Подбор физических упражнений на занятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подбор физических упражнений на занятии



Быстрота усвоения физических упражнений зависит от строгого соблюдения принципа их последовательности. Основой успешного обучения является правильно составленная педагогом про грамма, в которой каждое разучиваемое последующее движение опирается на предыдущие умения, базируется на научно обоснованном расположении материала, представляет стройную систему планирования.

На физкультурных занятиях для выполнения предлагаются разнообразные движения, это позволяет обеспечить всестороннее физическое развитие детей, поддерживать высокую работоспособность детского организма и сохранить интерес к двигательной деятельности, вызывая достаточную для усвоения активность занимающихся.

Подбор физических упражнений, по данным Ю.Ю.Рауцкиса, должен основываться на трех основных принципах.

Прежде всего необходимо учитывать функциональный принцип подбора, при котором выделяется ведущее движение, выполняющее функцию разучивания и уточнения техники осуществления. Вес другие движения на данном занятии могут находиться на стадии закрепления и совершенствования.

Другой принцип подбора — анатомический. Согласно ему не только общеразвивающие упражнения должны подбираться на различные мышечные группы, но и основные движения должны сочетаться по преимущественному воздействию на разные части тела. К движениям, оказывающим преимущественную нагрузку на мышцы ног, относятся ходьба, бег, прыжки, упражнения на развитие функции равновесия. К основным движениям, дающим пре­имущественную нагрузку на руки, относятся метание и его разно­видности, ползание с подтягиванием на руках. Преимущественно на мышцы туловища и рук воздействуют все виды ползания и лазания, подлезания и их разновидности.

Целесообразное сочетание физических упражнений будет достигнуто в том случае, если педагог одновременно использует движения, входящие в одну группу. Это объясняется тем, что для пра­вильного выполнения сложных двигательных действий следует обеспечить хорошую работоспособность мышц. Если последующее упражнение снова требует напряжения только что работавших мышечных групп, то это приведет к снижению точности передачи параметров движения, а также к травматизму. Вместе с тем будет происходить одностороннее физическое развитие. Совсем иное дело, если упражнения будут воздействовать преимущественно на разные части тела. Смена движений обеспечивает нагрузку и отдых для различных мышечных групп. Это позволит достигать хорошего качества всех выполняемых движений, предупреждать травматизм, обеспечивать высокую работоспособность на протяжении всего за­нятия и содействовать разностороннему физическому развитию де­тей. Анатомический принцип подбора осуществляется по отноше­нию к ведущему основному движению.

Третий принцип подбора — физиологический, т.е. учет меры воздействия на органы и системы. Одни физические упраж­нения при выполнении дают высокую физическую нагрузку (бег, прыжки, лазание), другие — относятся к движениям средней ин­тенсивности (метание, подлезание, пролезание, часть упражне­ний в равновесии), третьи — упражнения низкой интенсивности (ходьба, большинство упражнений в равновесии, действия с мя­чом на месте и т.д.).

Нередко нагрузка связана не только с видом движения, но и со степенью его усвоения и местом проведения. Так, если разучиваются прыжки, то ребенок выполняет их медленно, а поэтому за отведенное время получается незначительное число повторений. Когда они будут освоены, то время, потраченное каждым ребен­ком на одно выполнение, значительно сокращается, а отсюда уве­личивается количество повторов на одном занятии, что, несомненно, сказывается на увеличении нагрузки. Новое движение ребенок выполняет осторожно, с большим психическим напряжением, его амплитуда движения незначительная. Усвоенные движения выполняются размашисто, с большими количественными показателями, при этом ребенок прилагает максимальные усилия, что способствует увеличению физиологической нагрузки.

Для удовлетворения потребности растущего организма в движениях, развития физических качеств, содействия укреплению различных органов и систем на занятиях должны быть обязательно физические упражнения, дающие высокую физическую нагрузку, и они должны сочетаться с двигательными действиями средней и низкой интенсивности.

Успешному усвоению техники выполнения сложных движений содействует наличие подводящих упражнений, которые могут вклю­чаться в вводную часть или в комплекс общеразвивающих упражнений.

Основные группы приемов повышения двигательной активности детей на занятии:

1.Четкость, краткость речи воспитателя.

2. Использование наиболее рационального способа организации детей (поточный, фронтальный, групповой).

3. Многократное повторение движений.

4. Эффективное использование физкультурного оборудования.

Активизировать мыслительную деятельность можно с помощью называния упражнений и проговаривания действий; использования пространственной терминологии и специальных упражнений на ориентировку в пространстве, привлечения детей к оценке, самооценке; самосто­ятельного выбора детьми способа выполнения действий; использования сравнений, анализа, вопросов; создания поисковых ситуаций я др.

Нравственное и трудовое воспитание осуществляет­ся через использование ситуаций, непроизвольно возникающих в ходе занятия, а также создание специ­альных ситуации Для проявления тех или иных спосо­бов поведения (где бы ребенок мог проявить смелость, находчивость, оказать помощь товарищу, проявить выдержку, честность).

