Общая и моторная плотность занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая и моторная плотность занятия



Различают общую и моторную плотность занятий физической культурой.

Целесообразность использования времени проведения занятия определяется по общей плотности занятия, которая выражена временным показателем ко всей длительности занятия, данного в процентах.

В моторную же плотность занятия входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, то есть непосредственная физическая нагрузка.

Общая плотность характеризуется отношением педагогически оправданного времени занятия (восприятие детьми объяснений, указаний, показа воспитателя, проделывание упражнений, наблюдение и анализ, установка и уборка пособий и т.д.) к продолжительности всего занятия.

Педагогически оправданным считается время, используемое на объяснение, указания для обеспечения точности выполнения, на показ, выполнение физических упражнений.

На необходимые вспомогательные действия в процессе занятия отводится минимальное время (раздача пособий, перестроение детей, перестановка физкультурных снарядов). Воспитатель заранее обдумывает организацию этих действий и исключает возможность непроизводительной затраты времени. Случайные организационные неполадки (отсутствие необходи­мых пособий для выполнения упражнений, недостатки в костю­ме или обуви детей, появление посторонних лиц в зале) опреде­ляются как педагогически неоправданная затрата времени.

Для характеристики физкультурного занятия очень важна моторная плотность — наибольшая двигательная деятельность детей в процессе занятия, что и определяет продуктив­ность каждого конкретного занятия. Однако требование к мо­торной плотности занятия не исключает осуществления учебно-воспитательных задач. Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей необходимо и в учебно-воспитательных целях, являясь показателем продуман­ного содержания занятия, и его квалифицированного про­ведения.

Моторная плотность характеризует объем непосредственной двигательной деятельности ребенка на занятии. Она выражается отношением времени, затраченного на выполнение физических упражнений и игры, ко всей продолжительности занятия.

Чтобы правильно высчитать этот показатель, необходимо время, затраченное на выполнение движений, разделить на продолжительность занятия и умножить на 100.

Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является надежным показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.

Если общая плотность занятия, при правильной организации, приближается к 100%, то моторная плотность может быть оценена только относительно педагогических задач занятия.

Наименьшая моторная плотность может быть при условии, если на занятии применяется 1/3 нового материала, тогда моторная плотность 65— 67 % считается нормой. Если же занятие решает задачи закрепления и совершенствования движений, то моторная плотность должна приближаться к 68—80%.

Эффективность проведения физкультурных занятий оценивается не только по успешному решению образовательных задач и влиянию на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм. Достаточная двигательная активность, с одной стороны, обеспечивает хорошее усвоение материала (при необходимом повторении материала) при разучивании, а с другой стороны, позволяет обеспечить тренирующее воздействие на организм ребенка.

Величина нагрузки и правильное ее распределение в течение занятия определяется по физиологической кривой, которая фиксирует работу сердечно-сосудистой системы при выполнении всех физических упражнений, включенных в разные части занятия.

По данным Г. П. Юрко, при правильном распределении нагрузки:

- в вводной части занятия пульс должен повыситься на 15—20 % от исходного,

- увеличение пульса после выполнения общеразвивающих упражнений может составлять 40% от исходного;

- выполнение основных движений и проведение подвижной игры должны приводить к увеличению пульса на 70—80% от исходного,

- в заключительной части занятия оно увеличивается всего на 10—15% от исходного.

Спустя 3—4 мин после занятия пульс должен придти к исходному уровню.

Подготовка дошкольников к выполнению обязанностей дежурных на физкультурных занятиях

К созданию условий для выполнения физических упражнений на физкультурных занятиях привлекаются и дети. Предусмотрена организация дежурств. В обязанности дежурных входят следующие навыки:

1) дежурный должен отбирать необходимое оборудование;

2) отсчитывать нужное количество пособий и инвентаря;

3) владеть способами переноса и размещения спортивного ин­вентаря и располагать его на определенных местах;

4) договариваться, распределять обязанности между дежурными.

Подготовка к дежурствам осуществляется через поручения, которые могут быть даны уже в младшей группе. Так, утром педагог предлагает двум детям отобрать в корзину (ящик) кубики (мячи) определенной величины для перешагивания через них. Непосредственно перед занятиями он поручает поставить кубики в обозначенные (кружком, крестиком, линией и т.д.) места, т.е. применить прием наложения, который они усваивают на занятиях по развитию элементарных математических представлений. При этом воспитатель знакомит с рациональным способом переноса пособий. Обычно, поставив корзину у входа в зал, дошкольники бегают за каждым кубиком или, в лучшем случае, берут в каждую руку и идут раскладывать. Взрослый подсказывает, что корзину с кубиками будет удобнее принести вдвоем и поставить ее ближе к тому месту, где их предстоит разложить, и только потом уже расставлять. Чтобы не мешать друг другу, дети начинают действовать с противоположных концов, а встречаются в середине. В следующий раз для выполнения поручения целесообразно объединить детей, из которых один уже умеет правильно раскладывать пособия.

Можно также поручать малышам размещать инвентарь для перешагивания, ходьбе между предметами, а в последующем и для перепрыгивания через положенные палки, косички. Количество предметов воспитатель определяет сам. В основном дети младшей группы приучаются размещать пособия для выполнения физических упражнений в вводной части задания. Так как это происходит до начала занятия, педагог жестко не регламентирован временем; и может больше внимания уделить детям. В основной части занятия можно научить детей правилам переноса скамейки (вчетвером за углы, носки ног разворачиваются в направлении перемещения).

