Игры с правилами как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игры с правилами как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста



Воспитание произвольного внимания играет важную роль в подготовке ребёнка к школьному обучению. Умение произвольно обратить внимание на то, что само не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важным условием успеха в учебной деятельности. Условием развития произвольного внимания детей-дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игровая деятельность, отличается от других форм занятий ребенка, так как в игре создается мнимая ситуация. Это происходит в результате расхождения видимого и смыслового поля, которое появляется в дошкольном возрасте. Мнимая ситуация заключает  правила поведения. Любая игра с мнимой ситуацией есть игра с правилами, и любая игра с правилами есть игра с мнимой ситуацией. Например, играть в шахматы, значит создавать мнимую ситуацию, потому что фигуры могут ходить только так, как установлено правилами. С этой целью для развития личности дошкольника, необходимо максимально использовать игру, поскольку именно игровая форма стимулирует выполнение достаточно сложных заданий и операций, позволяет раскрыть индивидуальные возможности и способности ребенка.

 Под влиянием игры внимание ребёнка достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития внимания в дошкольном  возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы развивать у детей определённые качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в-третьих – вовремя переключать внимание, в-четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения [23].

 В игре развиваются произвольное внимание наряду с памятью, а также соединяются целенаправленность действий соподчинение мотивов. Л.С. Выготский описывал игру, как «школа произвольного поведения» [8,  с. 327].

Игра для ребенка дошкольного возраста является одновременно и учебой, формой трудовой активности и важным компонентом процесса воспитания. Одним из эффективных видов игр данного возраста является игра с правилами, которая предстает игровой метод обучения, как форма обучения, форма самостоятельной игровой деятельности и как средство личностного и интеллектуального развития ребенка.

Педагоги и психологи считают, что игра является не только способом получения новых знаний, сколько инструментом для развития произвольности познавательных процессов, речи, внимания. В любой игре с правилами заложены возможности для развития произвольного внимания ребенка – любое знание, которое дает дидактическая игра, усваивается ребенком. Исследованием и разработкой игр и проблемой их применения в процессе обучения детей дошкольного возраста занимались А.П. Усова, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, Ф.Н. Блехер, Т.С. Комарова. Через игру с правилами у ребенка возникает потребность познавать и воздействовать на окружающий мир.

Игра с правилами обладает специфическим развивающим значением, и задачей педагога является создание условий, способствующих их развитию. Особенность игр с правилами  в том, что они аккумулируют другие типы игр, становятся доминирующей игровой формой в старшем дошкольном возрасте. Претерпевая  изменения, всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам [50].

Эффект от использования таких игр во время занятий в том, что дети не утомляются, обеспечиваются физиологически необходимая двигательная активность, благоприятное психоэмоциональное состояние. Актуальность исследования влияния игры на развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста обуславливается слабой представленностью теоретических и эмпирических разработок по теме. Определение места игры в системе развития произвольности психических процессов детей дошкольного возраста позволит педагогам и практическим психологам подбирать более адекватные формы развивающей работы [50].

«Особенностью игр с правилами является то, что овладение этими играми предполагает специальный подготовительный этап по усвоению правил. В сюжетно-ролевой игре нет такого этапа или особой деятельности по освоению роли и содержащихся в ней правил. Это происходит симультанно, а затем содержание роли конкретизируется и обогащается в ходе самой игры» [51, с192]. Наличие подготовительного этапа в играх на котором дети осваивают, видоизменяют и создают новые правила предстоящей игры важно, так как деятельность  в это время приближается по характеру к новой деятельности - учебной.

Исследования Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, О. Петровой [26,27,28] показали, что центральное звено таких игр - правила – главной фактор развивающего воздействия. Ребенок учится подчинять поведение правилам, т.е. развивает произвольность. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать внимание на игровой задаче, быстро реагировать (движением, словом) на игровую ситуацию. Правила вынуждают подчиняться обстоятельствам - уступить место ведущего, проигравшему - выйти из игры, следить за результатами других участников. В играх с правилами главное - решение поставленной задачи. Детей увлекают игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия воли, преодоления трудностей.

