Инвестиционная привлекательность Российской Федерации как фактор развития конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инвестиционная привлекательность Российской Федерации как фактор развития конкуренции



В соответствии с подпунктами «г», «д» пункта 3 Указа № 618 в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции определены, в том числе направленность государственных инвестиций на развитие конкуренции и обеспечение условий для привлечения инвестиций хозяйствующих субъектов в развитие товарных рынков.

Государственная инвестиционная политика является одним из важных инструментов государства, обеспечивающих его экономическую целостность, независимость и конкурентоспособность.

29 сентября 2018 года Правительством Российской Федерации утверждены основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. Одной из закрепленных в данном документе целей является вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 %.

В качестве одного из механизмов реализации данной цели предусмотрено повышение качества инвестиций в основной капитал и увеличение их объема до 25% в ВВП. Так, в указанном документе закреплено, что в целях увеличения эффективной инвестиционной активности Правительством Российской Федерации совместно с Банком России будет реализован план действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в ВВП. План предполагает реализацию проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов и создание условий для роста инвестиционной активности частного сектора.

Очень важной в этой связи представляется позиция Президента Российской Федерации В.В. Путина, озвученная на состоявшемся 11 марта 2021 года совещании о мерах по стимулированию инвестиционной активности о необходимости системной поддержки инвестиционных проектов российского бизнеса для того, чтобы к 2030 году годовой объем инвестиций в основной капитал России вырос не менее чем на 70% в реальном выражении по сравнению с 2020 годом.

Вместе с этим существует множество факторов, которые влияют на инвестиционный климат страны. К основным факторам, оказывавшим неблагоприятное влияние на инвестиционный климат Российской Федерации в 2020 году, относятся введение западными странами санкций в отношении Российской Федерации, а также пандемия COVID-19.

К основным факторам, которые являются главными катализаторами для привлечения инвестиций в страну и могут частично нивелировать воздействие западных санкций и последствий пандемии COVID-19, являются повышение качества и объема инвестиций в основной капитал, повышение конкурентоспособности товаров, работ и услуг не только внутри страны, но и на международном рынке, развитие и внедрение цифровой экономики и инноваций в бизнес.

Основываясь на предварительных статистических данных, размещенных на официальном сайте Банка России, приток иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации по состоянию на III квартал 2020 г. составил 3,4 млрд. долл. США, что почти в 7,5 раз меньше притока иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации за аналогичный период 2019 года (25,9 млрд. долл. США). При этом в I квартале 2020 года впервые за много лет наблюдалось отрицательное сальдо операций (разница между входящими и исходящими инвестициями), составившее 3,8 млрд. долл. США. Вместе с тем объем поступивших во II и в III кварталах инвестиций в экономику Российской Федерации позволил значительно выправить сальдо операций.

Таким образом, объем исходящих из России инвестиций за три квартала 2020 года меньше по объему по сравнению с входящими инвестициями в России – на 3,6 млрд. долл. США, что является положительной тенденцией для инвестиционного климата России[12].

Наиболее крупными инвесторами в Россию за период I-III кварталов 2020 года были Соединенное Королевство (5,3 млрд. долл. США), Королевство Нидерланды (2,5 млрд. долл. США), Гонконг (2,2 млрд. долл. США), Французская Республика (1,1 млрд. долл. США), Бермуды (0,6 млрд. долл. США)[13].

В то же время, если рассматривать сальдо операций за период I-III кварталов 2020 года, то здесь будет наблюдаться следующая картина: со странами Азии объем входящих инвестиций в экономику России превысил объем исходящих инвестиций на 2,3 млрд. долл. США, со странами Америки объем входящих инвестиций превысил объем исходящих инвестиций на 1,8 млрд. долл. США, со странами Европы, которые на протяжении нескольких последних лет, традиционно были крупнейшими инвесторами в России, объем входящих инвестиций ниже объема исходящих инвестиций на 0,9 млрд. долл. США[14].

Исходя из данных Банка России, наиболее привлекательной отраслью экономики в 2020 году являлась добыча полезных ископаемых (7 млрд. долл. США). В отношении обрабатывающего производства, деятельности финансовой и страховой, деятельности в области информации и связи и ряда других отраслей в I-III кварталах 2020 года наблюдалось преобладание исходящих инвестиций из Российской Федерации над входящими (- 0,6 млрд. долл. США, - 3,7 млрд. долл. США, - 1,1 млрд. долл. США соответственно)[15].

Главными причинами такой тенденции, стали продолжающиеся и усиливающиеся западные санкции в отношении России, резкое снижение цен на энергоносители, а также пандемия COVID-19, которая затронула все страны и континенты, повлекла за собой введение повсеместных локдаунов, закрытие границ и целый ряд других ограничительных мероприятий.

Как уже отмечалось выше, по данным Банка России, I квартал 2020 года стал самым неблагоприятным для иностранных инвестиций в экономику России за много лет. Преобладание исходящих из России инвестиций над входящими составило 3,8 млрд. долл. США[16].

