованию, в ином государственный орган по социальной политике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

2. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ (последняя редакция). Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

3. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 N51-ФЗ. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

4. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N223-ФЗ (ред. от 06.02.2020). Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

5. Указ Президента Российской Федерации от 29.05. 2017 г. №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954

6. Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N884 «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

7. Мартынова, Е. В. Опека и попечительство: учебное пособие: [16+] / Е. В. Мартынова; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Южный федеральный университет, 2019. – 95 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=598567 (дата обращения: 10.05.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9275-3287-2. – Текст: электронный.

8. Семейное право: учебник: [16+] / под ред. П. В. Крашенинникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Статут, 2019. – 319 с.: ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=563860 (дата обращения: 15.05.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-907139-04-6. – Текст: электронный.

9. Карпикова, И. С. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие: [12+] / И. С. Карпикова, А. Д. Массель; под ред. О. А. Волковой. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 279 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=576154 (дата обращения: 16.05.2021). – Библиогр.: с. 182-188. – ISBN 978-5-4499-1193-3. – DOI 10.23681/576154. – Текст: электронный.

10. Теплякова О.А. Правовой статус и функции органов опеки и попечительства: текст научной статьи по специальности «Право». – Журнал Lex Russica: ВАК 2016. – 13 с. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-i-funktsii-organov-opeki-i-popechitelstva (дата обращения 05.05.2021). – Текст: электронный

11. Официальный сайт банка документов. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:

12. Официальный сайт Усыновите.ру [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:

13. Сайт мин труда РБ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:

14. Официальный сайт Парламентской газеты  [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:https://www.pnp.ru/politics/kontrol-za-semeynoy-politikoy-predlozheno-vozlozhit-na-mintrud.html

15. Официальный сайт ГО г. УФА [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://ufacity.info/press/news/272995.html

16. Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения №103-рик по России в целом и субъектам за 2016 год [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:https://docs.edu.gov.ru/

17. Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения №103-рик по России в целом и субъектам за 2017 год [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:https://docs.edu.gov.ru/

18. Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения №103-рик по России в целом и субъектам за 2018 год [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:https://docs.edu.gov.ru/

19. Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения №103-рик по России в целом и субъектам за 2019 год[Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/ (Дата обращения:15.05.2021, 17.05.2021)

20. Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Республике Башкортостан в 2016 году, в 2017 году, в 2018 году, в 2019 году [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://uprrb.bashkortostan.ru/documents/doklady/ (Дата обращения:20.05.2021)

21. Министерство семьи, труда и социальной защиты Республики Башкортостан. Итоги деятельности в 2018 году https://mintrud.bashkortostan.ru/upload/uf/42f/sbornik_itogi_2018_i_zadachi_2019.pdf (Дата обращения: 13.05.2021)

22. Башинформ.рф. Информационное агентство [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:https://www.bashinform.ru/news/1308858-detskiy-ombudsmen-rossii-predlozhila-razrabotat-formulu-demograficheskogo-uspekha/ (Дата обращения: 27.05.2021)

23. Официальный портал Республики Башкортостан. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:https://www.bashkortostan.ru/presscenter/news/26993/ (Дата обращения:13.05.2021)

24. Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://deti.gov.ru/ (Дата обращения:14.05.2021)

25. Официальный сайт Прокуратуры Республики Башкирии. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_02 (Дата обращения: 15.05.2021)

26. Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://uprrb.bashkortostan.ru/ (Дата обращения:13.05.2021)

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 3. Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за 2017-2019 год

Наименование

Номер строки

 

Год (количество чел.)

2016 2017 2018 2019
Численность детей, оставшихся неустроенными к началу отчетного года 01 4 5 1 7
Численность детей, выявленных и учтенных за отчетный год 02 1389 1229 1092 1135
Всего детей выявлено и учтено на конец отчетного года 03 1393 1234 1093 1142
Под предварительную опеку (попечительство) 04 671 568 586 579
Из них (из стр.04):  находятся под предварительной опекой на конец отчетного года 05 202 168 178 144
По истечении установленного срока были помещены под надзор в организацию для детей-сирот 06 4 2 6 2
По истечении установленного срока переданы на безвозмездную форму опеки (попечительства) в семью предварительного опекуна 07 238 196 206 204
По истечении установленного срока переданы на возмездную форму опеки (попечительства) в семью предварительного опекуна 08 125 128 124 165
в том числе (из стр. 08)  в приемную семью 09 125 118 112 140
 в патронатную семью 10 0 0 0 0
Под опеку (попечительство) 11 829 723 585 601
 из них (из стр. 13):  переданные на безвозмездную форму опеки (попечительства) 12 514 419 340 301
 переданные на возмездную форму опеки (попечительства) 13 315 304 245 300
в том числе (из стр.13):  под опеку (попечительство) по договору о приемной семье 14 314 300 237 287
Численность детей, состоящих на учете в региональном банке данных на начало\ конец отчетного года 15 1661\1460 1460\ 1344 1344\1198 1198\1173
Численность детей, в отношении которых исполнение обязанностей опекуна (попечителя) возложено на органы опеки и попечительства 16 478 322 267 262
Численность детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 17 910 875 870 880
Численность детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях 18 12 435 11 933 11635 11 251
Численность детей, оставленных материями при рождении (из стр.03) 19 88 73 52 50
Из них (из стр. 19): Помещены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 20 12 15 11 12
Численность детей, переданных на безвозмездную опеку (попечительство) на конец года 21 648 469 497 502
Численность детей, переданных на возмездную опеку (попечительство) на конец года 22 648 605 498 503

