Полномочия органов местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия органов местного самоуправления



И их перераспределение

 

Информация об осуществлении органами местного самоуправления полномочий, закрепленных за ними в соответствии с действующим законодательством, представлена с учетом основанного на положениях Федерального закона № 131-ФЗ деления этих полномочий на несколько основных категорий (вопросы местного значения, права органов местного самоуправления, делегированные государственные полномочия), а также предусмотренных законодательством механизмов регулирования
и «донастройки» системы разграничения полномочий на региональном
и местном уровне, таких как закрепление законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями полномочий по решению вопросов местного значения, делегирование муниципалитетам отдельных государственных полномочий, перераспределение полномочий, а также взаимную передачу полномочий между муниципальными районами
и поселениями по заключаемым между ними соглашениям.

Следует отметить что система распределения расходных полномочий между уровнями публичной власти, как правило, остается стабильной в течение финансового года, а решения, предполагающие передачу того или иного полномочия с одного уровня публичной власти на другой посреди финансового года являются исключением из общего правила. В связи с этим информация
о численности муниципалитетов (в абсолютных значениях), участвующих
в осуществлении расходных полномочий (а также о субъектах Российской Федерации, применяющих различные механизмы регулирования этих полномочий) в данном разделе доклада приводится на начало 2019 и на начало 2020 финансового года.

В свою очередь при расчете процентных показателей, определяющих долю муниципалитетов, участвующих в осуществлении того или иного полномочия или группы полномочий, в качестве базового значения (100 процентов) принимается количество муниципальных образований, в которых принят или должен быть принят местный бюджет на соответствующий год (далее – муниципальные образования – участники бюджетного процесса). По результатам обобщения данных, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в 2019 финансовом году
в Российской Федерации насчитывалось 21 562 муниципальных образования – участника бюджетного процесса, а в 2020 финансовом году их число сократилось до 20 874. В субъектах Российской Федерации со стабильной территориальной организацией местного самоуправления количество муниципальных образований – участников бюджетного процесса, как правило, совпадает с общим числом муниципалитетов. В то же время эти числа могут различаться по субъектам Российской Федерации, в которых недавно проводились территориальные преобразования, а процесс формирования новых органов местного самоуправления и адаптации бюджетного устройства
и бюджетного процесса к осуществленным территориальным изменениям и преобразованиям не были завершены к началу соответствующего финансового года.

Таблица 4. Муниципальные образования – участники бюджетного процесса в 2019 – 2020 гг.

Количество муниципальных образований – участников бюджетного процесса, в т.ч. в 2019 финансовом году в 2020 финансовом году
муниципальных районов 1 733 1 680
городских поселений 1 494  1 399
сельских поселений 17 437 16 849
муниципальных округов 25
городских округов 609 632
городских округов с делением

3

внутригородских районов

19

внутригородских территорий

267

ВСЕГО 21 562 20 874

Перечень вопросов местного значения муниципальных районов, установленный частью 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ, составляет 39 вопросов и в 2019 – 2020 гг. существенно не менялся. Аналогичный перечень вопросов местного значения, установленный частью 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ для городских округов, а с 2019 г. (после принятия Федерального закона № 87-ФЗ) – также и для муниципальных округов, насчитывает 44 вопроса (вопрос предоставления жилого помещения участковому уполномоченному, действовавший до 2017 года, но формально не исключенный из законов, при подсчетах здесь и далее не учитывался).

Перечень вопросов местного значения городских поселений, установленный частью 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, насчитывает 39 вопросов местного значения. 13 из этих вопросов местного значения, установленных пунктами 1 – 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением вопросов, связанных с городскими лесами), 20, 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ также включены в базовый перечень вопросов местного значения сельских поселений.

Согласно Федеральному закону от 2 августа 2019 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ) базовый перечень вопросов местного значения сельских поселений дополнен новым 14-м вопросом – «принятие решений о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с установленными требованиями» (часть содержания пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ).

Остальные вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные пунктами 4 – 8, 11, 13, 131, 15, 18, 19 (в части вопросов, связанных с городскими лесами), 20 (после принятия Федерального закона № 283-ФЗ – за исключением вопросов сноса самовольных построек и их приведения в соответствие с установленными требованиями), 22 – 24, 26, 31 – 33, 34, 37 – 39 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ (всего 27 вопросов), не включенные в базовый перечень вопросов местного значения сельских поселений, на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципальных районов, если только эти вопросы дополнительно не отнесены к вопросам местного значения сельских поселений законами субъектов Российской Федерации. В то же время предусмотренные пунктом 23 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы гражданской и территориальной обороны, а также защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природных и техногенных ситуаций, не могут быть отнесены к вопросам местного значения сельских поселений.

