Психолого-педагогические предпосылки построения концепции педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогические предпосылки построения концепции педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках



 

Объективная значимость и сложность педагогического сопровождения детей в культурных практиках предполагает наличие соответствующего психолого-педагогического сопровождения, которое бы обеспечивало эффективность её реализации. Необходимость сопровождения педагогов продиктована потребностью в поддержке, помощи при принятии решений в проектировании и реализации технологии педагогического сопровождения в культурных практиках.

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов в реализации технологии культурных практик рассматривается нами как процесс поддержания педагогов в авторском функционировании и творческой реализации технологии в её осознанном ценностно-смысловом воплощении в условиях, оптимальных для успешного раскрытия личностного потенциала каждого при обеспечении взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Педагогическое сопровождение детей в технологии культурных практик требует разработки концепции, обеспечивающей эффективность данного вида деятельности.

В новом тысячелетии актуализировалась проблема определения взаимосвязи культуры и образования. Современное образование направлено в сторону более глубокого понимания культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия его участников, результатом которого выступает культурный взаимообмен. Подвергается пересмотру отношение к ребенку как объекту педагогических воздействий и за ним окончательно закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего уникальной индивидуальностью. Создание условий для развития и осознания субъектного опыта, индивидуально-личностных способностей, свойств, педагогическая поддержка детской индивидуальности рассматриваются как главные цели образования. Связь культуры и образования сегодня, как никогда, представляется как часть одного процесса, с одной стороны, обеспечивая усвоение ребенком культурного опыта, накопленного человечеством, с другой стороны, выступая условием для пополнения и преумножения его культурных богатств в дальнейшем. В настоящее время механизмы преобразования культуры в мир личности признаны образующим фактором, влияющим на становление личности[21].

Федеральный государственный образовательный стандарт на этапе завершения дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяет целевые ориентиры воспитанников. Их содержательная составляющая включает приобретение ребенком опыта общечеловеческой культуры. Деятельностная составляющая представлена способностями ребенка к творческому проявлению и самостоятельному выбору, что предполагает использование вариативных и гибких формы организации педагогического взаимодействия. Культурные практики в современном образовательном процессе рассматриваются «в качестве эффективного способа реализации культурообразующей функции образования, а также придания образованию активного деятельного характера, предполагающего субъектную позицию воспитанника. Культурные практики помогают объяснить особенности развития и саморазвития ребенка в процессе освоения культурных норм и расширения культурного опыта».

Понятие «культурные практики» было представлено Н.Б. Крыловой в 2000 году. Ею было обосновало выделение культурных практик из видов детской деятельности, как возможности самостоятельного принятия решения о важности, ценности, содержании, объеме, способах присвоения социальных норм и культурного опыта. В литературе можно встретить несколько определения понятия «культурные практики». Автор понятия Н.Б. Крылова в качестве определений раскрывает многочисленные аспекты его содержания и условий реализации. По мнению автора «культурные практики» – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах и привычные для ребенка виды его самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта».

Культурные практики рассматриваются как универсальные культурные умения – это готовность и способность ребенка действовать на основе принятия и освоения общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности, поведения и отношений.

По мнению О.А. Бакулевич, культурные практики представляют собой освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, помощи, дружбы, альтруизма, заботы, а также негативного опыта недовольства, протеста, ревности, обиды, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

С.В. Масловской приобщение ребенка к миру культуры рассматривается как «разработка и реализация в системе дошкольного образования культурно-антропологических практик, как особого вида деятельности по освоению и преобразованию ребенком объектов предметно-развивающей среды дошкольного образования на основе правовых и свободных практик, практик культурной идентификации и целостности телесно-душевно-духовной организации ребенка, практик расширения возможностей ребенка в различных образовательных областях выступает содержанием и условиями формирования интегративных качеств личности дошкольника».

В качестве теоретической основы организации культурных практик, обеспечивающих приобщение ребенка к культурному опыту как привычных и естественных способов, обеспечивающих культурное саморазвитие ребенка, выступают положения раскрывающие подходы общенаучного уровня методологии педагогики (М.М. Бахтин, В.С., Библер, Е.В. Бондаревская, Г.Д. Дмитриев[22], Н.Б. Крылова).

В современной теории и практике образования ведется постоянный поиск моделей, обеспечивающих взаимосвязь личности и культуры в рамках образовательных программ. Принципы связи образования и культуры, роль свободы во взаимоотношениях учителя и ученика, свободы, основанной на чувстве долга, сформулированы С.И. Гессеном. Вопросы целости образовательного процесса, единства типа культурных впечатлений, поддержки индивидуальности раскрыты В.В. Розановым.

