Комплексного психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексного психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста



Утверждаю

Директор ГОБОУ ЦПМСС

М.Я. Майкович

«28» сентября 2012 г.

Программа

Комплексного психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста

с задержкой психического развития, интегрируемых в условия общеобразовательного учреждения

Авторы-составители:

Джаврук А.Д., педагог-психолог

Цилимецкая А.В., учитель-дефектолог

Шистерова Т.А., учитель-логопед

Васинцева О.М., социальный педагог

Срок реализации программы –  до 1-го года

Мурманск, 2012 г.

Содержание

1. Пояснительная записка________________________________________2

2. Психологический модуль к программе___________________________8

3. Дефектологический модуль к программе________________________ 31

4. Логопедический модуль к программе___________________________90

5. Социально-педагогическое сопровождение родителей детей младшего школьного возраста, интегрируемых в условия общеобразовательного учреждения_____________________________________________________120

6. Список литературы к программе комплексного психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, интегрируемых в условия общеобразовательного учреждения _________________________________140

 

 

Пояснительная записка

В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. За последние 20-25 лет число таких обучающихся только в начальной школе выросло в 2-2,5 раза (30% и более). Наиболее многочисленную группу риска составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР).

Правильная организация интегрированного обучения детей с ЗПР в среде нормально развивающихся сверстников – актуальная задача для общеобразовательного учреждения. Существует ряд нерешенных проблем, которые препятствуют широкому распространению интеграции в системе образования:

• ограниченность нормативно-правовой базы, обеспечивающей условия организации интегрированного обучения;

• отсутствие необходимого числа квалифицированных специалистов и педагогов, владеющих знаниями и технологиями коррекционно-развивающего и интегрированного обучения;

• недостаточность материально–технического оснащения процесса интегрированного обучения (специальное оборудование, дидактические средства и пр.);

• психологическая неготовность педагогов, нормально развивающихся сверстников и их родителей к принятию учеников с ЗПР в обычный класс общеобразовательной школы,

• несвоевременное выявление и включение детей с проблемами в систему коррекционной психолого-педагогической помощи;

• ограниченность программно-методического обеспечения, ориентированного на условия интегрированного обучения детей с задержкой психического развития.

Коррекционно-развивающая работа является дополнительной деятельностью к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе. В коррекционно-развивающей работе особое место занимает психологическая и педагогическая коррекция. Педагогическая коррекция должна быть направлена на устранение пробелов в знаниях, на усвоение отдельных учебных предметов или их разделов.

При организации коррекционно-развивающего обучения  учитываются следующие принципы:

Динамичность восприятия учебного материала.

Предполагает использование заданий по степени нарастающей трудности, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического.

Психологический модуль

к комплексной программе

психолого - педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста

 с задержкой психического развития, интегрируемых в условия общеобразовательного учреждения

 

 

Содержание

1. Пояснительная записка_______________________________________10

2. Тематическое планирование___________________________________14

3. Диагностический инструментарий______________________________29

4. Список литературы__________________________________________ 30

 

Пояснительная записка

 

Современные подходы к образовательному про­цессу требуют учета потребностей каждого ребенка и мак­симальной индивидуализации. Успешность воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка, а тем более ре­бенка с отклонениями в развитии.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.

В этиологии ЗПР, как известно, могут фигурировать конституционные факторы, хронические и соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация, органическая и / или функциональная недостаточность центральной нервной системы. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Этим объясняется необходимость определения специальных условий обучения и воспитания детей с ЗПР в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации их состояния под воздействием психолого-педагогических, лечебных и временных факторов.

Дети с ЗПР, так же как все другие дети с ОВЗ, «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития» (Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ).

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития в интегрируемой группе в условиях учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Целью программы активизация высших психических функций, повышение возможностей самоконтроля, укрепление психологического статуса ребенка.

Программа направлена на решение следующих задач:

· развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

· развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

· формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Программа рассчитана на 54 занятий. Периодичность 2 раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 30 минут. Занятия проводятся в групповой и подгрупповой форме. Основная форма занятия подгрупповая.

Срок освоения программы – до 1 года.

Структура программы включает разделы:

· развитие познавательной деятельности;

· развитие эмоционально-личностной сферы;

· формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Этапы программы:

1. Диагностический

- диагностика проблем обучения в школе

2. Коррекционно-развивающий

- стимуляция познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;

- развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т.д.);

- развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

- развитие восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;

- стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей),

- повышение адаптационных возможностей ребенка (в том числе снятие тревожности);

- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;

- стимуляция коммуникативной активности;

- формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности.

