Особенности развития организаторских способностей старших подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития организаторских способностей старших подростков



В каждом возрасте есть свои особенности развития, которые влияют на поведение и мировоззрение. Подростковый возраст занимает важный этап в общем процессе развития и становления человека как личности. В процессе построения и развития своего характера, в структуре и составе деятельности личности школьника закладываются основы осознанного поведения, вырисовывается общая устремленность в развитии нравственных норм, социальной компетентности, а также формирования организаторских способностей.

Согласно принятой возрастной периодизации, в рамках теории советского психолога Д.Б. Эльконина, подростковый возраст имеет границы от 11 до 15 лет. Его хронологические рамки совпадают с обучением детей с 6 по 9 классы современной школы. [22].

Согласно терминологии Фонда Организации Объединённых Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10-19 лет (ранний подростковый возраст — 10-14 лет; поздний подростковый возраст — 15-19 лет).

В этом возрасте происходит интенсивное развитие самосознания, личностной рефлексии, активного поиска путей самореализации и самоутверждения.

У подростков возникает и активно развивается особый вид деятельности, который заключается в установлении обусловленных личностных взаимоотношений между подростками. Психологи Д.Б. Эльконин, Г.В. Драгунова называют такой вид общения между подростками «деятельностью общения» или «деятельностным общением» [22 с. 65].

Внутри такого личностного общения у подростков формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируется личностный смысл жизни и тем самым развивается самосознание Я-личности.

Чувство взрослости педагоги и психологи выделяют в качестве главного психологического новообразования подросткового этапа. В этот период подросток отрицает свою принадлежность к детям, стремясь показать себя взрослым.

Также происходит активное формирование мотивационной сферы подростков, а именно развитие способности действовать в соответствии с поставленной целью, что является компонентом организаторских способностей. [8].

Учебная деятельность, как правило, перестает быть всепоглощающей, хотя и остается основной. Как правило, наибольшее значение приобретает общение со сверстниками. Меняются интересы и увлечения.

В подростковом возрасте наступает период первичной социализации, происходит выбор и, в большинстве случаев, обучение профессии. В эту пору значительно дифференцируются способности и интересы обучаемых, формируется и вырабатывается жизненная позиция.

В подростковом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т. п.

Говоря о способности, мы подразумеваем индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности [2 с. 77].

Способности к общению в наибольшей степени социально обусловлены. Они проявляются в уровне реализации у индивида всех трех сторон общения: коммуникативной - в средствах передачи информации (речи письменной и устной, жестах, мимике и т.п.); интерактивной - в способах и приемах психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности; перцептивной - в межличностном восприятии, оцениваний и взаимопонимании людей. Способность к общению предполагает и развитую степень социально-психологической адаптации, т.е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды, умение оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.

Социальная перцепция проявляется в умении воспринимать людей, адекватно оценивать, сопереживать и понимать их. На этой основе строится эффективное взаимодействие с людьми, обмен информацией, соответствующее социальным нормам поведение, развиваются организаторские и коммуникативные качества личности [3 с.11].

Организаторские способности проявляются в умении четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, в стремлении расширять контакты, участвовать в групповых мероприятиях, в стремлении проявлять инициативу, смекалку, находчивость. Немаловажное значение имеет и умение оказывать психологическое воздействие на людей, пользоваться приемами и способами активного взаимодействия в совместной деятельности.

Организаторские способности включают коммуникативные способности, практический ум, способность заражать и активизировать других, критичность, тактичность, инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость. Организаторские способности подразумевают также возможность достижения высокого уровня мастерства в сфере управления, организации разного рода планов и мероприятий. Они играют большую роль в профессиональном росте человека.