Законы субъектов Российской Федерации, закрепляющие за сельскими поселениями дополнительные, сверх базового перечня, вопросы местного значения, в 2019 году действовали в 62 субъектах Российской Федерации и к началу финансового года затрагивали около 13,7 тысяч сельских поселений (78,8 процентов сельских поселений – участников бюджетного процесса). В 2020 году такие законы действуют в 61 субъекте Российской Федерации (после признания утратившим силу соответствующего закона Республики Коми) и к началу финансового года затрагивают около 13,1 тысяч сельских поселений (77,7 процентов сельских поселений – участников бюджетного процесса).

При этом за сельскими поселениями дополнительно закреплялись от 3 вопросов местного значения в Республике Карелия, Брянской и Кемеровской областях до 26 вопросов местного значения Тверской и Самарской областях, а также в Ханты-Мансийском округе – Югре (в среднем – около 15 вопросов местного значения). В большинстве субъектов Российской Федерации, закрепивших за сельскими поселениями дополнительные вопросы местного значения, один и тот же объем полномочий закреплен за всеми сельскими поселениями. Дифференцированный подход к сельским поселениям при закреплении вопросов местного значения применен лишь в 5 субъектах Российской Федерации – в Иркутской и Ростовской областях (отдельные перечни поселений по каждому вопросу местного значения), в Ленинградской области (полномочия по водоснабжению и водоотведению закреплены в разных объемах за поселениями двух групп муниципальных районов), в Тюменской области (дополнительные вопросы местного значения закреплены лишь за поселениями Тюменского муниципального района) и в Ямало-Ненецком автономном округе (дополнительные вопросы местного значения закреплены за поселениями Шурышкарского муниципального района закреплены в меньшем объеме, чем в поселениях других районов округа).

Чаще всего за сельскими поселениями полностью или частично закреплялись вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (пункт 15 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ) – в 59 субъектах Российской Федерации в 2019 году и в 58 в 2020 году, а также вопрос организации массового отдыха и обеспечения свободного доступа граждан к водным объектам и береговым полосам – в 58 субъектах Российской Федерации в 2019 году в и 57 в 2020 году. Реже всего за сельскими поселениями закрепляли вопросы контроля за выполнением теплоснабжающими организациями мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения (пункт 4.1 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ) – в 10 субъектах Российской Федерации, а также участия в выполнении комплексных кадастровых работ (пункт 39 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ) – в 17 субъектах Российской Федерации в 2019 году и в 15 субъектах Российской Федерации в 2020 году.

Лишь в 25 субъектах Российской Федерации в 2019 году и в 24 субъектах Российской Федерации в 2020 году (после соответствующих изменений в законе Амурской области) за сельскими поселениями полностью или частично был закреплен вопрос местного значения, установленный пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ и представляющий собой группу регулятивных и исполнительно-распорядительных полномочий в сферах градостроительства, землепользования и территориального планирования. При этом довольно редко закрепляли за сельскими поселениями полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля. Так, в 10 субъектах Российской Федерации соответствующие положения законов действовали в 2019 году и сохранили свою силу в 2020 году, в 2 субъектах Российской Федерации (Иркутской области и Ямало-Ненецком автономном округе) они действовали на части их территории, еще в 3 субъектах Российской Федерации (Республике Марий Эл, Амурской и Кировской областях) соответствующие законоположения утратили силу в середине 2019 года или с начала 2020 года.

В некоторых субъектах Российской Федерации в 2019 году были приняты решения о сокращении перечней вопросов местного значения, закрепляемых за сельскими поселениями. В Республике Саха (Якутия) указанный перечень сократили с 24 до 17 позиций (соответствующие изменения вступили в силу с начала 2020 года), еще в 7 субъектах Российской Федерации эти перечни были сокращены на 1 – 2 позиции. Чаще всего (6 раз в 2019 году) из указанных перечней исключался вопрос участия в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Сохраняет значение также предусмотренный частью 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ механизм передачи отдельных полномочий по решению вопросов местного значения от поселений к муниципальным районам и от муниципальных районов к поселениям по заключаемым между органами местного самоуправления соглашениям. Централизованный учет таких соглашений не ведется, однако, по данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представленных в рамках мониторинга, к началу 2019 финансового года действовало в общей сложности около 35,7 тысяч таких соглашений, заключенных органами местного самоуправления муниципальных районов с органами местного самоуправления городских поселений (2,7 тысяч) и сельских поселений (33,0 тысяч). К началу 2020 года действовало около 33,5 тысяч таких соглашений, заключенных органами местного самоуправления муниципальных образований с органами местного самоуправления городских поселений (2,5 тысяч) и сельских поселений (31,0 тысяч), при этом количество действующих соглашений несколько снизилось ввиду преобразований части муниципальных районов в муниципальные округа.

