Развитие цифровой экономики в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие цифровой экономики в России



Под цифровой экономикой принято понимать новое качество экономической жизни, вызванное масштабной цифровизацией и иной технологизацией производственных отношений.

Цифровая экономика изменяет привычные модели отраслевых рынков. Она же повышает конкурентоспособность их участников. Трансформация мира уже в значительной степени состоялась, и можно констатировать, что новый этап в экономическом развитии человечества наступил.

Авторы многих исследований отмечают, что государства мира не могут спрогнозировать точный момент и масштаб еще больших предстоящих изменений, но то, что такие изменения приведут к колоссальным подвижкам и, в определенном смысле, к эволюции человеческой цивилизации, остаётся вне любого сомнения.

Вместе с тем, по отдельным прогнозам, пик новой промышленной революции, влекущей масштабирование «прорывных» технологий и смену архитектуры рынков), придется на 2020–2030-е годы.

Прогресс, вызванный цифровыми преобразованиями в экономике, безусловно несет в себе благо для производителей и потребителей и не был бы возможен без той ценности, которую он имеет для участников рынка.

В настоящее время цифровизация определяет перспективы роста компаний, отраслей и национальных экономик в целом. Технологии существенно повышают качество жизни человечества и общее благосостояние населения планеты. Именно эти характеристики и тенденции новой реальности уже сегодня определяют основные тенденции развития государств, влияют на формирование экономических условий на глобальном уровне.

По мнению ведущих экономистов мира, инновации, адаптация и активное развитие и использование новых технологий являются ключевыми драйверами роста как национальных экономик, так и мировой экономики в целом.

Пандемия коронавируса стала катализатором цифровых изменений и формирования новой экономической реальности.

Экономический кризис, связанный с распространением пандемии, сильно ударил по многим отраслям, но для ряда других он послужил причиной мобилизации, ажиотажного спроса и даже взрывного роста. При этом главным инструментом такого роста стала перестройка всей экономики на цифровые рельсы, называемая экспертами «цифровой мобилизацией».

В частности, значительная часть бизнеса и органы государственной власти запустили процессы цифровизации, которые повысили их внутреннюю эффективность.

Так, согласно Единому плану по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года (раздел 6.6) внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, будет реализовано посредством:

1. развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения новых принципов их оказания, ориентированных на максимальное удобство граждан и организаций в процессе получения услуг;

2. создания Национальной системы управления данными в Российской Федерации;

3. создания единой электронной картографической основы, обеспечения ее ведения и предоставления доступа к пространственным данным, а также развития сервисов обмена и обработки пространственных данных;

4. создания платформы цифровых сервисов для перевода деятельности, документооборота и механизмов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в цифровой формат, реализации на базе единого платформенного решения цифровых механизмов и инструментов стратегического планирования, формирования компактного комплекса взаимоувязанных документов стратегического планирования и внедрения цифровой отчетности;

5. обеспечения цифровой трансформации государственной (муниципальной) службы посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.

Кроме того, уже в 2020 году во всех федеральных органах исполнительной власти назначены руководители по цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officer), аналогичные назначения также происходят в регионах.

В 2021-2025 годах эксперты прогнозируют существенный рост уровня цифровизации государственных органов, активный перевод большинства государственных услуг в электронный вид.

В деятельности ряда федеральных органов исполнительной власти в 2020 году стартовала серия проектов по использованию искусственного интеллекта, которые направлены на повышение качества и эффективности оказания государственных услуг, снижение издержек государственного управления, в том числе, путем перевода государственных услуг «в цифру». Указанное касается также и осуществления контрольно-надзорной деятельности и иных государственных функций.

Также в 2020 году практически в два раза (с 25% до 48%) выросло число государственных компаний, разработавших и осуществляющих цифровую стратегию в приоритетах компаний: цифровизация бизнес-процессов, управление на основе данных, управление клиентским опытом, управление ценностью продуктов и услуг.

Минцифры России разработало и опубликовало методические рекомендации по цифровой трансформации государственных компаний, включая типовую структуру стратегии и систему ключевых показателей эффективности.

