Ближайшее окружение человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ближайшее окружение человека



Предметы вокруг нас (8 ч)

Все предметы имеют цвет. Различение и называние основных и промежуточных цветов и их оттенков: красный, желтый, оранже­ вый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, коричневый, черный.

Все предметы имеют форму. Нахождение в окружающей дей­ствительности предметов определенной формы, полностью совпа­дающей с простейшими геометрическими фигурами.

Размер предметов: большоймаленький, самый большойса­ мый маленький, больше, меньше, одинаковые по размеру. Составле­ние групп предметов (их изображений), одинаковых по цвету, фор­ме, размеру.

Расположение предметов в пространстве. Правая и левая сторо­ны тела и лица человека. Понятия: верхниз, справа — слева, спе­реди — сзади. Правая, левая, верхняя, нижняя стороны предмета на таблицах, схемах, рисунках. Воспроизведение пространственных отношений между предметами по образцу и словесному заданию. Активное употребление соответствующих слов в речи.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

• отбирать предметы указанного цвета, формы, величины (по образцу или названию), правильно называть изученные свойства предметов;

• создавать группы предметов одинакового цвета, формы и ве­личины;

• различать правую и левую руку, правую и левую сторону тела и лица человека;

• разместить и найти предмет по заданию.

Наша улица, наш дом (2 ч)

Имя, фамилия, возраст, день рождения ребенка. Домашний ад­рес: название улицы, номер дома, квартиры.

Состав семьи: имя и отчество взрослых членов семьи, их труд на производстве и дома (где и кем работают). Уважение к труду взрос­лых. Использование техники в домашнем труде, участие ребенка в домашнем труде, умение рассказывать о своих обязанностях по до­му. Соблюдение правил безопасности в обращении с бытовыми приборами. Забота в семье о пожилых людях и детях. Вниматель­ные и заботливые взаимоотношения между членами семьи. Празд­ники в семье.

Правила поведения дома. Режим дня. Утренняя гимнастика. Элементарные правила личной гигиены: уход за телом, волосами, зубами, одеждой, обувью. Режим и гигиена питания. Умение пра­вильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами. Соблюдение гигиены помещения (порядок, чистота, проветрива­ние). Бережное отношение к вещам, которые нас окружают (к одежде, учебникам, книгам, игрушкам, оборудованию квартиры). Описание двух-трех игрушек, знание правил одной-двух настоль­ных игр.

Умение правильно отнести четыре-шесть видов конкретных предметов (предметных картинок) к обобщающим словам: игруш­ки, елочные украшения, настольные игры, спортивные принадлежно­сти, обувь, одежда, головные уборы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать и уметь:

· свое полное имя, фамилию, возраст, свой домашний адрес; элементарные правила личной гигиены и уметь их выполнять;

· по четыре-шесть названий конкретных предметов, относя­щихся к игрушкам, настольным играм, одежде, обуви;

· рассказывать по вопросам о составе своей семьи и труде родителей, задавать такие же вопросы одноклассникам.

Наша школа, наш класс (1 ч)

Труд взрослых в школе. Профессии работников школы: учитель, воспитатель, директор, врач, медсестра, уборщица и др. Уважение к труду работников школы. Оказание посильной помощи взрос­лым. Правила поведения в школе (вежливое обращение к старшим и сверстникам). Употребление при обращении имен одноклассни­ков, имени и отчества учителей и воспитателей. Основные формы обращения: приветствие, просьба, извинение, благодарность. Дру­жеские и приветливые взаимоотношения между детьми. Ответ­ственное отношение к поручениям учителя и воспитателя, к просьбам товарищей. Правила поведения во время занятий (вни­мательно слушать объяснения учителя и ответы одноклассников, соблюдать порядок на рабочем месте).

Учебные принадлежности для уроков математики, чтения, письма, рисования, труда; спортивные принадлежности и одежда для уроков физкультуры, их названия и назначение. Бережное от­ношение к школьному помещению, учебным принадлежностям, школьному имуществу.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать и уметь:

· имя и отчество учителя, имена одноклассни­ков;

· основные правила поведения на уроках и выполнять их;

· по четыре—шесть названий конкретных предметов, относя­щихся к учебным и спортивным принадлежностям, к спортивной одежде;

· соблюдать основные формы обращения к взрослым и одно­классникам.

Наш город (4 ч)

Название своего города. Ближайшая к школе улица. Правила поведения в общественных местах (как вести себя в библиотеке, магазине, кинотеатре). На­звания профессий людей, работающих в этих учреждениях. Ули­ца (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток. Пра­вила поведения детей на улице. Правила перехода улиц. Сигналы светофора. Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подзем­ный переход».

