Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние регулирования торгов и закупок на конкуренцию
В период распространения в 2020 году новой коронавирусной инфекции ФАС России совместно с Минфином России разработаны и приняты ряд актов, которые направлены на решение первоочередных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции. 1. Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений - введена возможность осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона - предусмотрено право заказчика не устанавливать требование об обеспечении контракта для закупок среди СМП, за исключением случая, когда установлена выплата аванса; - предусмотрена возможность изменения заказчиком цены/срока контракта - предусмотрено право Правительства Российской Федерации определить иные случае осуществления закупок у единственного поставщика, кроме тех, которые указаны в статье 93 Закона о контрактной системе; - размер штрафных санкций (пени) теперь рассчитывается заказчиком не от цены всего контракта, а от цены этапа контракта; 2. Федеральным законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ «О внесении изменений - предусмотрена возможность заключения контракта с единственным поставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона - предусмотрена возможность изменения заказчиком размера аванса по контракту из-за распространения коронавируса; - предусмотрено право заказчика устанавливать требование об обеспечении гарантийных обязательств по контракту; - предусмотрена возможность установления требования об обеспечении исполнения контракта в размере с 0,5% до 30% НМЦК;
- предусмотрена обязанность комиссии заказчика проверять участников закупки на факт привлечения к административной ответственности по статье 19.28 КоАП; - предусмотрено, что в рамках закупок по Закону 223-ФЗ сроки, исчисляемые 3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 443 «Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» установлены следующие особенности осуществления закупок: - предусмотрено, что в рамках закупок по Закону о контрактной системе сроки, исчисляемые в рабочих днях должны исчисляться в календарных (за исключением субботы и воскресения); - предусмотрено право заказчика при заключении контракта увеличить срок исполнения обязательств по контракту на срок, установленный как нерабочие дни; - предусмотрено право комиссии заказчика рассматривать заявки дистанционно, с составлением электронного протокола. Вместе с тем в практике осуществления контроля очень часто встречаются нарушения, которые приводят к сокращению количества участников закупки Кроме того, для всех уровней контроля постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 утверждены единые правила и порядок проведения плановых и внеплановых проверок. Также ФАС России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти в 2020 году проведена работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области контрактной системы, в том числе в части совершенствования процедуры контроля. Так, Минфином России при активном участии ФАС России подготовлен «оптимизационный» законопроект, направленный на внесение изменений
В настоящее время законопроект принят Государственной Думой в первом чтении. «Оптимизационный» законопроект предусматривает следующие основные изменения Закона о контрактной системе: 1. Сокращение количества способов проведения закупок с 19 до 9, 2. Исключение цикличности проведения торгов путем предоставления возможность заключения контракта с единственным поставщиком 3. Установление единых исчерпывающих требований к заявке, что позволит сократить время на подготовку заявки, а также исключить ошибки при ее оформлении. 4. Представление в первой части заявки простой формы согласия, проведение аукциона через 2 часа после даты окончания срока подачи заявок. 5. Введение «универсальной» предквалификации, предъявляющей 6. Введение рейтинга деловой репутации, направленного на стимулирование поставщиков качественно исполнять государственные контракты, а также на снижение экономической нагрузки на участников закупок (например, на снижение размера обеспечения исполнения контракта). 7. Исключение закупок у единственного поставщика на конкурентном рынке актом субъекта Российской Федерации. 8. Введение независимой гарантии, которая будет выдаваться банками, государственной корпорацией «ВЭБ.РФ», региональными гарантийными организациями, предусмотренными Законом № 209-ФЗ «О развитии МСП». 9. Введение электронной формы подачи жалобы/ обращения о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков в контрольный орган в сфере закупок. 10. Введение права обжалования в антимонопольный орган решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Также стоит отметить, что в настоящее время процедуры проведения «отраслевых» торгов органами власти всех уровней, в том числе предоставление прав на все виды природных ресурсов, земельные участки, движимое и недвижимое имущество, прав аренды, реконструкции, реализацию конфискованного имущества и т.п., регламентируются более чем 50 нормативными правовыми актами. Данные акты предусматривают различное регулирование, в том числе в вопросах, не имеющих отраслевой специфики, таких как порядок информационного обеспечения, подача и допуск заявок, процедура торгов, условия заключения и исполнения договоров. При этом большинство таких актов не предусматривают проведение торгов в электронной форме, что приводит к их непрозрачности и низкому уровню конкуренции. Сложившаяся ситуация не только негативно сказывается на правах предпринимателей, но и приводит к недополучению финансовых средств в бюджеты всех уровней. В результате потери несут как собственники, заинтересованные в получении максимального дохода от реализации соответствующих материальных прав или максимального снижения расходов (если торги проводятся в целях исполнения общественных обязательств), так и хозяйствующие субъекты, лишенные возможности принять участие в торгах, процедура которых не является в достаточной степени прозрачной, поскольку риск убытков в результате участия в таких торгах несоизмеримо выше вероятности приобретения соответствующих имущественных прав.