Средний уровень цифровизации процессов по всем отраслям составляет 54%. Лидерами цифровой трансформации (помимо ИТ-сектора) являются банки и финансовые организации, сфера услуг ЖКХ, телекоммуникации, страхование и нефтегазовая отрасль.

Количество пилотных проектов в крупнейших компаниях 2020 году выросло на 38% по сравнению с 2019 годом, а до 85% крупнейших компаний использовали решения с искусственным интеллектом (например, проекты по беспилотному транспорту (КАМАЗы, комбайны)).

В конце 2020 года международные эксперты провели исследование влияния цифровых технологий на экономику 16 развивающихся стран Европы, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки, в том числе России. Согласно выводам исследования, в России экономический эффект цифровой трансформации ключевых отраслей производства к 2030 году может составить до 520 млрд долл., что составляет примерно 25% национального ВВП.

Приведение ведущих отраслей экономики и социальной сферы в России, включая государственное управление, образование и здравоохранение, к состоянию цифровой зрелости принято в качестве одного из четырех показателей, которых необходимо достичь до 2030 года при реализации цифровой трансформации как национальной цели развития (в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года).

Представители бизнеса также отмечают, что пандемия COVID-19 способствовала ускорению цифровизации внутри компаний, изменению культуры управления и корпоративной культуры, а также устранению или реорганизации неэффективных процессов, отделов и регламентов[4].

Кроме того, появление цифровых игроков на товарных рынках изменило облик целых отраслей – туристической, телекоммуникационной, полиграфической, пассажирских перевозок, в частности услуг такси.

Так, наиболее адаптированными к кризису в 2020 году, оказались те предприятия, которые оснащены цифровыми технологиями, и, напротив, менее адаптированные к «дистанционной экономике» предприятия в силу специфики их сфер деятельности (например, сферы бытовых услуг, общественного питания) понесли существенные убытки за период вынужденного простоя и ввиду снижения потребительской активности, либо вовсе были вынуждены начать процедуры банкротства и прекратить свою деятельность.

Перевод бизнес-процессов в онлайн стал одним из главных способов противодействия кризисным факторам также со стороны малого и среднего бизнеса.

В целом уровень цифровизации среднего и малого бизнеса повысился как в столице, так и в регионах: по итогам первой половины 2020 года он достиг 50 из 100 возможных единиц, в то время как в 2019 году составлял 45 единиц. Малые и средние предприятия активнее используют цифровые технологии и онлайн-решения в своей практике: до 75% выросла доля компаний, у которых есть сайты (в 2019 году показатель составлял 54%).

Также малый и средний бизнес все охотнее задействует электронный документооборот: для примера, по данным только одного из банков России, 54% представителей малых и средних предприятий за время пандемии перевели бухгалтерию в онлайн, а 81% - перешли на электронный документооборот.

Что касается отдельных сфер экономики, то само бизнес-сообщество оценивает высокие шансы на активное развитие компаний в период пандемии коронавирусной инфекции в отдельных индустриях, например, таких как: онлайн-образование и онлайн-ритейл, включая продуктовый ритейл (График 1)[5].

График 1. Топ-10 индустрий, которые выиграют от последствий пандемии (данные по итогам опроса бизнеса).

 

В условиях ограничений передвижения и самоизоляции резко выросла доля электронной коммерции (e-commerce) (Рисунок 1), обеспечившей получение потребителями необходимых товаров и возможность существования многих отраслей бизнеса. Этот мощнейший толчок цифровым технологиям в экономике сделал цифровую трансформацию не просто фактором экономического роста, но и основной характеристикой экономических связей.

Самоизоляция оказала свое влияние на рост числа интернет-заказов. Во время карантина в России увеличилась покупательская активность в интернете. В большинстве отраслей резкий рост e-сommerce произошел в марте-апреле.

Только за 3 месяца режима изоляции в российскую интернет-торговлю, по некоторым оценкам аналитиков, было дополнительно вовлечено как минимум 10 миллионов новых покупателей.

Доля e-сommerce в общем обороте розничной торговли в России составила 10,9 % в 2020 году против 6,1% в 2019 году.

