По социально-демографическим характеристикам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По социально-демографическим характеристикам



Депутаты представительных органов муниципальных образования (тыс. чел) в т.ч.: мужчины женщины 18 – 35 лет 36 – 65 лет старше 65 лет с высшим образованием
муниципальных районов (избранные) 12,2 64,8% 6,7 35% 1,8 9,5% 15,5 82,3% 1,6 8,3% 12,2 64,8%
городских поселений (избранные) 10,1 56,3% 7,8 43,7% 2,2 12,5% 14,4 80,6% 1,2 6,8% 11,5 64,0%
сельских поселений (избранные) 76,2 50,5% 74,6 49,5% 21,0 13,9% 121,3 80,4% 8,6 5,7% 61,8 41,0%
муниципальных округов (избранные) 0,27 63,9% 0,15 36,1% 0,04 8,3% 0,4 86,0% 0,02 5,7% 0,2 49,4%
городских округов  (избранные) 10,1 72,8% 3,8 27,2% 1,7 12,1% 11,1 79,9% 1,1 8,0% 11,5 82,8%
в т.ч. городские округа – адм. центры субъектов РФ 1,9 76,9% 0,6 27,9% 0,3 13,6% 2,0 81,4% 0,12 5,0% 2,2 87,7%
внутригородских районов (избранные) 0,4 72,1% 0,15 27,9% 0,07 14,1% 0,4 79,0% 0,04 6,9% 0,4 72,3%
внутригородских территорий (избранные) 1,7 51,5% 1,6 49,5% 0,6 18,0% 2,5 72,9% 0,3 9,1% 3,1 90,6%
муниципальных районов (делегированные) 10,2 65,6% 5,4 34,4% 1,3 8,7% 13,2 85,3% 0,9 6,0% 10,6 68,4%
городских округов с делением (делегированные) 0,11 82,1% 0,02 17,9% 0,02 14,9% 0,11 82,1% 0,004 3,0% 0,13 99,3%

Депутаты представительных органов муниципальных образований,
как правило, работают на непостоянной основе; на постоянной основе в соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального законом № 131-ФЗ могут работать не более одной десятой от установленной численности депутатов. Фактически на постоянной основе работают около 7,1 тыс. избранных депутатов, избранных на муниципальных выборах (3,4 процента от общей их численности), и около 930 делегированных депутатов (5,9 процента от общей их численности). Приближаются к достижению 10-процентного предела городские округа – административные центры субъектов Российской Федерации и внутригородские муниципальные образования в городах федерального значения, в которых на постоянной основе работают около 8 процентов действующих депутатов.

Общее число замещенных депутатских мандатов в действующих представительных органах муниципальных образований всех видов составляет 221,5 тысяч; еще 8,7 тысяч депутатских мандатов вакантны (как правило, в связи со случаями досрочного прекращения полномочий ранее избранных депутатов). При этом 15,2 тысячи представительных органов муниципальных образований (73,0 процента) действуют в полном составе (все депутатские мандаты замещены); 5,6 тысяч составов (27,0 процентов) – в неполном, но правомочном составе (замещено не менее двух третей мандатов), еще 10 составов (0,05 процента) замещены менее чем на две трети от установленной численности депутатов и в связи с этим временно ограничены в возможности принимать общеобязательные решения.

Общая численность депутатского корпуса (с учетом депутатов, совмещающих статус избранных депутатов в поселениях или внутригородских районах со статусом делегированных депутатов в муниципальных районах или городских округах с внутригородским делением) составляет 210,4 тысячи человек. Если бы установленная численность депутатов во всех действующих представительных органах муниципальных образований соответствовала минимально допустимой в соответствии с частями 6 – 8 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, то во всех представительных органах муниципалитетов было бы 172,4 тысячи депутатских мандатов вместо 230,2 тысяч.

В течение 2019 года полномочия представительных органов муниципальных образований досрочно прекращались 816 раз, в том числе 783 раза – в связи с упразднением или преобразованием муниципальных образований, 17 раз – в связи с судебными решениями о неправомочности составов, 9 раз – в связи с самороспуском, 5 раз – в связи с роспуском, 2 раза – в связи с увеличением численности населения более чем на 25 процентов.

