Цель, задачи и методика развития произвольного внимания у детей 6-7 лет посредством игр с правилами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель, задачи и методика развития произвольного внимания у детей 6-7 лет посредством игр с правилами



Данные теоретического анализа и констатирующего эксперимента позволили нам сформулировать гипотезу: мы предполагаем, что использование комплекса игр с правилами позволит более эффективно развивать произвольное внимание у детей 6-7 лет при следующих условиях:

1) осознание детьми роли внимания в успешности игры с правилами;

2) поэтапное усложнение игр с правилами, связанное с развитием свойств внимания;

3) использование сочетания подвижных и дидактических игр;

4) организация занятий по подгруппам по 4-5 детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Цель формирующего эксперимента – изучить возможности развития произвольного внимания у детей 6-7 лет, посредством игр с правилами

 Средством формирования является игра с правилами. Особенностью игр с правилами является то, что овладение этими играми предполагает специальный подготовительный этап по усвоению правил. Правила являются фактором развивающего воздействия на детей. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам, т.е. развивает произвольность. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать (движением, словом) на игровую ситуацию. Правила вынуждают детей подчиняться обстоятельствам.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) разработать и описать комплекс игр, направленных на формирование произвольного внимания у детей 6-7 лет посредством игр с правилами;

2) апробировать комплекс игр с правилами, направленных на формирование произвольного внимания у детей 6-7 лет;

3) провести контрольный эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности произвольного внимания у детей 6-7 лет после реализации формирующего эксперимента;

4) выявить изменения в уровне сформированности произвольного внимания у детей 6-7 лет путем сравнения результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

Учитывались следующие принципы коррекционно-развивающей работы.

Принцип возрастания сложности заключался в том, что происходило усложнение правил игры. Происходило      поэтапное усложнение игр с правилами, связанное с развитием свойств внимания

Деятельностный принцип коррекции. Коррекционная работа велась через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создавалась позитивная основа для развития произвольного внимания. Работа осуществлялась в рамках ведущей деятельности детей дошкольного возраста, т.е. в рамках проведения игр.

Учитывалась эмоциональная  сложность материала. Игры обеспечивали благоприятный эмоциональный фон, активизировали положительные эмоции. Акцентировалось внимания на успехах детей,что обеспечивает возможность  повысить интерес к деятельности.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей. Учет индивидуальных особенностей детей.

Для реализации первого условия гипотезы (осознание детьми роли внимания в успешности игры с правилами) при организации каждой игры мы акцентировали необходимость быть внимательными к выполнению правил. Не только каждым ребенком, но и следить за выполнением правил другими участниками. Акцентирование внимания, что ига будет успешной, можно выиграть, только соблюдая правила игры. Использование формы игры-соревнования  способствуют привлечению внимания, обеспечивают быстрое включение в задание.

Развитие произвольного внимания тесно связано с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели (правила, выигрыш). Освоение норм и правил поведения, становление волевого действия.

     Для реализации второго условия гипотезы (поэтапное усложнение игр с правилами, связанное с развитием свойств внимания) мы определили этапы усложнение игр: удлинять время игры (от 10 мин, до 15, до 25) (устойчивость), расширять объем (увеличивать количество предметов) (от 1 до 5), переключение (увеличение действий выполняемых отдельно) (от 1 до 3),  распределение (увеличивать количество действий, выполняемых одновременно) (от 1 до 3).

Для реализации третьего условия гипотезы мы включали в каждое занятие подвижную и дидактическую игры. Это позволяло чередовать виды активности, что благоприятно влияет на сохранение внимания детей.

Для реализации четвертого  условия гипотезы мы объединили детей в подгруппы по 4-5 детей с учетом их индивидуальных  особенностей (с разными уровнями развития произвольного внимания (средний, низкий) и с разным уровнем активности, т.е. в игре принимали участие одновременно и более активные дети и более спокойные, застенчивые.

Содержание работы представлено занятиями, включающими в себя комплекс игр с правилами для старших дошкольников (6-7 лет).

