Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, склонных к воровству 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, склонных к воровству



Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, склонных к воровству

Диагностический этап

Цель: выявление учащихся, склонных к воровству.

Задачи:

1. Выявить характерологические особенности, черты личности и уровень самооценки учащихся;

2. Определить особенности учебной деятельности;

3. Изучить особенности семейных взаимоотношений, определение модели и типа семейного воспитания;

4. Выявить интересы, круг общения учащихся, особенности их взаимодействия с окружающими.

Диагностика личностных особенностей подростка

Предмет диагностики Специалист Субъект диагностики/ Инструментарий Результат диагностики Использование в коррекционно- развивающей работе
Самооценка Педагог-психолог Дети и подростки 11 -13 лет Дембо - Рубинштейн Уровни: высокая….….% нормальная.…% низкая………% Коррекция самооценки
Эгоцентризм Педагог-психолог Дети и подростки 11-13 лет/ Методика диагностики эгоцентризма у подростков (Т. И. Пашукова) Наличие и выраженность эгоцентризма Коррекция уровня притязаний
Акцентуации характера Педагог-психолог Дети и подростки 11-13 лет ПДО, И.Я. Иванов и А.Е. Личко Гипертимный, циклоидный, лабильный, астено - невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, комформный Коррекционная работа на развитие и социализацию личности
Отклоняющееся поведение детей младшего школьного и подросткового возраста Педагог - психолог Дети и подростки 11 -13 лет Дом - дерево – человек Дж. Баком   Незащищенность Тревожность Недоверие Чувство неполноценности Враждебность Конфликтность Трудности общения Депрессивность Снижение негативных состояний
Черты личности ребенка Педагог-психолог Дети и подростки (8-12 лет) Детский опросник Кеттелла CPQ. Низкий, средний или высокий уровень развития черт личности: Обособленность-сердечность Низкий интеллект – выс. интеллект Эмоц. неустойчивость – устойчивость Уравновешенность – беспокойство Покорность – настойчивость Озабоченность – беспечность Недобросовестность – высокая совестливость Робость – смелость Суровость – мягкосердечность Интерес к участию в общих делах – осторожный индивидуализм Самоуверенность – склонность к чувству вины Зав-сть от группы – самост-сть Импульсивность – контроль желаний Нефрустрированность – фрустрированность  Коррекционная работа на развитие и социализацию личности
Состояние здоровья Медицинский работник Дети и подростки 11 -13 лет   Анамнез Обращение к более узкому специалисту

Диагностика ближайшего окружения

Предмет диагностики Специалист Субъект диагностики/ Инструментарий Результат диагностики Использование в коррекционно-развивающей работе
Отношение со сверстниками Социальный педагог, классный руководитель Дети и подростки      11 -13 лет, наблюдение, опрос, беседы   Зона взаимодействия, коммуникация Возможности влияния, развитие коммуникативных навыков
Увлечения, интересы Социальный педагог, классный руководитель Дети и подростки 11 -13 лет/ наблюдение, опрос, беседы   Внешкольная деятельность, замещающая деятельность, успехи/неудачи Развитие коммуникативных навыков, общность интересов
Членство в неформальных объединениях Социальный педагог, классный руководитель Дети и подростки 11 -13 лет/ наблюдение, опрос, беседы   Внешкольная деятельность Развитие коммуникативных навыков, возможности влияния, интересы

 


Решение:

1. Разработка модели индивидуального психолого-педагогического сопровождения развития учащегося;

2. Назначение сроков и ответственных за реализацию индивидуального психолого-педагогического сопровождения развития учащейся.

3. Планирование промежуточного ПМПк.

Деятельностный этап.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в школе и направлена на профилактику воровства среди детей и подростков, активизацию их личностных ресурсов, формирование черт личности, которые помогут ребенку воздержаться от кражи: благополучие в эмоциональном плане, достаточная степень развития воли и нравственных представлений, умение сдерживать свои желания.

1. Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую проблему;

2. Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников;

3. Активизация процесса самопознания;

4. Выработка адекватного отношения к себе и своим поступкам;

5. Осознание школьником значимости каждой личности и его роли в социуме.


Склонных к воровству

1. Коррекционная работа направлена:

а) На повышение уровня школьной мотивации;

б) На нормализацию отношений между учащимися в классе, сплочение классного коллектива;

в) На нормализацию отношений между педагогами и учащимися;

г) На повышение уровня адаптационных способностей обучающихся.

2. Основными специалистами, реализующими эти направления являются педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог.

3. Наиболее эффективными методами коррекции ситуаций в школе у детей и подростков, склонных к воровству, являются:

1. Работа с позитивной самоидентификацией, с образом «Я» и образом тела, расширение мировоззрения;

2. Различные методы позитивного взаимодействия в группе (согласование действий, ролевая терапия, сплочение группы, поиск единых ценностей и т.д.)