Транспорт города: пассажирский транспорт — автобус, троллейбус, трамвай и др. Правила поведения в транспорте.

Деятельность взрослых и де­тей по охране природы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• названия главной улицы и площади своего города;

• названия трех-четырех видов пассажирского транспорта;

• значение цветов светофора, различных указателей (стрелок, вывесок, дорожных знаков), к кому обратиться за помощью в слу­чае необходимости.

Учащиеся должны уметь:

• рассказывать об основных отличительных признаках отдель­ных видов транспорта (троллейбус, трамвай, автобус и др.);

• соблюдать правила поведения на улице и в других обществен­ных местах;

• соблюдать правила поведения в парках, скверах, других мес­тах отдыха, охранять растения и животных.

 

Природа вокруг нас

Сезонные изменения в природе (4 ч)

Изменения в природе в зависимости от времени года.

Осень. Наблюдение характерных признаков: похолодание, про­должительные дожди, первые заморозки, изменение окраски лис­тьев, увядание травы, листопад, отлет птиц, исчезновение насеко­мых.

Зима. Наблюдение характерных признаков: мороз, снегопады и метели, постоянный снеговой покров, замерзание водоемов, рас­тения и животные зимой.

Весна. Наблюдение характерных признаков: потепление, таяние снега, ледоход, разлив рек, распускание листьев на деревьях и кус­тарниках, появление первых цветов и зеленой травы, прилет птиц, появление насекомых.

Труд людей в разные времена года: уборка урожая, расчистка до­рог от снега, посадка деревьев, кустарников, цветов, овощей. Бе­режное отношение к окружающей природе.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• названия времен года, их последовательность;

• отличительные признаки времен года (осень, весна, зима, ле­то).

Учащиеся должны уметь:

составлять рассказ о погоде одного дня на основе собственных наблюдений.

 

Растения (1 ч)

Узнавание и называние трех-четырех видов деревьев, одного-двух видов кустарников, двух-трех видов цветковых растений по основным отличительным признакам (по листьям, форме и величине плодов, цветку, коре).

Бережное отношение к растениям; Умение рассказать о внешних отличительных признаках двух-трех растений (например, липы, березы, ели, сосны, мать-и-мачехи, одуванчика).

 

Животные (3 ч)

Домашние и дикие животные. Детеныши животных. Узнавание и называние пяти-шести видов животных и их детенышей, распро­страненных в данной местности.

Деятельность взрослых и детей по охране животных в домашних условиях и в природной среде. Правила обращения с животными (не подходить к чужим собакам, не брать на руки и не гладить чу­жих кошек, не брать из гнезда птенцов, не ловить в запрещенных местах рыбу и т.п.).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

названия пяти-шести растений;

• названия пяти-шести изученных видов животных.

Учащиеся должны уметь:

• узнавать изученных животных и растения в природе;

• соблюдать правила поведения в природе.

Тематическое планирование по «Развитию представлений об окружающем мире» для группы детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, интегрируемыми в общеобразовательный класс.

