Международное сотрудничество в сфере конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное сотрудничество в сфере конкуренции



Реализация российским антимонопольным органом полномочий в сфере международного сотрудничества представляет собой одно из важнейших направлений в работе, обеспечивающих достижение стратегической задачи ведомства по повышению эффективности реализуемой конкурентной политики.

Достижение указанной цели, в том числе осуществляется путем совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, осуществления практического взаимодействия с антимонопольными регуляторами при расследовании конкретных случаев нарушения антимонопольного законодательств и рассмотрении глобальных сделок экономической концентрации, принятия мер по адвокатированию конкуренции и др.

Важным направлением международной деятельности ФАС России является развитие международно-правовой системы правовых и экономических отношений с целью создания общих правил ведения бизнеса, формирования справедливых условий хозяйствования в России и странах-партнёрах, обеспечения интересов российских хозяйствующих субъектов, оперирующих на зарубежных рынках.

В 2020 году ФАС России продолжила работу, направленную на совершенствование правовых механизмов взаимодействия антимонопольных органов в целях выявления и пресечения недобросовестных деловых практик транснациональных корпораций (ТНК). Основной площадкой для реализации данного направления работы является Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

С учетом решений 18-й сессии Межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в области конкуренции ЮНКТАД, состоявшейся в июле 2019 года, в отчетном периоде ФАС России осуществлялась подготовка к 8-й Конференции по пересмотру Комплекса по конкуренции ООН, которая состоялась 19-23 октября 2020 года (далее – 8-я Конференция ООН).

В рамках 8-й Конференции ООН были реализованы две инициативы:

разработка и принятие Руководящих принципов и процедур в соответствии с Секцией F Комплекса по конкуренции ООН – нового международного документа ООН, содержащего механизмы международного сотрудничества при правоприменении;

включение вопроса о борьбе с трансграничными картелями в качестве приоритетного направления работы ЮНКТАД на последующие пять лет и создание «задела» для разработки нового международного документа ООН в данной сфере в рамках сформированной по инициативе ФАС России рабочей группы ЮНКТАД по трансграничным картелям.

Запуск рабочей группы ЮНКТАД по трансграничным картелям будет способствовать созданию благоприятной основы для разработки и принятия                      к 2025 году на площадке ООН нового международного документа по борьбе                   с трансграничными картелями, применяемого всеми странами-членами ООН в независимости от уровня их экономического и социально-культурного развития.

    В 2020 году ФАС России выступила с рядом инициатив, направленных на повышение эффективности деятельности конкурентных ведомств при осуществлении правоприменительной деятельности (расследование нарушений антимонопольного законодательства, затрагивающих интересы сторон, а также рассмотрение глобальных сделок экономической концентрации) на площадке БРИКС.

ФАС России было предложено разработать Модельные рекомендации по применению механизма отказа от конфиденциальности (вейвера) при рассмотрении сделок экономической концентрации в странах БРИКС. Службой был разработан проект данного документа, который в целом был поддержан коллегами по БРИКС. Принято решение о принятии данных модельных рекомендаций в 2021 году.

Также ФАС России выступила с предложением об изучении вопроса применения в странах БРИКС программ смягчения ответственности за нарушение антимонопольного законодательства (сравнение нормативных правовых документов в данной сфере, изучение практики применения программ смягчения) и подготовке по результатам совместного документа, содержащего рекомендации по гармонизации программ смягчения ответственности в странах БРИКС. Принято решение о разработке предложенного ФАС России совместного документа в рамках деятельности Рабочей группы БРИКС по картелям.

Важно отметить, что указанные направления работы в формате БРИКС, получившие поддержку со стороны партнеров по Объединению, были инициированы ФАС России в год Председательства Российской Федерации в БРИКС в 2020 году.

В рамках Председательства Российской Федерации в БРИКС Президентом Российской Федерации были утверждены соответствующая Концепция, в том числе определившая магистральные задачи по поступательному развитию сотрудничества между странами БРИКС в области антимонопольной политики, и План мероприятий, включавший мероприятия по линии конкурентных ведомств БРИКС.

Было обеспечено продвижение кооперации между странами БРИКС в сфере антимонопольной политики, в том числе путем подписания руководителями конкурентных ведомств БРИКС Декларации о продлении на бессрочный период действия Меморандума о взаимопонимании между конкурентными ведомствами БРИКС в области сотрудничества в сфере конкурентного законодательства и политики, а также проработки инициативы создания Международного центра конкурентного права и политики БРИКС.

С целью подтверждения намерений по укреплению сотрудничества для защиты интересов потребителей и поддержки бизнеса принято Совместное заявление руководителей конкурентных ведомств БРИКС о консолидации усилий в борьбе с негативными экономическими последствиями, вызванными COVID-19.

Важным направлением международного сотрудничества российского антимонопольного органа является сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз). В условиях неприменения в рамках ЕАЭС мер внутренней защиты рынков, деятельность антимонопольных органов государств-членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) играет важную роль в достижении целей эффективного функционирования Союза, обеспечения свободного движения товаров и услуг, рабочей силы и капитала.

В рамках данного направления международной деятельности ФАС России в 2020 году осуществлялось сотрудничество Службы как с ЕЭК, так и с антимонопольными органами государств-членов ЕАЭС.

Сотрудничество с антимонопольными органами государств-членов ЕАЭС носило практическую направленность и было связано со взаимодействием при правоприменении.

