Применение мер антимонопольного реагирования в сфере розничной торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение мер антимонопольного реагирования в сфере розничной торговли



Посредством торговых сетей, занимающих конечное положение в товаропроводящей цепи между производителями продовольственных товаров и потребителями данных товаров, граждане Российской Федерации обеспечиваются продовольственными товарами, что свидетельствует о высокой социальной значимости их деятельности и важности осуществляемого контроля в этой сфере.

1.1. В 2020 году территориальными органами ФАС России было рассмотрено 10 дел о нарушении Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ (далее - Закон о торговле), по итогам рассмотрения которых вынесены решения о признании нарушения антимонопольного законодательства (количество дел сократилось по сравнению с 2019 годом).

Наибольшее количество нарушений, по-прежнему, выявляется в действиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Так, в 2020 году из 7 из 10 дел рассмотрено по статье 15 Закона о торговле, 2 дела - по пункту 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле, 1 дело - по статье 14 Закона о торговле.

В 2020 году территориальными органами ФАС России было вынесено 18 постановлений по делам об административных правонарушениях за нарушения Закона о торговле (в 2019 году - 27 постановлений). Из указанных постановлений 15 было вынесено по статье 14.40 КоАП, наложены административные штрафы на общую сумму в размере 5 870 000 руб., 3 - по статье 14.42 КоАП, наложены административные штрафы на общую сумму в размере 60 000 руб.

Общая сумма штрафов составила 5 930 000 руб. (в 2019 году – 24 390 000 руб.). Таким образом, в 2020 году сумма наложенных административных штрафов сократилась в 4 раза по сравнению с 2019 годом.

1.2. В 2020 году ФАС России было рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 18/01/13-11/2020 в отношении ФГУП «Промсервис» ФСИН России (далее – ФГУП «Промсервис») по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 18/01/13-11/2020 было установлено, что ФГУП «Промсервис» в нарушение пункта 5 части 1 статьи 13 Закона о торговле не привело договоры комиссии, предусматривающие передачу ФГУП «Промсервис» на комиссию продовольственных товаров, в соответствие пункту 5 части 1 статьи 13 Закона о торговле (в силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» условия данных договоров должны были быть приведены в соответствие с требованиями Закона о торговле в срок до 01.01.2017), а также реализовывало один из указанных договоров комиссии.

Решением по делу № 18/01/13-11/2020 (исх. от 19.10.2020 № ТН/90773/20) ФГУП «Промсервис» признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 13 Закона о торговле, что выразилось в не приведении двух договоров комиссии в соответствие требованиям пункта 5 части 1 статьи 13 Закона о торговле, а также в реализации договора комиссии. Предписание по данному делу не выдавалось в связи с истечением срока действия одного из договоров комиссии и расторжением ФГУП «Промсервис» второго договора. Решение по делу № 18/01/13-11/2020 в суд не обжаловалось и вступило в силу.

За установленное Решением по делу № 18/01/13-11/2020 нарушение пункта 5 части 1 статьи 13 Закона о торговле ФГУП «Промсервис» привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 14.40 КоАП РФ. Постановлениями о наложении административных штрафов от 17.02.2021
№ 09/11642/21 и от 17.02.2021 № 09/11464/21 ФГУП «Промсервис» назначено 2 административных штрафа на общую сумму в размере 3 млн.руб.

1.3. В 2020 году завершилось в пользу ФАС России судебное обжалование значимого решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства
№ 5-9-1/00-18-17 (исх. от 14.03.2018 № АК/16571/18) в отношении АО «ДИКСИ Юг».

В рамках рассмотрения дела № 5-9-1/00-18-17 было установлено, что ООО «Фирма «Мортадель» и АО «ДИКСИ Юг» состояли в договорных правоотношениях, ООО «Фирма «Мортадель» передавало в собственность АО «ДИКСИ Юг» продовольственные товары. Кроме того, между ООО «Фирма «Мортадель» и АО «ДИКСИ Юг» был заключен договор оказания услуг, в силу которого АО «ДИКСИ Юг» оказывало ООО «Фирма «Мортадель» рекламные, маркетинговые, информационные и/или иные услуги.