Методологической основой к проектированию педагогической деятельности по реализации культурных практик выступает культурологический подход, обеспечивающий психическое развитие ребенка через механизм присвоения им общественной культуры, носителем которой выступает взрослый. Требованиями современного образовательного процесса и реализации в нем культурных практик детей выступают: учет зоны ближайшего развитии ребенка, опора на ведущую деятельность, признание ребенка субъектом собственной деятельности, учет целостности его развития, организация образовательного процесса через осуществление совместной деятельности, учет интересов и потребностей ребенка, учет современной социокультурной ситуации в многообразии национального, поликультурного мира.

Культурно-детельностный подход выступает концептуальной основой реализации культурных практик в образовательном процессе (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Культурные практики обеспечивают возможности для целостного, всестороннего развития личности и рассматривается как онтогенетический процесс, при котором формируется внутренняя позиция человека через выработку системы личностных смыслов, в самоопределении места в обществе, в желании стать личностью (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев).

Деятельностные и содержательные аспекты многообразных культурных практик подкреплены многими научно-исследовательскими работами в области дошкольной педагогики и педагогики детства. Культурные практики целостностного, духовного, нравственного, этнического, национального развития и саморазвитии ребенка раскрыты в теоретических обоснованиях педагогической антропологии (Б.Г. Ананьев, П.Ф. Каптерев, М.В. Крулехт, А.Ф. Лазурский, М. Монтессори, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский и др.). Изучением основ, позволяющих ребенку приобщиться к миру традиций игровой культуры, этнических и национальных особенностей занимались Г.С. Виноградова, Г.Н. Волков, С.В. Григорьев, М. Мид, Д.Б. Эльконин и др.

В процессе приобщении ребенка к культурным практикам ребенок выступает субъектом деятельности, способным к культурному саморазвитию в рамках доступного опыта (К.А. Альбульханова-Славская, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, Е.И. Исаев, Л.М. Кларина, В.И. Слободчиков, О.В. Солнцева и др.). Приобретая культурный опыт посредством культурной практики, ребенок осуществляет пробу своих возможностей и природных задатков, поддерживая единство личности биологического, социального (культурного) и психического компонентов личности. Результатам таких проб в дальнейшем выступает интерес к определенным видам деятельности, являющийся ориентиром его дальнейшего развития.

Культурные практики как структурная единица образовательного процесса в ДОО в настоящее время активно обсуждаются (Т.Б. Алексеева, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, С.В. Масловская, О.В. Солнцева, Р.М. Чумичева, А.В. Шилова и др.).

С.В. Масловская рассматривает вопросы проектирования культурно- антропологических культурных практик в системе дошкольной образовательной организации (далее ДОО). Процесс проектирования включает в себя поэтапное проектирование ситуации-пробы, игрового тренинга и собственно самостоятельную деятельность ребенка как индивидуальный/коллективный проект.

Т.И. Бабаева, О.В. Солнцева рассматривают содержание культурных практик с позиций культурологического подхода и ФГОС ДО, раскрывают сущность культурных практик, их роль в развитии культурного опыта, самостоятельности, позитивной социализации и индивидуализации ребенка, определяются педагогические условия проектирования культурных практик в образовательном процессе современного детского сада.

Реализация в образовательном процессе ДОО привычных видов организации детской деятельности (современное чтение, бал, игра, фольклор, и др.) как культурных практик позволяют решать задачи формирования личности ребенка как субъекта собственной деятельности (М.Ю. Гудова, Е.А. Никитина, А.А. Фенькина, А.Б. Теплова).

Большую роль в разработке вопроса реализации культурных практик в образовательном процессе ДОО принадлежит О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, которые являются разработчиками инновационной технологии реализации культурных практик в ДОО. В авторских работах раскрывается содержание технологии культурных практик (далее ТКП) коллекционирования, восприятия художественной литературы, фольклора. Представленная технология – это система методов, способов, приемов, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.

ФГОС ДО в требованиях к организации образовательного процесса в ДОО указывает на обязательность представления в основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольной организации (далее Программа) выбранных и/или разработанных самостоятельно программ, направленных на развитие детей в различных видах деятельности и/или культурных практиках.

Содержанием Программы по освоению ребенком культурных практик являются освоение основных способов самопознания – самоопределения – самореализации – саморегуляции личности в системах жизнеобеспечения и жизнедеятельности: человек, общество, культура, природа, и в системах общественных отношений: производственных, правовых, нравственных, культурологических, регулируемых общественным сознанием.