3. Аналитический

- Диагностика проблем школьного обучения в сравнении с данными первичного обследования.

Структура развивающих занятий:

1. Вводная часть. (Разминка.)

Создание доброжелательной атмосферы. Установка на взаимодействие.

2. Основная часть.

Отработка умений по теме занятия. Использование соответствующих заданий, игр, упражнений, исходя из задач программы, с учетом результатов диагностического этапа.

3. Заключительная часть.

Снятие психоэмоционального напряжения, общая рефлексия.

Список литературы.

1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия – школьник: Программа формирования индивидуальной познавательной деятельности у младших школьников. – М.: Генезис, 2000.

2. Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. – М.: АРКТИ, 2004.

3. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – Спб.: Речь, 2004. -352с.

4. Психология. Занятия с детьми 1-2 классов/ Сост. Р.М Мухаметова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004. – 112с.

5. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003.

6. Черемошкина Л.В. Память. Дети 7-10 лет. Учебно-методическое издание – Ярославль: Академия развития, 2007. -144с.

 

 

Дефектологический  модуль

к комплексной программе

психолого - педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста

 с задержкой психического развития, интегрируемых в условия общеобразовательного учреждения

 

 

Содержание

1. Введение______________________________________________33

2. Раздел «Развитие представлений об окружающем мире»______38

2.1. Пояснительная записка____________________________________38

2.2. Тематическое  планирование_______________________________43

3. Раздел «Развитие математических навыков и умений»________57

3.1. Пояснительная записка____________________________________57

3.2. Тематическое планирование _______________________________59

4. Список литературы _____________________________________67

5. Диагностический инструментарий_________________________69

5.1. Диагностика уровня сформированности представлений об окружающем мире (приложение №1) ________________________________70

5.2. Диагностика уровня сформированности математических навыков и умений (приложение №2) __________________________________________84

 

Введение

Учебные курсы «Развитие представлений об окружающем мире» и «Развитие математических навыков и умений» способствуют эффективному усвоению содержания начальной ступени обучения и реализацию стандарта требований к знаниям и умениям обучающихся. Занятия построены с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.

Представленные направления работы, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличаются тем, что предусматривают коррекционную направленность. При работе с детьми, интегрированными в общеобразовательный класс, используются разнообразные практические упражнения, которые способствуют накоплению у обучающихся непосредственных наблюдений.

На занятиях по развитию представлений об окружающем мире решаются задачи восполнения пробелов в развитии детей, расширения их кругозора, обогащения чувственного опыта, развитие общеинтеллектуальных умений (анализ, обобщение, группировка, классификация) на близком жизненному опыту ребенка материале. При изучении курса решаются следующие основные задачи:

· закрепление знаний и представлений школьников о социальном и природном окружении;

· повышение адаптивных возможностей детей путем улучшения социальной ориентировки;

· обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;

· систематизация знаний и представлений об окружающем мире, которая способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;

· уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной и монологической речи;

· активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения учащегося).

Отбор учебного материала в программе осуществлен с учетом школьной программы ребенка с целью восполнения пробелов его предшествующего обучения и развития, создания условий для познания и понимания учащимися предметов и явлений окружающей действительности, близкой их жизненному опыту, для формирования умений рассказывать о них и обсуждать увиденное.

В основу занятий по развитию математических навыков и умений положено содержание программы начальной общеобразовательной школы: 

· изучение натуральных чисел, арифметических действий, при­емов вычислений;

· ознакомление с буквенной символикой, с геометрическими фигурами и величинами;

· формирование практических умений — измерительных, гра­фических;

· формирование умений решать простые и составные арифме­тические задачи.

Актуальность программы. Дети с задержкой психического развития пришедшие в школу начинают испытывать трудности в обучении. У них недостает сформированности некоторых психических функций, умений, навыков, они не успевают за другими учениками, т.к. им не хватает знаний для усвоения даваемого в общеобразовательной школе материала. Такие дети без специальной помощи не смогут овладеть общешкольным материалом.

Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосфер класса школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя игры со строгими правилами детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации целенаправленной деятельности.

Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.

Цели коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Поэтому работа на групповых занятиях должна быть направлена на общее развитие школьников, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере их изучения материала и выявления индивидуальных пробелов в развитии, отставания в обучении. При изучении школьников обращается внимание на состояние различных сторон их психической деятельности – памяти, внимания, мышления, речи; отмечается интерес ребенка к учению, другим видам деятельности, работоспособность, усидчивость, темп работы, умение преодолевать затруднения в решении поставленных задач, использовать разнообразные способы умственных и предметно – практических действий для выполнения заданий. Отмечаются учащиеся, для которых характерны состояния чрезмерной возбужденности или, наоборот, пассивности, заторможенности.