А.В. Петровский в своей книге "Психология о каждом и каждому о психологии" [15 с. 209] приводит такой пример:

«Ученик 9-го класса, которого учителя характеризуют как незаурядного организатора, инициативного, чуткого и внимательного к людям, одновременно требователен, умеет разбираться в характерах, интересах и возможностях ребят, изобретателен. У него большое чувство ответственности перед коллективом и личное обаяние. Его способности качественно отличаются от способностей других лидеров. В той же школе учится Виктор Д. Он главный «заводила» всех мероприятий, в большинстве своем сомнительных как по замыслу, так и по исполнению. Виктор Д. - тоже превосходный организатор, но совсем другого типа. Его организаторское «дарование» проявляется в жестокости к беззащитным, готовности и умении играть на слабых струнках каждого члена своей компании, предприимчивости, властолюбии в сочетании с бесшабашной смелостью и склонностью к постоянной браваде и т.д.

Таким образом, одни и те же организаторские способности, но в зависимости от качественно разной структуры личности, успешно реализуются в противоположных сферах деятельности».

В этом примере показательно различие стилей поведения двух учеников. Как у первого, так и у второго ученика достаточно высокие показатели организаторских способностей. Однако у первого все три стороны общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная) развиваются равномерно, его требовательность к людям сочетается с внимательным отношением к их нуждам и запросам. У второго ученика так же высок организаторский «потенциал». Однако здесь нет гармоничного развития всех трех сторон общения. Такой важный элемент перцептивной стороны общения, как взаимопонимание, сведен к минимуму, а сопереживания фактически нет.

 Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра. В учении данные качества личности формируются и развиваются тогда, когда подростки сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него. Это происходит, например, в тех случаях, когда учитель поручает группе детей самостоятельно найти, прочесть и сообщить на уроке те или иные сведения. Особенно ценным представляется приобретаемый в подростковом возрасте опыт самостоятельной работы в библиотеке, а также выполнение учебных поручений по подготовке и проведению занятий в классе, в том числе материалов, наглядных пособий.

Подростковый период — это наиболее плодотворный период для формирования организаторских качеств, для выявления таких качеств, как независимость и самоконтроль, период оценки и развития больших возможностей.

1.3. Организационно-содержательные особенности дополнительного образования как среды развития личности.

Система дополнительного образования (ДО) — специфическая открытая социально-педагогическая система, не имеющая гос. стандартов, которая развивается по пути свободного и творческого воплощения в педагогическую практику учреждений идей гуманизации и демократии.

Образовательный процесс - целенаправленная и организованная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся; процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности.

Принципы в системе ДО:

· общестратегические (развития, гуманизации, демократизации);

· ценностно-ориентационные (природосообразности, культуросообразности, жизнесообразности);

· конструктивно-технологические (детоцентризм, индивидуальзация образования, увлекательности и творчества, системности, сотрудничества).

К содержательным особенностям можно отнести:

· многообразие функций, видов деятельности и дополнительных образовательных программ;

· многообразие содержательных аспектов деятельности: теоретический, практический, исследовательский, опытный, познавательный, творческий, производственный, самообразовательный и др.;

· индивидуальный подход в сочетании с социальной направленностью деятельности; возможность индивидуальной работы с одаренными и социально депривированными детьми;

· реализация вариативных, дифференцированных, комплексных образовательных программ.

К организационным особенностям образовательного процесса в УДОД относят:

· занятия проводятся в свободное от основной учебы время;

· обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

· психологическая атмосфера носит неформальный характер;

· детям предоставляется возможность сочетать различные направления и формы занятий;

· допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрасту, уровню интеллектуального развития).

Функции педагога при организации образовательного процесса:

1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения.

2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении.

3. Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива.

4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.

5. Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения.

6. Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей.

7. Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей.

8. Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями.

9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.

Дополнительное образовании увеличивает пространство, в котором школьники демонстрируют способности, которые зачастую остается невостребованными основным образованием. Опора на содержание основного образования является специфической чертой дополнительного образования в школе. Это позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития.

4 уровня организации ДО детей:

1 уровень. Характеризуется случайным набором кружков и секций, работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации содержание и формы работы не отражают особенности данного образовательного учреждения, а ценность дополнительного образования не осознаётся.

2 уровень. Более сложный и более развитый. Он отличается определённой внутренней консолидарностью. Для него характерны такие формы деятельности как клубы, экспедиции, лаборатории и др. Однако в целом работу не удается построить на единой содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов дополнительного образования.

