Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
График 1. Структура финансирования антикризисных мер
Государством были предприняты беспрецедентные меры по поддержке малого и среднего бизнеса при противостоянии негативного влияния последствий пандемии. Цифры, приведенные в графике – миллиарды рублей, направленные на восстановление экономики Российской Федерации, в том числе на поддержание субъектов МСП. Из официальной статистики, опубликованной Федеральной налоговой службой, по состоянию на 10.05.2018, 10.05.2019, 10.05.2020 и 10.05.2021 отображена следующая динамика количества предприятий микро, малого и среднего бизнеса:
Из приведенных графиков следует стремительное снижение количества субъектов МСП с 2018 по 2021 год: количество средних предприятий по сравнению с 2018 годом уменьшилось на 10,3%, количество малых предприятий – на 18,56%, количество микропредприятий – на 4,91%. При этом в настоящее время можно говорить о положительных тенденциях - по сравнению с 2020 годом по состоянию на 2021 год (сравнительно по приведенному в графиках месяцу) в сфере среднего предпринимательства отмечается положительная динамика на 5,37%. Рост количества субъектов среднего предпринимательства говорит о правильности принимаемых со стороны государства решений, например, с точки зрения увеличения доли государственных закупок для субъектов МСП и упрощения механизмов выхода компаний на экспорт. В настоящее время Правительство Российской Федерации продолжает оказывать помощь бизнесу из наиболее пострадавших отраслей экономики, а также продолжает разрабатывать меры поддержки малого и среднего бизнеса. Например, одной из последних мер является новая льготная кредитная программа «ФОТ 3.0», на реализацию которой направлено 7,7 миллиардов рублей (по данным распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.02.2021 № 500-р). Из отчета Председателя Правительства Российской Федерации от 12.05.2021 следует, что малые и средние предприниматели особенно пострадали в пандемию, и помощь малому и среднему бизнесу является одной из первоочередных задач государства. Председатель Правительства Российской Федерации отметил систему социальных контрактов, которая будет способствовать помощи малообеспеченным семьям, в том числе с открытием бизнеса, доступность заключения таких контрактов теперь распространена на все регионы страны.
Целевым показателем таких контрактов является учреждение собственного дела не менее чем 300 (тремястами) тысячами граждан, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей или самозанятых. В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию В.В. Путиным поручено представить предложения по дополнительной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет мер налогового стимулирования, повышения доступности кредитных ресурсов, а также увеличения доли закупки крупными государственными компаниями товаров (услуг), производимых (оказываемых) этими субъектами[9]. Во исполнение подпункта «а» пункта 2 перечня поручений по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. и поручения Первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 9 марта 2021 года № АБ-П13-2853 Минфином России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации (ID проекта 01/01/05-21/00115950) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предусматривающий распространение квоты закупок у субъектов МСП на всех заказчиков по Федеральному закону от 18.07.2011
Необходимость принятия дополнительных мер также соотносится с необходимостью выполнения национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В июле 2020 года ввиду распространения пандемии коронавируса Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации подготовить предложения по уточнению всех национальных проектов, в том числе по МСП. Новый паспорт национального проекта был утвержден 29 сентября 2020 года, целевыми показателями которого является увеличение занятых в сфере МСП на 2021 год – 21,6%, 2022 год – 22,9%, 2023 – 24%, 2024 – 25%, увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП: 2021 – 25,0%, 2022 – 27,5%, 2023 – 30,0%, 2024 – 32,5%. Достижение указанных показателей возможно при проведении правильной государственной политики, включающей принятие разнообразных мер. Правительства ряда стран, где предпринимательство рассматривается как корневой элемент экономики, применяют широкую систему прямых и косвенных мер поддержки МСП. К прямым мерам относятся гранты, субсидии, льготные кредиты, а также квоты в государственных закупках, среди косвенных мер преобладают программы обучения и популяризации предпринимательства, создание инфраструктуры, консалтинг, снижение административной нагрузки на бизнес. Косвенные меры не предполагают прямого перераспределения денежных средств между предприятиями, а направлены на формирование благоприятной среды. К косвенным мерам в Российской Федерации можно отнести применение риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора). В целом, среди мер, побуждающих потенциальных предпринимателей к активности, в предпринимательском сообществе, как правило, обозначаются следующие: освобождение бизнеса от излишней регуляторной нагрузки, снижение доли госсектора в экономике для целей формирования свободных секторов экономики, поддержка вложений в человеческий капитал. В последние годы предложения подобных мер становятся все более актуальными в связи с появлением и развитием концепции предпринимательских экосистем. Под экосистемным подходом понимается проактивная политика властей, сочетающая комплекс мер косвенной и прямой поддержки по выстраиванию устойчивых сетей бизнес-агентов и улучшению предпринимательской среды с учетом особенностей агентов и территории их деятельности. При этом сочетание косвенных и прямых мер позволяет преодолеть отдельные недостатки традиционных подходов. Следует отметить, что в настоящее время в паспорте национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16), четко прослеживаются элементы политики, направленной на развитие экосистемного подхода в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Так, одной из целей реализации указанного проекта является реализация необходимых мер поддержки предпринимателю на каждом этапе жизненного цикла: от появления идеи начать бизнес на стадии его создания, далее – регистрация и помощь в получении доступного финансирования, имущественная поддержка, и на стадии развития бизнеса - реализация проектов в отдельных отраслях и его расширение до выхода на экспорт.
Указанный проект предусматривает, в числе прочих, мероприятия по организации обучающих семинаров, организации инфраструктуры поддержки МСП, созданию системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в целях восстановления эффективной занятости и платежеспособного спроса, поддержки малого и среднего предпринимательства, запуска нового инвестиционного цикла и улучшения делового климата, а также ускорения технологического развития экономики и увеличения экспорта и поддержки импортозамещения, Правительством Российской Федерации был одобрен «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике» (далее – Общенациональный план). Исходя из тенденций большинства развитых экономик стран мира, наибольший вклад в ВВП, трудовую занятость населения и развитие экономики вносят именно отрасли экономики с большой долей частных компаний. Таким образом, развитие малых и средних предприятий путем принятия мер государственной поддержки, а также разработка эффективных мер, направленных на их развитие, равно как и устранение имеющихся проблем, тормозящих такое развитие, являются в совокупности необходимыми шагами для укрепления экономики страны в целом, поскольку данный сектор обеспечивает как значительный вклад в ВВП, налоговые доходы государства, так и предоставляет новые рабочие места, обеспечивая занятость населения, и способствует внедрению инноваций, а также росту производительности труда. Меры, принимаемые государством во время пандемии и после ее окончания, должны не только не прекращать свое действие, например, в части моратория на проведение проверок со стороны государственных контрольных органов, но и поддерживаться новыми механизмами, касающимися не только дополнительного субсидирования, но и разработкой иных способов поддержки, в том числе направленных на усиление роли экосистемного подхода в развитии МСП.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.17.12 (0.01 с.) |