В процессе обучения учащихся выявляется запас их знаний и представлений, умений и навыков, пробелы в усвоении программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам.

Длительность программы: до 1 года.

Программа реализуется на основе диагностики, которая проводится 3 раза в год.

Программу реализует учитель-дефектолог.

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей.

Общие принципы и правила учебно – коррекционной работы с детьми, имеющих ЗПР:

- необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку на занятиях;

- необходимо предотвращать наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средства наглядности и т.п.);

- в процессе обучения необходимо использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности;

- на занятиях необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей;

- во время работы с детьми необходимо проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

Пояснительная записка

Программа учебного курса «Развитие представлений об окружающем мире» разработана для детей с особыми образовательными потребностями, интегрируемыми во 2 класс общеобразовательной школы. Занятия учебного курса проводятся 1 раз в неделю, на протяжении учебного года. Данный курс обеспечивает формирование у учащихся целостного взгляда на окружающую природную и социальную среду, место человека в ней, воспитание правильного отношения к среде обитания и правила поведения в обществе и природе.

При изучении курса решаются следующие основные задачи:

· закрепление знаний и представлений школьников о социальном и природном окружении;

· повышение адаптивных возможностей детей путем улучшения социальной ориентировки;

· обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;

· систематизация знаний и представлений об окружающем мире, которая способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;

· уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной и монологической речи;

· активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения учащегося).

Отбор учебного материала в программе осуществлен с учетом школьной программы ребенка с целью восполнения пробелов его предшествующего обучения и развития, создания условий для познания и понимания учащимися предметов и явлений окружающей действительности, близкой их жизненному опыту, для формирования умений рассказывать о них и обсуждать увиденное.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром должны закрепить у детей умения:

· вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего мира;

· задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведенных наблюдениях;

· проводить сравнение двух и более предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;

· обсуждать, выделять существенные признаки (под руководством взрослого) наблюдаемых событий, явлений, предметов;

· правильно общаться и вести себя со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения.

Программа занятий «Развитие представлений об окружающем мире» включает в себя диагностику уровня сформированности представлений об окружающем мире и два раздела:

1. Ближайшее окружение человека (темы: «Предметы вокруг нас», «Наша улица, наш дом», «Наша школа, наш класс», «Наш город»);

2. Природа вокруг нас (темы: «Сезонные изменения в природе», «Растения», «Животные»).

Каждая из представленных тем является самостоятельной, но все вместе они формируют систему знаний и представлений о природе, обществе, человеке, о материальной культуре и нравственных эталонах.

При прохождении темы «Предметы вокруг нас» учащиеся закрепляют знания о свойствах предметов, у них развиваются про­странственные представления.

На основе многократных действий с предметами учащиеся ов­ладевают приемами сопоставления объектов, такими, как накла­дывание предметов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывание их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Кроме действий с предметами и их изо­бражениями, на занятиях используются разнообразные виды про­дуктивной деятельности — аппликация, конструирование, работа с природным материалом, рисование, лепка.

Темы «Наша улица, наш дом», «Наша школа, наш класс», «Наш город» направлены на уточнение и рас­ширение конкретных представлений и знаний учащихся о предме­тах быта и труда, наиболее распространенных общественных уч­реждениях и городском транспорте. Дети закрепляют знания об общественной жизни, труде людей, о распространенных профессиях, учатся рассказывать о членах своей семьи, об их труде. В ходе об­суждения этих тем они закрепляют умения понимать поведение разных людей в сходных ситуациях, оценивать свое поведение и поведение окру­жающих как «правильное — неправильное», «хорошее — плохое», устанавливать связь между формой поведения человека и ответной реакцией окружающих людей, понимать причины негативных ре­акций у окружающих.

Изучение данного раздела должно предусматривать анализ ситуаций, включающих те или иные проблемы, подведение учащихся к соответствующему выво­ду, организацию ролевого тренинга в классе (разговор по телефону, вызов «скорой помощи», обращение с просьбой к незнакомому лицу в транспорте, в других общественных местах), разбор приме­ров из художественной литературы с целью формирования нрав­ственных представлений.

Активизации познавательной деятельности детей, развитию их творческого воображения способствует игра. Наряду с дидактиче­скими играми в данный раздел включены сюжетно-ролевые игры. Игра способствует накоплению необходимого сенсорного опыта, запаса разнообразных ярких отчетливых представлений, однако это первоначальный этап ознакомления учащихся с окружающей действительностью. Обязательной структурной единицей занятия являются также предметно-практи­ческая и любые виды продуктивной деятельности, позволяющие «оживить», закрепить, уточнить представления интегрируемых детей об отдель­ных объектах и явлениях окружающего мира. Чередование раз­личных видов деятельности способствует нормализации внима­ния учащихся и согласуется со структурой комбинированного занятия. Обязательным этапом работы является систематизация из­учаемого материала. Школьники усваивают обобщающие поня­тия, осваивая приемы практической группировки и словесной классификации.