3 уровень. Это организация дополнительного образования в отдельное подразделение школы, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.

4 уровень. Предполагает сочетание основного и дополнительного образования, организационное и содержательное единство основных структур школы. На этом уровне их деятельность строится с учётом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.

Необходимым условием существования учреждений дополнительного образования является свобода выбора ребенком или молодым человеком вида деятельности, педагога, обучающей программы, наличие возможности менять их. С этой позиции ДО обладает более благоприятными возможностями по сравнению со школой. Несмотря на предметную ориентацию многих образовательных объединений, осуществляющих свою деятельность на базе учреждений дополнительного образования, дети и молодые люди всегда имеют возможность выбирать вид и направленность деятельности, степень своей включенности в нее (активность участия, объем освоения материала, режим), группы (формальные и неформальные). Разнообразными являются роли, отношения, позиции, которые ребенок или молодой человек имеет возможность выбирать и которые могут оказать конструктивное влияние на развитие их способностей и дальнейший жизненный выбор.

Главным организующим началом учреждений дополнительного образования являются не фрагменты предметного знания, а творческая деятельность в различных ее проявлениях. Поэтому взаимодействие педагогов и воспитанников в учреждениях ДО всегда носит творческий характер. Наряду с теоретическими занятиями здесь большое место занимают коллективная или индивидуальная творческая деятельность, самостоятельная исследовательская работа, экскурсии, соревнования, походы, экспедиции, выставки и другие формы практической творческой деятельности. Результатом деятельности ребенка и молодого человека не могут быть только знания, умения и навыки. Чаще всего это воплощение таких знаний в реальный продукт деятельности (сделанная своими руками модель корабля, сыгранная на сцене роль, декоративное изделие, организованное и проведенное коллективно-творческое дело и др.).

Разнообразны формы организации детских и молодежных образовательных объединений. В основном это разновозрастные образовательные объединения разного численного состава. Наиболее традиционной формой образовательного объединения в учреждениях ДО являются различные творческо-учебные группы (кружки). В них члены объединения осваивают новый опыт участия в поисково-исследовательской, спортивно-оздоровительной, конструкторской, предметно-прикладной, музыкальной и других видах деятельности, а также получают возможность развития личностно и социально важных качеств. Традиционной формой являются также клубные объединения детей и молодежи по интересам. Все более распространенными становятся комплексные формы образовательных объединений: студии, мастерские, лаборатории, школы и т.п., которые позволяют выявить творческую одаренность (особенно на ранних стадиях), развивать разнообразные способности детей и молодых людей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов, высокое качество творческого продукта участников программ и т.д.

Учреждения ДО в большей степени, чем другие типы образовательных учреждений, обладает возможностями для реализации личностно-ориентированного подхода. Деятельность педагогического коллектива учреждений может быть нацелена на индивидуальный, «штучный» характер обучения и воспитания. В основе построения образовательного процесса лежит уровень развития ребенка или молодого человека, его личные интересы и достижения. Численный состав объединений в учреждениях должен определяться в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности. Расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей и молодых людей. Продолжительность занятий устанавливается, исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм. Кроме того, имеются благоприятные возможности для осуществления полноценной индивидуальной работы с участниками программ дополнительного образования.

В учреждениях ДО часто складывается и реализуется особый стиль отношений между педагогами и воспитанниками, основанный на уважении личности ребенка, заботе о его жизни и здоровье, свободе. Это не просто декларированные позиции, а реальное построение отношений, в основе которого лежат свобода ребенка и молодого человека в выборе педагога, с одной стороны, и вытекающее отсюда стремление педагога быть значимым, интересным для своих воспитанников – с другой.

Учреждения ДО традиционно широко взаимодействуют с организациями и учреждениями других предметных и творческих сфер: учреждениями культуры и спорта, научными учреждениями и организациями, учреждениями сферы профессионального образования, предприятиями и другими учреждениями и организациями. Непрерывность образовательных связей с различными учреждениями создает благоприятные возможности для полноценного развития ребенка и молодого человека, своевременного самоопределения, повышения конкурентоспособности и развития гражданской позиции, создания условий для формирования каждым собственных (адекватных реальности) представлений о себе и мире. В частности, данные учреждения нередко выступают в качестве центров координации деятельности детских и молодежных общественных объединений в районе, городе, регионе.

