Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплексного психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возрастаСтр 1 из 13Следующая ⇒
Утверждаю Директор ГОБОУ ЦПМСС М.Я. Майкович «28» сентября 2012 г. Программа Комплексного психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, интегрируемых в условия общеобразовательного учреждения Авторы-составители: Джаврук А.Д., педагог-психолог Цилимецкая А.В., учитель-дефектолог Шистерова Т.А., учитель-логопед Васинцева О.М., социальный педагог Срок реализации программы – до 1-го года Мурманск, 2012 г. Содержание 1. Пояснительная записка________________________________________2 2. Психологический модуль к программе___________________________8 3. Дефектологический модуль к программе________________________ 31 4. Логопедический модуль к программе___________________________90 5. Социально-педагогическое сопровождение родителей детей младшего школьного возраста, интегрируемых в условия общеобразовательного учреждения_____________________________________________________120 6. Список литературы к программе комплексного психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, интегрируемых в условия общеобразовательного учреждения _________________________________140
Пояснительная записка В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. За последние 20-25 лет число таких обучающихся только в начальной школе выросло в 2-2,5 раза (30% и более). Наиболее многочисленную группу риска составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР). Правильная организация интегрированного обучения детей с ЗПР в среде нормально развивающихся сверстников – актуальная задача для общеобразовательного учреждения. Существует ряд нерешенных проблем, которые препятствуют широкому распространению интеграции в системе образования: • ограниченность нормативно-правовой базы, обеспечивающей условия организации интегрированного обучения; • отсутствие необходимого числа квалифицированных специалистов и педагогов, владеющих знаниями и технологиями коррекционно-развивающего и интегрированного обучения; • недостаточность материально–технического оснащения процесса интегрированного обучения (специальное оборудование, дидактические средства и пр.);
• психологическая неготовность педагогов, нормально развивающихся сверстников и их родителей к принятию учеников с ЗПР в обычный класс общеобразовательной школы, • несвоевременное выявление и включение детей с проблемами в систему коррекционной психолого-педагогической помощи; • ограниченность программно-методического обеспечения, ориентированного на условия интегрированного обучения детей с задержкой психического развития. Коррекционно-развивающая работа является дополнительной деятельностью к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе. В коррекционно-развивающей работе особое место занимает психологическая и педагогическая коррекция. Педагогическая коррекция должна быть направлена на устранение пробелов в знаниях, на усвоение отдельных учебных предметов или их разделов. При организации коррекционно-развивающего обучения учитываются следующие принципы: Динамичность восприятия учебного материала. Предполагает использование заданий по степени нарастающей трудности, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического. Психологический модуль к комплексной программе психолого - педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, интегрируемых в условия общеобразовательного учреждения
Содержание 1. Пояснительная записка_______________________________________10 2. Тематическое планирование___________________________________14 3. Диагностический инструментарий______________________________29 4. Список литературы__________________________________________ 30
Пояснительная записка
Современные подходы к образовательному процессу требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Успешность воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка, а тем более ребенка с отклонениями в развитии.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом. В этиологии ЗПР, как известно, могут фигурировать конституционные факторы, хронические и соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация, органическая и / или функциональная недостаточность центральной нервной системы. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Этим объясняется необходимость определения специальных условий обучения и воспитания детей с ЗПР в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации их состояния под воздействием психолого-педагогических, лечебных и временных факторов. Дети с ЗПР, так же как все другие дети с ОВЗ, «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития» (Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ). Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития в интегрируемой группе в условиях учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Целью программы активизация высших психических функций, повышение возможностей самоконтроля, укрепление психологического статуса ребенка. Программа направлена на решение следующих задач: · развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; · развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; · формирование произвольной регуляции деятельности и поведения. Программа рассчитана на 54 занятий. Периодичность 2 раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 30 минут. Занятия проводятся в групповой и подгрупповой форме. Основная форма занятия подгрупповая. Срок освоения программы – до 1 года. Структура программы включает разделы: · развитие познавательной деятельности; · развитие эмоционально-личностной сферы; · формирование произвольной регуляции деятельности и поведения. Этапы программы: 1. Диагностический - диагностика проблем обучения в школе 2. Коррекционно-развивающий - стимуляция познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации; - развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т.д.); - развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
- развитие восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации; - стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей), - повышение адаптационных возможностей ребенка (в том числе снятие тревожности); - создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; - стимуляция коммуникативной активности; - формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности. 3. Аналитический - Диагностика проблем школьного обучения в сравнении с данными первичного обследования. Структура развивающих занятий: 1. Вводная часть. (Разминка.) Создание доброжелательной атмосферы. Установка на взаимодействие. 2. Основная часть. Отработка умений по теме занятия. Использование соответствующих заданий, игр, упражнений, исходя из задач программы, с учетом результатов диагностического этапа. 3. Заключительная часть. Снятие психоэмоционального напряжения, общая рефлексия. Список литературы. 1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия – школьник: Программа формирования индивидуальной познавательной деятельности у младших школьников. – М.: Генезис, 2000. 2. Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. – М.: АРКТИ, 2004. 3. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – Спб.: Речь, 2004. -352с. 4. Психология. Занятия с детьми 1-2 классов/ Сост. Р.М Мухаметова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004. – 112с. 5. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003. 6. Черемошкина Л.В. Память. Дети 7-10 лет. Учебно-методическое издание – Ярославль: Академия развития, 2007. -144с.
