Структура построения физкультурного занятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура построения физкультурного занятия.



В структуре физкультурного занятия выделяются 3 части:

Рассмотрим задачи и содержание каждой части занятия.

Содержание и длительность каждой части может варьировать в зависимости от возраста детей, уровня их подготовки и конкретных дидактических заданий занятия.

Цель подготовительной части - организовать детей, сосредоточить их внимание на выполнении физических упражнений, создать бодрое настроение, обеспечить психологическую и физиологичную подготовку организма к решению основных заданий занятия.

На этом этапе решаются также относительно самостоятельные задания: формирование и закрепление навыков строевых и общеразвивающих упражнений, формирования правильной осанки, развитие двигательных качеств, содействия гармоничному укреплению мускульного аппарата и др.

Психологическая подготовка детей заключается в сосредоточении их внимания на решение конкретных учебных заданий с помощью двигательных действий и строевых упражнений.

Физиологичная подготовка направлена на достижение готовности организма к выполнению более сложных движений в основной части занятия. Для этого применяются общеразвивающие упражнения, которые улучшают кровообращение, обеспечивают разогревание мышц, повышают работоспособность ребенка.

Содержание подготовительной части занятия составляют строевые упражнения, разнообразные построения и перестроения (в колонну, шеренгу, из колонны по одному в три-четыре колонны и др.), ходьба обычная и имитационная, бег, подпрыгивание, упражнения на ориентировку в пространстве, танцевальные и общеразвивающие.

В начале занятия воспитатель ставит детей в колонну или шеренгу, как правило, на более длинной стороне зала (площадки), на расстоянии 1-2 м от стены, спиной к окнам (солнца). Старшие дети выстраиваются и равняются на носках ног за командой "В одну шеренгу становись!".

Воспитатель сообщает короткое содержание занятия, что настраивает детей на лучшее выполнение запланированных упражнений и позволяет четко начать занятие. В этой части целесообразно также применять упражнения на ориентирование в пространстве (ходьба с изменением направления, змейкой и др.) и внимание (изменение темпа ходьбы в соответствии с музыкой и под счет воспитателя, остановки во время ходьбы и медленного бега за сигналом и др.). Эти упражнения направлены в основном на развитие ловкости, повышения внимания и наблюдательности детей.

Во время ходьбы воспитатель следит за осанкой детей, за тем, чтобы они держались ровно, не наклоняли голову, распрямляли плечи и делали энергичные движения руками. Для профилактики плоскостопия применяют имитационные упражнения: ходьба на внешних сторонах стоп, как мишка; на носках, как лисичка; с высоким поднятием бедра, как лошадка и др. Значительно активизируют детей и подготавливают их к следующей деятельности задания игрового характера ("Будь внимательным", "Сделай фигуру", "Найди себе пару" и др.).

Если дети выполняют общеразвивающие упражнения с физкультурными пособиями, необходимо позаботиться о рациональном способе их раздачи. Они разлагают на стульчиках или на гимнастической скамейке флажки, погремушки, кубики, некоторые из них составляют в пирамиду (палки, обручи) или в корзину (мячи). Дети во время ходьбы берут их, а затем перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений.

Младших детей, включая вторую младшую группу, ставят в круг, группу нужно разомкнуть. За указанием воспитателя дети предпринимают два-три шага назад, чтобы круг стал широким и удобно было выполнять общеразвивающие упражнения.

Среднюю группу перестраивают с образованием звеньев. Чтобы не терять лишнего времени на размыкание в колоннах и по рядам, используют определенные ориентиры. Дети, которые образуют свои звенья, идут в направлении кубиков (кеглей), поставленных на определенном расстоянии один от другого в конце зала (площадки). На них ориентируются ведущие, чтобы придерживаться нужных интервалов между колоннами. В рядах дети размыкаются, по ходу поднимая вперед обе или одну руку (если во второй предмет).