№ п/п Дата Тема Задачи Материал Примечание
1   Диагностика уровня сформированности представлений об окружающем мире. 1. Выявить уровень сформированности представлений об окружающем мире. Д. Б. Эльконин «Графический диктант»; С. Д. Забрамная «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».  
2   Знакомство с группой. «Школа. Школьные принадлежности». Правила поведения в школе, во время занятий. 1. Уточнить знания детей о школе, закрепить названия и назначение учебных принадлежностей 2. Развивать мотивации к учению на примере использования интересных тем для обсуждения учащимися, использования наглядного пособия, использование игровых моментов, использование разнообразных видов деятельности на занятии. 3. Развивать умения соблюдать дисциплину на занятии. Кроссворд «Школьные принадлежности», загадки про школу, игра «Что не подходит», «Числовая викторина». Игра «Учебные вещи и игрушки»  
3   Все предметы имеют цвет, форму, размер. Игра «Танграм». 1. Закрепить различение, называние и составление групп предметов одинакового цвета, формы, величины. 2. Развивать вариативное мышление и творческие способности ребенка 3. Воспитывать стремление узнать что-то новое. Задания на различение цветов и их оттенков. Игра «Найди предмет определенной формы». Составление групп предметов (их изображений) одинаковых по цвету, форме, размеру.  
4   Упражнения, направленные на развитие пространственной ориентировки. 1. Закреплять способность воспроизведения пространственных отношений между предметами по образцу, словесному заданию. 2. Развивать пространственные отношения: «справа - слева», «верх - вниз», «спереди – сзади». 3. Воспитывать стремление узнать что-то новое. Таблицы, схемы, рисунки для определения правой, левой, верхней, нижней сторон предмета. Упражнение на нахождении сторон в своем теле и теле другого человека.  
5   «В гости к осени». 1. Закреплять способности детей различать пространственные признаки осени и называть их. 2. Развивать мышление. 3. Развивать воображение на основе художественного слова. Названия осенних месяцев. Характерные признаки осени. Труд людей осенью. Картинки с изображением осени. Игра «Четвертый лишний». Картинки с изображением осенней одежды.  
6   Занятие-игра. «Улица. Безопасность на улице».   1. Закреплять знания правил дорожного движения, городского транспорта, правил поведения на улице. 2. Развивать цветовосприятия. 3. Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям в общественном транспорте. Карточки с заданиями, викторина. Плакат о правилах дорожного движения, кроссворд, дорожные знаки, рисунок «Светофор», раскраска «Стоп! Внимание! Иди!», игра «Есть ли эта улица в городе?». Городской транспорт. Беседа о поведении на улице.
7   Упражнения, направленные на развитие личностно-адресной ориентировки (семья, адрес, дом). 1. Закрепить знания о составе семьи, понимания родственных отношений в семье. 2. Закрепить знания правил безопасности дома и правил обращения с бытовыми приборами. 3. Воспитывать внимательное и заботливое взаимоотношения между членами семьи. Фотографии членов семьи, рисунок «Семейное дерево», «Правила безопасности дома», использование техники в домашнем труде, обязанности по дому.  
8   Занятие-путешествие «В поисках клада». Упражнения, направленные на развитие ориентировки на местности по плану. 1. Развивать ориентировку на местности по плану. 2. Закрепить пространственные отношения: «справа - слева», «верх - вниз», «спереди – сзади». 3. Воспитывать интерес к занятию, желание узнать что-то новое. План помещения. Задания на каждом промежуточном этапе.  
9   Упражнения, направленные на развитие временных представлений: части суток, время, дни недели. 1. Закрепить временные представления: части суток, время, дни недели. 2. Закрепить умение пользоваться календарем и часами. 3. Упражнять в применении полученных знаний на практике. Карточки с действиями: утро, день, вечер, ночь. Часы. Дни недели. Игра «Разложи карточки в правильной последовательности».  
10   Диагностика уровня сформированности представлений об окружающем мире. 1. Выявить уровень сформированности представлений об окружающем мире. Д. Б. Эльконин «Графический диктант»; С. Д. Забрамная «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».  
11   «В гости к зиме». 1. Закреплять способности детей различать пространственные признаки зимы и называть их. 2. Развивать мышление. 3. Развивать воображение на основе художественного слова. Названия зимних месяцев. Характерные признаки зимы. Труд людей зимой. Картинки с изображением зимы. Игра «Четвертый лишний». Картинки с изображением зимней одежды. Зимние забавы.  
12   «Разнообразие растений». Виды растений и обобщающие названия: цветы, деревья, кустарники 1. Закрепить знания учащихся об основной классификации растений; 2. Рассмотреть особенности каждой группы растений, 3. Развивать мышление, наблюдательность, любознательность. Виды растений и обобщающие названия: цветы, деревья, кустарники. Дикорастущие и культурные растения. Уход за декоративными цветами (рыхление почвы, полив, протирание листочков).  
13   Занятие-игра «Домашние и дикие животные».   1. Закрепить знания детей о домашних и диких животных и их детенышах 2. Отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних 3. Способствовать развитию познавательного интереса, умению логически мыслить и использовать в работе ранее полученные знания; воспитывать бережное отношение к животным. Домашние и дикие животные, их детеныши. Правила обращения с домашними животными. Игра «Кто что дает?», игра «Что за животное?», «Охотник и пастух».  