Изучение раздела «Природа вокруг нас» предусматривает ознакомле­ние детей с природой в процессе непосредственных наблюдений за отдельными объектами и явлениями, а также при организации практических ра­бот учащихся.

При описании сезонных изменений в природе употребляются сложноподчиненные предложения. Важно по­буждать учащихся осуществлять самостоятельные обобщения, оформляя их в виде связного рассказа по данному плану или по опорным словам.

В процессе наблюдений в природе школьники закрепляют знания, полученные в школе, о растительном и животном мире. Более глубокое изучение не­которых видов растений и животных, сравнение конкретных пред­метов с целью выделения их опознавательных признаков пред­усматриваются темами «Разнообразие растений», «Занимательное путешествие к орнитологу», «Домашние и дикие животные». Для закрепления знаний по данным темам ис­пользуются работы учащихся с природным материалом. При этом у школьников формируется умение целенаправленно, последова­тельно и планомерно рассматривать изучаемые объекты, выделять их общие и отличительные признаки, существенные для отнесе­ния данных предметов к определенным группам или категориям.

В процессе коррекционно-развивающей работы школьники знакомятся не только с при­знаками отдельных конкретных объектов, но и усваивают обобщающие слова (родовые понятия). Для этого также организуется практическая деятельность учащихся по группировке и классифи­кации реальных предметов и их изображений.

На каждом занятии решаются определенные воспитательные за­дачи: умение заботиться о растениях и животных, нетерпимость к порче растений и уничтожению животных, способность воспри­нимать красивое в природе, обсуждение законов об охране природы.

К концу учебного года учащиеся должны знать:

· о природе: неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; правила поведения в природе;

· основные сведения о своём городе, домашний адрес, виды транспорта, профессии;

· правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасности поведения на улице, в быту;

· имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

· различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; выполнять правила поведения в природе;

· различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством взрослых;

· выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

· использовать основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; выполнять правила поведения в общественных местах;

· определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Природа вокруг нас

Сезонные изменения в природе (4 ч)

Изменения в природе в зависимости от времени года.

Осень. Наблюдение характерных признаков: похолодание, про­должительные дожди, первые заморозки, изменение окраски лис­тьев, увядание травы, листопад, отлет птиц, исчезновение насеко­мых.

Зима. Наблюдение характерных признаков: мороз, снегопады и метели, постоянный снеговой покров, замерзание водоемов, рас­тения и животные зимой.

Весна. Наблюдение характерных признаков: потепление, таяние снега, ледоход, разлив рек, распускание листьев на деревьях и кус­тарниках, появление первых цветов и зеленой травы, прилет птиц, появление насекомых.

Труд людей в разные времена года: уборка урожая, расчистка до­рог от снега, посадка деревьев, кустарников, цветов, овощей. Бе­режное отношение к окружающей природе.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• названия времен года, их последовательность;

• отличительные признаки времен года (осень, весна, зима, ле­то).

Учащиеся должны уметь:

составлять рассказ о погоде одного дня на основе собственных наблюдений.

 

Растения (1 ч)

Узнавание и называние трех-четырех видов деревьев, одного-двух видов кустарников, двух-трех видов цветковых растений по основным отличительным признакам (по листьям, форме и величине плодов, цветку, коре).

Бережное отношение к растениям; Умение рассказать о внешних отличительных признаках двух-трех растений (например, липы, березы, ели, сосны, мать-и-мачехи, одуванчика).

 

Животные (3 ч)

Домашние и дикие животные. Детеныши животных. Узнавание и называние пяти-шести видов животных и их детенышей, распро­страненных в данной местности.

Деятельность взрослых и детей по охране животных в домашних условиях и в природной среде. Правила обращения с животными (не подходить к чужим собакам, не брать на руки и не гладить чу­жих кошек, не брать из гнезда птенцов, не ловить в запрещенных местах рыбу и т.п.).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

названия пяти-шести растений;

• названия пяти-шести изученных видов животных.

Учащиеся должны уметь:

• узнавать изученных животных и растения в природе;

• соблюдать правила поведения в природе.

Тематическое планирование по «Развитию представлений об окружающем мире» для группы детей младшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, интегрируемыми в общеобразовательный класс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.09 с.)