Дошкольников старшей и подготовительной к школе групп перестраиваются через центр по три-четыре. Подгруппы детей (по 3-4) после команды воспитателя — "Через центр по три (четыре) направо (налево) шагом марш!" одновременно возвращаются (справа или налево) и двигаются шеренгой, соблюдая равнение, к противоположному концу зала (площадки). В таком перестроении детям легче соблюдать в движении нужные интервалы между колоннами и по рядам. Эпизодически может быть применено перестроение в колонну по четыре с расхождением через центр зала (площадки) сначала по одному, а затем в парах.

Выполнение упражнений этого типа направлено на улучшение общей физической подготовки детей, укрепление здоровья и подготовку их организма к более напряженной работе в следующей части занятия. Во время их проведения во всех возрастных группах следует шире применять разные исходные положения: сидя, лежа, стоя на коленях и др. Это значительно повышает физиологичный эффект влияния упражнений на организм детей, создает позитивные условия для разгрузки позвоночника и коррекции нарушений осанки.

В младших группах в связи с тем, что двигательная память детей недостаточно развитая, воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми. В старших группах после показа и объяснения он делает с детьми лишь два-три повторения, а затем дошкольники выполняют ее самостоятельно. Если упражнения знакомые детям, их показывать не стоит, достаточно только назвать название движения (наклоны в стороны, поднятие рук через стороны вверх и др.) и исходное положение, из которого он выполняется.

В старших группах к комплексу общеразвивающих упражнений целесообразно включать подготовительные упражнения в те движения, что будут изучаться или будут совершенствоваться в основной части. Например, если на занятии будет выполняться прыжок в длину с места, следует предусмотреть подпрыгивание на обеих ногах с одновременным взмахом рук вверх.

После каждого упражнения рекомендуется небольшая пауза (10-15 с) для отдыха, урегулирования дыхания и принятия другого исходного положения (в случае необходимости). В это время воспитатель показывает и объясняет следующее упражнение.

Интерес к общеразвивающим упражнениям у дошкольников всех возрастных групп значительно повышается, если они проводятся под музыку, которая по темпу и ритму отвечает характеру движений. Музыка создает предпосылки для более быстрого усвоения физических упражнений, четкого, ритмичного и координированного их выполнения.

Каждые две недели в этой части занятия разучивается комплекс общеразвивающих упражнений, которые потом выполняется во время утренней гимнастики.

Длительность подготовительной части составляет около 30% общего времени занятия-7-12 мин.

Основная часть посвящается учебе и совершенствованию у детей основных движений (прыжки, метания, лазят и др.), упражнений спортивного характера (плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.), комплексному развитию физических, интеллектуальных, моральных и волевых качеств. Важное место также отводится подвижным играм.

Эта часть занятия включает такие виды деятельности: непосредственное выполнение детьми физических упражнений, участие в подвижной игре, восприятие и осознание показа и объяснение воспитателя, включая и наблюдение за выполнением движений другими детьми; необходимый отдых, вспомогательные действия (размещение физкультурного инвентаря, перестроения, переход от одного вида упражнений к другим и т. д.).

Старших дошкольников нужно периодически вовлекать в подготовку места занятия. Они расставляют необходимый спортивный инвентарь: обручи на подставке, дуги, стояки для прыжков в высоту и др., а по окончании выполнения упражнений убирают его на место.

В младших группах в этой части занятия дети выполняют два-три основных движения, у старших дошкольников их количество увеличивается до трех-пяти. Каждый из них повторяется не меньше 5-8 раз, а если упражнение выполняется за короткий отрезок времени (прыжки в длину с места, метания, пролезание в обруч и др.) и оно уже выучено, количество повторений увеличивается до 10-16 раз.

Для разучивания движений применяют разнообразные дидактические методы и приемы. Демонстрируя упражнение, воспитателю нужно выполнять его без напряжения, четко и правильно. До показа некоторых движений (особенно у старших дошкольников) привлекают наиболее подготовленных детей. Дошкольники достаточно хорошо копируют продемонстрированное им упражнение. От того, как показано определенное движение, в большой мере зависит то, как они им овладеют.

Объяснение должно быть четким и доступным для детей. Когда показ движений сопровождается объяснением, дети приучаются осмысливать, осознавать свои действия. Во время обучения движениям младших дошкольников ведущее место занимает показ их выполнения. Со временем, с расширением двигательного опыта, дети воспринимают словесные указания без показа, особенно выполняя известные им движения.