Судебные решения о неправомочности составов представительных органов муниципальных образований принимались по 3 раза в Красноярском крае (Селивановский, Сушиновский и Шапкинский сельсоветы), в Хабаровском крае (Тугуро-Чумиканский район, Кругликовское и Оборское сельские поселения) и в Омской области (Алексеевское, Бергамакское и Лузинское сельские поселения), 2 раза – в Республике Саха (Якутия) (Бекчегинский и Ботуобуйинский наслеги), по одному разу – в Республике Северная Осетия – Алания (город Беслан), в Республике Хакасия (Джириминский сельсовет), в Амурской области (Толбузинский сельсовет), в Белгородской области (поселок Разумное), в Ивановской области (Пестяковское сельское поселение) и в Тверской области (Заволжское сельское поселение).

Решения представительных органов о самороспуске принимались в муниципальных образованиях «город Ломоносов», «поселок Саперный и «поселок Солнечный» города Санкт-Петербурга, а также в сельских поселениях «Ташбукановский сельсовет» в Республике Башкортостан, «Сизинский сельсовет» в Красноярском крае, «село Некрасовка» в Хабаровском крае, «Миньковское» в Вологодской области, «Приморское» в Челябинской области, «Мейныпильгыно» в Чукотском автономном округе. Роспуск представительных органов муниципальных образований законами субъектов Российской Федерации производился 4 раза в Республике Дагестан (в Унцукульском районе и сельских поселениях «село Мочох», «село Ленинаул», «сельсовет Усишинский») и один раз в Республике Карелия (в городском поселении Сортавала).

Случаи досрочного прекращение полномочий представительных органов муниципальных образований в связи с увеличением численности населения муниципального образования более чем на 25 процентов имели место в городском округе Аргун и Шатойском муниципальном районе Чеченской Республики.

В течение первых двух месяцев 2020 года досрочное прекращение полномочий представительных органов муниципальных образований происходило 28 раз, в том числе 25 раз в связи с территориальными преобразованиями, 2 раза в связи с самороспуском, 1 раз в связи с территориальными изменениями.

В соответствии со статьями 34 и 36 Федерального законом № 131-ФЗ
(с учетом изменений и дополнений) главы муниципальных образований должны избираться и действовать во всех муниципальных образованиях
без каких-либо исключений. Соответственно, по состоянию на 1 марта 2020 года (без учета принятых, но не вступивших в силу или уже начатых,
но не завершенных территориальных преобразований) должны были быть избраны и замещать свои должности 20 797 глав муниципальных образований, в том числе глав 1 663 муниципальных районов, 1 390 городских и 16 780 сельских поселений, 43 муниципальных и 632 городских округов, 3 городских округов с делением, 19 внутригородских районов, 267 внутригородских муниципальных образований в городах федерального значения.

Фактически по состоянию на 1 марта 2020 года в Российской Федерации насчитывалось 20 506 действующих глав муниципальных образований, занимающих свои должности в 20 595 муниципальных образованиях (о 89 случаях совмещения главами своих статусов в двух муниципальных образованиях одновременно речь пойдет ниже), из них 1 643 человека занимали должности глав муниципальных районов, 1 384 – глав городских поселений, 16 641 – глав сельских поселений, 26 – глав муниципальных округов, 617 – глав городских округов, 3 – глав городских округов с внутригородским делением,
19 – глав внутригородских районов, 262 – глав внутригородских муниципальных образований в городах федерального значения.

Некоторое расхождение между количеством формально существующих муниципальных образований и действующих глав муниципальных образований объясняется, помимо случаев совмещения главами должностей в двух муниципалитетах, также случаями досрочного прекращения полномочий ранее избранных глав муниципальных образований и наличием на момент сбора информации соответствующих вакантных должностей, а также (как и в описанных выше случаях с представительными органами муниципальных образований) незавершенностью процессов преобразования муниципальных образований и формирования органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях (в контексте которых главы формально уже не существующих муниципалитетов могут продолжать осуществлять свои полномочия, а главы вновь образованных муниципалитетов оставаться неизбранными). При этом главы муниципальных образований, по каким-либо причинам отсутствующие на рабочем месте, а также временно отстраненные от исполнения должностных обязанностей в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, при сборе и обобщении информации для целей настоящего доклада учитывались как действующие главы муниципалитетов. В свою очередь, должностные лица категории «временно исполняющие обязанности» при сборе информации не учитывались как действующие главы.