Цель: создание условий для формирования произвольного внимания у детей 6-7 лет, посредством игр с правилами. Программа состоит из трех этапов, которые включают в себя восемь занятий:

1. Вводный этап (1 занятие).

Цель:создание положительной мотивации на участие в работе по формированию произвольного внимания.

2.Основной этап (6 занятий).

Цель: формирование произвольного внимания посредством игр с правилами.

3.Заключительный этап (1 занятие).

Цель: организация обратной связи по итогам проведенных занятий, которая позволит нам оценить динамику сформирвоанности произвольного внимания у детей 6-7 лет. На данном этапе проводится контрольный эксперимент.

Занятия проводятся по 2 раза в неделю.

Данные полученные в ходе контрольного эксперимента будут обрабатываться также как и данные полученные в ходе проведения констатирующего эксперимента. Для математического анализа полученных данных в ходе эксперимента используется метод математической статистики – U-критерий Манна – Уитни, который позволил выявить различия между двумя выборками.

    Описание экспериментальной работы по коррекции внимания детей дошкольного возраста посредством игр с правилами, и ее эффективность будут описаны в п. 3.2. и 3.3.

 

3.2. Описание работы по коррекции внимания детей дошкольного возраста посредством игр с правилами

Коррекция внимания детей дошкольного возраста посредством игр с правилами осуществлялась следующим образом.

Реализация первого условия гипотезы (осознание детьми роли внимания в успешности игры с правилами) при организации каждой игры мы акцентировали необходимость быть внимательными к выполнению правил. Не только каждым ребенком, но и следить за выполнением правил другими участниками. Акцентирование внимания, что ига будет успешной, можно выиграть, только соблюдая правила игры.

Внимание поддерживается, если игра интересна ребенку. Начинать с простых и коротких игр. Чтобы дети смогли выполнить правила, что обеспечивает ситуацию успеха. Акцентирование внимания, что игра получится, если каждый участник будет соблюдать правила, а для этого быть внимательным, иначе будут ошибки в игре и игра не состоится. В играх постоянно привлекать внимание рассеянных детей: «Женя, посмотри как надо делать» или "Дина, послушай-ка»  усилить обращение, коснувшись руки. При необходимости повторение правил игры, уточнение все ли поняли правила.

Ребенок 6-7 выделяет правила, понимает, что такое соревнование,  участвует в совместных действиях, возможность выигрыша привлекает их.  Использование формы игры-соревнования, что способствуют привлечению внимания, обеспечивало более  быстрое включение в задание. Элементы игры с правилами важны для развития произвольности, например это действия по сигналу (дети разбегаются по хлопку взрослого) или по очереди. Дети учатся действовать в соответствии с правилами, которые принимаются всеми членами. Правила четко формулируются, их выполнение контролируется самими детьми. Использование  средства отслеживания очередности – жребий в виде считалок или предметных жребиев. Все также способствует развитию произвольности. Соблюдение правил не только самим ребенком, но и  его партнерами. Нарушение привил – может нарушить игру и вызвать   конфликт. Это требует внимания к тому, чтобы соблюдать правила.  К 6-7 годам дети выполняют правила достаточно сознательно, во многом понимая их значимость. То есть это приводит к  тому, что у  детей есть  стремление  отслеживать выполнение правил другими.

Контроль выполнения правил игры вначале проявляется в наблюдении за поведением других и собственным поведением. Контроль в свою очередь предусматривает включение произвольного внимания.

  Развитие произвольного внимания тесно связано с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели (правила, выигрыш). Освоение норм и правил поведения, становление волевого действия.

Включение в игры соревновательного элемента, например, подвижные игры соревновательного типа, в игре лото кто быстрее заполнит карточки.

При распределении ролей в игре, учитывалось то, что выбор ребенка на главную роль – важный момент, который может быть использован как способ повышения мотивации, а значит и стремления произвольности. Если взрослый выбирает ребенка, то он понимает как поощрение, как доверие. Поэтому на эту роль назначались дети, отличившиеся при выполнении игр, кто проявлял внимательность.