 


Глава 2. Разработка проекта по развитию организаторских способностей старших подростков в условиях творческого досугового объединения «Молодёжная Академия Развлечений»

Пояснительная записка

Изменение социально-политической жизни общества повлекло за собой изменение отношения к молодежным лидерам и системе их подготовки. При этом исследователи акцентируют внимание на личностных характеристиках лидеров, на изучении их поведения, определяют оптимальные методы изучения лидерства, описывают ситуацию, в которой каждая модель поведения срабатывает наиболее эффективно.

В научных исследованиях освещались различные аспекты работы с лидерами. В отечественной психолого-педагогической литературе накоплен опыт изучения феномена лидерства. Исследования психологов посвящены теории выявления лидеров и реализации ими организаторских и лидерских функций (А.А. Бодалев, А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, В.В. Петровский и другие).

В последние годы XX века многие отечественные и зарубежные авторы анализировали свойства личности лидера, их индивидуальные и психологические особенности. Среди свойств личности лидера авторами выделяются: коммуникативные (В.И. Румянцева), креативные (А.А. Руковишников, М.А. Соколова), организаторские способности (Л.И. Уманский), активность (А.Л. Журавлев, В. Ф. Рубахин), умеренная эмоциональная экспансивность, интеллект (В.И. Румянцева), эмоциональная привлекательность, авторитет (И.Г. Дубов). Вопросы, посвященные политическому лидерству, освещались в работах Е.Б. Абашкиной, Ж. Блонделя, Г.Г. Дилигинского, В.И. Карасева, А.Н. Кравченко. Понятие «потенциал» изучалось в разных областях науки, в том числе в педагогике и психологии: человеческий потенциал (О.И. Генисаретский, И.А. Носов, Б.Г. Юдин); потенциал личности (Б.Г. Ананьев).

Сегодня существует потребность создания организационных форм, позволяющих сформировать готовность личности к самореализации, самосовершенствованию. Одной из таких форм являются молодежные общественные организации, которые реализуют принцип связи воспитания с жизнью, активно откликаются на все изменения общества.

Руководителю необходимо обеспечить возможность раскрытия потенциала обучающихся, обеспечить их развитие и умение пользоваться данной возможностью.

Цель:

Создание благоприятных условий общения и совместной деятельности обучающихся, позволяющей проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой проводить свободное время.

Задачи:

1. Создать условия для развития лидерских качеств, организаторских способностей обучающихся, реализации их потребностей в творческом самовыражении

2. Расширить интересы, увлечения обучающихся с целью их личностного развития.

3. Дать знания, умения и навыки, необходимые в организационной деятельности.

4. Предоставить возможность обучающемуся свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, формировать общественное мнение.

5. Организовать творческую развивающую коллективную деятельность

6. Создать воспитательно – образовательную среду, формирующую у обучающихся потребность в самосовершенствовании.

7. Снизить психоэмоциональную нагрузку, произвести психоэмоциональную разгрузку.

Ведущая педагогическая идея проекта заключается в создании необходимых условий, содействующих развитию лидерских качеств и организаторских способностей членов молодежной организации посредством участия, обучающихся в социально-значимых и коллективно-творческих делах.

Социальный запрос российского общества — это духовно-нравственная, творческая, деятельная и развивающуюся личность. Личность, устойчивая в сложных социально-экономических условиях, готовая к социальному, гражданскому и профессиональному самоопределению. Личность, отличающаяся высоким самосознанием, ориентированным на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами; личность, отличающаяся гражданской активностью, инициативностью и ответственностью.

Новизна проекта заключается в создании системы применения методов и приемов, нацеленных на развитие лидерских качеств обучающихся, волонтерского отряда, кружков, членов совета обучающихся через разработку программы деятельности, которая предусматривала бы систематические социально значимые культурно-эстетические мероприятия, коллективно-творческую деятельность по развитию лидерских основ личности.

Содержание проекта



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.028 с.)