Влияние пандемии на рост онлайн-торговли в России, по оценкам самого бизнеса, составит не менее 6% в среднем в год до 2024 года [6], а в ближайшие четыре года общий добавочный рост российской e-commerce, по мнению экспертов, может составить около 4,4 трлн руб., при суммарной величине рынка за это время около 23,3 трлн руб.

 

Рисунок 1. Доля e-commerce в общем обороте розничной торговли в 2020 году (источники: АКИТ, Digital Commerce 360, Emarketer).

 

Больше всего онлайн-заказов пришлось на апрель 2020 года – оборот составил 346,1 млрд руб. В мае этот показатель уже составил 313,8 млрд руб. В июне, с открытием розницы, люди стали постепенно возвращаться к офлайн-покупкам, в связи с чем оборот онлайн-продаж сократился до 277,9 млрд руб.

Согласно данным оператора фискальных данных одной из платформ, которая обрабатывает значительный объем онлайн-торговли в России, в ноябре 2020 года объем интернет-покупок в сфере массовой розницы вырос на 118%, то есть более чем в два раза по сравнению с ноябрем 2019 г.

Сильнее всего вырос спрос на продукты питания (на 670%), товары для дома (118%) и одежду и обувь (на 117%). Заметный рост показали также продажи техники (74%) и товаров для спорта и отдыха (70%).

Также наблюдается и рост IT-рынка в стране. Эксперты выделяют два основных фактора, повлиявших на общую картину в 2020 году, а именно: высокие расходы государства на развитие цифровых технологий в течение всего года, что обеспечило прочную основу для корпоративного IT-рынка в целом; постепенное смягчение ограничительных мер, позволивших большинству отраслей функционировать и развиваться в течение большей части года, что оказало благотворное влияние на российскую экономику, и, соответственно, на российский рынок IT.

Это связано также и с тем, что большинство решений, связанных, например, с доставкой продуктов и товаров, а также потреблением контента в период самоизоляции завязано на IT-инструментах.

Эффекты роста IT-рынка в России особенно заметны на примере компаний, выстраивающих собственные экосистемы.

Отмечается, что пандемия повысила спрос на онлайн-образование. Согласно данным аналитиков, все компании-участники рейтинга EdTech компаний, показавшие рост, выросли не менее чем на 20%, большинство ведущих – минимум на 60%, а некоторые из более мелких компаний показали рост более чем в два раза.

Помимо этого, пандемия COVID-19 привела также и к росту спроса на дистанционные медицинские консультации по всему миру.

Глобальный характер пандемии и ее влияние на мировую торговлю и другие сферы экономики в реалиях текущего кризиса показали, что электронная коммерция и предоставление онлайн-услуг могут быть эффективным инструментом для потребителей, а также могут представлять собой экономический двигатель как внутреннего роста экономики, а в ряде сфер экономики - всего международного товарооборота.

Однако, эти явления катализировали не только положительные эффекты новой цифровой экономики, но и негативные риски.

Так, по мнению экспертов, со временем будет нарастать разница между лидерами цифровой трансформации и отстающими от них в уровне цифровизации, эффективности или прибыльности компаниями.

Ускоренное внедрение цифровых технологий способно приводить и к быстрому устареванию различных специальностей, а в результате - высвобождению рабочей силы и росту безработицы во всем мире, что в свою очередь, вызовет острые социальные проблемы.

Проникновение интернета и социальных сетей в повседневную жизнь людей также все чаще заставляет задуматься о вопросах приватности, защиты персональных данных и, следовательно, прав и интересов граждан.

Новое качество экономических связей существенно изменило сущностное понимание и экономической силы (рыночной власти), в основе которой - владение информацией, базами данных и технологиями ее обработки, а не владение производственными мощностями, как это наблюдалось ранее в традиционном понимании основных показателей товарных рынков.

При этом информация и технологии могут распространяться и использоваться среди участников экономических отношений как в рамках законной кооперации, так и с целью недопущения, ограничения или устранения конкуренции. На практике интенсивное развитие информационных технологий, кроме благих результатов, также приводит и к созданию «опережающих» антиконкурентных практик.