 Для реализации второго условия гипотезы (поэтапное усложнение игр с правилами, связанное с развитием свойств внимания) мы определили этапы усложнение игр: удлинять время игры (от 10 мин, до 15, до 25) (устойчивость), расширять объем (увеличивать количество предметов) (от 1 до 5), переключение (увеличение действий выполняемых отдельно) (от 1 до 3), распределение (увеличивать количество действий, выполняемых одновременно) (от 1 до 3).

За счет увеличения продолжительности игры повышается устойчивость внимания. Увеличивается продолжительность времени, в течение которого ребенок  поддерживает   внимание на объекте. В рамках игры ребенку легче поддерживать внимание.

Расширение  объема внимания происходило за счет увеличения количества  предметов от 1 до 5.   Например, в игре в лото сначала можно предложено1-2 карточки, а затем увеличено до 5.

Надо показать действие, которое было названо в игре «Слушай и исполняй». Взрослый называет и повторяет 1 действия (не показывая), 2 действия, 3 действия. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы взрослым.  Выигрывает тот кто быстро и правильно выполнил все действия.

Переключение (увеличение действий выполняемых отдельно) (от 1 до 3).

Игра «Съедобное – несъедобное. Ведущий говорит задуманное им слово и бросает мяч соседу. Если слово обозначает еду, то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»).

В игре «Слушай слово» ребенку надо хлопнуть в ладоши, когда  будет  слово, обозначающее, животное. Затем  предложение, что надо вставить каждый раз, когда будет  слово, обозначающее растение. Топнуть ногой, когда будет слово обозначающее, предмет одежды.

Игра «Будь внимателен». Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают определенную позу.  Один хлопок – поза «аиста». 2 хлопка – поза «лягушки». 3 хлопка – ходьба. 

Распределение внимания (увеличивать количество действий, выполняемых одновременно) (от 1 до 3).

Игра «Найди фото». Каждому ребёнку надо «разыскать свое фото». На фланелеграфе располагаются фотокарточки клоунов с разной мимикой. Ребёнку дается оригинал (лист с изображением лица клоуна) и должен найти такое же фото среди фотокарточек. Усложнение ребенку дается 2,3 фото. Соревновательный момент – время засекается, выигрывать тот, кто быстрее выполнит задание.

Игра «Пастух». Условие надо помочь пастуху разыскать корову по определенным приметам. (На плакате изображено стадо коров, ребенку дается  картинка  с изображением одной коровы). Ребенку надо сконцентрировать внимание  сначала на 1, а затем на  нескольких признаках: особенностях окраски туловища, форме  рогов, туловища и т.д.

Для реализации третьего условия гипотезы мы включали в каждое занятие подвижную и дидактическую игры. Это позволяло чередовать виды активности, что благоприятно влияет на сохранение внимания детей.

Использование двух игр: одна дидактическая игра 10 минут, вторая подвижная 15 минут. Благодаря этому происходит смена деятельности, переключение внимания детей, что способствует более длительному сохранению произвольности.

Для реализации четвертого  условия гипотезы мы объединили детей в подгруппы по 4-5 детей с учетом их индивидуальных особенностей (с разными уровнями развития произвольного внимания (средний, низкий) и с разным уровнем активности, т.е. в игре принимали участие одновременно и более активные дети и более спокойные, застенчивые.

При организации игр учитывались индивидуальные особенности детей. Детей пассивных, медлительных больше подбадривали, активизировали. Предлагали быть ведущим. Активным, тем, кто успешно, легко выполнял задания, давались усложненные  задания (например,больше карточек, или действий).

Основой работы являются игры, направленные на развитие произвольного внимания. Каждое занятие представляет собой комплекс, состоящий из игр. В занятия включены дидактические и подвижные игры.