В 2019 финансовом году в соглашениях о передаче части полномочий от поселений к муниципальным районам участвовал 1391 муниципальный район (80,3 процента муниципальных районов – участников бюджетного процесса) и 14,6 тысячи поселений (77,4 процента), в 2020 финансовом году – 1266 муниципальных районов (75,4 процента) и 13,5 тысяч поселений (73,8 процента) в пределах 76 субъектов Российской Федерации. В то же время в соглашениях о передаче части полномочий от муниципальных районов к поселениям в 2019 финансовом году участвовало 876 муниципальных районов (50,5 процентов) и 8,2 тысячи поселений (43,6 процентов), в 2020 финансовом году – 814 муниципальных районов (48,5 процентов) и 7,4 тысячи поселений (40,5 процентов) в пределах 68 субъектов Российской Федерации.

Относительно редкой практикой является передача органам местного самоуправления муниципального района всех полномочий по решению вопросов местного значения поселения (включая полномочия по составлению, утверждению и исполнения местного бюджета) – 78 случаев в 2019 финансовом году, 71 случай в 2020 финансовом году в пределах 15 субъектов Российской Федерации (Калужской, Нижегородской, Самарской областей и др.). В некоторых поселениях – административных центрах муниципальных районов передача всех полномочий по решению вопросов местного значения муниципальному району сочетается с возложением на администрацию муниципального района полномочий администрации поселения – административного центра муниципального района (см. раздел 4).

Механизм закрепления полномочий за внутригородскими районами (в городских округах с внутригородским делением) также включает базовый перечень из 13 вопросов местного значения, закрепленный частью 1 статьи 16.2 Федерального закона № 131-ФЗ, с правом субъектов Российской Федерации, в которых есть городские округа с внутригородским делением, видоизменять этот перечень, закрепляя за городскими округами с внутригородским делением дополнительные вопросы местного значения либо устанавливая режим разграничения полномочий между городским округом с внутригородским делением и внутригородскими районами.

Законом Челябинской области от 12 марта 2015 г. № 138-ЗО (с последующими изменениями) за внутригородскими муниципальными образованиями города Челябинска закреплены 11 вопросов местного значения. Еще 21 вопрос местного значения в соответствии с Законом Челябинской области от 18 декабря 2014 года № 97-ЗО (с последующими изменениями) закреплен за Челябинским городским округом и входящим в его состав внутригородскими районами на условиях разграничения полномочий.

Законом Самарской области от 6 июля 2015 г. № 74-ГД (с последующими изменениями) 19 вопросов местного значения закреплены за внутригородскими районами города Самары, 25 вопросов – на условиях разграничения полномочий между городским округом Самарой и внутригородскими районами, еще 3 вопроса (до 2019 года – 4 вопроса) оставлены за городским округом Самарой (без разграничения полномочий).

Законом Республики Дагестан от 8 февраля 2016 г. № 9 (с последующими изменениями) за внутригородскими районами города Махачкалы закреплены 3 вопроса местного значения (предоставление помещения для работы участкового уполномоченного полиции, организация мероприятий по охране окружающей среды, обеспечение безопасности людей на водных объектах) и еще 13 вопросов – на условиях разграничения полномочий между городским округом Махачкалой и внутригородскими районами.

Перечни вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе в соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

При этом в городе Москве действует «базовый» перечень из 24 вопросов местного значения для основной группы из 125 муниципальных образований, а также адаптированные перечни для 2 бывших городских округов (Троицка и Щербинки) и 19 бывших поселений Московской области, присоединенных к городу Москве в 2012 году. В городе Санкт-Петербурге действует «базовый» перечень из 43 вопросов местного значения, а также специальные перечни для 4 групп муниципалитетов, поименованных в законе. В городе Севастополе принят единый унифицированный перечень из 12 вопросов местного значения, действующий на территории всех 10 муниципальных образований.