14   «Занимательное путешествие к орнитологу» (Домашние и дикие птицы) 1. Расширить представления детей о домашних и диких птицах, их характерных признаках, о пользе, приносимой ими. 2. Отрабатывать умение безошибочно распределять птиц на диких и домашних 3. Способствовать развитию познавательного интереса, умению логически мыслить и использовать в работе ранее полученные знания; воспитывать бережное отношение к животным. Профессия орнитолог. Домашние и дикие птицы, их птенцы. Игра «Кто что дает?»  
15   Деятельность взрослых и детей по охране природы («Красная книга»). 1. Создать условия для знакомства с Красной книгой, с некоторыми видами животных, занесенных в Красную книгу. 2. Развивать творческое воображение, мышления; закреплять основы классификации, обобщения, сравнения. 3. Воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе; развитие учебной мотивации; воспитание эмоциональной отзывчивости и любви к природе. Деятельность взрослых и помощь по охране природы. Заповедники. Иллюстрации животных из красной книги. Создание скворечника
16   Дидактическая игра «Мы и транспорт» 1. Закрепить знания о видах транспорта, о назначении транспорта, о правилах поведения в общественном транспорте. 2. Развивать интерес к технике, продолжить работу по развитию памяти, логического мышления. 3. Воспитывать любознательность, интерес к работе, воспитывать бережное отношение к труду людей. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте.  
17   Занятие-исследование «Из чего что сделано?» 1. Закрепление первоначального представления о природных материалах, из которых изготавливают чугун, сталь, бумагу, керамические и шерстяные изделия, и об отдельных производственных процессах. 2. Развивать умения наблюдать, характеризовать, обобщать, рассуждать. 3. Воспитывать бережное отношение к природе. Изучение свойств предметов. «Волшебный мешочек».  
18   «Все профессии важны!» 1. Закрепить представления о разнообразии профессий, выборе профессий; расширить жизненного опыта 2. Развивать познавательные процессы (память, мышление, внимание, воображение) 3. Развивать творческий потенциал личности, прививать уважение к людям разных профессий. Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», творческие работы детей о профессиях их родителей. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» Выставка работ.
19   Сюжетно-ролевая игра «Мы - зрители!», «Мы – актеры» 1. Закрепить знания о правилах поведения в общественных местах. 2. Развивать театральные способности у учащихся. 3. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям. Театр, кинотеатр. Правила поведения в общественном месте. Кукольный театр. Постановка сказки совместно с детьми.  
20   «Домашние помощники» (бытовая техника) 1. Закрепить представление детей о назначении бытовых приборов (пылесос, стиральная машина, утюг, электрический чайник); развивать способность различать признаки предметов и обобщать их. 2. Развивать умение устанавливать элементарные связи; развивать логическое мышление. 3. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. «Правила безопасного поведения дома». Правила безопасности в обращении с бытовыми приборами. Правила противопожарной безопасности.  
21   Занятие, направленное на развитие навыков личной гигиены «Если хочешь быть здоров!» 1. Закрепить правила, помогающие сохранять здоровье на долгие годы; 2. Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здоровья человека. 3. Расширить кругозор учащихся. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Набор открыток о здоровом образе жизни, стенгазета. Режим дня школьника.
22   Дидактическая игра «Что нас окружает» 1. Способствовать закреплению понятий «окружающий мир», «живая и неживая природа», «изделия человека». 2. Развивать образную память. 3. Воспитывать любовь к окружающему миру. Живая и неживая природа, изделия человека.  
23   Весна. Названия весенних месяцев. Характерные признаки весны. Труд людей зимой.   1. Закреплять способности детей различать пространственные признаки зимы и называть их. 2. Развивать мышление. 3. Развивать воображение на основе художественного слова. Название весенних месяцев, характерные признаки: потепление, таяние снега, ледоход, разлив рек, распускание листьев на деревьях и кустарниках, появление первых цветов и зеленой травы, прилет птиц, появление насекомых. Труд людей в разные времена года.  
24   «Путешествие в страну симметрии» 1. Закрепить понятие о симметрии; закрепить признак, по которому можно выделить «симметричный предмет» и «несимметричный предмет». Закрепить узнавание в окружающем мире симметричных объектов; 2. Продолжить развивать логического, абстрактного, наглядно-образного мышления; воображения, эмоциональной сферы ребёнка и его творческих способностей; наблюдательности, сообразительности. 3. Воспитывать чувство прекрасного. Одинаковые половинки; зеркальная, поворотная, переносная симметрии. Симметрии в окружающем мире.  
25   Лето. Название летних месяцев. Характерные признаки лета. Труд людей летом. 1. Закреплять способности детей различать пространственные признаки лета и называть их. 2. Развивать мышление. 3. Развивать воображение на основе художественного слова. Название летних месяцев, характерные признаки: теплые дни, отпуск, купание на речке, солнечные дни. Труд людей в разные времена года.  
26   Викторина «Копилка знаний» 1. Систематизировать знания детей по пройденным за год темам. Кроссворд. Решение заданий на развитие логики.  
27   Диагностика уровня сформированности математических навыков и умений и представлений об окружающем мире. 1. Выявить уровень сформированности представлений об окружающем мире. Д. Б. Эльконин «Графический диктант»; С. Д. Забрамная «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».  

Всего: 27 занятий.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.026 с.)