Дети не всегда соблюдали правила, поэтому сначала давались легкие правила и постепенно происходило их усложнение. Во время игр некоторые дети (в частности дети в низким уровнем произвольного внимания путались в правилах или не соблюдали их, пытаясь выиграть, быстрее выполнить задание, в процессе игры внимание снижалось (например, при игре в лото не внимательно следили за заполнением карточек). Подчинение детей правилам было затруднено в связи с необходимостью сохранения внимания.

Дети также следили за выполнением правил другими детьми (например, указывали на ошибки, обращали внимание взрослого, что ребенок не правильно выполнил действие (осуществлялся взаимоконтроль). В игре «Съедобное–несъедобное» в процессе игры дети начинали путаться и ловить мяч, когда правила не соблюдались, другие дети указывали на ошибки. Некоторые из детей, смогли сохранить внимание до конца игры, не допустив ошибок.

На последнем занятии была проведена беседа с детьми с целью выяснения игрового опыта и игровых предпочтений детей. Детям задавались вопросы: А какие игры вы знаете? Какие игры вам понравились? Как надо играть в эти игры? Как надо играть, чтобы игра получилась? Зачем надо играть честно? Что будет если не соблюдать правила?

За один раз проводится от одной до трёх игр. Количество игр проводимых за один раз  зависело от сложности, знакомости игры, времени которого она требует. За один раз проводимые подвижные игры должны быть разными по нагрузке, знакомости, сложности и задачам, которые она решает.

На занятиях третьего этапа была заметна динамика улучшения свойств произвольного внимания, дети были более сосредоточены при выполнении заданий, произошло повышение мотивации, т.к. дети видели, что более успешно выполняют предложенные задания, допускают меньше ошибок.

Дети с низким уровнем произвольного внимания (низкая устойчивость внимания) не понимали инструкцию с первого раза, приходилось объяснять задание повторно, часто отвлекались. После дополнительных пояснений, также допускали много ошибок. Т.е. проявились особенности произвольного внимания, выявленные в ходе констатирующего эксперимента.

При проведении занятий отмечалось постепенное улучшение свойств произвольного внимания. Но на занятиях второго этапа  можно было отметить положительную динамику. Выполнение заданий последнего этапа показало, что у детей улучшились свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем внимания). Таким образом, в процессе формирующего эксперимента создавались условия для формирования у детей 6-7 лет  произвольного внимания.

На начальном этапе работы основной упор делался на привлечение непроизвольного внимания детей. Для этого применялись следующие приёмы:

- использование слова «поиграем» вместо формулировки выполним задание на начальных этапах работы (слово «поиграем» вызывает интерес и оживление у всех детей и обеспечивает быстрое включение в задание);       - использование ярких игрушек, предметов, привлекающих внимание;       - использование на одном занятии различных по форме и содержанию интересных игр, на выполнение которых затрачивается небольшое количество времени (в этом случае у детей не наступает утомлении, на протяжении всего занятия поддерживается достаточный уровень активности учащихся);  

- использование формы игры-соревнования, что способствуют привлечению внимания, обеспечивают быстрое включение в задание.

 В занятия обязательно включались подвижные игры, способствующие развитию внимания и обеспечивающие смену видов деятельности.

На основном этапе работы продолжительность занятий увеличивалась за счет введения новых игр, их усложнения.

Каждое занятие обязательно начиналось с приветствия и какой-либо игры, способствующей снятию возбуждения, формированию положительного эмоционального настроя и подготовке к работе. В конце занятия подводились итоги. Детям предлагалось ответить на вопросы о том, что им больше всего понравилось, что не понравилось, что запомнилось.   

В формирующем эксперименте приняла участие группа детей, имеющие на этапе констатирующего эксперимента низкий и средний уровни сформированности внимания (6 человек низкий уровень, 6 человек средний уровень). Контрольную группу оставили 12 человек с аналогичными уровнями сформированности внимания в занятиях они не участвовали. После проведения формирующего эксперимента проводится контрольный эксперимент, результаты которого представлены в следующем параграфе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.032 с.)