Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика уровня сформированности математических навыков и умений
Дата______________________________________________________________ ФИО ребенка_______________________________________________________
Особенности логико-математического мышления________________________ __________________________________________________________________ Состояние общей и мелкой моторики (некоординированность, неловкость движений, скованность, моторная напряженность, ведущая рука)__________ __________________________________________________________________ Графические навыки (правильность линий, штриховка, ориентировка на листе бумаги) ______________________________________________________ Работоспособность _________________________________________________ Заключение__________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации________________________________________________________________________________________________________________________ Учитель-дефектолог Диагностика уровня сформированности математических навыков и умений проводилась по материалам С. Д. Забрамной «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». 1. В таблице 6 (см. таблица 6) даны варианты заданий для исследования уровня овладения прямым и обратным числовым рядом в пределах 20, знание места числа в числовом ряду. Задания выполняют устно (ребенок показывает указкой порядок соединения и называет пропущенные в «домиках» числа) или письменно (ребенок соединяет карандашом числа и вписывает пропущенные числа в «домики»). 2. В таблице 7 (см. таблица 7) даны разные по характеру задания. С их помощью молено определить понимание инструкции, знание числового ряда; сформированность разрядного строения числа; уровень овладения понятиями «больше», «меньше»; действиями сложения и вычитания в пределах 20. Обследуемый читает задания. Ребенок отвечает в устной форме. 3. На таблице 8 (см. таблица 8) даны три задачи. К задачам имеются иллюстрации. Ребенок должен составить условие задачи и решить ее. В процессе наблюдения за действиями ребенка выявляют понимание им задания, способность анализировать условия и самостоятельно составлять задачи по краткой записи; соблюдать необходимую логическую последовательность; обосновывать решение; вычислительные умения.
Задачи дети могут решать устно или письменно. 4. Прежде чем предлагать таблицу 9 (см. таблица 9), перед ребенком раскладывают несколько геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) и просят назвать их. Затем дают таблицу и просят назвать известные ему геометрические фигуры, из которых состоят изображенные предметы. С помощью этих заданий выясняют знание детьми геометрических фигур.
Таблица 6
Таблица 7
Таблица 8
Таблица 9
Логопедический модуль к комплексной программе психолого - педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, интегрируемых в условия общеобразовательного учреждения
Содержание 1. Пояснительная записка_______________________________________92 2. Тематическое планирование___________________________________99 3. Диагностический инструментарий_____________________________109 3.1. Диагностика речевого развития детей младшего школьного возраста (приложение №1)______________________________________________110 3.2. Карта диагностического обследования (приложение №2)_________113 3.3. Индивидуальная речевая карта (приложение №3)_______________ 115 4. Список литературы__________________________________________119
Пояснительная записка В условиях всесторонней и глубокой модернизации системы общего образования в Российской Федерации актуальной является проблема совершенствования работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, направленной на успешную социализацию и интеграцию в современное общество. К категории детей с ограниченными возможностями здоровья также относятся дети и с задержкой психического развития. Данная категория детей может получать образование не только в коррекционно-развивающих классах или специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VII вида, но и в массовых классах образовательных учреждений. Состав обучающихся с задержкой психического развития очень неоднороден. Часто отмечаются нарушения слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти, затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой. Современный урок включает разнообразные виды работ: ученики слушают объяснения учителя, отвечают на вопросы, самостоятельно выполняют задания, решают логические задачи и т.п. Дети, у которых не сформировано умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, не успевают за темпом урока, «застревают» на каком-то одном моменте и затем отключаются от последующего хода урока.
Для успешного освоения программы по русскому языку обучающимся необходимо следующее: - достаточный речевой опыт и словарный запас; - развернутая фразовая речь; - понимание зависимостей, выраженных в соответствующих структурах; - уметь держать в уме определенный алгоритм действий и руководствоваться им в соответствующих ситуациях. По всем этим позициям у обучающихся с задержкой психического развития имеются серьезные проблемы. При несформированности слухового внимания и памяти обучающиеся с трудом удерживают в памяти ряд из 5 – 6 слов, затрудняются в воспроизведении предложения из 4 – 5 слов. Для них практически недоступным является письмо по памяти с опорой на слуховое восприятие. Не в полном объеме воспринимают речь учителя, обращенную ко всему классу. Несформированность зрительного внимания, восприятия и памяти препятствует правильному чтению. Дети допускают большое количество ошибок при списывании, затрудняются при нахождении ошибок во время проверки своей письменной работы, не умеют пользоваться таблицами, плакатами, образцами, данными на доске или в учебнике. При несформированности фонематического восприятия обучающиеся затрудняются в овладении слоговым и звуко-буквенным анализом. В письменных работах таких учеников встречается большое количество разнообразных ошибок: пропуски; недописывание букв и слогов; наращивание слов лишними буквами и слогами; перестановки букв или слогов; грубое искажение слов; слитное написание слов. При несформированности фонематического слуха – затрудняются в различении фонем родного языка. На письме это проявляется в виде смешения букв по звонкости – глухости; по акустико-артикуляционному сходству. При несформированнрсти пространственного восприятия в письменных работах часто встречаются ошибки на смешение элементов букв, сходных по написанию. Лексический запас данной группы обучающихся отличается бедностью и неточностью. Неумение пользоваться грамматическими связями слов в предложении приводит к аграмматизмам на письме. Все выше перечисленные причины лежат в основе специфического нарушения письменной речи – дисграфии обучающихся. Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития в интегрируемой группе в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения. Цель программы – коррекция нарушений письменной речи. Задачи программы: - формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; - обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире; - развитие связной речи посредством формирования и совершенствования целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи;
- формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы. При реализации данной программы учитываются следующие требования к коррекционно-развивающей работе: - новый материал на занятии преподносится предельно развернутым; - значительное место отводится практической деятельности с обучающимися: работе по схемам, таблицам, с разрезной азбукой, с перфокартами и т.д.; - систематически повторяется пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного освоения нового; - используемый словарный материал уточняется, пополняется, расширяется путем соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира; - выполнение письменных заданий предваряется анализом звукового материала с целью предупреждения ошибок. Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребенку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий. Структура программы включает следующие блоки: I блок – формирование фонетико-фонематических представлений на материале слов различной слоговой структуры. II блок – формирование фонетико-фонематических представлений на материале гласных I и II ряда (обеспечивающих твердость-мягкость согласных звуков). Мягкость согласных за счет мягкого знака. III блок – формирование фонетико-фонематических представлений на материале звонких и глухих согласных. IV блок - формирование фонетико-фонематических представлений на материале трансформационных упражнений (преобразования слов). Словоизменение. V блок - формирование представлений о морфологическом составе слова. Словообразование. Срок освоения программы – до 1 года. Основные условия организации коррекционно-образовательного процесса: - коррекционно-развивающие занятия, продолжительностью 30 минут; - оснащение необходимым оборудованием и наглядными пособиями; - комплексный подход и тесная взаимосвязь в работе команды специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога; - взаимодействие с семьёй ребенка, интегрируемого в общеобразовательное учреждение. Основная форма организации занятий – работа с детьми в малых подгруппах. Подгруппы формируются с учетом однородной структуры речевого дефекта. На каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут. Сохраняется традиционная структура логопедических занятий: организационная, основная и заключительная части. Результаты коррекционно-развивающей работы по программе выявляются в ходе проведения первичной, промежуточной и итоговой диагностик.
Содержание программы: I блок – формирование фонетико-фонематических представлений на материале слов различной слоговой структуры. Анализ односложных слов. Анализ двусложных слов. Анализ трехсложных слов. Анализ четырехсложных слов. Анализ слов разной слоговой структуры. Звуко-буквенный состав слова. II блок – формирование фонетико-фонематических представлений на материале гласных I и II ряда (обеспечивающих твердость-мягкость согласных звуков). Мягкость согласных за счет мягкого знака. Гласные а-я. Гласные о-ё. Гласные у-ю. Гласные ы-и. Гласные э-е. Дифференциации парных гласных. Мягкость согласных за счет мягкого знака (на конце и в середине слова). III блок – формирование фонетико-фонематических представлений на материале звонких и глухих согласных. Дифференциация п - б (б’ - п’). Дифференциация т - д (т’ - д’). Дифференциация с - з (с’ - з’). Дифференциация ш - ж. Дифференциация с - ш. Дифференциация ж - з. Дифференциация р - л (р’ - л’). Дифференциация ч - т’. Дифференциация щ - с’. Дифференциация щ - ч. Дифференциация ц - с. Дифференциация ц - т. Дифференциация ц - ч. Дифференциация м - н. IV блок - формирование фонетико-фонематических представлений на материале трансформационных упражнений (преобразования слов). Словоизменение. Подстановочные упражнения. Обратные трансформационные упражнения. Добавление буквы в начале, середине, конце слова. Исключение буквы. Перестановка букв. Наращивание слова. Приемы прогнозирования. V блок - формирование представлений о морфологическом составе слова. Словообразование. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью суффиксов. Изменение слов с помощью окончаний. Управление словами в предложении с помощью предлогов. Подбор родственных слов. Ожидаемый результат. Обучающиеся должны знать и уметь: - различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, ударные и безударные гласные; - правильно произносить звуки и называть соответствующие буквы, соотносить количество звуков и букв в словах; - выделять окончание предложения соответствующими знаками препинания; - писать с заглавной буквы фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия населенных пунктов, улиц, книг; - списывать слова и предложения с печатного и рукописного текста; - писать под диктовку тексты, проверять правильность написанного; - составлять предложения из отдельных слов и 3 – 4 предложения на заданную тему; - восстанавливать деформированный текст; - делить слова на слоги, переносить слова по слогам.
Тематическое планирование по коррекции письменной речи
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЛОГОПЕДИЧЕКОМУ МОДУЛЮ
Приложение №1
Диагностика речевого развития детей младшего школьного возраста проводится с помощью различных методик обследования. Существует несколько наиболее часто используемых: · «Дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма у школьников» Р. И. Лалаевой. · «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов» Т. А. Фотековой. · «Методика обследования нарушений речи у детей» Г. А. Волковой. · «Технология логопедического обследования младших школьников» Грибовой.
Обследование обучающихся второго класса. Предлагаются задания по чтению и письму, исследуется навык языкового анализа.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.083 с.) |