Статьей 36 указанного Федерального закона предусмотрены три основных способа избрания глав муниципальных образований:

избрание на муниципальных выборах (далее также – на выборах);

избрание депутатами представительного органа муниципального образования из своего состава (далее также – из депутатов);

избрание депутатами представительного органа муниципальных образований из числа претендентов, представленных конкурсной комиссией (далее также – по конкурсу, конкурсная система).

Частями 2 и 3 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ определяются возможные сочетания способов избрания глав муниципальных образований и их места (положения, статуса) в системе организации местного самоуправления. При этом главы муниципальных образований могут в соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона № 131-ФЗ, а также законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципальных образований исполнять полномочия председателей представительных органов муниципальных образований (далее также – главы-председатели) или возглавлять местные администрации (далее также – главы-администраторы).

Главы муниципальных образований, избранные по конкурсу, возглавляют местные администрации. Главы, муниципальных образований, избираемые на выборах или из депутатов, могут либо возглавлять местные администрации, либо исполнять обязанности председателей представительных органов (в таких случаях местные администрации возглавляются специально назначаемыми должностными лицами – главами местных администраций).

В случае, когда в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ уставами муниципального района и поселения – административного центра муниципального района предусмотрено возложение полномочий администрации поселения – административного центра муниципального района на администрацию муниципального района, в указанном поселении местная администрация не образуется, а глава указанного поселения исполняет полномочия председателя представительного органа поселения. Такой глава поселения может избираться на муниципальных выборах либо из состава депутатов. Избрание глав таких поселений по конкурсу невозможно ввиду отсутствия администрации поселения, которую должен был бы возглавить глава поселения в случае его избрания по конкурсу в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ.

Главы сельских поселений и внутригородских муниципальных образований в городах федерального значения (за исключением глав, избранных по конкурсу) могут совмещать функции председателей представительных органов и глав местных администраций (далее также – главы-совместители), если это предусмотрено уставами муниципальных образований.

Главы малочисленных городских и сельских поселений, в которых представительные органы не формируется, а их полномочия осуществляются сходами граждан, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ избираются на сходах граждан и возглавляют местные администрации.

Главы ЗАТО в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» должны избираться по конкурсу. При этом в конкурсные комиссии должны включаться не только представители самого муниципалитета и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, но также представители федерального органа исполнительной власти либо государственной корпорации, по роду деятельности которых созданы ЗАТО.

Способ избрания главы каждого конкретного муниципального образования и его место в системе органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования с учетом положений Федерального закона № 131-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним законов субъекта Российской Федерации.

С учетом правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении № 30-П, вопросы определения порядка избрания глав муниципальных образований и их места в системе органов местного самоуправления должны регулироваться законами субъектов Российской Федерации с учетом следующих требований:

для муниципальных районов, городских округов (городских округов с внутригородским делением) и внутригородских районов, а также для муниципальных образований, которым в соответствии с федеральными законами придан особый статус, может быть установлен как альтернативный, так и единственно возможный (безальтернативный) способ избрания главы муниципального образования, а также его место в системе органов местного самоуправления;

для городских поселений, сопоставимых по степени концентрации задач
и функций государственного значения с городскими округами, может быть установлен безальтернативный порядок избрания главы муниципального образования, если эти поселения подпадают под критерии, которые должны быть сформулированы в самом законе;

для прочих городских поселений, а также для всех без исключения сельских поселений должны быть предусмотрены положения, позволяющие им самим выбрать порядок избрания главы муниципального образования и его место в системе органов местного самоуправления; во всяком случае, сельские поселения не могут быть лишены возможности закрепить в своих уставах положения о прямых выборах глав муниципальных образований.

В соответствии с законами 32 субъектов Российской Федерации (Республики Адыгея, Республики Алтай, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Калмыкия, Республики Карелия, Республики Коми, Республики Мордовии; Забайкальского, Камчатского, Краснодарского, Красноярского, Приморского и Ставропольского краев; Архангельской, Волгоградской, Ивановской, Кировской, Курганской, Липецкой, Новгородской, Новосибирской, Омской, Самарской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской, Томской, Челябинской, Ярославской областей; Еврейской автономной области; Ямало-Ненецкого автономного округа) главы муниципальных районов избираются по конкурсу.