Понятие «культурные практики» является интегративным к содержанию образования, к процессам обучения и воспитания, к организации образовательной среды, и направлено на обеспечение целостности развития личности ребенка. Культурные практики это и возможность, и средство получения человеческого опыта для удовлетворения собственной потребности в активной жизнедеятельности. Образовательный процесс современного детского сада предполагает комплексное проектирование особых культурных практик, способствующих становлению универсальных культурных умений, которые обеспечивают активную и продуктивную образовательную деятельность ребенка в период дошкольного детства

Реализация культурных практик в образовательном процессе обеспечивает: освоение социокультурных норм и образцов деятельности; получение опыта и преумножение личных результатов и достижений; получение опыта самостоятельной творческой деятельности; приобретение опыта презентации личных результатов и достижений на разных уровнях сообщества.

Методы становления культурных практик (игра, ситуация поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирование, танцы, изобразительная деятельность, фантазирование, наблюдения – изучения – исследования) направлены на развитие универсальных культурных умений – готовности и способности действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм. Реализация культурных практик в ДОО обеспечивается соблюдением единства процессуальной и содержательной сторон присвоения ребенком мира культуры в условиях образовательного процесса в многообразии используемых педагогических технологий и практической деятельности субъектов образования на основе партнерского взаимодействия.

Ценностная значимость реализации культурных практик имеет принципиальное отличие от организации многообразных видов детской деятельности, поскольку формируют индивидуальный образ жизни и стиль взаимодействия. Достигается это за счет проектирования культурных практик на основе инициатив самих детей и особой организации процесса вовлечения, приобщения детей к культурным практикам, инициируемых и направляемых взрослыми.

Педагогами-практиками применяются разнообразные формы организации культурных практик в образовательном процессе ДОО: совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно-конструктивные игры), творческая мастерская (рукоделие, приобщение к народным промыслам, просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки, коллекционирование); музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) как форма организации художественно-творческой деятельности детей на литературном или музыкальном материале; детский досуг (праздники, развлечения); коллективная и индивидуальная трудовая деятельность; проектная деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора; игровые практикумы; коммуникативные тренинги.

Культурные практики могут применяться во всех формах образовательной деятельности. В организованной образовательной деятельности детей культурные практики используются для решения образовательных задач: для передачи учебной информации, для усвоения нового материала детьми путем активного запоминания, самостоятельных размышлений или проблемной ситуации; для отработки мыслительных операций логического, индуктивного, дедуктивного характера.

Методы реализации культурных практик в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей делятся на несколько групп в зависимости от их направленности (Г.В. Терехова, Н.Ю. Посталюк и др.) и могут быть представлены как:

– реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений;

– реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивает накопление опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений;

– реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений;

– реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений.

Таким образом, культурные практики включают обычные (применяемые повсеместно и повседневно) способы самоопределения и самореализации ребенка, выступающие содержанием его бытия и ситуациями взаимодействия с другими людьми, обеспечивая способность ребенка применять универсальные культурные умения действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм. Обучение в современном смысле слова – это организация культурных практик, которые позволяют ребенку приобретать универсальные культурные умения, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни. На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи. Формы культурных практик: индивидуальные, групповые, смешанные детско- взрослые формы.

Результатом освоения культурных практик являются индивидуальные достижения ребенка прикладного характера. Через культурные практики обеспечивается интеграция и укрупнение содержания осваиваемых образовательных областей с акцентом на его проблемность и практическую значимость. Оценке подлежит качество, а не содержание продукта культурных практик. Основным показателем освоения культурных практик служат культурные компетентности ребенка, полученные им в культурных практиках. Воспитанники создают собственные артефакты, образцы и творческие продукты деятельности на основе осваиваемых культурных норм, приобретается опыт работы по суммированию личных результатов и достижений, а также опыт их презентации. Основа культурных практик – роль ценностных ориентаций в саморазвитии, в формировании нравственности, коммуникативной и поведенческой культуры. Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение. Если они обеспечиваются, то традиционные методы (воздействия) начинают трансформироваться в методы взаимодействия. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). Система многообразных культурных практик предполагает организацию системного взаимодействия всех специалистов, оказывающих образовательные услуги.

Т.И. Бабаева, О.В. Солнцева рассматривают культурные практики на основе инициатив: возникающие на основе инициатив самих детей и инициируемые, организуемые, направляемые взрослыми.