Среди игр с правилами более других исследованы дидактические игры (А.И. Сорокина, В.Н. Аванесова, В.А. Дрязгунова, А.К. Бондаренко, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова и др.). В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Характер игрового общения и игровых действий  в игре определяется ее правилами. Взрослый   руководит деятельностью и, принимая в игре участие, дает наглядный пример выполнения требований, сообщает необходимые сведения. Объяснение правил - первый этап в обучении детей с помощью дидактической игры. От того, насколько четко правила будут объяснены, зависит успех.

В старших и подготовительных к школе группах правила становятся более сложными.  В играх, предназначенных для детей старших групп, увеличивается и количество правил. Взрослый в начале следит за выполнением правил. После того как  все дети усвоили правила игры им может быть предложено  играть самостоятельно.

 Правила игры и важное условие достижения игровых целей - дидактическая задача, подсказывают ребенку активное отношение к сообщаемым умениям и знаниям, необходимым для успешного выполнения требуемых действий и приближающим к ожидаемому участниками игры определенному ее финалу [28]. Таким образом, предлагаемый замысел игры, ее правила и включенная в них умственная задача представляют систему формирующих воздействий. Эти воздействия рассчитаны на то, чтобы на базе предлагаемой игры возникла и развивалась познавательная деятельность, направленная на обслуживание игровых нужд и интересов ребенка, на усвоение сообщаемых сведений, навыков и умений.

Классификация игр с правилами (С.А. Шмаков): игры с открытыми правилами (правила устанавливаются по ходу игровых действий, игры с готовыми, закрытыми правилами.

Игры с правилом могут быть разные. В педагогике выделяют две большие группы игр с правилами:

- Подвижные игры – сознательная, активная деятельность, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

В структуру входят  содержание (определяется движениями, включёнными в игру), двигательные действия (ритмические, подражательные, образно-творческие, выполняются в разных комбинациях) и правила (имеют организующий характер: последовательность действий, коммуникацию участников, поведение каждого из участников).

- Дидактические игры –  вид  игр с правилами,  которые специально направлены на  обучение и воспитание детей,ориентированы на разрешение определенных  задач обучения детей, но при этом в них присутствует  воспитательно-развивающее воздействие  игровой деятельности. Структура: цель, игровая задача, игровые действия, правила игры, результат/итог  [17].

Для развития произвольного внимания необходим интерес, занимательность. Занимательность достигается разными методами, среди которых словесная дидактическая игра, содержащая возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления [9, с. 72]. Дидактические игры  особенно  важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке к обучению в школе: развивают умение слушать педагога, быстро находить нужный ответ на вопрос, четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с  задачей.

Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников.

О. Е. Кравцова отмечает что систематическая, целенаправленная работа по развитию внимания и его свойств посредством игры с правилами  дает положительные результаты. У детей возрастает  интерес, они учатся  выполнять правила, больше внимания обращают  на инструкцию, проговаривая ее во время  заданий. Дети дошкольного возраста начинают применять приемы самоорганизации внимания; инструкция для дошкольников имеет значение для лучшего понимания и запоминания задания, которое повышает интерес к деятельности и повышает устойчивость внимания; и при помощи игр можно развивать внимание и его свойства [23].

Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. Осиповой А.А.,[32]. Содержатся подробные разработки игр для развития и коррекции внимания. Включены   игры направленные на развитие сенсорного, слухового моторно-двигательного внимания. Например, чтобы успешно играть, ребенку необходимо запомнить правила подвижной игры. Многие игры содержат стихотворное сопровождение. Запомнить и припомнить стихи, также является необходимостью ребенка в игре. Многие игры заставляют ребенка запомнить свое место (домик), расположение водящего, персонажей. А также ребенку нужно запомнить способ передвижения. Все в подвижной игре очень интересно ребенку, достаточно быстро запоминается, долго сохраняется в памяти. Программа содержит игры на развитие разных видов внимания, подходит для детей 5-9 лет.