Дефектологический модуль к комплексной программе психолого - педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, интегрируемых в условия общеобразовательного учреждения
Содержание 1. Введение______________________________________________33 2. Раздел «Развитие представлений об окружающем мире»______38 2.1. Пояснительная записка____________________________________38 2.2. Тематическое планирование_______________________________43
3. Раздел «Развитие математических навыков и умений»________57 3.1. Пояснительная записка____________________________________57 3.2. Тематическое планирование _______________________________59 4. Список литературы _____________________________________67 5. Диагностический инструментарий_________________________69 5.1. Диагностика уровня сформированности представлений об окружающем мире (приложение №1) ________________________________70 5.2. Диагностика уровня сформированности математических навыков и умений (приложение №2) __________________________________________84
Введение Учебные курсы «Развитие представлений об окружающем мире» и «Развитие математических навыков и умений» способствуют эффективному усвоению содержания начальной ступени обучения и реализацию стандарта требований к знаниям и умениям обучающихся. Занятия построены с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития. Представленные направления работы, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличаются тем, что предусматривают коррекционную направленность. При работе с детьми, интегрированными в общеобразовательный класс, используются разнообразные практические упражнения, которые способствуют накоплению у обучающихся непосредственных наблюдений. На занятиях по развитию представлений об окружающем мире решаются задачи восполнения пробелов в развитии детей, расширения их кругозора, обогащения чувственного опыта, развитие общеинтеллектуальных умений (анализ, обобщение, группировка, классификация) на близком жизненному опыту ребенка материале. При изучении курса решаются следующие основные задачи: · закрепление знаний и представлений школьников о социальном и природном окружении; · повышение адаптивных возможностей детей путем улучшения социальной ориентировки; · обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности; · систематизация знаний и представлений об окружающем мире, которая способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам; · уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной и монологической речи; · активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения учащегося). Отбор учебного материала в программе осуществлен с учетом школьной программы ребенка с целью восполнения пробелов его предшествующего обучения и развития, создания условий для познания и понимания учащимися предметов и явлений окружающей действительности, близкой их жизненному опыту, для формирования умений рассказывать о них и обсуждать увиденное. В основу занятий по развитию математических навыков и умений положено содержание программы начальной общеобразовательной школы:
· изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычислений; · ознакомление с буквенной символикой, с геометрическими фигурами и величинами; · формирование практических умений — измерительных, графических; · формирование умений решать простые и составные арифметические задачи. Актуальность программы. Дети с задержкой психического развития пришедшие в школу начинают испытывать трудности в обучении. У них недостает сформированности некоторых психических функций, умений, навыков, они не успевают за другими учениками, т.к. им не хватает знаний для усвоения даваемого в общеобразовательной школе материала. Такие дети без специальной помощи не смогут овладеть общешкольным материалом. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосфер класса школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя игры со строгими правилами детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации целенаправленной деятельности. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития. Цели коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Поэтому работа на групповых занятиях должна быть направлена на общее развитие школьников, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей. Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере их изучения материала и выявления индивидуальных пробелов в развитии, отставания в обучении. При изучении школьников обращается внимание на состояние различных сторон их психической деятельности – памяти, внимания, мышления, речи; отмечается интерес ребенка к учению, другим видам деятельности, работоспособность, усидчивость, темп работы, умение преодолевать затруднения в решении поставленных задач, использовать разнообразные способы умственных и предметно – практических действий для выполнения заданий. Отмечаются учащиеся, для которых характерны состояния чрезмерной возбужденности или, наоборот, пассивности, заторможенности. В процессе обучения учащихся выявляется запас их знаний и представлений, умений и навыков, пробелы в усвоении программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. Длительность программы: до 1 года. Программа реализуется на основе диагностики, которая проводится 3 раза в год. Программу реализует учитель-дефектолог. Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей. Общие принципы и правила учебно – коррекционной работы с детьми, имеющих ЗПР: - необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку на занятиях; - необходимо предотвращать наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средства наглядности и т.п.); - в процессе обучения необходимо использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности; - на занятиях необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей; - во время работы с детьми необходимо проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности. Пояснительная записка Программа учебного курса «Развитие представлений об окружающем мире» разработана для детей с особыми образовательными потребностями, интегрируемыми во 2 класс общеобразовательной школы. Занятия учебного курса проводятся 1 раз в неделю, на протяжении учебного года. Данный курс обеспечивает формирование у учащихся целостного взгляда на окружающую природную и социальную среду, место человека в ней, воспитание правильного отношения к среде обитания и правила поведения в обществе и природе. При изучении курса решаются следующие основные задачи: · закрепление знаний и представлений школьников о социальном и природном окружении; · повышение адаптивных возможностей детей путем улучшения социальной ориентировки; · обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности; · систематизация знаний и представлений об окружающем мире, которая способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам; · уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной и монологической речи; · активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения учащегося). Отбор учебного материала в программе осуществлен с учетом школьной программы ребенка с целью восполнения пробелов его предшествующего обучения и развития, создания условий для познания и понимания учащимися предметов и явлений окружающей действительности, близкой их жизненному опыту, для формирования умений рассказывать о них и обсуждать увиденное. Занятия по ознакомлению с окружающим миром должны закрепить у детей умения: · вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего мира; · задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведенных наблюдениях; · проводить сравнение двух и более предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану; · обсуждать, выделять существенные признаки (под руководством взрослого) наблюдаемых событий, явлений, предметов; · правильно общаться и вести себя со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения. Программа занятий «Развитие представлений об окружающем мире» включает в себя диагностику уровня сформированности представлений об окружающем мире и два раздела: 1. Ближайшее окружение человека (темы: «Предметы вокруг нас», «Наша улица, наш дом», «Наша школа, наш класс», «Наш город»); 2. Природа вокруг нас (темы: «Сезонные изменения в природе», «Растения», «Животные»). Каждая из представленных тем является самостоятельной, но все вместе они формируют систему знаний и представлений о природе, обществе, человеке, о материальной культуре и нравственных эталонах. При прохождении темы «Предметы вокруг нас» учащиеся закрепляют знания о свойствах предметов, у них развиваются пространственные представления. На основе многократных действий с предметами учащиеся овладевают приемами сопоставления объектов, такими, как накладывание предметов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывание их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Кроме действий с предметами и их изображениями, на занятиях используются разнообразные виды продуктивной деятельности — аппликация, конструирование, работа с природным материалом, рисование, лепка. Темы «Наша улица, наш дом», «Наша школа, наш класс», «Наш город» направлены на уточнение и расширение конкретных представлений и знаний учащихся о предметах быта и труда, наиболее распространенных общественных учреждениях и городском транспорте. Дети закрепляют знания об общественной жизни, труде людей, о распространенных профессиях, учатся рассказывать о членах своей семьи, об их труде. В ходе обсуждения этих тем они закрепляют умения понимать поведение разных людей в сходных ситуациях, оценивать свое поведение и поведение окружающих как «правильное — неправильное», «хорошее — плохое», устанавливать связь между формой поведения человека и ответной реакцией окружающих людей, понимать причины негативных реакций у окружающих. Изучение данного раздела должно предусматривать анализ ситуаций, включающих те или иные проблемы, подведение учащихся к соответствующему выводу, организацию ролевого тренинга в классе (разговор по телефону, вызов «скорой помощи», обращение с просьбой к незнакомому лицу в транспорте, в других общественных местах), разбор примеров из художественной литературы с целью формирования нравственных представлений. Активизации познавательной деятельности детей, развитию их творческого воображения способствует игра. Наряду с дидактическими играми в данный раздел включены сюжетно-ролевые игры. Игра способствует накоплению необходимого сенсорного опыта, запаса разнообразных ярких отчетливых представлений, однако это первоначальный этап ознакомления учащихся с окружающей действительностью. Обязательной структурной единицей занятия являются также предметно-практическая и любые виды продуктивной деятельности, позволяющие «оживить», закрепить, уточнить представления