Во II квартале 2020 года зафиксирован самый большой объем прямых иностранных инвестиций – 6,3 млрд долл. США[17]. Такой всплеск объясняется, в том числе принятием комплекса мер, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране, улучшением эпидемиологической обстановки в мире, а также рядом других факторов. В III квартале зафиксировано сокращение прямых иностранных инвестиций по сравнению со II кварталом, но входящие инвестиции в России по-прежнему превышали исходящие на 0,9 млрд долл. США, что также является положительным фактом.

Таким образом, несмотря на сохраняющиеся западные санкции, а также пандемию COVID-19, наблюдается положительная динамика прямых иностранных инвестиций в Россию за II и III кварталы 2020 года по сравнению с уровнем I квартала 2020 года.

Помимо непосредственного вклада в рост экономики, прямые иностранные инвестиции играют важную роль в трансферте технологий и методов организации производства и управления, которые затем тиражируются другими компаниями, в том числе из иных отраслей. В результате возникает положительный синергетический эффект для экономического роста от прямых иностранных инвестиций.

Важным критерием для оценки уровня инвестиционной привлекательности страны является уровень защищенности и гарантии прав иностранных инвесторов. Согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее - Закон № 160-ФЗ) иностранному инвестору на территории России предоставляется полная и безусловная защита его прав и интересов. Кроме того, иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Предоставляя гарантии защищенности вложений иностранных инвесторов, государству в то же время необходимо обеспечить эффективный контроль за экономической концентрацией, а также за осуществлением иностранных инвестиций в российские хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее также - стратегическое общество).

При этом следует учитывать текущую геополитическую ситуацию                        и необходимость достижения баланса между возможными рисками                             для российских предприятий, находящихся под контролем иностранных инвесторов, в случае введения «санкций», соблюдение которых
создает ограничения их деятельности, и безусловными позитивными эффектами для экономики, которые сопровождают приток иностранных инвестиций (передача передовых технологий и «ноу-хау», создание новых рабочих мест и т.д.).

Российская Федерация, как и многие зарубежные страны, применяет особый правовой режим осуществления иностранных инвестиций в стратегические общества.

Одной из особенностей такого режима является синергия полномочий ФАС России как антимонопольного органа, осуществляющего контроль за экономической концентрацией на основании Закона о защите конкуренции, и как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2008 № 510 на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и осуществление информационно-аналитического обеспечения деятельности Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Комиссия).

Основным нормативным правовым актом, определяющим порядок осуществления иностранных инвестиций в Российской Федерации, является Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее - Закон № 57-ФЗ).

Закон № 57-ФЗ устанавливает правила согласования сделок, иных действий, направленных на приобретение иностранным инвестором или группой лиц с участием иностранных инвесторов контроля над российскими стратегическими обществами, а также на приобретение в собственность, владение или пользование ими имущества таких обществ, которое относится к основным производственным средствам и стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов от балансовой стоимости активов такого общества.

В целом следует отметить, что Закон № 57-ФЗ соответствует правовой модели регулирования порядка осуществления иностранных инвестиций, применяемой в зарубежных странах.

За 13 лет действия Закона № 57-ФЗ сформирована правоприменительная практика, на основании которой вносились соответствующие изменения в Закон        № 57-ФЗ и Закон № 160-ФЗ.

Несмотря на вводимые в отношении России торговые ограничения и санкции, а также пандемию COVID-19, интерес иностранных инвесторов в отношении российских обществ сохраняется. Так, в 2020 году Комиссией было одобрено 10 сделок иностранных инвесторов, общая сумма этих сделок, включая инвестиции на долгосрочный период, в соответствии со сроками, запланированными иностранными инвесторами, составила 188,76 млрд. рублей (2,5 млрд. долларов), из них: суммы сделок - 97,5 млрд. рублей (1,3 млрд. долларов), объем инвестиций - 91,2 млрд. рублей (1,2 млрд. долларов).

При этом наиболее значимые сделки по сумме осуществляемых инвестиций были совершены в сфере геологического изучения недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр федерального значения.

География иностранных инвесторов также разнообразна и включает в себя: Республику Кипр; Китайскую Народную Республику; Великое Герцогство Люксембург; Канаду; Республику Сингапур; Королевство Норвегия; Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

В 2020 году ФАС России продолжила работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях.

В рамках мер по усилению государственного контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ФАС России разработан и обеспечено прохождение установленных процедур по принятию Федерального закона от 31.07.2020 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – Закон № 255-ФЗ).

Данный закон исключает возможные злоупотребления при временной передаче иностранными инвесторами иным лицам прав распоряжения голосующими акциями (долями) стратегических хозяйственных обществ (по договору доверительного управления, договору залога, в рамках договора репо, обеспечительного платежа, иного соглашения или сделки), что позволяло бы устанавливать контроль над стратегическими обществами без соблюдения обязательных процедур предварительного согласования и оценки рисков возникновения угрозы обороне страны и безопасности государства, предусмотренных Федеральным законом от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – Закон № 57-ФЗ).

Вместе с тем до принятия Закона № 255-ФЗ механизм реализации указанных правовых норм отсутствовал, что создавало правовую неопределенность для инвестиционного климата в Российской Федерации.

В настоящее время возможность подобных злоупотреблений исключена.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.011 с.)