Светлова, И.Е. Школа внимания: Программа развития внимания у детей: игры и упражнения на развитие свойств внимания: концентрации, переключения, распределения; формирование у ребенка способностей наблюдать, сопоставлять, анализировать [36].

Пылаева Н. М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет.  Включает дидактический материал и методические указания к комплексу учебно-игровых занятий, направленных на развитие способности детей планировать свои действия и контролировать их. В основе работа с числовым рядом.    Совместное выполнение действия (педагог-ребенок) по наглядной программе с переходом от пошаговой к более свернутым формам реализации программы.

Игры на развитие внимания предлагают ребенку выполнить действия, направлены на формирование целенаправленности и устойчивости внимания, так как игровые действия подобного рода включают задачу и правила действия, требующие сосредоточенности. Главная цель развития произвольного внимания дошкольника в игровой деятельности заключается в том, чтобы ребенок подчинялся правилам игры. Соблюдая правила, ребенок начинает сознательно управлять своим поведением, а значит и вниманием. Он удерживает внимание необходимое время на требуемых объектах и действиях, а затем переводит его на другие объекты в соответствии с требованиями. Именно это и является элементами произвольного внимания [4]. По мнению отечественного психолога В.С. Мухиной, игры с правилами

помогают дошкольнику развивать умение намеренно сосредотачиваться на сознательно выбранном объекте. Внимание получает произвольный характер [29].

Таким образом, особенностью игр с правилами является то, что овладение этими играми предполагает специальный подготовительный этап по усвоению правил. Правила являются фактором развивающего воздействия на детей. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам, т.е. развивает произвольность. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать (движением, словом) на игровую ситуацию. Правила вынуждают детей подчиняться обстоятельствам.

 

 

Выводы по первой главе

Произвольное внимание – это планомерное внимание, контроль которого осуществляется по заранее заданному нормативу, составленному плану и образцу. Произвольное внимание предполагает сосредоточенность на чем-либо.  Механизмом физиологического характера произвольного внимания является точка возбуждения в коре мозга, которая поддерживается импульсами второй сигнальной системы. Психологической спецификой произвольного внимания служит сопровождение его переживанием волевого усилия, напряжения.

Внимания в старшем дошкольном возрасте начинает приобретать произвольный характер. Можно отметить диффузный, неустойчивый характер развития внимания, недостаточный  самоконтроль внимания. В процессе игры дети могут более длительное время сохранять внимание. Это нужно использовать как одно из оснований при построении обучения. Используя в ходе занятия игровые элементы, смену видов деятельности, можно поддерживать внимание детей. При осуществлении работы по развитию произвольного внимания необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Важным условием успешности обучения ребенка в школе является высокий уровень произвольности познавательных психических процессов, ведущим из которых является произвольное внимание. Благодаря произвольному вниманию ребенок способен слушать и слышать педагога, выполнять его инструкции, контролировать свои действия.

Коррекционно–развивающая работа базируется на фундаментальных положениях общей, возрастной и педагогической психологии. Ее целью является создание условий для развития ребенка, реализации его внутреннего потенциала, оказание помощи в преодолении и компенсации отклонений в развитии. Достижение  цели возможно только в условиях учитывающих возрастные особенности детей и особенности недостатков развития. Коррекционно-развивающая работа должна быть методологически обоснованной. При подготовке и проведении коррекционно–развивающей работы с дошкольниками должны быть учтены особенности психического развития и социальной ситуации развития.

Особенностью игр с правилами является то, что овладение этими играми предполагает специальный подготовительный этап по усвоению правил. Правила являются фактором развивающего воздействия на детей. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам, т.е. развивает произвольность. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать (движением, словом) на игровую ситуацию. Правила вынуждают детей подчиняться обстоятельствам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.018 с.)