Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологическое обоснование педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в культурных практиках
Достижение новых задач образования потребовало пересмотра подходов к осуществлению образовательной деятельности. В современных исследованиях одной из основных тенденций современного образования определено возвращение образования в культуру, придание ему функций культуросберегающего и культуросозидательного процесса, изоморфного культуре по своему содержанию и способам осуществления. Настоящий параграф посвящен описанию методологических оснований современной дошкольной педагогики, на которые фактически ориентировались многие ученые и педагоги, и совокупность которых положена в основу стандарта дошкольного образования. По мнению разработчиков ФГОС ДО[15], целью его реализации должна стать культурная социализация ребенка, его приобщение к лучшим гуманитарным, гуманистическим образцам культуры через общение, через игру. Это неоспоримо свидетельствует о признании приоритета социально-культурного развития человека как целостности. Социокультурная ситуация определяет характер психического и физического развития человека, при неблагоприятных условиях может способствовать задержке этого развития, его срыву, возникновению патологий. Вышеизложенное подводит к пониманию того, что основным предметом педагогического развития является личностный опыт ребенка. Учитывая данный факт, необходимо обратиться к категории «базис личностной культуры», посредством которой описываются качественные характеристики этого опыта. Общеизвестно, что этап становления базиса личностной культуры, прежде всего соотносится с дошкольным возрастом и является первым общим этапом становления личностной культуры человека. Понятие «личностная культура» обозначает ту часть личностного опыта, которая воспроизводится человеком в условиях самостоятельно принимаемых решений, позволяет подчеркнуть, что образование, что образование, ориентированное на социокультурное развитие человека своей основной целью, считает возникновение у него способности к самостоятельной, творческой деятельности. Становление базиса личностной культуры, обеспечиваемое средствами дошкольного образования, связывается с возникновением у детей такого содержания личностного опыта, которое позволяет им самостоятельно выстраивать свои отношения с объектами окружающей действительности в ближайшем окружении (с самим собой, с другими людьми, с природой и с рукотворным миром) на основе самостоятельно принимаемых решений и опираясь на представления[16].
Названные характеристики базиса личностной культуры определяют необходимые для его возникновения качества элементов личностного опыта. Эти элементы представлены следующим составом: ‑ системой личностных ценностей; ‑ целостной картиной мира в сознании человека; ‑ освоенными средствами и способами деятельности (или деятельностной стороной личностного опыта). В целостном образовательном процессе происходит изменение всех перечисленных элементов личностного опыта. В целостном образовательном процессе происходит изменение всех перечисленных элементов личностного опыта. Если педагог, осуществляя педагогическое сопровождение, ориентируется в первую очередь на развитие системы личностных ценностных ориентаций ‑ это характеризует воспитательное воздействие и воспитательный процесс, если на развитие целостной картины мира и деятельностной стороны личности ребенка – это обучающее взаимодействие или процесс обучения. Цели воспитания должны описывать систему личностных ценностей, возникновение которых у человека означает переход на новый этап его социокультурного развития. Цели обучения описывают через систему знаний то содержание целостной картины мира, которое должно возникнуть в его сознании на новом этапе развития; через систему умений те средства и способы основных видов деятельности, которые должен освоить, чтобы перейти на новый этап развития. Исследования показали, что внешними предпосылками развития ценностного мира человека, в процессе которого происходит возникновение ценностей все с большей степенью общезначимости, всегда выступает культура, социально-культурные воздействия. Формирование определенной системы ценностей возможно только на основе освоения детьми системы научно-обоснованных знаний и разнообразных средств и способов деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечается важность предоставления ребенку возможности для овладения разнообразными видами деятельности и культурными практиками. Право выбора содержания, направленности культурной практики, а также выбор и/или разработка метода, формы, технологии для её освоения возложены на педагога. Культурные практики выступают привычными и востребованными человеком способами и формами организации жизни, самоопределения, обусловленные культурными, общественно принятыми нормами поведения и деятельности. Тенденция включения образовательной деятельности в культурный контекст, ее единство и целостность с культурными ценностями получила свое освещение в трудах В.С. Библера, Е.В. Бондаревской, Г.Д. Дмитриева, Н.Б. Крыловой, Р. Люсиер, Э. Майерса, Ф. Озер, Л.Стоун. Разработка и реализация в системе дошкольного образования культурных практик как особого вида деятельности по освоению и преобразованию ребенком объектов развивающей предметно- пространственной среды на основе правовых и свободных практик, практик культурной идентификации и целостности телесно-душевно-духовной организации ребенка, практик расширения возможностей ребенка выступает содержанием и условиями формирования ценностных ориентиров личности дошкольника. Культурные практики – понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего-либо в своей жизни. Это понятие помогает объяснить, с помощью каких культурных механизмов ребенок выбирает то или иное действие и какое влияние на развитие имеет этот выбор. Н.Б. Крылова[17] определяет культурные практики как «ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба»[18]. В образовательном процессе дошкольных образовательных организаций приобщение ребенка к культурным практикам может осуществляться разными методами и приемами, в том числе и через реализацию соответствующей технологии. Технология культурных практик представляет собой определенный алгоритм действий, операциональных шагов по освоению их детьми. Целью реализации технологии культурных практик выступает проектирование образовательного процесса по формированию у детей дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в процессе освоения культурной практики. Процесс реализации технологии представляет собой синтез целенаправленного воздействия взрослого, обеспечивающего процессы восприятия, ознакомления, освоения и личностного присвоения определенных убеждений и моделей поведения, выступающих содержанием культурных практик посредством культурной идентификации, рефлексивной интериоризации, творческой реализации и совершенствования[19].
Специфика реализации технологии культурных практик объективно ставит педагога перед необходимостью приобретения специальных умений, необходимых для реализации данной деятельности, осознания и личностного принятия ценностного и смыслового значения реализации технологии для развития ребенка и собственного развития, для нахождения собственного стиля взаимодействия с участниками образовательного процесса, который обеспечит реальное равенство прав, свобод, сотрудничество в совместной личностно-значимой культуросообразной деятельности. Для того, чтобы качественно осуществить процесс реализации технологии по освоению культурных практик детьми, важно, чтобы педагог: – отчетливо понимал детерминирующее значение механизма преобразования культуры в мир личности; – признавал субъектность позиции ребенка как неотъемлемое право на самостоятельность, свободу, творческую инициативу, уникальность и самопредъявление; – владел технологией культурных практик; – умел самостоятельно осуществить процесс реализации технологии в осознаваемой, личностно принятой, творческой деятельности[20]. Таким образом, методологическое обоснование педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста в культурных практиках на основе культурологического подхода в образовании, подводит к необходимости разработки праксиологической концепции, целью которой является обоснование эффективности способов осуществления педагогической поддержки.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.006 с.) |