Кроме того, разрозненность процедур торгов также предопределяет неоднородную правоприменительную практику ФАС России и судов на всей территории страны. В этой связи ФАС России разработан проект федерального закона о переводе обязательных в силу закона торгов в электронную форму по единым унифицированным правилам на основе Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). В законопроекте предлагается внести изменения в Закон о защите конкуренции в части введения универсальных положений, таких как: - размещение извещения о проведении торгов на сайте www.torgi.gov.ru; - проведение торгов в электронной форме на едином перечне электронных площадок; - мораторий на заключение договора; - порядок обжалования нарушений всех процедур обязательных торгов (статья 18.1 Закона о защите конкуренции); - саму процедуру торгов предлагается установить актом Правительства Российской Федерации. По итогам встречи Президента Российской Федерации и руководителя Федеральной антимонопольной службы, состоявшейся 28.09.2020, Президентом Российской Федерации было дано поручение Правительству Российской Федерации рассмотреть и поддержать данные предложения ФАС России. Отдельно следует выделить сферу, требующую скорейшего кардинального изменения подходов к проведению торгов – сферу заключения концессионных соглашений. Концессионное законодательство, как и законодательство о государственно-частном партнерстве в целом, не предусматривает проведения торгов в электронной форме. Торги в данной сфере проводятся в «бумажной» форме, критерии конкурсного отбора концессионера (частного партнера) устанавливаются органом власти самостоятельно и, как правило, приводят к необоснованному ограничению конкуренции.
В настоящее время перевод процедуры заключения концессионных соглашений в электронную форму, а также установление прозрачной конкурентной процедуры торгов предусмотрены рядом «дорожных карт», в частности: - Планом мероприятий («дорожной картой») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественных монополий в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 гг., утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р; - Планом мероприятий по развитию инструментария государственно-частного партнерства, утвержденным Правительством РФ от 05.03.2018 Кроме того, в рамках концессионного законодательства и законодательства о государственно-частном партнерстве остро стоит вопрос разграничения проектов государственно-частного партнерства и проектов в рамках законодательства о контрактной системе, предусматривающих финансирование проекта в полном объеме за счет бюджетных средств. Практика ФАС России свидетельствует о том, что зачастую поводом для заключения концессионных соглашений по неконкурентной процедуре является возможность ухода от проведения закупок, предусмотренных законодательством о контрактной системе. При этом финансирование проекта в рамках государственно-частного партнерства осуществляется в полном объеме за счет бюджетных средств, несмотря на то, что законодательством о концессионных соглашениях на сегодняшний день предусмотрено только частичное софинансирование проекта концедентом. Для решения указанной проблемы Минэкономразвития России (ответственный исполнитель) совместно с ФАС России (соисполнитель) разработан законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов государственно-частного партнерства» (далее – Законопроект). Законопроектом предусмотрена реализация мероприятий «дорожной карты» по развитию конкуренции (распоряжение Правительства РФ от 16.08.2018 № 1697-р), включающих в себя: - установление единых требований к заинтересованный лицам в случае заключения концессии в порядке частной инициативы; - порядок проведения конкурса в электронной форме. Планом мероприятий по развитию инструментария государственно-частного партнерства (утверждено Правительством РФ от 05.03.2018 № 1775-п-П9) предусмотрена реализация: - положений, предусматривающих разграничение принципов государственно-частного партнерства и госзаказа. Законопроектом предусматривается установление объема финансового участия со стороны государства в проектах государственно-частного партнерства, что создаст исчерпывающий и понятный для заинтересованных сторон механизм разграничения законодательства о контрактной системе и законодательства о государственно-частном партнерстве.
В целях разграничения принципов государственно-частного партнерства и госзаказа Законопроектом предполагается дополнить Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» статьей 10.1, в соответствии с которой финансовое участия концедента - не более 80 % от расходов концессионера на создание/реконструкцию/эксплуатацию объектов концессии, а концедента – не менее 20%. При этом ФАС России в целях соблюдения баланса интересов публичного и частного партнеров ранее предлагала установить возможность привлечения равного количества ресурсов обеих сторон, т.е. установить размер финансового участия концедента и концессионера - 50% / 50%. Вместе с тем целью государственно-частного партнерства является привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации при условии соблюдения баланса интересов публичной и частной сторон. В обратном случае, при отсутствии инвестиций со стороны концессионера, создание/реконструкция/эксплуатация объектов концессионных соглашений за счет средств концедента будет представлять собой госзаказ. В 2021 году ФАС России планирует продолжить работу в данном направлении.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.03 с.) |