Практика антимонопольных расследований ФАС России за последние несколько лет также свидетельствует о росте дел, связанных с рынками информационных технологий и попытками информационных иностранных гигантов монополизировать российский рынок. К числу таких примеров можно отнести следующие дела, рассмотренные ФАС России в 2020 году:

1. В декабре 2020 года ФАС России завершила рассмотрение антимонопольного дела в отношении Booking.com, возбужденного по заявлению общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

ФАС России установила факт злоупотребления доминирующим положением компанией Booking.com B.V. путем установления Booking.com для российских гостиниц ценового паритета и паритета условий, когда цены гостиниц на сайте Booking.com должны быть такие же или более выгодные, как и в других каналах продаж гостиничных услуг (онлайн и офлайн). То же касается и гостиничных услуг, на Booking.com они должны быть не хуже (с точки зрения количества и качества), чем в других каналах продаж.

Установленный Booking.com паритет может приводить к тому, что гостиницы не могут установить цену на свои услуги в других каналах продаж ниже, чем на Booking.com. Также паритет может ограничивать гостиницы в формировании в различных каналах продаж свободных предложений услуг, отличающихся качественно и количественно в зависимости от их способа распространения.

2. В августе 2020 года ФАС России завершила рассмотрение антимонопольного дела в отношении Apple, возбужденного по заявлению АО «Лаборатория Касперского». Также, в течение рассмотрения дела в ФАС России поступали обращения также и от иностранных компаний с указанием на недобросовестные практики Apple по отношению к разработчикам приложений родительского контроля.

ФАС России установлен факт злоупотребления компаний Apple доминирующим положением на рынке распространения мобильных приложений на операционной системе iOS, на котором корпорация занимает 100%.

С октября 2018 года Apple проводила последовательную политику по ограничению инструментов и возможностей для разработки приложений родительского контроля, в результате чего большая часть функционала приложений сторонних разработчиков была утрачена.

Одновременно с этим Apple выпустила собственный продукт — Screen time, в том числе обладающий функциональностью приложений родительского контроля, обеспечив тем самым конкурентное преимущество собственному приложению на рынке.

Кроме того, негативные последствия высоких темпов цифровизации выражающиеся в тенденциях к монополизации отдельных рынков наблюдаются по всему миру.

Так, среди наиболее известных дел о нарушении антимонопольного законодательства можно назвать споры в отношении блокировки аккаунта в сервисе контекстной рекламы Google Ads (Google, Франция, 2019 год), условия о паритете цен на услуги отелей (Booking, Франция, Италия, Швеция, Германия, Австрия, 2015, 2017 - 2019 годы), условия о лучшей цене на товары продавцов-пользователей платформы (Amazon, Германия, Австрия, 2019 год), условия о неразмещении объектов недвижимости на сайтах конкурентов (Airbnb, Япония, 2018 год), связывания продавцов условием о запрете открывать магазины или участвовать в рекламных акциях на других конкурирующих платформах (Alibaba, Китай, 2021 год), использования антиконкурентных методов и злоупотребления доминирующим положением (Amazon, Apple, Facebook, Google, США, 2021 год).

Так, в качестве антиконкурентных практик антимонопольными ведомствами стран мира рассматривались следующие действия хозяйствующих субъектов:

злоупотребление доминирующим положением в форме установления дискриминационных условий использования цифровых сервисов, выраженных в необоснованной блокировке аккаунта, как это было установлено в отношении Google;

злоупотребление доминирующим положением в форме навязывания отелям условия о предоставлении лучших или равных цен на номера через сайт агрегатора по сравнению с официальными сайтами отелей, как это было установлено в отношении Booking;

злоупотребление доминирующим положением в связи с навязыванием продавцам товаров невыгодных условий сотрудничества, как это было установлено в отношении Amazon;

злоупотребление доминирующим положением в форме навязывания собственникам объектов недвижимости условия о неразмещении объектов недвижимости на сайтах конкурентов, как это было установлено в отношении Airbnb;

злоупотребление доминирующим положением в форме навязывания условия о запрете открывать магазины или участвовать в рекламных акциях на других конкурирующих платформах, как это было установлено в отношении Alibaba;

злоупотребление доминирующим положением, недобросовестная конкуренция, выразившиеся в частности, в скупке компаний-конкурентов, использовании данных от сторонних продавцов для создания и продвижения собственных товаров, ограничения продавцов на платформах, как это было установлено в отношении Amazon, Apple, Facebook и Google.