К этой же группе можно отнести еще 7 субъектов Российской Федерации (Алтайский и Пермский края; Кемеровскую, Нижегородскую, Оренбургскую, Свердловскую и Тверскую области), в которых применение конкурсной системы в муниципальных районах формально поставлено в зависимость от выполнения условий (критериев), как минимум одному-двум из которых удовлетворяют все муниципальные районы (наделение органов местного самоуправления в том или ином объеме делегированными государственными полномочиями, расположение на территориях муниципальных районов судов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и др.).

Законами 16 субъектов Российской Федерации (Республики Башкортостан, Карачаево-Черкесской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Чеченской Республики; Белгородской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Калужской, Ленинградской, Пензенской, Ростовской, Рязанской, Тульской, Ульяновской областей, Ненецкого автономного округа) установлено, что главы муниципальных районов избираются депутатами представительных органов из своего состава и исполняют обязанности председателей представительных органов. К этой же группе примыкает и Республика Татарстан, в которой применение данной системы в муниципальных районах формально поставлено в зависимость от ряда условий (критериев), под которые подпадают все муниципальные районы республики.

В соответствии с законами 6 субъектов Российской Федерации (Республики Саха (Якутия), Республики Хакасии, Хабаровского края, Иркутской и Псковской областей, Чукотского автономного округа) главы муниципальных районов избираются на муниципальных выборах и возглавляют местные администрации.

Законами еще 4 субъектов Российской Федерации (Республики Тыва, Амурской, Астраханской и Воронежской областей) муниципальным районам предоставлено право самостоятельно в рамках возможностей, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ определять порядок избрания глав муниципальных районов и их место в системе органов местного самоуправления, закрепляя соответствующие положения в уставах муниципальных районов. При этом главы всех муниципальных районов в Республике Тыва согласно уставам этих муниципальных районов избираются из депутатов и являются главами-председателями. В то же время в муниципальных районах Амурской, Астраханской и Воронежской областей в разных сочетаниях применяются системы с главами-администраторами, избираемыми на выборах, главами-председателями, избираемыми из депутатов, и конкурсная система.

Законами 7 субъектов Российской Федерации (Республики Бурятия, Республики Марий Эл, Удмуртской Республики, Чувашской Республики – Чувашии; Костромской, Курской, Тюменской областей; Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) муниципальным районам предоставлена возможность определения способа избрания глав и (или) их места в системе органов местного самоуправления в рамках двух или нескольких вариантов, закрепленных в законах субъектов Российской Федерации. Еще в 3 субъектах Российской Федерации (Кабардино-Балкарской Республике, Мурманской и Орловской областях) законы субъектов Российской Федерации определяют порядок избрания глав муниципальных районов (из депутатов), однако оставляют муниципальным районам возможность самостоятельно определить место глав в системе органов местного самоуправления.

Согласно положениям уставов муниципальных районов 873 главы (52,5 процента от общего числа муниципальных районов) в 46 субъектах Российской Федерации должны избираться по конкурсу; 557 глав (33,5 процентов) в 32 субъектах Российской Федерации – избираться из депутатов и стать главами-председателями, 193 главы (11,6 процентов) в 13 субъектах Российской Федерации – избираться на выборах и возглавить местные администрации, 40 глав (2,4 процента) в 3 субъектах Российской Федерации – избираться из депутатов и возглавить местные администрации.

По состоянию на 1 марта 2020 года фактически действовали 1643 главы муниципальных района, при этом 875 глав (53,3 процента от общего их числа) были избраны по конкурсу, 541 глава-председатель (32,9 процентов) был избран из депутатов, 190 глав (11,6 процентов) были избраны на выборах и возглавляли местные администрации, 37 глав (2,3 процента) были избраны из депутатов и возглавляли местные администрации.

Нормы региональных законов, касающиеся способа избрания глав городских округов (а также глав муниципальных округов в тех субъектах Российской Федерации где муниципальные округа уже образованы или где их образование предполагается), и их место в системе органов местного самоуправления, имеют значительное сходство с аналогичными нормами, установленными для муниципальных районов (в 55 субъектах Российской Федерации эти нормы содержательно одинаковы).

Так, в соответствии с законами 30 субъектов Российской Федерации (Республики Адыгея, Республики Алтай, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Мордовия, Камчатского, Краснодарского, Красноярского, Приморского и Ставропольского краев, Архангельской, Волгоградской, Ивановской, Курской, Курганской, Липецкой, Магаданской, Московской, Новгородской, Омской, Самарской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской, Ульяновской и Челябинской областей, Еврейской автономной области, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов) главы городских округов избираются по конкурсу. К этой же группе можно отнести еще 8 субъектов Российской Федерации (Алтайский и Пермский края, Кемеровскую, Нижегородскую, Оренбургскую, Тверскую, Сахалинскую и Свердловскую области), в которых применение конкурсной системы поставлено в зависимость от выполнения формальных условий (критериев), которым удовлетворяют все городские округа.