В средней группе для размещения пособий можно использовать условные мерки. Так, мячи, кубики для оббегания, перепрыгиваний дети размещают на расстоянии одного шага друг от друга. При этом требуется уже распределение обязанностей: один измеряет расстояние, а другой ставит пособие у носка ноги. Мож­но предположить, что расстояние между предметами будет неодинаковым, но дети среднего дошкольного возраста должны при­учаться приспосабливать свои движения к условиям, регулировать ширину шага, силу толчка и т.д. Доступно им и раскладывание обручей для прыжков. Например, педагог дает задание: «Нужно положить обручи от начала ковра вплотную друг к другу, чтобы прыгать из одного в другой». Причем количество предметов могут отсчитывать сами дети. Так, если нужно разложить 8 обручей, воспитатель предлагает взять четыре обруча одному ребенку и четыре другому и разложить их.

Для указания места расположения крупного инвентаря можно использовать карточку с нарисованным пособием, которая кладется на полу, обозначая тем самым место нахождение самого пособия. При размещении оборудования дети могут научиться пользоваться приемом приложения: поставить скамейку напротив стульев, немного отступя от них; положить доску рядом с дорожкой и т.д. Дошкольники должны понять, что пособия нельзя ста­вить близко к стене и к другим предметам, так как они будут ме­шать при выполнении движений.

Детям среднего дошкольного возраста нетрудно создать условия для выполнения прыжков в длину с места, используя нестандартное оборудование. Например, взять две палки длиной по 80 см, между которыми натянуть два шнура, причем один шнур прикре­пить неподвижно к концам палок, а от него на палки нанести нарезки через каждые 5 см, по которым будет передвигаться дру­гой шнур, и определять ширину «ручейка». Воспитатель сдвигает второй шнур на нужное расстояние и сматывает шнуры на палки.

Дежурные должны иметь следующую информацию: какое оборудование потребуется, в каком количестве, когда и где его следует разместить. Все это может быть раскрыто на панно (доске, фланелеграфе) с использованием карточек. Все панно делится на три полоски. На первой и второй полоске устанавливаются карточки, обозначающие пособия для выполнения основных движений («Это нужно будет расставить после выполнения упражнений»; терми­ном упражнения дети, как правило, обозначают только общеразвивающие упражнения), а на третьей полосе — для подвижной игры.

Для обозначения количества пособий используется цифровая (если дети знают цифры) или числовая карточка. Эта карточка прикрепляется над соответствующим пособием. Для определения расстояния между пособиями ставится карточка с условной мер­кой. Читать такое панно для старших дошкольников не составляет труда, поэтому, когда дежурные смотрят на заполненное панно, то они получают всю информацию.

Чтобы познакомить детей с размещением оборудования в про­странстве, следует использовать макет спортивного зала, на котором хорошо видно местонахождение каждого пособия для выпол­нения основных движений относительно окон, двери и т.д.

Получив информацию, дежурные расставляют инвентарь для вводной части занятия. После этого они заранее отбирают необхо­димые пособия для основной части, ставят их ближе к тому месту, где будут раскладывать, чтобы потом можно было быстрее взять, и договариваются о распределении поручений. При этом можно назначить капитана дежурных, который будет управлять всей под­готовкой инвентаря и его расстановкой. Первоначально детям необходимо оказывать помощь в распределении обязанностей. Слезет учитывать объем работы дежурных. Если упражнения выполняются двумя потоками или несколькими подгруппами, то количество дежурных можно увеличить до четырех.

В результате последовательно проводимой работы по обучению размещению оборудования дети научаются быстро расставлять спортивный инвентарь на заданном расстоянии, используя знания об условных мерках, усвоенные на занятии по математике, тем самым одновременно создается база для формирования уме­ния организовывать игры со сверстниками.

 

Литература:

1. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжикова, М.М. Самодурова / Под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Гончарова, Е. В. Развитие здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста: монография/ Е. В. Гончарова, Л. Т. Кузнецова. - Ханты-Мансийск: Печатное дело, 2010.

3. Степаненко, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие для студ. высш. учебных пед. заведений /Э.Я.Степаненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

4. Михайлова, Н. В. Методика физической культуры детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Н. В. Михайлова. — Оренбург: ОГПУ, 2018. — 107 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/113344 (дата обращения: 24.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

5. Дошкольная педагогика: теория и практика: учебное пособие / О. В. Бурляева, В. В. Извеков, Л. П. Карпушина [и др.]; под редакцией С. В. Кахнович. — Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2018. — 155 с. — ISBN 978-5-8156-0920-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/128965 (дата обращения: 24.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

6. Мануйлова, В. А. Теории и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие / В. А. Мануйлова, А. С. Орехова. — Барнаул: АлтГПУ, 2017. — 112 с. — ISBN 978-5-88210-862-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112254 (дата обращения: 24.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

7. Морозов, В. О. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном обра-зовательном учреждении: учебно-методическое пособие / В. О. Морозов. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 112 с. — ISBN 978-5-9765-1965-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122663 (дата обращения: 24.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.015 с.)