В указанных случаях к нарушителям применялись также существенные меры ответственности. Кроме того, в ряде случаев компании обязали переработать спорные положения в соответствующих документах (в том числе, в условиях и политиках, применяемых в отношении контрагентов).

В России выработанное противодействие нарушениям антимонопольного законодательства, основанное на применении его к традиционным товарным рынкам, в некоторой степени уже утрачивает свою эффективность в новых экономических условиях и требует существенного изменения в подходах, в связи с чем для приведения антимонопольного регулирования в соответствие со складывающимися общественными отношениями в сфере цифровой экономики необходима актуализация антимонопольного законодательства.

Процессу цифровизации экономики безусловно должно сопутствовать создание гибкого правового поля, призванного выступить защитным барьером от бесконтрольного влияния негативных факторов, связанных с цифровизацией экономических процессов.

В свою очередь, антимонопольное регулирование должно отвечать принципу сохранения баланса экономических интересов, обеспечивать поступательное развитие экономики и, безусловно, учитывать интересы потребителей. В связи с этим, в антимонопольном законодательстве должны появиться правила, определяющие регулирование с учетом современных реалий монополистических вызовов цифровой трансформации.

Так, Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» в качестве одного из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции определено совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации в целях эффективного пресечения нарушений антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, и повышения конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках.

Для решения поставленной задачи ФАС России разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации законопроекты, направленные на совершенствование антимонопольного регулирования в условиях цифровой экономики («пятый антимонопольный пакет»).

Законопроектами, в частности, предлагается предусмотреть в Законе о защите конкуренции:

запрет монополистической деятельности лицами, владеющими программами для ЭВМ, функционирующими в информационно-телекоммуникационной сети (за исключением случаев, если выручка от такой деятельности за последний календарный год не превышает 400 миллионов рублей);

новое условие контроля сделок экономической концентрации – если цена сделки превышает семь миллиардов рублей;

правила привлечения экспертов для целей контроля антимонопольным органом исполнения предписаний;

право антимонопольного органа при неисполнении предписания обратиться в суд с иском о разрешении использования на территории Российской Федерации в интересах развития конкуренции объектов охраны промышленной собственности, или о запрете (ограничении) оборота товаров, производимых с использованием таких объектов.

Соответствующие законопроекты внесены в Правительство Российской Федерации и включены в План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год.

Разработанные меры по совершенствованию антимонопольного законодательства в соответствии с требованиями цифровой экономики предусматривают комплексные изменения в антимонопольном законодательстве.

Принятие законопроектов позволит обеспечить эффективность мер антимонопольного контроля в условиях современных «цифровых» рынков, создать правовые механизмы противодействия злоупотреблениям рыночной властью «цифровым монополиям» и «цифровым картелям».

 

1.2.2. Оценка состояния и вопросы развития малого и среднего предпринимательства

Малое и среднее предпринимательство (далее – МСП) играет значительную роль в экономике страны, что выражается в выполнении важнейших функций по обеспечению устойчивой занятости населения, снижению бедности, способствовании трансферту технологий.

В развитых странах доля малого и среднего бизнеса составляет 50-60% ВВП, например, в Великобритании составляет 51%, в Германии – 53%, в Финляндии – 60%, в Нидерландах – 63%.

Из Паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» следует, что в 2019 году доля малого и среднего предпринимательства должна составить 22,9%, а в 2020 году – 23,5% в ВВП.

В первый год реализации указанного национального проекта планы по трем ключевым показателям были выполнены и даже перевыполнены. Так, доля МСП в ВВП составила прогнозируемые 22,9%, численность занятых в этом сегменте выросла до ожидаемых 19,6 млн, а доля малых и средних компаний в общем объеме несырьевого экспорта России достигла 9,8% при плане 8,8%.

Несмотря на выполнение показателей национального проекта доля МСП в экономике Российской Федерации все еще остается недостаточной.