Законами 14 субъектов Российской Федерации (Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Крым, Республики Северная Осетия – Алания, Чеченской Республики, Чувашской Республики, Белгородской, Брянской, Вологодской, Калужской, Псковской, Ростовской, Тамбовской, Тульской областей) установлено, что главы городских округов избираются депутатами представительных органов из своего состава и исполняют обязанности председателей представительных органов муниципальных образований. К этой же группе можно отнести еще 3 субъекта Российской Федерации – Республику Татарстан, в которой применение этой же системы в городских округах Казань и Набережные Челны обусловлено их соответствием группе критериев, и с некоторой долей условности – также Республику Башкортостан и Пензенскую область, в которых «вынужденными» исключениями из установленного региональными законами общего правила об избрании глав городских округов из депутатов являются ЗАТО Межгорье (в Башкортостане) и ЗАТО Заречный (в Пензенской области), главы которых избираются по конкурсу.

В соответствии с законами 4 субъектов Российской Федерации (Республики Саха (Якутия), Республики Хакасии, Хабаровского края и Чукотского автономного округа) главы городских округов избираются на муниципальных выборах и возглавляют местные администрации.

Законами еще 3 субъектов Российской Федерации (Республики Тыва, Амурской и Воронежской областей) муниципальным районам предоставлено право самостоятельно определять порядок избрания глав муниципальных районов и их место в системе органов местного самоуправления в рамках возможностей, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ.

Еще в 20 субъектах Российской Федерации предусматривается более сложное регулирование, закрепляющее за городскими округами возможность выбора одного из двух-трех способов избрания глав (Республика Карелия, Удмуртская Республика, Республика Марий Эл, Костромская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), либо предоставляющее органам местного самоуправления городских округов право определить место глав муниципальных образований в системе органов местного самоуправления при заранее определенном способе их избрания (Кабардино-Балкарская Республика, Ленинградская и Орловская области), либо предусматривающее дифференцированное регулирование для разных городских округов (Республика Бурятия, Забайкальский край, Астраханская область, Владимирская область, Иркутская область, Калининградская, Кировская, Мурманская, Новосибирская, Томская, Тюменская, Ярославская области). Дифференцированное регулирование чаще всего применяется по отношению к ЗАТО (в силу приведенных выше положений федерального закона), а также к городским округам – административным центрам субъектов Российской Федерации, и лишь в некоторых случаях (например, в Кировской, Костромской, Мурманской, Новосибирской, Ярославской областях) – к другим городским округам.

Исходя из положений уставов 632 городских округов (без учета принятых, но еще не вступивших в силу отложенных изменений, направленных на приведение этих уставов в соответствие с новыми законами субъектов Российской Федерации) 454 главы (что составляет 72,4 процента от общего числа городских округов) в 56 субъектах Российской Федерации подлежат избранию по конкурсу, 128 глав (20,4 процента) в 32 субъектах Российской Федерации должны избираться из депутатов и стать главами-председателями, 40 глав (6,4 процента) в 13 субъектах Российской Федерации – избираться на выборах и стать главами-администраторами.

Главы городов Ливны и Мценск Орловской области, городского округа Сосновый Бор Ленинградской области и Ковдорского округа Мурманской области (4 главы; 0,6 процента от числа городских округов) в соответствии с уставами этих городских округов должны избираться из депутатов и стать главами-администраторами. Глава городского округа Буй Костромской области (1 глава; 0,16 процентов) должен избираться на выборах и стать главой-председателем.

Уставы 43 из 77 городских округов – административных центров субъектов Российской Федерации предусматривают конкурсную систему, уставы 27 городских округов – избрание глав-председателей из депутатов, уставы 7 городских округов (Абакана, Анадыря, Новосибирска, Томска, Улан-Удэ, Хабаровска, Якутска) – избрание глав-администраторов на выборах.

