Методология управления персоналом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология управления персоналом



     Учебные вопросы лекции

1  Общие положения методологии управления персоналом

2 Методы управления персоналом

 

        Первый вопрос

Методология в   словарном, терминологическом понимании этого термина означает – учение, научный подход к познанию, а также – это совокупность методов познания.

Определенной методологии также подчиняется и управление персоналом как целенаправленная деятельность руководящего состава организации, включающая разработку философии, концепций и стратегии кадровой политики, а также принципов и методов управления персоналом.

При изучении методологии как учения рассмотрению подлежат ключевые понятия: философия работы с персоналом, концепция управления кадрами, стратегия, принципы и методы управления персоналом.

Философия управления персоналом – это позиция философско-понятийного осмысления сущности управления персоналом, уяснения лежащих в основе управления персоналом основополагающих идей. Основа философии управления персоналом заключается в том, что работники имеют возможность удовлетворять свои личные потребности, работая в организации.

Следует отметить, что философия управления персоналом в различных организациях и в различных странах имеет значительные отличия. Однако ученые выделяют четыре основные философии управления персоналом, которые служат примером для подражания в организациях других стран: японская (как одна из первых), американская, европейская и российская. Например, основными положениями японской философии на примере фирмы Sony являются:

- выбор крупных идей и постановка амбициозных задач;

- патриотизм (весь персонал – члены одной семьи);

- развитие творческой инициативы.

Основой японской государственной философии управления персоналом является пожизненный наем (трудоустройство) работников в одной организации.

Особенностью американской философии управления персоналом является признание персонала (в Америке он называется человеческими ресурсами) основным капиталом организаций, в который вкладываются капиталовложения, которые в последующей их производственной деятельности должны приносить прибыль.

Философии управления персоналом других стран имеют также свои особенности, но зачастую они стараются подражать вышеперечисленным философиям, что относится и к российской философии управления персоналом, которая (по мнению ученых) еще окончательно не сформировалась.

Концепция управления персоналом     - это система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях существования организации.

Концепция управления персоналом предполагает разработку стратегии, системы и технологии, а также методов управления персоналом.

Система управления включает в себя: профессиональные кадры, средства, методы и структуру управления.

Технология управления – это совокупность взаимосвязанных, последовательно выполняемых операций по управлению персоналом.

В современных условиях развития цивилизации основу концепции управления персоналом составляют: возрастающая роль личности работника;

знание его мотивационных установок; умение направлять людей на решение задач, стоящих перед организацией.

Люди с соответствующими им человеческими потенциалами являются основным капиталом, управление которым основывается на следующих концепциях:

· Потенциал человека становится капиталом при найме его на работу (купле – продаже рабочей силы);

· Рост человеческого капитала должен способствовать росту производительности труда;

· Реализация человеческого потенциала должна вести к росту доходов работника;

· Рост доходов должен стимулировать человека на профессиональное совершенствование.

Философы утверждают, что все в жизни человека происходит случайно, но случайности складываются в закономерности. Так и в управлении персоналом выделяются закономерности.

К числу основныхзакономерностей управления персоналом относятся:

· Соответствие управления персоналом социальному содержанию и формам собственности;

· Соответствие целям деятельности организации;

· Преимущество планомерного управления;

· Адекватность (соответствие) управляющей и управляемой систем, субъекта и объектов управления;

· Изменение организации труда (разделение или кооперация) с целью повышения его эффективности;

· Оптимальное сочетание централизации и децентрализации;

· Оптимизация состава и содержания функций управления персоналом;

· Оптимизация числа ступеней управления;

· Пропорциональность производства и системы управления.

Принципы управления персоналом – это руководящие положения, основные правила и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты кадровой службы в процессе управления персоналом.

К числу основных принципов управления персоналом, принятых в организациях нашей страны, можно отнести следующие:

· Научность;

· Целенаправленность и плановость;

· Единство распорядительства (у работника может быть много функциональных руководителей, но - только один непосредственный линейный начальник);

· Контроль исполнения и ответственность;

· Иерархичность и линейность управления;

· Компетентность;

· Стимулирование и другие принципы.

В американской и японской системах управления персоналом (человеческими ресурсами) широко используются такие принципы как: «контроль исполнения заданий, основанный на доверии», «принятие решения на основе консенсуса (согласия, при одобрении решений большинством работников)».

 

Второй вопрос

Методы управления персоналом – это пути (способы) воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.

Схема методов управления персоналом представлена на рисунке 6.1.

 


               Рисунок 6.1 – Схема методов управления персоналом

 

  Административные методы управления персоналом основываются на отношениях единоначалия (властного влияния на подчиненных), дисциплины и ответственности за результаты деятельности.

  Административные методы осуществляются в двух формах:

  1 Организационное воздействие – основано на: организационном регламентировании (выработка правил, определяющих правила деятельности, например - регламента рабочего времени, положение об отделе и т.п.); организационном нормировании (установление обязательного порядка, меры, пределов чего-то, например – технические условия, стандарты и т.п.) и организационно-методическом инструктировании (например - проведение инструктажа по безопасности труда, разработка должностных инструкций и т.п.);

   2 Распорядительное воздействие – выражается в форме приказов, распоряжений или указаний.

   К числу административных методов относятся:

- формирование структуры органов управления;

- правовое регулирование;

- подбор и расстановка кадров;

- установление административных нефинансовых санкций и поощрений.

  Экономические методы – это элементы экономического механизма (как совокупность всего того, что необходимо для производства), с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. В условиях рыночной экономики эти методы становятся важнейшими, так как основным рычагом становится денежная единица.

   К числу экономических методов относятся:

- технико-экономический анализ или обоснование;

- финансирование организации;

- мотивация и стимулирование трудовой деятельности;

- оплата труда;

- ценообразование;

- установление материальных санкций и поощрений и другие.

  Социально – психологические методы основаны на использовании социального механизма управления (взаимоотношения в коллективе, социальные потребности и т.п.). Они делятся на две группы: социологические (направленные на группы людей в процессе их совместной трудовой деятельности) и психологические (воздействующие на личность конкретного человека).

  К числу этих методов относятся:

- создание творческой атмосферы в коллективе;

- участие работников в управлении;

- социальная и моральная мотивация и стимулирование;

- формирование здорового коллектива;

- установление социальных норм поведения;

- установление моральных санкций и поощрений и другие.

 

  Вопросы для самоконтроля

1 Семантика термина «методология управления персоналом»?

2 Понятие философии и концепций управления персоналом?

3 Закономерности управления персоналом?

4 Принципы управления персоналом?

5 Методы управления персоналом?

 

Лекция 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.018 с.)