Источник: собственная разработка на основе сводных отчетов по форме федерального статистического наблюдения №103-рик по субъектам Российской Федерации.

 

Имени А. С. Пушкина»

Факультет экономики

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование»

на тему: «ОРИЕНТИРЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

 

направление 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

профиль «Управление территориальным развитием»

 

Выполнил(а): студент 3 курса

Козлова Ангелина Александровна

 

Руководитель: к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления

Фролова Наталья Николаевна.

 

 

Зачтено с оценкой____________

 

 

Санкт-Петербург, 2021


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.. 6

1.1. Опека и попечительство – направление государственной политики по защите прав детей, оставшихся без родительского попечения. 6

1.2. Органы государственной и муниципальной власти, реализующие политику по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 10

Глава 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.. 14

2.1 Реформирование системы органов опеки и попечительства. Федеральный уровень 14

2.2. Реформирование государственной политики. Региональный уровень. Опыт Республики Башкортостан. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 26

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Статья 38 Конституции Российской Федерации гласит: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Для реализации данной статьи государством проводится семейная политика. Одним из направлений государственной семейной политики является обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству предусмотрена возможность установления опеки или попечительства.

Согласно ст. 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Законодательством предусмотрено передача государственных полномочий по установлению опеки и попечительства органам местного самоуправления.

В России отсутствует единая структура формирования органов опеки и попечительства. В настоящий момент полномочия в области опеки и попечительства закреплены за многочисленными министерствами и ведомствами. В настоящий момент органы опеки и попечительства в Российской Федерации – это органы местного самоуправления с переданными государственными полномочиями. Ряд ученых критикуют данную практику формирования органов опеки и попечительства.

Проблему единой структуры формирования органов опеки и попечительства уже обсуждают государственные власти, т.к. данный факт сильно влияет на эффективность работы сотрудников органа опеки и попечительства. Многочисленные жалобы в аппарат Уполномоченного по правам ребенка и Генеральную прокуратуру говорят об этом.

Возникла потребность в реформе системы органов опеки и попечительства на федеральном и региональном уровне. В данной курсовой работе рассмотрены предложения реформирования системы органов опеки и попечительства, а также опыт в организации опеки и попечительства на региональном уровне.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, оглавление, 2 главы, 4 подглавы, заключение, список литературы, приложение.

Целью курсовой работы является изучение и оценка предложений реформирования органов опеки и попечительства, оценка регионального опыта формирования структуры органов опеки и попечительства.

Основными задачи курсовой работы являются:

- определение правовых основ опеки и попечительства – одного из направления государственной семейной политики;

- рассмотрение действующей структуры формирования государственных и региональных органов, реализующие полномочия в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- обозначить проблемы в действующей структуре на федеральном и региональном уровне;

- рассмотрение предложения реформирования государственного органа, реализующего полномочия в области опеки и попечительства на федеральном уровне;

- рассмотрение опыта Республики Башкортостан в формировании «Министерства семьи».

Объектом исследования является опека и попечительство, органы опеки и попечительства.

Предметом исследования является реформирование системы органов власти, реализующих политику по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Основными источниками курсовой работы являются нормативно-правовые акты Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Семейный и Гражданский Кодексы, Постановления Правительства РФ и др.), нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Так же источниками курсовой работы являются учебные пособия следующих авторов: Мартынова Е.В., Карпикова И.С., Нечаева А.М.. В качестве дополнительных источников выступают научные статьи, нормативно-правовые акты государственных органов власти, официальные сайты различных государственных, региональных органов власти и ведомств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.051 с.)