ФАС России взаимодействовала с ЕЭК по более чем 20 заявлениям (материалам) о признаках нарушения общих правил конкуренции. В рамках правоприменительной деятельности ФАС России предоставляла в ЕЭК необходимую информацию, выполняла мотивированные запросы ЕЭК о проведении отдельных процессуальных действий, сотрудники ФАС России принимали участие в рассмотрении 11 дел о нарушении общих правил конкуренции.

Практическое взаимодействие с ЕЭК в 2020 году также было связано с вопросами введения и продления государственного ценового регулирования в государствах-членах ЕАЭС, а также с оценкой последствий предлагаемых защитных мер на состояние конкуренции на рынках ЕАЭС.

В 2020 году осуществлялась процедура по ратификации проекта Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанного Главами пяти государств-членов ЕАЭС 1 октября 2019 года. Протокол, в том числе предусматривает внедрение в право Союза механизмов «предупреждения» и «предостережения» нарушений общих правил конкуренции, которые позволят оперативно восстанавливать условия конкуренции на трансграничных рынках ЕАЭС, а также положения, определяющие необходимость разработки ряда нормативных правовых актов ЕЭК, связанных с реализацией полномочий по вынесению предупреждений и предостережений, подготовки годового отчета о состоянии конкуренции на трансграничных рынках ЕАЭС, применению механизма освобождения от ответственности при добровольном заявлении о заключении хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) антиконкурентных соглашений.

Следует отметить, что 2020 году на площадке ЕАЭС уделялось особое внимание вопросам формирования единых энергетических рынков, в частности единого рынка газа.

В 2020 году ФАС России проведена работа по разработке и согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями проектов Порядка осуществления биржевых торгов газом и Единых правил доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов ЕАЭС.

Также ФАС России участвовала в разработке и согласовании проекта Международного договора о формировании общего рынка газа Союза.

Принятие и реализация программных документов по формированию общего рынка газа Союза направлены на повышение энергетической безопасности государств-членов ЕАЭС, повышение надежности, доступности и качества газоснабжения потребителей газа на территориях государств-членов Союза, повышение экономической эффективности использования газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов ЕАЭС.

В 2020 году ФАС России традиционно продолжала развитие международного сотрудничества с международными организациями, такими как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международная конкурентная сеть (МКС).

В центре внимания международного конкурентного сообщества в 2020 году были вопросы, связанные с выработкой мер, направленных на борьбу с последствиями распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.

В течение 2020 года такими международными организациями как ОЭСР, МКС и ЮНКТАД была проведена серия мероприятий по актуальным вопросам конкурентной политики в современных условиях, в которых ФАС России принимала активное участие, представители ФАС России выступали в качестве ключевых спикеров и модераторов. В частности, данные мероприятия были посвящены темам «Антитраст во времена кризиса», «Контроль за слияниями во времена кризиса», «Меры реагирования органов власти на пандемию COVID-19», «Состояние конкуренции во время пандемии COVID-19: необходимость международного сотрудничества».

В рамках деятельности ОЭСР и МКС были также разработаны обращения к международному конкурентному сообществу и рекомендации по применению конкурентного законодательства в условиях пандемии COVID-19, в подготовке которых ФАС России приняла участие.

Вопросы борьбы с негативными последствиями распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 также находились в центре внимания антимонопольных органов государств-участников СНГ.

В ходе 51-го заседания Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП), являющего основной площадкой для взаимодействия антимонопольных органов стран Содружества, прошедшего в июне 2020 года, было отмечено, что экономики государств-участников СНГ ощутили на себе последствия пандемии, и во всех государствах были предприняты меры, направленные на стабилизацию экономической ситуации, при этом антимонопольным органам в этой работе отводится важное место.

Антимонопольными органами государств-участников СНГ был реализован комплекс мероприятий, направленных на недопущение взрывного роста цен на продукты первой необходимости и социально значимые непродовольственные товары, а также на недопущение возникновения дефицита.

К таким мерам относятся проведение на регулярной основе проверочных мероприятий; при необходимости применение мер антимонопольного реагирования; в ряде стран по согласование с бизнесом был применен механизм регулирования цен на определенные товары; проведение мероприятий по адвокатированию конкуренции для производителей и продавцов указанных товаров; проведение работы со СМИ в целях объективного освещения ситуаций на рынках и деятельности антимонопольных органов.

    В 2020 году дальнейшее развитие получило направление международного сотрудничества ФАС России, связанного с развитием практического взаимодействия с антимонопольными органами зарубежных стран при правоприменении с использованием вейверов (добровольный отказ от конфиденциальности), в частности при рассмотрении глобальных сделок экономической концентрации. Такое взаимодействие обеспечивает формирование более полного представления о глобальной сделке, позволяя со всей полнотой рассмотреть потенциальные риски для конкуренции в случае свершения сделки и принять сбалансированное решение, избежав противоречий с решениями, принимаемыми в других юрисдикциях.

По мере использования ФАС России данного инструмента международного сотрудничества стал наблюдаться растущий интерес со стороны иностранных коллег к проведению консультаций с ФАС России по множеству глобальных сделок (в 2020 году количество запросов на проведение консультаций составляло порядка 20). Данный факт следует рассматривать как подтверждение доверия к ФАС России со стороны зарубежных конкурентных ведомств, соответствия ее правоприменительной деятельности лучшим мировым стандартам, что в свою очередь, способствует укреплению авторитета ФАС России на международной арене.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.136.165 (0.014 с.)