интегрируемых детей об отдельных объектах и явлениях окружающего мира. Чередование различных видов деятельности способствует нормализации внимания учащихся и согласуется со структурой комбинированного занятия. Обязательным этапом работы является систематизация изучаемого материала. Школьники усваивают обобщающие понятия, осваивая приемы практической группировки и словесной классификации. Изучение раздела «Природа вокруг нас» предусматривает ознакомление детей с природой в процессе непосредственных наблюдений за отдельными объектами и явлениями, а также при организации практических работ учащихся. При описании сезонных изменений в природе употребляются сложноподчиненные предложения. Важно побуждать учащихся осуществлять самостоятельные обобщения, оформляя их в виде связного рассказа по данному плану или по опорным словам. В процессе наблюдений в природе школьники закрепляют знания, полученные в школе, о растительном и животном мире. Более глубокое изучение некоторых видов растений и животных, сравнение конкретных предметов с целью выделения их опознавательных признаков предусматриваются темами «Разнообразие растений», «Занимательное путешествие к орнитологу», «Домашние и дикие животные». Для закрепления знаний по данным темам используются работы учащихся с природным материалом. При этом у школьников формируется умение целенаправленно, последовательно и планомерно рассматривать изучаемые объекты, выделять их общие и отличительные признаки, существенные для отнесения данных предметов к определенным группам или категориям. В процессе коррекционно-развивающей работы школьники знакомятся не только с признаками отдельных конкретных объектов, но и усваивают обобщающие слова (родовые понятия). Для этого также организуется практическая деятельность учащихся по группировке и классификации реальных предметов и их изображений. На каждом занятии решаются определенные воспитательные задачи: умение заботиться о растениях и животных, нетерпимость к порче растений и уничтожению животных, способность воспринимать красивое в природе, обсуждение законов об охране природы. К концу учебного года учащиеся должны знать: · о природе: неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; правила поведения в природе; · основные сведения о своём городе, домашний адрес, виды транспорта, профессии; · правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасности поведения на улице, в быту; · имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах. К концу учебного года учащиеся должны уметь: · различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; выполнять правила поведения в природе; · различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством взрослых; · выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; · использовать основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; выполнять правила поведения в общественных местах; · определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Природа вокруг нас Сезонные изменения в природе (4 ч) Изменения в природе в зависимости от времени года. Осень. Наблюдение характерных признаков: похолодание, продолжительные дожди, первые заморозки, изменение окраски листьев, увядание травы, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых. Зима. Наблюдение характерных признаков: мороз, снегопады и метели, постоянный снеговой покров, замерзание водоемов, растения и животные зимой. Весна. Наблюдение характерных признаков: потепление, таяние снега, ледоход, разлив рек, распускание листьев на деревьях и кустарниках, появление первых цветов и зеленой травы, прилет птиц, появление насекомых. Труд людей в разные времена года: уборка урожая, расчистка дорог от снега, посадка деревьев, кустарников, цветов, овощей. Бережное отношение к окружающей природе. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: • названия времен года, их последовательность; • отличительные признаки времен года (осень, весна, зима, лето). Учащиеся должны уметь: • составлять рассказ о погоде одного дня на основе собственных наблюдений.
Растения (1 ч) Узнавание и называние трех-четырех видов деревьев, одного-двух видов кустарников, двух-трех видов цветковых растений по основным отличительным признакам (по листьям, форме и величине плодов, цветку, коре). Бережное отношение к растениям; Умение рассказать о внешних отличительных признаках двух-трех растений (например, липы, березы, ели, сосны, мать-и-мачехи, одуванчика).
Животные (3 ч) Домашние и дикие животные. Детеныши животных. Узнавание и называние пяти-шести видов животных и их детенышей, распространенных в данной местности. Деятельность взрослых и детей по охране животных в домашних условиях и в природной среде. Правила обращения с животными (не подходить к чужим собакам, не брать на руки и не гладить чужих кошек, не брать из гнезда птенцов, не ловить в запрещенных местах рыбу и т.п.). Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: • названия пяти-шести растений; • названия пяти-шести изученных видов животных. Учащиеся должны уметь: • узнавать изученных животных и растения в природе; • соблюдать правила поведения в природе. Тематическое планирование по «Развитию представлений об окружающем мире» для группы детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, интегрируемыми в общеобразовательный класс.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.09 с.) |