Общий для муниципальных образований всех видов (за исключением внутригородских территорий в городах федерального значения) перечень «производных» полномочий по решению вопросов местного значения, установленный частью 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ, к началу 2019 года состоял из 15 позиций, одна из них (пункт 4.1) признана утратившей силу в 2019 году. Эти полномочия носят характер институциональных (принятие устава муниципального образования, установление официальных символов, обеспечение проведения муниципальных выборов), вспомогательных (создание муниципальных предприятий и учреждений, установление тарифов на их услуги, организация подготовки кадров для муниципальной службы и др.). Кроме того, в соответствии с частью 1.1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ специальными (отраслевыми) федеральными законами закрепляются конкретные полномочия по решению вопросов местного значения, установленных статьями 14, 15, 16 и 162 Федерального закона № 131-ФЗ.

Помимо полномочий по решению вопросов местного значения за органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ закреплен ряд прав (вопросов, в решении которых они имеют право принимать участие). При этом за органами местного самоуправления поселений закреплен перечень прав из 15 позиций (часть 1 статьи 141 Федерального закона № 131-ФЗ), за органами местного самоуправления муниципальных районов – перечень из 14 позиций (часть 1 статьи 151 Федерального закона № 131-ФЗ). За органами местного самоуправления городских округов, в том числе городских округов с внутригородским делением в соответствии с частью 11 статьи 161 Федерального закона № 131-ФЗ к началу 2019 года был закреплен перечень из 16 прав; после принятия Федерального закона № 87-ФЗ действие этого перечня распространяется также на органы местного самоуправления муниципальных округов. В соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2019 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 161 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 226-ФЗ) с 1 сентября 2019 года к этому перечню были добавлены еще 2 позиции (оказание содействия в осуществлении нотариусом приема населения и совершение нотариальных действий). Перечень прав органов местного самоуправления внутригородских районов (часть 11 статьи 161 Федерального закона № 131-ФЗ) состоит из 6 позиций.

Согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 226-ФЗ) право совершать отдельные нотариальные действия предоставлено должностным лицам местного самоуправления поселений, в которых нет нотариуса; должностным лицам местного самоуправления муниципальных районов – в населенных пунктах, в которых нет нотариуса, в пределах межселенных территорий; должностным лицам муниципальных и городских округов – в населенных пунктах, не являющихся их административными центрами, в которых нет нотариуса.

По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в 2019 году нотариальные действия совершались должностными лицами 8,4 тысяч муниципальных образований в пределах 67 субъектов Российской Федерации, в 2020 году – должностными лицами 7,5 тысяч муниципальных образований в пределах 66 субъектов Российской Федерации.

Таблица 5. Муниципальные образования, в которых должностными лицами местного самоуправления совершались нотариальные действия

Муниципальные образования, в которых должностными лицам местного самоуправления совершались нотариальные действия (в числах и процентах от числа муниципалитетов – участников бюджетного процесса), в т.ч.

В 2019 году

В 2020 году

муниципальных районов 22 1,3% 3 0,2%
городских поселений 295 19,7% 251 17,9%
сельских поселений 8 112 46,5% 7 276 43,2%
муниципальных округов

1 4,0%
городских округов 10 1,6% 8 1,3%
ВСЕГО 8 439 39,1% 7 539 36,1%

Частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи муниципалитетам необходимых для осуществления этих полномочий материальных и финансовых средств. Согласно статье 19 Федерального закона № 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (федеральными государственными полномочиями, так и полномочиями субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения) осуществляется путем принятия федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, в который должны быть включены положения о методике расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам, а также ряд других обязательных положений.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями является широко распространенной практикой, которая так или иначе охватывает все 85 субъектов Российской Федерации. При этом адресатами делегированных полномочий в том или ином объеме являются около 96 процентов муниципалитетов, а также все без исключения муниципальные районы, муниципальные и городские округа.

Отдельные государственные полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления (далее – делегированные полномочия), подразделяются на 3 группы:

полномочия Российской Федерации, делегированные напрямую органам местного самоуправления;

полномочия Российской Федерации, делегированные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а ими – органам местного самоуправления (субделегирование);

«собственные» полномочия субъектов Российской Федерации (в том числе в рамках предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), делегированные органам местного самоуправления.

