Национально-государственное строительство в СССР в 40-е – начале 60-х годов: тенденции и противоречия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национально-государственное строительство в СССР в 40-е – начале 60-х годов: тенденции и противоречия.



В марте 1940 г. после войны с Финляндией часть ранее принадлежавшей ей территории была присоединена к Карельской автономной республике, а последняя преобразована в Карело-Финскую ССР (в 1956 г. в качестве автономной республики вошедшую в состав РСФСР).

В августе 1940 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении территорий, ранее входивших в состав Румынии, в состав Украинской СССР и вновь образованной Молдавской ССР.

На вновь присоединенных территориях распространялось со­ветское законодательство, проводились национализация и земель­ная реформа.

В феврале 1941 г. Молдавия приняла свою республи­канскую Конституцию.

Прибалтийские республики до момента вхождения в состав СССР прошли период «коалиционных правительств», пришедших на смену националистическим республиканским правительствам. Выборы в сеймы Литвы и Латвии и Государственный Совет Эстонии дали большинство «левым» кандидатам в июле 1940 г. Эти представительные органы провозгласили установление советской власти в Прибалтике, провели национализацию земли, промышленности и банков и обратились к СССР с предложением о принятии трех республик в состав Советского Союза. В августе 1940 г. Верховный Совет СССР принимает решение об их включении в федерацию в качестве союзных республик. В ноябре 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР вводит в действие на территориях трех прибалтийских респуб­лик законодательство СССР: уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданско-процессуальное, трудовое и семейное. С ноября все граждане этих республик получали союзное гражданство. В августе 1940 г. Народные сеймы Латвии и Литвы и Государственная Дума Эстонии приняли свои республиканские конституции. Сами парламенты были преобразованы в Верховные советы, кабинеты министров в совнаркомы, а президенты республик в президиумы Верховных Советов.

Расширение конституционных прав союзных и автономных республик в послевоенный период связывалось с экономическими преобразованиями, происходящими в них. В 1954—1956 гг. из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано большое число промышленных предприятий. Были расширены права министерств союзных республик по управлению промышленностью: в мае 1955 г. был

изменен порядок планирования и финансирования хозяйств союзных республик. Их советы министров стали сами утверждать планы производства и распределения, титульные списки капитального строительства, темпы увеличения численности работаю­щих, роста производительности труда и фонда зарплаты.

В 1953—1960 гг. возрастает удельный вес республиканских бюджетов в союзном бюджете, а также доля республиканских налогов. С 1955 г. в союзном бюджете стали определяться лишь основные направления республиканских бюджетных расходов без их детализации.

Для координации межреспубликанской экономической политики в феврале 1957 г. была образована Экономическая комиссия Совета Национальностей (для подготовки законопроектов, предложений и планов). В задачи Комиссии входило также согласование экономических интересов автономных республик.

В феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял законы «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов» и «Об отнесении к ведению союзных республик разрешения вопросов областного, краевого административно-территориального устройства». За верховными органами СССР закреплялось право установления Основ по этим отраслям законодательства.

На основании этих актов союзные республики произвели   ряд территориальных преобразований и изменений в статусе национально-государственных образований. После XX съезда КПСС и реабилитации «осужденных народностей» в феврале 1957 г. была восста­новлена Чечено-Ингушская АССР (в составе

РСФСР), образованы Калмыцкая автономная область (в составе РСФСР), преобразованы: Кабардинская АССР в Кабардино-Балкарскую АССР, Черкесская автономная область — в Карачаево-Черкесскую автономную об­ласть. Остался нерешенным вопрос территориального расселения немцев Поволжья и крымских татар.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.007 с.)