Методологическое обоснование педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологическое обоснование педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках



 

Достижение новых задач образования потребовало пересмотра подходов к осуществлению образовательной деятельности. В современных исследованиях одной из основных тенденций современного образования определено возвращение образования в культуру, придание ему функций культуросберегающего и культуросозидательного процесса, изоморфного культуре по своему содержанию и способам осуществления.

Настоящий параграф посвящен описанию методологических оснований современной дошкольной педагогики, на которые фактически ориентировались многие ученые и педагоги, и совокупность которых положена в основу стандарта дошкольного образования.

По мнению разработчиков ФГОС ДО[15], целью его реализации должна стать культурная социализация ребенка, его приобщение к лучшим гуманитарным, гуманистическим образцам культуры через общение, через игру. Это неоспоримо свидетельствует о признании приоритета социально-культурного развития человека как целостности. Социокультурная ситуация определяет характер психического и физического развития человека, при неблагоприятных условиях может способствовать задержке этого развития, его срыву, возникновению патологий. Вышеизложенное подводит к пониманию того, что основным предметом педагогического развития является личностный опыт ребенка. Учитывая данный факт, необходимо обратиться к категории «базис личностной культуры», посредством которой описываются качественные характеристики этого опыта. Общеизвестно, что этап становления базиса личностной культуры, прежде всего соотносится с дошкольным возрастом и является первым общим этапом становления личностной культуры человека.

Понятие «личностная культура» обозначает ту часть личностного опыта, которая воспроизводится человеком в условиях самостоятельно принимаемых решений, позволяет подчеркнуть, что образование, что образование, ориентированное на социокультурное развитие человека своей основной целью, считает возникновение у него способности к самостоятельной, творческой деятельности. Становление базиса личностной культуры, обеспечиваемое средствами дошкольного образования, связывается с возникновением у детей такого содержания личностного опыта, которое позволяет им самостоятельно выстраивать свои отношения с объектами окружающей действительности в ближайшем окружении (с самим собой, с другими людьми, с природой и с рукотворным миром) на основе самостоятельно принимаемых решений и опираясь на представления[16].

Названные характеристики базиса личностной культуры определяют необходимые для его возникновения качества элементов личностного опыта. Эти элементы представлены следующим составом:

‑ системой личностных ценностей;

‑ целостной картиной мира в сознании человека;

‑ освоенными средствами и способами деятельности (или деятельностной стороной личностного опыта).

В целостном образовательном процессе происходит изменение всех перечисленных элементов личностного опыта.

В целостном образовательном процессе происходит изменение всех перечисленных элементов личностного опыта. Если педагог, осуществляя педагогическое сопровождение, ориентируется в первую очередь на развитие системы личностных ценностных ориентаций ‑ это характеризует воспитательное воздействие и воспитательный процесс, если на развитие целостной картины мира и деятельностной стороны личности ребенка – это обучающее взаимодействие или процесс обучения. Цели воспитания должны описывать систему личностных ценностей, возникновение которых у человека означает переход на новый этап его социокультурного развития.

Цели обучения описывают через систему знаний то содержание целостной картины мира, которое должно возникнуть в его сознании на новом этапе развития; через систему умений те средства и способы основных видов деятельности, которые должен освоить, чтобы перейти на новый этап развития. Исследования показали, что внешними предпосылками развития ценностного мира человека, в процессе которого происходит возникновение ценностей все с большей степенью общезначимости, всегда выступает культура, социально-культурные воздействия. Формирование определенной системы ценностей возможно только на основе освоения детьми системы научно-обоснованных знаний и разнообразных средств и способов деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечается важность предоставления ребенку возможности для овладения разнообразными видами деятельности и культурными практиками. Право выбора содержания, направленности культурной практики, а также выбор и/или разработка метода, формы, технологии для её освоения возложены на педагога. Культурные практики выступают привычными и востребованными человеком способами и формами организации жизни, самоопределения, обусловленные культурными, общественно принятыми нормами поведения и деятельности. Тенденция включения образовательной деятельности в культурный контекст, ее единство и целостность с культурными ценностями получила свое освещение в трудах В.С. Библера, Е.В. Бондаревской, Г.Д. Дмитриева, Н.Б. Крыловой, Р. Люсиер, Э. Майерса, Ф. Озер, Л.Стоун.

Разработка и реализация в системе дошкольного образования культурных практик как особого вида деятельности по освоению и преобразованию ребенком объектов развивающей предметно- пространственной среды на основе правовых и свободных практик, практик культурной идентификации и целостности телесно-душевно-духовной организации ребенка, практик расширения возможностей ребенка выступает содержанием и условиями формирования ценностных ориентиров личности дошкольника. Культурные практики – понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего-либо в своей жизни. Это понятие помогает объяснить, с помощью каких культурных механизмов ребенок выбирает то или иное действие и какое влияние на развитие имеет этот выбор.

Н.Б. Крылова[17] определяет культурные практики как «ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба»[18].

В образовательном процессе дошкольных образовательных организаций приобщение ребенка к культурным практикам может осуществляться разными методами и приемами, в том числе и через реализацию соответствующей технологии.

Технология культурных практик представляет собой определенный алгоритм действий, операциональных шагов по освоению их детьми. Целью реализации технологии культурных практик выступает проектирование образовательного процесса по формированию у детей дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в процессе освоения культурной практики. Процесс реализации технологии представляет собой синтез целенаправленного воздействия взрослого, обеспечивающего процессы восприятия, ознакомления, освоения и личностного присвоения определенных убеждений и моделей поведения, выступающих содержанием культурных практик посредством культурной идентификации, рефлексивной интериоризации, творческой реализации и совершенствования[19].

Специфика реализации технологии культурных практик объективно ставит педагога перед необходимостью приобретения специальных умений, необходимых для реализации данной деятельности, осознания и личностного принятия ценностного и смыслового значения реализации технологии для развития ребенка и собственного развития, для нахождения собственного стиля взаимодействия с участниками образовательного процесса, который обеспечит реальное равенство прав, свобод, сотрудничество в совместной личностно-значимой культуросообразной деятельности.

Для того, чтобы качественно осуществить процесс реализации технологии по освоению культурных практик детьми, важно, чтобы педагог:

– отчетливо понимал детерминирующее значение механизма преобразования культуры в мир личности;

– признавал субъектность позиции ребенка как неотъемлемое право на самостоятельность, свободу, творческую инициативу, уникальность и самопредъявление;

– владел технологией культурных практик;

– умел самостоятельно осуществить процесс реализации технологии в осознаваемой, личностно принятой, творческой деятельности[20].

Таким образом, методологическое обоснование педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста в культурных практиках на основе культурологического подхода в образовании, подводит к необходимости разработки праксиологической концепции, целью которой является обоснование эффективности способов осуществления педагогической поддержки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.006 с.)