Федеральным государственным полномочием, делегированным напрямую органам местного самоуправления, является осуществление должностными лицами местного самоуправления воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты (первичного воинского учета) в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Адресатами этого полномочия являются органы местного самоуправления городских и сельских поселений, а также муниципальных и городских округов, в которых нет военных комиссариатов. Кроме того, в городе Москве в осуществлении первичного воинского учета участвовали должностные лица 21 внутригородского муниципального образования, а в Камчатском крае и Чукотской области – должностные лица муниципальных районов с межселенными территориями. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации транслируют муниципалитетам субвенции, выделяемые на эти цели из федерального бюджета, а в некоторых субъектах Российской Федерации в распределении этих субвенций между поселениями участвуют органы местного самоуправления муниципальных районов.

В общей сложности в 2019 году в осуществлении первичного воинского учета участвовали 17,6 тысяч муниципалитетов, в 2020 году – 17,1 тысяч муниципалитетов в пределах 83 из 85 субъектов Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Санкт-Петербурга и Севастополя).

Таблица 6. Муниципальные образования, в которых должностными лицами местного самоуправления осуществляется первичный воинский учет

Муниципальные образования, в которых должностными лицам местного самоуправления осуществляется первичный воинский учет (в числах и процентах от числа муниципалитетов – участников бюджетного процесса), в т.ч.

В 2019 году

В 2020 году

городских поселений 939 62,9% 875 62,5%
сельских поселений 16 439 94,3% 16 014 95,0%
муниципальных округов

8 32,0%
городских округов 208 34,2% 202 32,0%
муниципальных районов 12 0,7% 12 0,7%
внутригородских муниципальных образований 21 7,9% 21 7,9%
ВСЕГО 17 619 81,7% 17 132 82,1%

По аналогичной схеме обеспечивается субвенциями из федерального бюджета осуществление органами местного самоуправления полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели раз в 4 года, закрепленное статьей 4 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 113-ФЗ).

Статья 51 Федерального закона № 113-ФЗ позволяет субъектам Российской Федерации – городам федерального значения наделить полномочиями по составлению списков присяжных заседателей исполнительно-распорядительные органы внутригородских муниципальных образований, однако на практике органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя такой возможностью не пользуются и осуществляют полномочия по формированию списков присяжных заседателей самостоятельно.

Частью 7 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ), а также положениями 14 специальных (отраслевых) федеральных законов предусматривается возможность дальнейшей передачи органам местного самоуправления 28 федеральных государственных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации (субделегирования). К полномочиям, допускающим возможность субделегирования, отнесена государственная регистрация актов гражданского состояния, предоставление некоторых социальных гарантий и компенсаций отдельным группам граждан, а также отдельные полномочия по обеспечению Всероссийской переписи населения и Всероссийской сельскохозяйственной переписи.

В общей сложности в реализации субделегированных полномочий в 2019 финансовом году приняло участие 3,8 тысяч муниципалитетов (17,4 процента муниципалитетов – участников бюджетного процесса), в 2020 финансовом году – 3,1 тысячи муниципалитетов (15,1 процента муниципалитетов – участников бюджетного процесса).

В соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ предусмотрены 3 формы организации деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния – создание системы органов записи актов гражданского состояния в субъектах Российской Федерации, возложение соответствующих функций на многофункциональные центры, а также наделение органов местного самоуправления соответствующими полномочиями. В 2019 финансовом году в осуществлении данного полномочия участвовали 2,4 тысячи муниципалитетов, в 2020 финансовом году – 1,6 тысячи муниципалитетов в пределах 40 субъектов Российской Федерации в 2019 году и 39 субъектов Российской Федерации в 2020 году (с 2020 года прекращено наделение муниципалитетов соответствующими полномочиями в Республике Дагестан).

Таблица 7. Муниципальные образования, в которых должностными лицами местного самоуправления осуществляются полномочия по регистрации актов гражданского состояния

Муниципальные образования, в которых должностными лицам местного самоуправления осуществляются полномочия по регистрации актов гражданского состояния (в числах и процентах от числа муниципалитетов – участников бюджетного процесса), в т.ч.

В 2019 году

В 2020 году

муниципальных районов 653 37,7% 628 35,9%
городских поселений 99 6,6% 93 6,6%
сельских поселений 1 430 8,2% 652 3,9%
муниципальных округов

12 48,0%
городских округов 213 35,0% 226 35,0%
городских округов с делением 1 33,3% 1 33,3%
ВСЕГО 2 396 11,1% 1 612 7,6%

Как правило, адресатами полномочий по регистрации актов гражданского состояния являются органы местного самоуправления муниципальных и городских округов, случаи возложения таких полномочий на поселения имели место лишь в 14 субъектах Российской Федерации. Вместе с тем, сохраняется многолетняя тенденция к уменьшению числа муниципалитетов, участвующих в реализации данного полномочия.