Фактически действуют 617 глав городских округов, из них 425 глав (68,9 процентов) в 53 субъектах Российской Федерации избраны по конкурсу; 133 главы (21,6 процента) в 38 субъектах Российской Федерации– главы-председатели, избранные из депутатов; 50 глав (8,1 процента) в 17 субъектах Российской Федерации – главы-администраторы, избранные на выборах; 5 глав (0,8 процента) в 4 субъектах Российской Федерации – главы-администраторы, избранные из депутатов, 4 главы (0,6 процента) в 4 субъектах Российской Федерации – главы-председатели, избранные на выборах.

Из 76 фактически действующих глав городских округов – административных центров субъектов Российской Федерации (с учетом 77-й незамещенной на тот момент должности главы города Иркутска) 40 глав избраны по конкурсу, 28 – главы-председатели, избранные из депутатов, 8 глав (главы городов Абакана, Анадыря, Кемерово, Новосибирска, Томска, Улан-Удэ, Хабаровска, Якутска) избраны на муниципальных выборах и возглавляют городские администрации.

К муниципальным округам (в тех субъектах Российской Федерации, в которых они уже существуют или в которых в ближайшем будущем предполагается их создание) на уровне субъектов Российской Федерации действует регулирование, аналогичное тому, которое установлено для городских округов. Фактически в муниципальных округах, образованных в 2019 – 2020 гг., повсеместно применяется конкурсная система. Все 16 уставов муниципальных округов, действующие по состоянию на 1 марта 2020 года, предусматривают конкурсную систему, а все 26 глав муниципальных округов, избранных как в соответствии ранее действовавшими актами, так и в соответствии с вновь принятыми уставами, избраны по конкурсу и возглавляют местные администрации.

Более подробная информация о способах избрания глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов в разрезе субъектов Российской Федерации приведена в приложении 4.

Способы избрания глав муниципальных образований – городских округов с внутригородским делением (Махачкалы, Самары и Челябинска) и образованных в их составе внутригородских районов, а также их место в системе органов местного самоуправления определены законами тех субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми они образованы – Республики Дагестан, Самарской и Челябинской областей. При этом главы городских округов с внутригородским делением Махачкалы, Самары и Челябинска, а также главы 3 внутригородских районов в Махачкале и 7 внутригородских районов в Челябинске должны избираться и фактически избраны по конкурсу. Главы 9 внутригородских районов Самары фактически избраны из депутатов и исполняют полномочия председателей представительных органов внутригородских районов. После истечения сроков полномочий действующих районных советов депутатов новые главы внутригородских районов Самары в соответствии с изменениями отложенного действия, принятыми в конце 2019 года, также будут избираться по конкурсу.

Более гибкое правовое регулирование (в том числе в контексте упомянутого выше Постановления № 30-П) применяется законодателем при определении способов избрания и статуса в системе органов местного самоуправления городских и особенно сельских поселений.

Так, предусмотренные постановлением № 30-П критерии определения состава городских поселений, сопоставимых по характеру осуществляемых публично-правовых функций с городскими округами, в соответствии с которыми для отдельных городских поселений может устанавливаться определенный порядок избрания глав, не связанный с муниципальными выборами (из депутатов или по конкурсу) закреплены законами 19 субъектов Российской Федерации (Республики Башкортостан, Республики Коми, Республики Татарстан, Удмуртской Республики; Краснодарского края; Архангельской, Волгоградской, Вологодской, Калужской, Ленинградской, Мурманской, Нижегородской, Пензенской, Ростовской, Смоленской, Тверской, Томской, Челябинской, Ярославской областей).

В качестве таких критериев, в частности, предусмотрены расположение в городском поселении административного центра муниципального района (в Республике Башкортостан, Республике Коми, Республике Татарстан, Удмуртской Республике, Краснодарском крае, Архангельской, Вологодской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской, Тверской, Томской и Ярославской областях); отсечка по численности населения (от 3 тысяч жителей в Нижегородской области, от 8 тысяч жителей в Калужской области и от 20 тысяч жителей в Пензенской области); расположение в поселении федеральных судов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также государственных предприятий и учреждений (в Республике Коми, Удмуртской Республике, Архангельской, Волгоградской и Смоленской областях); пограничных зон и территорий с ограниченным посещением иностранных граждан (в Мурманской области), расположение поселений рядом с административными границами субъектов Российской Федерации (в Нижегородской области); возложение на органы местного самоуправления в том или ином объеме отдельных государственных полномочий (в Республике Коми, Республике Татарстан, Архангельской, Ростовской и Смоленской областях), а также иных публичных функций, имеющих государственное значение (в Республике Коми и Архангельской области). Списки городских поселений, соответствующих таким критериям, содержатся непосредственно в законах Архангельской, Ростовской и Челябинской областей. При этом в некоторых субъектах Российской Федерации (включая Республику Башкортостан, Республику Коми, Республику Татарстан, Нижегородскую область и некоторые другие субъектах Российской Федерации) эти критерии сформулированы таким образом, что под них попадают все или почти все городские поселения.

