Цель, задачи и методика изучения произвольного внимания детей 6-7 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель, задачи и методика изучения произвольного внимания детей 6-7 лет



Цель констатирующего эксперимента: изучить особенности произвольного внимания у детей 6–7 лет.

Задачи:

- подобрать методики исследования произвольного внимания у детей 6–7 лет;

- провести диагностику произвольного внимания у детей 6–7 лет.

- выявить особенности развития произвольного внимания у детей 6–7 лет.

В рамках констатирующего эксперимента предполагается изучение  произвольного внимания, а именно  его  устойчивости, концентрации, объема, переключаемости и динамики работоспособности.

Констатирующий эксперимент включал  Тест «Корректурная Проба»  [20].

Цель исследования: диагностика произвольности как умения действовать по образцу, правилу (определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок).

Использовался буквенный вариант. Существуют различные варианты корректурной пробы Бурдона. В частности на буквенные варианты теста ссылаются А.Н. Воронин, вариант Института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР (С.Я. Рубинштейн), М.В. Фаликман, В.М. Русалов,  Л. Мекаччи. Обычно с детьми дошкольного возраста применяются фигуры, цифры. Но так как исследовании принимали участие дети 6-7 лет, то мы посчитали возможным использовать буквенный вариант. В частности для детей 6-7 лет этот буквенный вариант рекомендуют Костромина С.Н. Ануфриев А.Ф. [20].

Методика предъявлена детям индивидуально.

Инструкция:  Посмотри внимательно на лист перед тобой. На нем написаны буквы в случайном порядке. Сначала мы с тобой вместе попробуем зачеркивать буквы. (Экспериментатор  показывает, ребёнок - повторяет. Это необходимо для того чтобы  убедиться, что ребёнок осознал  что ему необходимо делать). Тебе надо  просматривать каждый ряд букв слева направо (показ) и вычеркивать  буквы которые я назову. Работать надо быстро и точно. Понятно? Начинаем  по команде «Начали», заканчиваем по команде «Стоп»».

Обработка результатов теста.

Результаты  оцениваются по количеству просмотренных знаков и по количеству ошибок (пропущенных не зачёркнутых знаков или зачеркнутых неправильно).

Норма объёма внимания для детей 6-7 лет — 400 знаков и выше,

Концентрации внимания — 10 ошибок и менее.

1) Метод ручной обработки, предполагающий присвоение каждому ответу определенного балла;

2) Метод нормализации данных;

3) Количественный анализ: пересчет вариантов ответов с выведением количества учащихся, которые показали различные варианты ответов;

4) Качественный анализ: выведение особенностей и уровней сформированности  компонентов;

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания (точность и продуктивность),  устойчивость относится к динамическим свойствам внимания. Устойчивость  – способность удерживать высокий уровень внимания в течение относительно длительного времени при выполнении определенного задания (корректурной пробы). Это  способность выполнять некоторую функцию (аттенциональную) в определенном интервале времени с определенной точностью (это и поддерживаемое внимание. Устойчивое внимание предполагает наличие средств деятельности, их адекватность целям, отсутствие торможения целенаправленной деятельности. Противоположная характеристика – неустойчивость внимания (колебание). Устойчивость  оценивается по изменению скорости выбора (времени, затраченного на поиски отдельного стимула) на протяжении всего задания.

Продуктивность (производительность) - количество просмотренных знаков в целом. Показатели скорости и точности, отражают продуктивность внимания.

Концентрация внимания соотносится с производительностью, характеризующей количественную выраженность аттенционального процесса в единицу времени, концентрация внимания относится к статическим свойствам. Показатель концентрации внимания будет уменьшаться при повышении количества ошибок и возрастать при увеличении количества просмотренных строк (но не просмотренных стимулов, и в этом его недостаток).

Объем (количество знаков, воспринимаемых одновременно),

Переключение и распределение (способность одновременно выполнять 2 действия – искать и вычеркивать буквы).

5) Методы интерпретации экспериментальных данных:

Структурный метод применим  для описания структуры произвольного внимания, его свойств.

Генетический метод для  анализа сформированности произвольного внимания  в онтогенетическом аспекте,  при определении уровня и основных тенденций развития (что характерно для детей 6-7лет).

Исследование проводилось на базе МБДОУ "Детский сад "Родничок" Архангельск. Приняли участие дети старшего дошкольного возраста (подготовительная группа). В констатирующем эксперименте принимали участие 40 детей 6-7 лет из них 21 девочка, 19 мальчиков  возрасте 6-7 лет.

От родителей (законных представителей) всех детей были получены согласия на участие их детей в психологическом исследовании.

Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком в первой половине дня в кабинете психолога. Такие условия способствовали предупреждению влияния утомления и лишних стимулов на результаты исследования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.007 с.)