АО «ДИКСИ Юг» (торговая сеть «ДИКСИ») является одной из крупнейших в Российской Федерации торговых сетей, реализующих в розницу продовольственные товары. Из материалов дела № 5-9-1/00-18-17 установлено, что в процессе реализации договорных отношений между ООО «Фирма «Мортадель» и АО «ДИКСИ Юг» ООО «Фирма «Мортадель» находилось в состоянии существенной экономической зависимости от АО «ДИКСИ Юг».

При рассмотрении дела № 5-9-1/00-18-17 установлено, что АО «ДИКСИ Юг», используя свою рыночную власть, определяло условия сотрудничества (взаимоотношений) для ООО «Фирма «Мортадель» и настаивало на принятии своих условий реализации договорных отношений. В свою очередь, ООО «Фирма «Мортадель», находясь в зависимом положении «слабой стороны» по отношению к АО «ДИКСИ Юг», безоговорочно принимало невыгодные для себя условия
АО «ДИКСИ Юг» под угрозой потери значительного канала реализации (сбыта) производимой продукции, что приводило, в том числе, к дополнительным необоснованным расходам ООО «Фирма «Мортадель» по оплате навязанных
АО «ДИКСИ Юг» услуг.

Учитывая совокупность обстоятельств дела № 5-9-1/00-18-17, установлено, что действия АО «ДИКСИ Юг», выразившиеся в одностороннем определении условий реализации договора оказания услуг, которые являлись невыгодными для ООО «Фирма «Мортадель», что создавало препятствия доступа указанного лица на соответствующие товарные рынки (реализации и (или) поставки продовольственных товаров, включая товары категорий «мясо и мясная продукция», «колбаса, колбасные изделия», «мясная гастрономия» и т.п.), являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». За совершение указанного правонарушения АО «ДИКСИ Юг» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, АО «ДИКСИ Юг» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 млн.руб.

Судебными актами по делу № А40-121722/2018 решение по делу № 5-9-1/00-18-17 признано законным (итоговое судебное решение вынесено 15.07.2020).

В рамках дела была подтверждена гипотеза о том, что в подавляющем большинстве случаев поставщики продовольственных товаров находятся в состоянии существенной рыночной зависимости от крупных торговых сетей, которые имеют возможность в одностороннем порядке определять условия сотрудничества с поставщиками, зачастую на невыгодных для поставщиков условиях.

Так, АО «ДИКСИ Юг» для ООО «Фирма «Мортадель» были созданы невыгодные условия деятельности и ограничивался доступ к соответствующим товарным рынкам. Подобная практика взаимоотношений приводит к негативным последствиям не только для поставщиков продовольственных товаров (потеря канала сбыта товаров, сокращение объемов производства и реализации товаров и т.п.), но и для населения Российской Федерации, так как снижается доступность производимых товаров, сокращается их ассортимент в магазинах торговой сети, что, в конечном счете, приводит к росту цен и снижению их качества.

Сформированная в рамках данного дела практика осуществления контроля за соблюдением торговыми сетями требований антимонопольного законодательства и выработанные подходы могут быть использованы антимонопольными органами при осуществлении контроля за деятельностью торговых сетей на всей территории Российской Федерации и в дальнейшем поможет пресекать аналогичные нарушения антимонопольного законодательства, связанные с односторонним определением торговыми сетями условий сотрудничества с поставщиками продовольственных товаров.

1.4. 16.09.2020 генеральному директору ООО «ДОБРОФЛОТ» А.В. Ефремову было выдано предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства (исх. от 16.09.2020 № ИА/80204/20). Основанием для выдачи предостережения явилось публичное заявление генерального директора ООО «ДОБРОФЛОТ» А.В. Ефремова, опубликованное 28.08.2020 на сайте сетевого издания «Коммерсантъ» (https://www.kommersant.ru/doc/4468388), согласно которому прогнозируется повышение цен на икру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.005 с.)