Культурные практики на основе инициатив самих детей представляют собой самостоятельную детскую деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, воспроизведение способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка объектов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др.

Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Комплексно- тематическое планирование позволяет органично сочетать культурные практики, инициируемые педагогом, и свободные культурные практики, инициируемые детьми. Ценность тематического планирования состоит в возможности интеграции разного образовательного содержания, активизации познавательного и практического опыта детей, объединения детей в увлекательной совместной игровой, познавательно-исследовательской, художественной и практической деятельности.

Проанализируем содержание основных примерных образовательных программ, рекомендованных к применению в ДОО, обеспечивающие реализацию ФГОС ДО с точки зрения включения в образовательный процесс культурных практик.

В основе программы «На крыльях детства»[23] под редакцией Н.В. Микляевой положена концепция формирования событийно организованного образовательного пространства на основе детской игры, концепция педагогической поддержки и сопровождения развития детей в условиях ДОО. Реализация культурных практик обеспечивает взаимодействия детей и педагогов, детей между собой в ходе режимных моментов и организации самостоятельной деятельности обучающихся. Система культурных практик обеспечивает единую культурную практику бытийствования в детской группе.

Целью программы «Детство»[24] (авторы Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.) выступает создание для каждого ребенка возможности развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Доступное содержание культуры раскрывается дошкольнику в своем объектном, ценностном и деятельностно-творческом выражении. Определено место культурных практик в режиме – вторая половина дня. В качестве основных форм используются: совместная игра, ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта, творческая мастерская, музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия), сенсорный и интеллектуальный тренинг, детский досуг, коллективная и индивидуальная трудовая деятельность, подгрупповая работа.

Программа «От рождения до школы»[25] под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой нацелена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Культурные практики представлены как одна из форм детской активности и инициативы по приобщению ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знаниям, морали, искусству, труду).

В программе «Миры детства»[26] под редакцией Т.Н. Дороновой подробно раскрыт процесс приобщения ребенка к культурным практикам, который представлен как процесс приобретения ребенком универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде. Реализация культурных практик характеризуется как процесс приобщения ребенка к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде.

К основным культурным практикам относятся игра (сюжетная и с правилами), продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы, которые могут быть дополнены другими культурными практиками: практическая деятельность («трудовое воспитание»); результативные физические упражнения («физкультура»); коммуникативный тренинг («развитие речи»), простейшее музицирование, целенаправленное изучение основ математики, грамоты, и многое другое. В подготовительной группе добавляются культурные практики по самообслуживанию, обучению грамоте и элементарной математике.

В программе «Мозаика»[27] (авторы-составители В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева) культурные практики определяются как культурные средства деятельности детей определённого возраста. Задача воспитателя заложена в роли проводника общечеловеческого и собственного опыта, гуманистического отношения к людям, носителя социокультурных норм. Коммуникативный аспект качества образования позволяет оценить развитие умений эффективного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми.

В других проанализированных нами программах, составленных в соответствии с требованиям ФГОС дошкольного образования (программа «Истоки»[28] Т.И. Алиевой, Е.П. Арнаутовой и др.; в примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой; в программе «Открытия»[29] под редакцией Е.Г. Юдиной; в программе «Детский сад по системе Монтессори»[30], разработанной по заказу общественной организации «Межрегиональная Монтессори Ассоциация»), понятие «культурные практики» не используется, содержание и механизмы реализации культурных практик не раскрываются.

Анализ программ позволяет констатировать, что, несмотря на то, что требованием ФГОС ДО выступает организация культурных практик детей в образовательном процессе, не все программы, рекомендованные к использованию, выделяют данный вид педагогической деятельности. В тех программах, которые включают культурные практики, содержание методических, процессуальных, целевых указаний и рекомендаций заметно различается.

В заключение отметим, современная педагогическая наука признает важность и значимость культурных практик для развития личности ребенка. Образовательный процесс современного детского сада предполагает комплексное проектирование особых культурных практик, способствующих становлению универсальных культурных умений, которые обеспечивают активную и продуктивную образовательную деятельность ребенка в период дошкольного детства. Однако остается констатировать, что организация и рекомендации к реализации культурных практик в образовательном процессе ДОО в настоящий момент не имеют единых подходов и требований. Многие педагоги, исследователи, признавая ценностное значение и роль культурных практик в развитии личности ребенка, осуществляют поиск собственных технологий и методов реализации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.021 с.)