В качестве приемов эстетического воспитания выступают: внешний вид, одежда детей и воспитателя; эстетика помещения, оборудования; использование музыки.

Способы организации детей на занятии.

Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечи­вается с помощью различных способов организации детей. Эти способы при выполнении движений оказывают влияние на коли­чество повторений за отведенное время, обеспечивают управле­ние педагогом процессом усвоения материала, создают условия для осознанного овладения структурными компонентами движе­ния и позволяют детям учиться не только у педагога, но и у своих сверстников.

На физкультурных занятиях используется фронтальный способ организации, при котором все дети выполняют одно­временно одинаковое движение. Этот способ позволяет за выде­ленное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторя­емость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, переключаясь на обучение одних, он не видит действия других. Поэтому при многократном повторении движения может закла­дываться его ошибочное выполнение ребенком и в последующем придется вносить в него коррекцию. Ребенок не имеет возможно­сти наблюдать за действиями других занимающихся. Этот способ вполне подходит для формирования первоначального представле­ния о новом движении, для овладения первоначальными действи­ями с каким-нибудь новым пособием (мячом, обручем, мешоч­ком и т.д.), когда создается ориентировка в выполнении. Напри­мер, фронтальное первоначальное выполнение подлезания под шнур в младшей группе, овладение целенаправленными действи­ями с мячом, подпрыгивания на месте и т.д., подбрасывание и ловля мяча, прокатывание мяча на противоположную сторону; прыжки со скакалкой (в средней группе) и т.д. Целесообразно фронтально выполнять движения не только на этапе первоначаль­ного разучивания, но и на этапе закрепления и совершенствова­ния. Следует учитывать, что фронтальный способ применим толь­ко к движениям, не требующим подстраховки от травматизма, и используется во всех частях физкультурного занятия.

Для выполнения физических движений обучающиеся могут быть разделены на группы, т.е. используется групповой способ организации детей. При этом каждая группа, как правило, упражняется в осуществлении определенных движений, поэтому количество детей у одного снаряда значительно уменьшается. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами, и это позволяет переходить к действиям на разных снарядах, что повышает инте­рес к занятию. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях. Достоинствами этого способа является создание благоприятных условий для детального усвоения: небольшое число детей позволяет обеспечить достаточное количество повторений для успешного овладения упражнением, ребенок имеет возможность слышать указания взрослого, относящиеся к нему и к другим детям; небольшой перерыв между повторениями, с одной стороны, достаточен для восстановления сил, а с другой стороны — успешно образуются временные связи есть условия для наблюдения за выполнением упражнения другими детьми.

Знакомые физические упражнения дети выполняют без прямого надзора педагога, что развивает у них самостоятельность в использовании разученных движений, самоконтроль и самооценку. Данное движение включается в двигательный опыт ребенка. Груп­повой способ создает благоприятные условия для разучивания со­ставных элементов движения. Однако если на занятии разучивается новое движение или способ его выполнения, то для закрепле­ния не может быть взято движение, требующее подстраховки.

Разновидностью этого способа является посменный, когда дети выполняют одно движение сменами (одновременно 3—4 человека), упражнение в равновесии на четырех пособиях, спрыгивание со скамейки и т.д.

Поточный способ предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и пе­реходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает спо­собность сочетания движений. Однако обучение новому физическому упражнению при таком способе затруднено, поскольку мышечные ощущения, возникшие при первом выполнении этого движения, затем стираются при осуществлении знакомых двига­тельных действий, и, подходя вновь к воспроизведению разучива­емого движения, ребенок допускает ошибки. При этом он лишен возможности учиться от сверстников, так как занят выполнением своего движения.

Данный способ успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений.

Разновидностью поточного способа является круговая тренировка. В зале или на площадке организованы «станции» - площадки для выполнения упражнений с оборудованием. Детей делят на подгруппы и каждая подгруппа выполняет свое упражнение на «станции» постепенно переходя от одной «станции» к другой». Данный способ можно использовать когда ОРУ хорошо знакомы детям. Во вводной части занятия, в основной части занятия.

Существует индивидуальный способ организации, когда дети выполняют одно движение в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движе­ния у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняюще­го упражнения и воспринимают замечания. Индивидуальный способ обеспечивает подстраховку для предупреждения травматизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразие приводит к монотонности, а отсюда — к отвлекаемости детей от процесса обучения. Такая организация не позволяет обеспечить до­статочное количество повторений для усвоения, снижает физиологическую нагрузку, и к тому же образуется большой перерыв между повторениями.

Нередко воспитатель на занятии прибегает к сочетанию этих способов организации детей при выполнении физических упражнений. Так, внутри группового способа одни движения осуществляются индивидуальным способом (прыжки в высоту с разбега, кувырки и т.д.), а другие — посменно (подтягивание на скамейке, упражнения в равновесии, подлезание и т.д.). Подобное сочетание используется и в поточном способе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.008 с.)