Во время выполнения двигательных навыков в старших возрастных группах целесообразно предлагать детям оценивать выполнение движений их однолетками, а также анализировать свои действия. Это способствует воспитанию в них сознательного отношения к выполнению физических упражнений и положительно влияет на выработку крепких и пластичных навыков.

Во время выполнения основных движений воспитатель не должен побуждать детей к преодолению большой высоты или длины в прыжках, быстрого выполнения лазит по гимнастической стенке или канату и др. Важно сосредоточить внимание на качестве выполнения движений.

В этой части занятия обязательно проводится подвижная игра. В ее выборе обязательно учитывается подготовка детей, их интересы, виды движений, запланированных на занятии, место, где оно проводится (зал, площадка), время года и тому подобное.

Рекомендуются такие игры, которые не дублировали бы движения (за эпизодическим исключением), которые разучиваются в основной части. Например, если дети выполняют лазящее по гимнастической стенке, упражнение из равновесия и прыжок в глубину, то игра добирается с метанием или передачей мяча, с бегом на скорость, чтобы всесторонне влиять на физическую подготовку детей и их физическое развитие.

Игры, сложные по организации и правилами, лучше разучивать на прогулках, что поможет более рационально потратить время, отведенное на основную часть занятия. Следует также избегать длительных пауз между повторениями игры, потому что это негативно отражается на двигательной активности детей во время занятий. Чтобы дошкольники достигли оптимальной физиологической нагрузки, лучше подбирать для занятий игры большей подвижности, в которых принимают участие одновременно все воспитанники. Во всех возрастных группах они повторяются 3-5 раз (в зависимости от сложности правил, степени подвижности и количества детей в группе). Там, где окончание игры не обусловлено ("Третий лишний", "Пятнашки" и др.), она длится в пределах 5-8 минут.

Длительность основной части составляет возле 60% общих его времен -12-25 мин.

Заключительная часть занятия должна обеспечить постепенный переход детей от состояния возбуждения, вызванного упражнениями и подвижной игрой в основной части, к относительно спокойному состоянию. Для этого проводят малоподвижные игры (эпизодически) с несложными движениями и правилами ("Найди и промолчи", "Кто вышел?" но др.). В завершение предлагают ходьбу в медленном темпе, соединяя ее с упражнениями на дыхание, иногда с разными заданиями. Например, пройти крадучись, как "киска", с движениями рук, как "цапля" и тому подобное.

Медленный темп выполнения упражнений на расслабление, под музыкальное сопровождение способствует возобновлению организма детей в более короткое время.

Начиная со средней группы, в конце занятия воспитатель подводит его итоги, делает короткие замечания относительно выполнения поставленных заданий и поведения детей.

Длительность заключительной части занятия составляет около 10% общей длительности занятия- 1-5 мин.

Таким образом, сохранению высокой работоспособности детей всех возрастных групп способствует рациональное дежурство физической нагрузки и активного отдыха, которая предусматривает упражнения, которые выполняются с высокой интенсивностью (бежал, прыжки, лазят), чередовать упражнениями средней и низкой интенсивности (ходьба, упражнения из равновесия, подлезания и др.).

При этом физиологичные сдвиги в организме ребенка зависят не только от объема и интенсивности мускульной деятельности, но и от ее эмоционального состояния. Позитивные эмоции, которые вызывают интересные для детей упражнения и игры, музыкальное сопровождение общеразвивающих упражнений повышают их работоспособность и улучшают качество выполнения движений.

Структура занятия, последовательность проведения рассмотренных его частей остаются неизменными. Нельзя начинать занятие с основной части, не подготовив организм детей к определенной физической нагрузке. Не стоит также заканчивать занятия в момент получения детьми наибольшей физической и эмоциональной нагрузки, без заключительной (успокоительной) части, не приведя к норме их пульс и дыхание. Однако длительность каждой части и объем материала не постоянны, они изменяются в зависимости от учебно-воспитательных заданий и окружающих условий (место, где оно проводится, времена года; физических упражнений, запланированных на занятии).

На что обратить внимание при подготовке и проведении физкультурных занятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.013 с.)