В Республике Башкортостан, Республике Коми, Республике Татарстан, а также в Вологодской, Калужской, Нижегородской, Пензенской и Ростовской областях главы городских поселений, подпадающих под действие критериев, установленных в соответствии с Постановлением № 30-П, избираются из депутатов и исполняют обязанности председателей представительных органов муниципальных образований. В Ленинградской и Мурманской областях главы таких городских поселений также избираются из депутатов, однако сами поселения вправе определить их место в системе органов местного самоуправления (кроме случаев, когда полномочия администраций поселений – административных центров муниципальных районов в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ возложены на администрации муниципальных районов; главы таких поселений исполняют обязанности председателей представительных органов поселений).

В Краснодарском крае, Архангельской, Волгоградской, Тверской, Смоленской, Челябинской и Ярославской областях главы городских поселений, подпадающих под действие указанных критериев (за исключением поселений – административных центров муниципальных районов, полномочия которых возложены администрациям муниципальных районов), должны избираться по конкурсу и возглавлять местные администрации, в Удмуртской Республике – избираться по конкурсу или из депутатов и возглавлять местные администрации, в Томской области – избираться на выборах или по конкурсу и возглавлять местные администрации.

Для городских поселений – административных центров муниципальных районов, полномочия которых переданы администрациям муниципальных районов, законами некоторых субъектов Российской Федерации установлено, что главы таких поселений избираются на выборах или из депутатов (Республика Бурятия, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия – Алания, Красноярский и Ставропольский края, Ивановская, Самарская, Саратовская и Смоленская области) или только из депутатов (Камчатский и Приморский края, Архангельская, Волгоградская, Новгородская, Омская, Тверская, Тульская, Челябинская, Ярославская области, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа) и исполняют полномочия председателей представительных органов муниципальных образований.

Для городских поселений, не подпадающих под критерии, установленные Постановлением № 30-П и в которых не применяется схема возложения полномочий администрации поселений – административных центров муниципальных районов на администрации муниципальных районов, законами субъектов Российской Федерации, как правило, либо не устанавливаются способы избрания глав муниципальных образований и их место в системе органов местного самоуправления (и в этом случае органы местного самоуправления вправе урегулировать соответствующие вопросы самостоятельно в рамках возможностей, предоставляемых Федеральным законом № 131-ФЗ), либо предусматривается вариативное регулирование.

Так, в Республике Башкортостан, Республике Бурятия, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Татарстан, Республике Хакасия, Чеченской Республике, Приморском крае, Белгородской, Владимирской, Вологодской, Калужской, Ленинградской, Мурманской, Пензенской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Тамбовской, Ульяновской, Ярославской областях главы таких поселений могут избираться на выборах или из депутатов (не предусматривается избрание по конкурсу). В Республике Адыгея, Республика Калмыкия, Красноярском и Ставропольском краях, Волгоградской, Курганской, Свердловской, Томской областях главы таких поселений могут избираться на выборах или по конкурсу (не предусматривается избрание из депутатов). Законами Республики Саха (Якутия), Краснодарского края, Иркутской и Новгородской областей, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов предусматривается избрание глав таких городских поселений только на выборах. Законами Карачаево-Черкесской Республики, а также Калужской и Пензенской областей при сохранении вариативности способов избрания глав городских поселений императивно закреплен их статус глав-председателей, а законодательством Томской области – статус глав-администраторов.

В соответствии с уставами 1390 городских поселений 715 глав (51,4 процента от общего числа городских поселений) должны избираться из депутатов и стать главами-председателями, 350 глав (25,2 процента) – избираться по конкурсу, 310 глав (22,3 процента) – избираться на выборах и возглавить местные администрации, 9 глав (0,6 процента) – избираться из депутатов и возглавить местные администрации, 5 глав (0,4 процента) – избираться на выборах и стать депутатами-председателями, 1 глава (в городе Иннополисе) – избираться на сходе граждан.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.034 с.)