Принцип продуктивной обработки информации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип продуктивной обработки информации.



В учебный процесс включаются задания, предполагающие самостоятельную обработку информации обучающимися с использованием дозированной поэтапной помощи педагога. Предварительно специалист обучает работать с информацией по образцу, алгоритму, вопросам. Обучающийся осуществляет перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

3. Принцип развития и коррекции высших психических функций основан на включении в занятие специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, навыков чтения и устного высказывания.

4. Принцип мотивации к обучению подразумевает, что каждое задание должно быть четким, т.е. обучающийся должен точно знать, что надо сделать для получения результата. У ребенка в случае затруднения должна быть возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл - повторю - вспомню - сделаю).

Цель сопровождения: обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

На наш взгляд, следует ориентироваться не только на возрастные нормы, но в большей степени – на уровень актуального развития ребенка.

Задачи сопровождения:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

- психологическое обеспечение образовательных программ;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.

Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития в интегрируемой группе в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения.

Учитываякомплексный подход и тесную взаимосвязь в работе команды специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога, а также тесное взаимодействие с семьёй ребенка, интегрируемого в общеобразовательное учреждение, программа содержит:

1. Психологический модуль.

Цель - активизация высших психических функций, повышение возможностей самоконтроля, укрепление психологического статуса ребенка.

2. Логопедический модуль.

Цель  – коррекция нарушений письменной речи.

3. Дефектологический модуль.

Цель – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

4. Социально-педагогический модуль сопровождения родителей интегрируемых детей, которое осуществляет социальный педагог. Его деятельность носит просветительский характер.

Каждый модуль программы содержит: пояснительную записку; тематическое планирование; диагностический инструментарий; список использованной литературы; информационно-методические материалы, которые носят вариативный характер и пополняются по мере работы специалистов на группе.

Общие принципы и правила коррекционно-развивающей работы с обучающимися с задержкой психического развития:

-   осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку на занятиях;

-   предотвращение утомления во время занятий, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средства наглядности и т.п.);

-   использование методик и технологий, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности;

-   уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей;

-   во время работы с детьми необходимо проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

Основная форма организации занятий – работа с детьми в малых подгруппах по 2 человека. Подгруппы формируются с учетом однородной структуры речевого дефекта. На каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут. Сохраняется традиционная структура коррекционно-развивающих занятий: организационная, основная и заключительная части. Результаты коррекционно-развивающей работы по программам выявляются в ходе проведения первичной, промежуточной и итоговой диагностик.

 

 

Психологический модуль

к комплексной программе

психолого - педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста

 с задержкой психического развития, интегрируемых в условия общеобразовательного учреждения

 

 

Содержание

1. Пояснительная записка_______________________________________10

2. Тематическое планирование___________________________________14

3. Диагностический инструментарий______________________________29

4. Список литературы__________________________________________ 30

 

Пояснительная записка

 

Современные подходы к образовательному про­цессу требуют учета потребностей каждого ребенка и мак­симальной индивидуализации. Успешность воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка, а тем более ре­бенка с отклонениями в развитии.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.

В этиологии ЗПР, как известно, могут фигурировать конституционные факторы, хронические и соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация, органическая и / или функциональная недостаточность центральной нервной системы. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Этим объясняется необходимость определения специальных условий обучения и воспитания детей с ЗПР в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации их состояния под воздействием психолого-педагогических, лечебных и временных факторов.

Дети с ЗПР, так же как все другие дети с ОВЗ, «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития» (Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ).

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития в интегрируемой группе в условиях учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Целью программы активизация высших психических функций, повышение возможностей самоконтроля, укрепление психологического статуса ребенка.

Программа направлена на решение следующих задач:

· развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

· развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

· формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Программа рассчитана на 54 занятий. Периодичность 2 раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 30 минут. Занятия проводятся в групповой и подгрупповой форме. Основная форма занятия подгрупповая.

Срок освоения программы – до 1 года.

Структура программы включает разделы:

· развитие познавательной деятельности;

· развитие эмоционально-личностной сферы;

· формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Этапы программы:

1. Диагностический

- диагностика проблем обучения в школе

2. Коррекционно-развивающий

- стимуляция познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;

- развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т.д.);

- развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

- развитие восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;

- стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей),

- повышение адаптационных возможностей ребенка (в том числе снятие тревожности);

- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;

- стимуляция коммуникативной активности;

- формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности.

3. Аналитический

- Диагностика проблем школьного обучения в сравнении с данными первичного обследования.

Структура развивающих занятий:

1. Вводная часть. (Разминка.)

Создание доброжелательной атмосферы. Установка на взаимодействие.

2. Основная часть.

Отработка умений по теме занятия. Использование соответствующих заданий, игр, упражнений, исходя из задач программы, с учетом результатов диагностического этапа.

3. Заключительная часть.

Снятие психоэмоционального напряжения, общая рефлексия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.018 с.)