Причину такого положения сами предприниматели по данным ВЦИОМ, объясняют следующими влияющими факторами: уровень благосостояния граждан (81%), распространенность коррупции (72%) и уровень цен на энергоносители (71%). Отрицательное воздействие, по мнению респондентов, оказывает также группа факторов, связанных с судебно-правовой системой: уровень защищенности собственника, работа судебной системы (62%), нормативно-правовое регулирование в сфере бизнеса (62%), а также работа контрольно-надзорных органов (63%)[7].

В 2020 году пул негативных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на состояние субъектов малого и среднего бизнеса, пополнился глобальным экономическим вызовом для российской экономики - пандемией коронавируса COVID-19.

Во время действия жестких мер по изоляции общества, принятых властями в целях предотвращения распространения коронавируса COVID-19, основной финансовый удар приняли на себя представители малого и среднего бизнеса.

Для снижения рисков оказания существенного негативного эффекта пандемии как на ключевые показатели экономики в целом, так и на состояние малого и среднего предпринимательства, в частности, были приняты следующие решения:

1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, куда вошли следующие сферы экономики: транспортная деятельность, культура, организация досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, гостиничный бизнес, общественное питание, деятельность по организации конференций и выставок, деятельность в области здравоохранения, розничная торговля непродовольственными товарами, средства массовой информации и производство печатной продукции;

2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2020
№ 658 были предоставлены гранты на выплату зарплат сотрудникам, при необходимом условии – сохранении в штате не менее 90% сотрудников;

3. Постановлением Правительства от 10.04.2020 № 478 были введены кредитные каникулы, в рамках которых предприниматели могли получить отсрочку по кредитам на 6 месяцев, а также рассчитывать на снижение суммы отсроченной задолженности за счет федеральных субсидий для банков;

4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020
№ 422 были предоставлены беспроцентные кредиты на выплату заработной платы;

5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020
№ 409 была предоставлена отсрочка налоговых и страховых платежей, приостановлены меры взыскания по уже образовавшейся налоговой задолженности и принятие решений о приостановлении операций по счетам для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафов;

6. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.04.2020
№ 968-р была предоставлена отсрочка платежей по аренде объектов коммерческой недвижимости, за исключением жилых помещений;

7. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020
№ 440 было принято решение о неприменении штрафов, процентов и иных санкций за нарушение сроков внесения арендной платы;

8. Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» был приостановлен прием заявлений о банкротстве должника со стороны кредитора;

9. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020
№ 428 были приостановлены судебные производства по принятым делам, по которым процедура банкротства еще не начата;

10. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020
№ 372 была расширена программа льготного кредитования, путем упрощения требований к заемщику, предоставления возможности рефинансирования кредитов на оборотные и инвестиционные идеи;

11. Федеральным законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 443 были внесены изменения в Федеральный закон о контрактной системе, предусматривающие снижение нагрузки для участников государственных закупок (упрощены закупочные процедуры и уменьшен размер обеспечения контракта), а также устанавливающие возможность осуществления закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в нерабочие дни;

12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020
№ 409 было приостановлено проведение выездных проверок малого и среднего предпринимательства до конца 2020 года;

13. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020
№ 440 автоматически на полгода были продлены все лицензии и разрешения;

14. Согласно Информационному письму Банка России от 17.04.2020
№ ИН-014-12/74 индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, относящимся к субъектам МСП, была предоставлена возможность открыть банковский счет без личного присутствия лица, открывающего счет, либо его представителя;

15. В рамках исполнения Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденного Правительством Российской Федерации от 17.03.2020, в отношении акционерных обществ с государственным участием изданы директивы Правительства Российской Федерации, предусматривающие внесение изменений в положения о закупке в части неприменения в 2020 году штрафных санкций в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, а также возможности изменения в 2020 году срока исполнения и цены договора, если в связи с распространением новой коронавирусной инфекции возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Приведенные примеры поддержки малого и среднего предпринимательства не являются исчерпывающими. Из материалов о поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в условиях изменившейся экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции[8], приведены данные о структуре финансирования принятых антикризисных мер (График 1).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.076 с.)