Возможность передачи (субделегирования) органам местного самоуправления отдельных полномочий по предоставлению некоторым категориям граждан (имеющим детей, военнослужащим, ветеранам, инвалидам, пострадавшим в результате радиационных катастроф и ядерных испытаний, донорам крови и др.) материальных гарантий и компенсаций (включая обеспечение жилыми помещениями или предоставление выплат на их приобретение, мер поддержки при оплате коммунальных услуг, единовременных и периодических выплат) предусмотрена 11 федеральными законами (Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и др.) и реализуется в 39 субъектах Российской Федерации, при этом в осуществлении соответствующих федеральных государственных полномочий участвуют органы местного самоуправления 1,6 тысяч муниципальных образований, что составило 7,4 процента от числа муниципалитетов – участников бюджетного процесса в 2019 бюджетном году и 7,7 процента в 2020 бюджетном году. Значительное распространение получила практика передачи муниципалитетам полномочий по обеспечению жилищных прав военнослужащих (21 субъект Российской Федерации), а также по предоставлению социальных гарантий ветеранам и инвалидам (по 20 субъектов Российской Федерации). В Кемеровской, Курской и Пензенской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе практикуется делегирование органам местного самоуправления лишь части полномочий, связанных с приемом от граждан и обработкой документов на получение соответствующих пособий и компенсаций, а также с их назначением и доставкой.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» в 56 субъектах Российской Федерации в течение 2019 – 2020 годов были приняты законы, предусматривающие передачу органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по материально-техническому обеспечению Всероссийской переписи населения (включая предоставление помещений для работы, транспорта и средств связи), однако в 2020 году перепись не проводилась из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки, вызванной пандемией «COVID-19». Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» допускается делегирование муниципалитетам аналогичных полномочий при проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи, однако в соответствии с календарем указанной переписи ее проведение в 2019 – 2020 годах не предполагалось.

В соответствии с пунктом 6 статьи 263 Федерального закона № 184-ФЗ 94 из 114 «собственных» полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленных в пункте 2 статьи 263 Федерального закона № 184-ФЗ, могут в соответствии со статьей 17 Федерального закона № 131-ФЗ и законами субъектов Российской Федерации передаваться для осуществления органам местного самоуправления с передачей им необходимых материальных и финансовых ресурсов. При этом субъекты Российской Федерации не ограничены в определении объема передаваемых полномочий, а также перечня и видовой принадлежности муниципалитетов, органам местного самоуправления которых передаются эти полномочия.

Полномочие, установленное пунктом 64 части 2 статьи 263 Федерального закона № 184-ФЗ (ведение регистра муниципальных правовых актов) может передаваться муниципальным районам в части сбора от поселений информации, необходимой для его ведения. 19 «собственных» полномочий субъектов Российской Федерации, указанные в подпунктах 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 – 36, 38 – 40, 42, 48, 52, 58 части 2 статьи 263 Федерального закона № 131-ФЗ, не могут передаваться органам местного самоуправления.

В 2019 году в реализации «собственных» полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, делегированных органам местного самоуправления, приняли участие 9,6 тысяч муниципальных образований, в 2020 году – 9,5 тысячи муниципальных образований, что составило 44,7 процента муниципалитетов – участников бюджетного процесса в 2019 году и 45,3 процента в 2020 году. Практика наделения органов местного самоуправления такими полномочиями имеется во всех 85 субъектах Российской Федерации.

Практически повсеместное распространение получила практика наделения органов местного самоуправления полномочиями субъектов Российской Федерации в административно-деликтной сфере. Так, 82 из 85 субъектов Российской Федерации (за исключением Республики Калмыкия, Тюменской области и города Москвы) передали органам местного самоуправления полномочия по созданию и организации деятельности административных комиссий, а также определению должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. В осуществлении этих полномочий приняли участие органы местного самоуправления около 8,7 тысяч муниципальных образований в 2019 году и около 8,4 тысяч муниципальных образований в 2020 году, что составляет 40,4 процентов от числа муниципалитетов – участников бюджетных правоотношений, при этом чаще всего административные комиссии создавались в границах муниципальных районов и городских округов.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.049 с.)