3. Моделирование, мини лекции, мозговой штурм, анализ ситуации, групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы).

 

Предмет коррекции Специалист Субъект коррекции Инструментарий коррекции Доступные ресурсы Ожидаемый результат
Уровень школьной мотивация Педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог Учащийся 1)Ануфриев, Костромина – Как преодолеть трудности в обучении детей Внутренние ресурсы: 1) Уровень развития интеллекта (средний, выше среднего, высокий); 2) Ценные для подростка аспекты его «Я»; 3) Позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы: 1) Значимые другие. 2) Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая. 3) Социальный опыт. Повышение мотивации к процессу обучения
Психологический климат в классе Педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог Классный коллектив                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Щеколдина, С.Д. Тренинг толерантности Внутренние ресурсы: 1) Коммуникативный потенциал; 2) Ценные для подростка аспекты его «Я»; 3) Позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы: 1) Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая. 2) Социальный опыт. Оптимизация межличностного общения учащихся. Формирование у школьников навыков коллективного взаимодействия. Осознание подростком значимости каждой личности и его роли в социуме  
Развитие коммуникативных навыков Педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог Учащийся Авторская программа "Развитие коммуникативных умений подростка" Рудакова Г. В. Внутренние ресурсы: 1) Коммуникативный потенциал; 2) Ценные для подростка аспекты его «Я»; 3) Позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы: 1) Значимые другие. 2) Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая. 3) Социальный опыт. Усиление личностных ресурсов; формирование адекватной самооценки; наличие навыков конструктивного поведения; наличие навыков и умений снятия эмоционального напряжения и тревожности

Рефлексивный этап

Основным условием для осуществления профилактической программы с детьми и подростками, склонными к воровству, является ее ориентированность на создание благоприятной среды для формирования морально-нравственных ценностей, помощь в осознании подростком самого себя, своих возможностей, совершаемых действий и поступков, а также принятие ответственности за них.

Ожидаемые результаты:

1. Увеличение числа школьников, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни;

2. Уменьшение количества подростков, совершающих кражи и другие противоправные действия;

3. Оптимизация детско-родительских отношений за счет повышения психологической компетентности родителей в вопросах воспитания;

4. Повышение уровня коммуникативных навыков, оптимизация межличностного общения учащихся.

 

Критерии и показатели эффективности реализации программы профилактики, склонности к воровству у детей и подростков:

1. Сформированная адекватная самооценка у учащихся.

2. Повышение уровня учебной мотивации.

3. Формирование установок у подростков на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке), вовлечение в социально-значимые виды деятельности:

- увеличение количества подростков, участвующих в реализации социальных проектов;

- увеличение количества подростков, участвующих в деятельности подростковых, волонтерских организаций, в секциях, кружках и объединениях.

4. Снижение или отсутствие случаев воровства среди подростков.

5. Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.

5. Проведение повторной диагностики по методикам диагностического этапа.

Список литературы

1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное по­собие. СПб., 2004.

2. Антипова И. Г. Воровство в детском возрасте: ана­лиз причин и коррекция // Детский психолог. 1995, № 9, 10.

3. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. М., 2001.

4. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением / Под ред. М. И. Рожкова. М., 2001.

5. Вострокнутов Н. В. Типология делинквентного поведения детей и подростков: социально-средовые, эмо­ционально-личностные и психопатологические факторы риска // Социальная дезадаптация: нарушения поведе­ния у детей и подростков. М., 1996.

6.  Гаврилова Т. П. Детские кражи: причины и след­ствия // Директор школы. 2001, № 3.

7. Гуткина Н. И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М., 1991.

8. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в по­ведении ребенка. СПб., 2000.

9. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.

10.  Костина Е. Клептомания — детское воровство. Проблемы воровства у детей // Она. 2006.

11. Кравцова М. М. Если ребенок берет чужие вещи. М.,2002.

12. Кукк В. Воровство: поведенческая зависимость 2006.

13. ЛичкоА. Е. Подростковая психиатрия. М., 1985.

14. Нелидов А. Л., Щелина Т. Т. Психолого-медико-социальная коррекция ребенка с синдромом раннего во­ровства // Начальная школа. 2002, № 9.

15. Олиферентсо Л. Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие. М., 2002.

16. Попова Т. А. Клептомания или почему ребенок во­рует, 2006.

17.   РайнпрехтХ. Если дети воруют...// Защити меня! 2006, № 2.

18. Реан А. А. Семьи и дети группы риска: проблемы профилактики преступности несовершеннолетних // Мир детства. 2004, № 4.

19. Санадзе И., Орлова С. Психоаналитический кон­сультационный центр. Детское воровство, 2006.

20. Тандит С. Детское воровство: от 3 до 16 // Первое сентября, 2006.

21. Шипицына Л. М. Психология детского воровства: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2007.

 

 

Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, склонных к воровству



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.019 с.)